Из Тьмы. Макс Бранд

ВТОРАЯ ПОВЕСТЬ.
Княжество Порния - небольшая страна, и в обычном
по ходу истории он должен был быть поглощен целиком столетия назад
одним из окружающих его королевств. Ее положение спасло ее
от этой участи, поскольку это буферное государство между двумя великими монархиями
чья ревность сохранила Порнии независимое существование.

Несмотря на свою независимость, Порния никогда не пользовалась особым вниманием
со стороны остальной Европы, и целью ее правителей на протяжении многих поколений
было ввести ее в состав великих советов посредством сильного союза с
одно из двух королевств, для которых он служит буфером.

Долгожданная возможность наконец представилась в правление Александра VI,
который однажды утром приказал Рудольфу Герцвинскому явиться во дворец.
Как только появился достойный старый барон, Александр обратился к нему следующим образом
: "Рудольф, ты старый и уважаемый советник, преданный
слуга государства, и поэтому я рад сообщить, что
величайшая честь вот-вот снизойдет на вашу семью, честь настолько великая
что это возвысит весь штат Порния. Корона
Принц Чарльз желает сделать вашу дочь своей женой!"

При этих словах он отступил назад, чтобы лучше видеть радость, с которой старый
Рудольф примет это сообщение, но, к его удивлению,
барон только склонил голову и вздохнул.

"Ваше высочество, - сказал Рудольф Герцвинский, - я давно знал о
привязанности наследного принца к моей дочери Берте, но я
страх, что брак никогда не сможет быть заключен ".

"Ну же, ну же!" - добродушно сказал принц. "Это действительно далекий скачок от
Барон Herzvina на свекра, принца Чарльза, но там уже
были и более странные вещи, чем это, хотя никогда ничего такого
смог бы так эффективно возвысить Порнию. Не бойся Чарльза. Он любит
твою дочь; он решителен, как сам дьявол; он преодолеет
любое сопротивление своего отца. На самом деле, ни для кого не секрет
что Карл уже практически правит своим королевством. Так что
радуйся, Герцвина, и я буду радоваться вместе с тобой!"

Но барон лишь печально покачал головой и повторил: "Боюсь, что этот
брак никогда не может быть заключен".

"Почему бы и нет?" - с жаром спросил принц. - Говорю вам, его королевское высочество
любит эту девушку. Я мог прочесть страсть даже в высокопарном языке его
сообщение посла. Почему бы и нет?"

"Я не думал, что Его Королевское Высочество, но девушки. Она не будет
выйти за него замуж".

Принц опустился на стул с ошеломить внезапностью.

Рудольф поспешно продолжил: "Я разговаривал со многими Берта раз и
серьезно этим вопросом, я попытался убедить ее, что долг; но
она не услышит меня. Глупая девчонка говорит, что не любит его
высочество.

Принц хлопнул в ладоши в порыве нетерпения.

- Люблю! Люблю! Во имя Бога, Herzvina, любовь с
этот? Это то, ради чего Pornia ждал на протяжении веков.
Благодаря этому союзу я могу заключить договор, который поместит Порнию раз и навсегда
на карту дипломатических держав. Люблю!

"Я говорил ей все это, но она упряма".

- Она ждет какого-нибудь сказочного принца? Она не ребенок; она не
даже - простите меня - не красавица.

- Верно. Ее даже нельзя назвать хорошенькой, но даже невзрачные женщины, ваше высочество,
иногда задумываются о любви. Это слабость пола ".

Он не был ироничным; он был действительно очень серьезным. Он продолжил: "Я
попробовал разного толка. Она только говорит в ответ: 'он слишком стар. Я не могу
люблю его'".

На Александра Порнийского снизошло вдохновение. Находясь в таком напряжении, он
встал и настолько забылся, что хлопнул рукой по плечу
Герцвины. При этом ему приходилось вытягивать руки почти до самой головы, ибо
принцы Порнии были маленькими людьми, незапамятными временем.

"Барон, - сказал он, - вы позволите мне попробовать свои силы в убеждении?"

"Это было бы честью для меня, сир. Моя семья всегда в распоряжении моего принца".
принц.

Он ответил с оттенком волнения: "Я знаю это, Рудольф; но сможешь ли ты
доверить девочку в мои руки на несколько дней? Мне пришла в голову мысль
я. Я знаю, что могу убедить ее, что эта любовь, о которой она мечтает-это
вещь в покое плоти, физической необходимостью. Давай, отправь ее ко мне,
и я буду рвать ее иллюзии. Она не поблагодарит меня за это, но
она выйдет замуж за наследного принца".

"Я отправлю ее во дворец сегодня же".

- Очень хорошо; и сначала скажите ей, почему я хочу с ней поговорить. Может быть,
что она сама изменит свое мнение, когда узнает о желаниях
своего принца. Прощайте.

И принц уехал на смотр войск городской стражи. Итак,
Берта Герцвинская долго сидела в одинокой комнате.,
после ее прибытия во дворец, прежде чем дверь открылась, лакей в ливрее
поклонился на входе князя, и она оказалась наедине с
ее государя.

Она машинально присела в реверансе, и он позволил ей остаться поклонился, а он медленно
оттянули его белые перчатки. Он все еще носил свою генеральскую форму с
жесткой подкладкой, которая не позволяла его телу стареть, ибо принц Порнии
всегда должен выглядеть как солдат.

- Сядь, - приказал он, и, когда она подчинилась, начал ходить по комнате.

Он никогда не сидел спокойно во время интервью, если мог этого избежать;
врожденная слабость нервов делала для него почти невозможным
встречаться взглядом с другим человеком. Расхаживание взад-вперед давало правдоподобную
причину для постоянного перемещения его взгляда.

"Хороший день, очень хороший день", - сказал он. "Гусары были великолепны".

Его плечи еще больше распрямились. Сам принц всегда ехал верхом
во главе гусар; в детстве она восхищалась им. Он
остановился у окна и замурлыкал маршевую мелодию. Это был спланированный маневр
, потому что его спина была гораздо более царственной, чем лицо, с его высокими
лоб, крошечный рот и подбородок. Она чувствовала себя так, словно находилась рядом с
автоматом в униформе.

Он прервал свое жужжание и заговорил, не оборачиваясь.

- Ну?

"Мое решение неизменно".

"Невозможно! В течение целого дня даже женщина должна подумать
дважды".

"Да, много раз".

"Ты не выйдешь за него замуж?"

- Я не могу любить его.

Он резко обернулся, и бледно-голубые глаза метнули на нее короткий взгляд, который
заставил ее съежиться. Это было так, как если бы на ее сердце сделали рентген.

- Любимая! - тихо сказал он, и она снова вздрогнула. - Потому что он старый?
Берта, ты больше не ребенок. Другие женщины выходят замуж за то, что они могут
срок любви. Это твое право жениться на государство. Что это
благородное дело".

Он улыбнулся и кивнул, повторяя про себя: "Благородный поступок! Что
может быть выше такого служения - что может быть более славным, чем забыть о себе
и жениться ради блага тысяч?"

"У меня есть обязательства перед самим собой".

"Кто внушил вам столько детских идей?"

"Они выросли сами по себе, сир".

Хождение взад и вперед по комнате возобновилось. - Дитя мое, неужели у тебя нет желания
служить мне? Я имею в виду, своей стране?

Она ответила медленно, словно обдумывая свои слова: "Невозможно, чтобы
Я могла служить вам, несмотря на свое бесчестие. Если бы я вышла замуж
за наследного принца, моя жизнь была бы одним долгим сном, сир. Я бы не осмелилась
проснуться к реальности.

Он наклонил голову и беззвучно рассмеялся. Слабость в горле
не позволяла ему повышать голос даже во времена величайшего волнения.
"Душа, которая спит, а?

Поцелуй любви пробудит ее?" - Спросил я. "Что, душа, которая спит?"

Он оглядел ее с легким презрением.

"Моя дорогая, ты презираешь титулы, и все же как женщина без титула ты не
подходите к дочери первого краснолицего торговца. Встаньте!

Она встала, и он подвел ее к трюмо. Он торжественно изучал
ее бледный образ.

"Спящая душа!" - повторил он.

Она закрыла лицо руками.

"Поймает ли на эту приманку заблудшую возлюбленную, Берта?"

"Бог восполнит разницу".

Он тихо выругался. Она и не подозревала, что он может быть так тронут.

"Бедное дитя, позволь мне поговорить с тобой".

Он почти ласково подвел ее к стулу и сел немного позади
так, чтобы не встречаться с ней взглядом.

"Эта любовь, которой ты ждешь, - это не взрослый бог, дорогая девочка, а
слепой ребенок. Даны мужчина и женщина и определенная близость, а
природа делает остальное. Мы надеваем маску на природу и называем это любовью, мы называем
абстракцию и называем ее Богом. Люблю! Люблю! Люблю! Это красивая
маскировка - не более. Ты понимаешь?

"Я не буду".

Она прислушалась к его учащенному дыханию.

"Берта, если бы я приковал тебя десятифутовой цепью к первому встречному мужчине
на улице и оставил бы тебя с ним наедине на три дня, что бы
произошло?"

Ее рука сомкнулась на подлокотнике кресла. Он встал и прошелся по комнате, пока
его идея росла.

"Глаза бы критиковать его, а твой позор будет сражаться в имени
твою ... душу? И увидев твой позор будет держать человека в узде. Но
предположим, в комнате было темно - предположим, вы не могли видеть его лица и
просто знали, что там был мужчина - предположим, _ он_ не мог видеть и просто
знал, что там была женщина? Что бы произошло? Было бы это любовью? Тьфу!
Любовь обожествляется не больше, чем голод. Если ее утолить, она засыпает
; если ее насытить, она превращается в отвращение. Да, в конце
трех дней ты был бы рад, если бы десятифутовую цепь перерезали. Но
что произойдет сначала?"

Смутный ужас холодом окутал ее, потому что она могла видеть, как эта идея захватывает
его, как рука.

"Если бы я сделал это, мир мог бы назвать это позорным поступком, но я
действую ради Порнии, а не ради себя. Я забочусь только о благе государства.
Этим экспериментом я доказываю вам, что любовь - это не Бог, а слепая природа
. Да, и если бы вы знали ее такой, какая она есть, вы бы и дальше сопротивлялись мне?
Мысль крепнет во мне! Говорите!"

Улыбка делала ее почти красивой.

"Сир, во всем мире на каждую женщину приходится только один мужчина".

"Книжный разговор".

Он стиснул зубы, потому что не мог встретиться с ней взглядом.

"И кто приведет тебе этого единственного мужчину?"

"Бога".

Снова беззвучный смех.

"Тогда я сыграю роль Бога. Берта, теперь ты должна принять решение.
брак на благо государства или десятифутовая цепь.
темная комната - и любовь!"

"Даже вы не осмелитесь на это, сир".

"Берта, нет ничего, на что я не осмелился бы. Что стало бы известно? Я отдаю
приказ, чтобы в этой комнате было совершенно темно; я посылаю тайную полицию схватить
человека из города наугад и приковать его к цепи в этой комнате;
затем я привожу тебя в комнату и пристегиваю к другому концу кровати.
услуги, и в течение трех дней я еду вносили в комнату. Результаты?
Для мужчины, смерть; для вас, а знаниями о себе,
во-вторых, любви. Государство пойдет на пользу".

"Это по-звериному... невероятно".

"По-звериному? Тут! Я играю роль Бога и даже превосходлю Его. Я ставлю тебя
лицом к лицу с искушением, через которое ты познаешь
себя. Ты теряешь мечту; ты обретаешь факт. Это хорошо. Стыд будет
хранить тайну в твоем сердце - и государству это пойдет на пользу. Тем не менее, ты
видишь, что я по-отечески милосерден. Я не наказываю тебя за твое прошлое.
упрямство. Я все еще предоставляю тебе выбор. Берта, выйдешь ли ты замуж так, как я хочу,
или ты заставишь меня играть роль Бога?

"Я не выйду замуж".

"Ах, вас будут ждать Бога, чтобы восполнить разницу. Это хорошо ... очень
хорошо; _le Дье в Париже moi_. Ha! Это больше, чем фраза Луи
XIV. У вас будет еще больше времени, но в тот момент, когда сядет солнце,
если я не получу от вас вестей, я позвоню в колокол, который разошлет мою тайную полицию.
полиция без разбора арестует человека в толпе горожан.
Я даже не буду оговаривать, что он должен быть молодым. Я доверяю природе
- абсолютен. _Adieu!_"

Она приняла решение в тот момент, когда он вышел из комнаты. Она накинула плащ.
Перед трюмо она остановилась.

- Да, - пробормотала она, - я не могла сравниться с дочерью первого фермера. Но
еще там должен быть один человек в мире-и Бог составляют
разница!"

Она рывком открыла дверь в проход, ведущий к боковой
вход. Гренадер дворцовой стражи вытянулся по стойке смирно и
предъявил оружие.

"Прошу прощения", - сказал он.

Он полностью заблокировал зал; принц ничего не оставлял на волю случая.
Она начала поворачиваться назад, но затем заколебалась и внимательно посмотрела на мужчину
.

- Фриц! - наконец произнесла она, узнав крестьянина, который был
мальчиком-конюхом в поместье ее отца до того, как поступил на службу в
гренадеры. "Ты Фриц Барр!"

Он покраснел от удовольствия.

"_Madame_ помнит меня?"

"И моего маленького черного пони, о котором ты заботился?"

"Да, да!"

Он усмехнулся и кивнул, и тогда она заметила револьвер в кобуру на
его стороне.

"Какие будут приказы, Фриц?"

"Пусть никто не пройдет через эту комнату. Прости, _мадам_.

- А если я попрошу у тебя револьвер?

Он беспокойно пошевелился, и она достала деньги из сумочки и отдала их
ему.

"С этим ты могла бы раздобыть другое оружие?"

Он глубоко вздохнул; искушение было велико.

"Я мог бы, _мадаме_".

"Тогда сделай это. Никогда не будет известно, от кого я получил пистолет... А я в этом нуждаюсь...
Отчаянно!

Он без слов отстегнул оружие, и, держа его в руке, она
вернулась в комнату.

Там было высокое западное окно, и перед ним она придвинула стул, чтобы
наблюдать за заходом солнца.

"Позвонит ли он в колокольчик, когда край солнца коснется холмов или
когда оно полностью сядет?" подумала она.

Белый круг пожелтел; затем он приобрел оранжевый оттенок, странно выпуклый
по бокам в виде неуклюжего овала. Из сада внизу раздался
отзвуки голоса, а затем трепет девичий смех. Она улыбнулась, как
она слушала, и, высунувшись из окна, западный ветер дул с ней
аромат цветов. Она долго сидела там, глубоко дыша от волнения.
вдыхая аромат и отмечая все изгибы лужайки с тихим, печальным удовольствием
. Зелень сменилась с яркой на темную; когда она подняла глаза,
солнце уже село.

Как она отвернулась от гей-западной части неба, в комнате было вдвойне Дим и
Бриз вечерний комплект занавесок шорох и шепот. Тишина
она была готова к этому, но не к этим призрачным голосам, не к перемещению и
размаху теней. Она повернула электрический выключатель, закрыв глаза
чтобы избавиться от шока от внезапного потока света. Выключатель щелкнул, но
когда она открыла глаза, в комнате было еще темно; они должны были резать
соединительные провода.

После этого ее разум милосердно очистился, ибо то, с чем она столкнулась, было, подобно
рождению и смерти, за пределами понимания. Шум за окнами вывел ее из оцепенения.
наконец, она обнаружила, что несколько рабочих
запечатывают комнату, чтобы ни свет, ни звук не могли проникнуть внутрь или вырваться наружу.
Воздух поступал бы только из аппарата искусственной вентиляции легких. И все же она не могла
осознать, что произошло, что должно было произойти, пока не смолкли последние звуки
работы рабочих и не наступила глубокая, ужасающая тишина; тишина, в которой был
пульсация в нем - биение ее сердца.

Она стояла посреди комнаты, когда появились первые фигуры
в черной ночи, и ужас внезапно окутал ее, коснувшись
словно холодными пальцами. Она ощупью вернулась в угол и присела на корточки.
там, прислонившись к стене, ждала, ждала. Они схватили обреченного
человека задолго до этого. Должно быть, они связали его, заткнули рот кляпом и отнесли
во дворец.

Тысячи типов мужчин проходили перед ее внутренним взором - клерки с узкими лицами,
мужчины, бледные, как брюхо дохлой рыбы; бородатые монстры, грубые и
толстогубые, с громовым смехом; рабочие, топчущие терпеливыми
усталость - и все, кого она видела, носили знак зверя в своих глазах
. Она пыталась молиться, но голос принца звенел у нее в ушах:
"_Le Dieu, c'est moi!_ " и когда она упоминала Бога в своих молитвах, она
представила лицо Александра, бледные маленькие глаза, бесцветные волосы,
высокий лоб, рот, плотно сжатые губы которого не могли быть замаскированы
даже аккуратные усы. Когда в двери повернулся ключ, она вскочила на ноги.
с криком ужаса.

"Это я", - сказал принц.

"Я умираю; я не могу оставаться здесь; я выйду замуж, за кого и когда ты захочешь".

"Ах, моя дорогая, тебе следовало поговорить до захода солнца. Я предупреждал тебя, и я
никогда не меняю своего решения. Это всего на три дня, помни. Кроме того, это
в интересах науки. Кроме того, мне очень понравилось
играть для тебя роль Бога в течение трех дней. Ты понимаешь?

Ровный, насмешливый тон привел ее к нему. Она упала к его ногам и
прижала его худые колени к своей груди.

"Ну же! Будь благоразумна, Берта. Это справедливость".

"Сир, я не хочу справедливости. Ради Бога, будь милосерден.

Она услышала прерывистое дыхание от его беззвучного смеха.

- Это так? Ты должна быть благодарна мне. Поверь мне, дитя, я несу
тебе любовь, о которой ты мечтала. Ha! Ha! _Le Dieu, c'est moi!_"

Звон цепи, которую он нес успокоил ее голос. Его замяли
даже грохот ее сердца. Она встала и терпеливо ждала, пока
наручники были прикреплены к запястью. Принц пересек комнату и постучал
дверь открылась, и при слабом свете, проникавшем из-за двери Берты,
двое мужчин внесли в комнату третьего. Она напрягла глаза
, но не смогла разглядеть лиц. Ношу положили на пол; а
металлический звук подсказал ей, что она прикована к неизвестности.

Принц сказал: "Ты храбрая девушка. Все еще может быть хорошо. Тогда человеческая натура
тоньше, чем я думаю. Поживем-увидим. Как и для вашего любовника, подарок
от Бога, он беспробудно спит. Оно может быть за час до
действие препарата стираться. В течение этого времени ты можешь думать о любви.
Еду будут класть три раза в день вон за ту дверь. Ты сможешь
легко найти ее, ощупывая стену. Прощай ".

Когда дверь закрылась, она начала отступать в свой угол, но цепочка захлопнулась.
мгновенно натянулась с треском. Как ни странно, большая часть ее страха
оставила ее теперь, когда она оказалась лицом к лицу с опасностью; искушение, как назвал это
принц. Она улыбнулась, вспомнив. Когда мужчина проснулся
и узнал об их положении, у нее не было сомнений относительно того, как он поступит.
Она видела знак зверя в глазах многих мужчин, больших и
маленьких; она видела это и понимала. Револьвер мог спасти ее на какое-то время.
но что, если она заснет? Она знала, что будет почти невозможно
оставаться бодрствующим в течение трех дней и ночей.

В момент, когда ее глаза были закрыты конец придет. Казалось, что она лучше
должен выстрелить пулю.

Когда он придет в себя, будет трудно эффективно стрелять
в темноте, потому что это был не ночной мрак - это была абсолютная
пустота, черная, густая, непроницаемая. Она не могла разобрать ее за руку на
малейшее расстояние от нее глаз. Он может даже напасть на нее со спины
и выбить револьвер из ее руки прежде, чем она смогла выстрелить. Рано или
позже мужчина должен умереть. Даже если она не убьет его, это будет
сделано по повелению князя в конце трех дней.

Гораздо лучше, чтобы это было сделано немедленно - чтобы он никогда не просыпался
ото сна. Она спокойно приняла решение и подкралась к
нему. Очень легко она провела рукой по его одежде. Ей пришлось отодвинуть
его руку, чтобы обнажить грудь над сердцем; рука была безвольной,
но мышцы были твердыми, округлыми и упругими. Первый приступ дурноты проблемных
как она поняла, что это должен быть молодой человек, по крайней мере, человека в
расцвете своих физических сил.

Потом ей пришло в голову, что часто пуль в груди
отклоняться от сердца к кости; он будет гораздо более определенным, чтобы заложить
дуло к виску-нажмите на курок, душа отойдет.

Душа! - Она замолчала, с трепетом удивления. Легкое прикосновение освободило бы
стремительный дух. Душу! Впервые она увидела трагедию с
точки зрения неизвестного мужчины. Его жизнь оборвалась посередине; поистине!
слепая судьба протянула руку и выбрала его из целого города. И все же она
просто ускоряла неизбежное. Она протянула руку и коснулась его лба.
лоб.

Он был широким и высоким. Слегка провела по нему кончиками пальцев
она обнаружила два довольно заметных бугорка костной структуры над
глазами. Кто-то сказал ей, что это свидетельствует о сильной силе
памяти. Она попыталась представить себе только эту черту, и очень внезапно, как
появляется лицо, когда мужчина закуривает сигарету ночью на улице, она
вспомнился рисунок из картины Рембрандта "Портрет молодого художника".
Он сидит за чертежной доской, держа карандаш наготове для штриха
который должен придать жизненный характер его наброску. Есть только один высокий уровень
свет, падающий на нижнюю часть лица. Вдохновение усилилось.
выразительный рот; пытливого глаза, выглядывая из тени
мягкая шапочка. Она оторвалась от своего видения и, вздрогнув, поняла, что
когда она нажмет на спусковой крючок, то шагнет назад, через
столетия, и убьет свою мечту об оригинале картины Рембрандта.
Глупая фантазия, конечно, но в темноте сон может быть таким же правдивым, таким же ярким,
как реальность.

Человек без сознания вздохнул. Она наклонилась ближе и прислушалась к его дыханию
мягкому, торопливому, неровному, как будто он боролся во сне, как будто
подсознание взывало к сознанию: "Проснись! Смерть здесь
!"

По крайней мере, у нас было достаточно времени. Она не хочет сделать выстрел, пока он не
переехали. Она положила револьвер на колени и рассеянно позволила своим рукам
блуждать по его лицу, слегка задерживаясь на каждой черточке. Через мгновение она стала
более настороженной. Каждая частица ее энергии была сосредоточена
на том, чтобы увидеть это лицо - увидеть его с помощью осязания. Слепые,
она знала, становятся настолько ловкими, что тонкие нервы на кончиках их пальцев
записывают лица почти так же точно, как глаза нормального человека.

Ах, хоть на мгновение ощутить эту силу! Она старалась изо всех сил. Нос, сказала она
сама она была стройной и хорошо смоделированной. Глаза, поскольку она обвела пальцем
костную структуру вокруг них, должны быть большими; высокие скулы, признак
силы; подбородок определенно квадратный и выступающий; губы полные и
рот довольно большой; шерсть волнистая и густая; горло большое. Один
одним она прослеживается в каждой детали, а затем, двигая обеими руками довольно быстро
по лицу, она стремилась построить мысленную картину в целом-и
она добилась, но все равно он всегда был молодой художник, которому великий
Рембрандт рисовал. Иллюзия не выходила у нее из головы.

Говорят, что руки художника должны быть сильными и жилистыми. Она взяла эти руки
, ощупала тяжелые кости запястья и попыталась оценить
длину пальцев. Ей казалось, что это идеальная рука для художника.
она должна быть одновременно сильной и гибкой.

Он снова вздохнул и пошевелился; она лихорадочно схватила оружие.
поспешно прицелилась.

"Ах, все хорошо", - сказал спящий в своем сне.

Она убедилась, что он действительно без сознания, а затем низко наклонилась,
прошептав: "Прощай, мой дорогой".

При виде какого-то счастливого видения он тихо рассмеялся. Его дыхание коснулось ее лица.
Конечно, он никогда не мог знать; ему оставалось жить так мало мгновений.;
возможно, это превратится в его последнюю мечту на земле и сделает ее
счастливой.

- Прощай! - снова прошептала она, и ее губы прижались к его губам.

Она приставила дуло револьвера к его виску и, собрав в кулак
всю свою силу воли, нажала на спусковой крючок. Казалось, как если бы она была
борешься с ней в полную силу, и еще не было ни одного доклада.
Потом она поняла, что все ее могущество идет на внутреннюю борьбу.
Она призвала себе на помощь голос принца, сказавший: "Мы положили
маска на природу и называть это любовью; мы называем абстракцией и назовите его
Бог. _Le Dieu, c'est moi!_ Она приставила револьвер к виску
спящего; он пошевелился и нарушил уверенность в ее направлении.
Она снова поправила оружие.

Мужчина вскочил с криком: "Измена! Помогите!"

Затем он долго стоял молча; возможно, он репетировал сцену
своего припадка.

"Это смерть, - пробормотал он наконец, - и я в аду. Я всегда
знал, что это будет - темнота, полная и горькая потеря света".

Когда его рука двинулась, цепь зазвенела. Он отпрянул с такой силой, что
что его вес рывком поднял ее на ноги.

"Бесполезно бороться", - закричала она.

"Женщина! Где я?"

"Ты заблудилась".

"Но что случилось? Во имя Бога, _madame_, неужели мы прикованы друг к другу?"
"Мы прикованы".

"Чьей властью?

По чьему праву и приказу?" - спросил я. "Да". "Чьей властью?"

"Тем, против кого мы не можем подать апелляцию".

"Моим преступлением?"

"Никаким".

"На какой срок?"

"Три дня".

Он испустил вздох облегчения.

"Я вижу, это просто какой-то розыгрыш. Этот адский Франц, я знал, что он
замышлял пакость! Три дня - и потом свободен?"

"Да, потому что потом ты умрешь".

Он снова замолчал.

Затем: "Это ужасный сон. Я сейчас же от него проснусь.
Моя дорогая леди..."

Она услышала, как он приближается.

"Держать цепь натянутой, сэр, я вооружен, я огонь при малейшем
провокация".

Он остановился и засмеялся.

"Давай, давай! Это не так уж и плохо. Ты улыбалась во сне
мне. Зажигай свет, моя дорогая. Если Франц нанял вас для этого дела
позвольте мне сказать вам, что я гораздо лучший парень, чем он, должно быть, представлял
рекламировал меня. Но какой же он дьявол, что устроил такую изощренную мистификацию!
Клянусь Юпитером, этой цепи, этой темноты достаточно, чтобы у человека волосы встали дыбом
белый! Черная ночь действует мне на нервы. Огни! Огни! Я жажду увидеть
тебя; Я предсказываю твою красоту по твоему голосу! Все еще застенчив? Тогда мы попробуем
убеждение!

Его грудь уперлась в дуло револьвера.

Она тихо сказала: "Если я пошевелю пальцем хоть на долю дюйма, вы умрете,
сэр. И каждое слово, которое я тебе сказал, - правда".

"Ну и ну! У тебя это прекрасно получается. Я похвалю Франца за то, что он так тщательно репетировал
ты. Неужели это та прекрасная Дафна, о которой он мне рассказывал...

И его рука коснулась ее плеча.

- Клянусь всем святым, я буду стрелять, если ты не отойдешь... назад
до конца цепи".

"Возможно ли это? Средневековье вернулось!"

Он отступал назад, пока легкая цепь не натянулась.

"У меня голова идет кругом. Я пытаюсь рассмеяться, но твой голос убеждает меня. _Madame_,
не могли бы вы объяснить мою ситуацию словами из одного слога?

"Я уже объяснил это. Ты заточен в месте, из которого
ты не можешь сбежать. Ты будешь заключен здесь, прикованный ко мне этой цепью,
в течение трех дней. По истечении этого срока ты умрешь ".

"Ты поклянешься, что это правда?"

"Назови любую клятву, и я повторю ее".

"В этом нет необходимости", - сказал он. "Нет, это не может быть шуткой. Франц никогда бы
рискнуть употребить наркотик, каким бы диким он ни был. Какая-то другая сила овладела мной.
Какая причина кроется за моим арестом?"

"Думайте о нем, как слепой и жестокой силы, которая требует жертвы и
вышли за город, чтобы найти один. Рука упала на вас. Есть
больше нечего сказать. Ты можешь только смириться с тем, что умрешь неизвестной смертью".

Наконец он сказал: "Слава Богу, не неизвестной. У меня есть кое-что, что будет
жить после меня".

Ее сердце подпрыгнуло, потому что она снова увидела художника кисти
Рембрандта.

"Да, ваши картины не будут забыты".

"Я чувствую, что они этого не сделают, и имя..."

"Не говори об этом!"

"Почему?"

"Я не должен слышать твоего имени".

"Но ты его уже знаешь. Ты говорил о моей картине".

"Я никогда не видел твоего лица; я никогда не слышал твоего имени; тебя
привели ко мне в эту темную комнату, какой ты находишь ее сейчас".

"И все же ты знал..."

Ее голос был удивительно тихим: "Я коснулась вашего лица, сэр, и каким-то
образом я поняла".

Через некоторое время он сказал: "Я верю вам. Это чудо не больше, чем
другие. Но почему вы не хотите знать моего имени?

"Возможно, я буду жить после вас, но когда я вижу ваши фотографии, я не хочу знать
скажи: "Это его работа; в этом его сила; в этом его ограничение".
Ты можешь понять?

"Я постараюсь".

"Я сидел рядом с тобой, пока ты был без сознания, и я сам представил твое лицо
и твой разум. Я не позволю, чтобы эта картина превратилась в
реальность".

"Это тонкая фантазия. Ты слепой? Ты видишь прикосновением своих
рук?

"Я не слепой, но мне кажется, что я увидел твое лицо благодаря прикосновению".

"Вот! Я споткнулся о два стула. Давайте присядем и поговорим. Я
Отодвину этот стул подальше, если хотите. Вы меня боитесь?"

- Нет, я думаю, что я не боюсь. Мне только очень жаль тебя. Послушай: я
положил револьвер. Это опрометчиво?

"_Madame_, моя жизнь была чистой. Стал бы я пачкать ее сейчас? Нет, нет! Сядь
вот так! Моя рука касается твоей - ты не боишься? - и дрожь пробегает
по мне. Это темнота меняет все и открывает глаза
твоему воображению, или ты действительно очень красива?"

"Как мне сказать?"

"Будьте предельно откровенны, ведь я умирающий человек, не так ли? И я должен услышать
правду".

"Вы глубоко любите прекрасное?"

- Я художник, _мадам_.

Она вызвала в памяти образ своего лица - тусклые каштановые волосы, длинные и
шелковистые, чтобы быть уверенной; бесцветные маленькие глаза; обычные черты, которые
первая краснокожая дочь фермера могла бы превзойти соперницу.

"Опиши меня таким, каким ты меня представляешь. Я скажу тебе, когда ты ошибешься".

"Могу я прикоснуться к тебе, _мадаме_, как ты прикасалась ко мне? Или это обеспокоит
тебя?"

Она колебалась, но ей показалось, что ищущий глаз
Портрет Рембрандта посмотрел на нее через темные ... глаза в благоговении и
рвется сразу.

Она сказала: "Ты можешь поступать, как пожелаешь".

Его свободная рука поднялась, нащупала ее волосы, медленно провела по ним
складки.

"На Ощупь они как шелк, но гораздо нежнее, потому что в каждой их нити есть жизнь
. Это обильное и продолжительное. Ах, она должна сиять, когда
солнце ударяет по нему! Это золотые волосы, _madame_, не бледно-желтые
как морской песок, а великолепного золота, и когда они падают на
белизну твоей шеи и груди, сердца мужчин трепещут. Говори! Скажи
я дала ему имя!

Она подождала, пока рыдания не стихли в ее горле.

"Да, это золотые волосы", - сказала она.

"Я не могла ошибиться".

Его рука, слегка подрагивая, провела по ее лицу, и она ощутила
нетерпение каждого прикосновения. Ее охватил холодный страх, что эти
ищущие пальцы обнаружат правду.

"У тебя голубые глаза. Да, да! Темно-синий - к золотым волосам. Иначе и быть не может.
Говори. "Боже, помоги мне!"

"_Мадамэ?_" - Спросил я. "Мама?"_"Мама!"_"Мама!"

"Мама!"

"Я слишком гордился своими глазами, сэр. Да, они голубые".

Пальцы были на ее щеках, дрожали на губах, касались подбородка и
шеи.

"Вы божественны. Так было предопределено! Да, моя жизнь была
одной длинной чередой чудес, но величайшее было отложено
до конца. Я следовала за своим сердцем по всему миру в поисках
совершенной красоты, и теперь, когда я на пороге смерти, я нахожу это. О, Боже! Для одного
момент с холстом, кисти, и благословенный свет солнца! Он не может
быть! Чуда не будет завершена; но я выполняю в вечную ночь
идеальная картинка. Холст и краски? Нет, нет! Ваша картина должна быть нарисована
душа и цветные с любовью. Последнее чудо и величайший! Три
дней? Нет, три века, три столетия счастья, ибо разве ты не здесь
?

Кто скажет, что нет глаза, которым мы пронзаем ночь? Для
к каждому из этих двоих, сидящих в кромешной тьме, пришло видение.
Воображение стало реальнее реальности. Он увидел свой идеал
женщины, тот образ, который каждый мужчина носит в своем сердце, чтобы думать о нем в
времена тишины, видеть в каждой пустоте. А она увидела свой идеал
мужской силы. Темный прижал их вместе, как будто с силой
физические руки. Мгновение они ждали, и в этот момент каждый узнал
сердце другого, ибо в этой абсолютной пустоте света и звука они
увидели глазами души и услышали музыку сфер.

Затем ей показалось, что она услышала голос принца: "Ты должна быть благодарна
мне. Поверь мне, дитя, я несу тебе ту любовь, о которой ты
мечтала. _Le Dieu, c'est moi!_"

Да, это был голос рока, прозвучавший из этих сардонических уст.
Тьма, уничтожающая время, сделала их любовь столетней давности.

"Во всем мире, - прошептала она, - для каждой женщины есть один мужчина. Это
рука Небес, которая отдает меня тебе".

"Подойди ближе... так! И вот я уже голову рядом с моей, как Бог
заранее обреченное на провал. Слушай! У меня есть власть, чтобы взглянуть сквозь тьму и увидеть
твои глаза - какие они голубые! - и читать в них твою душу. Мы
едва ли обменялись сотней слов, и все же я вижу все это. На протяжении
тысячи веков наши души рождались тысячу раз, и в
каждой жизни, которую мы встречали и знали..."

И сквозь кромешную тьму, милосердную тьму, продолжалась глубокая, сильная музыка
его голоса, и она слушала, и забывала правду, и закрывала свои
глаза от самой себя.

 * * * * *

В ночь, когда заканчивался третий день, принц подошел к двери
запечатанной комнаты. Офицеру тайной полиции, который стоял на
охранник, он сказал: "Ничего не было слышно".

"По-моему, сегодня днем было два выстрела".

"Ерунда. Этажом выше плотники делают ремонтные работы.
Вы перепутали стук их молотков.

Он отмахнулся от мужчины и, вставляя ключ в замок, тихо рассмеялся про себя:
"Теперь о откровении, о понурой голове,
о позоре. Ha! Ha! Ha!"

Он открыл дверь и мелькнуло на его электрический фонарь. Они лежали на
диване, завернутый в объятиях друг друга. Он выстрелил ей в сердце
а затем направил оружие на себя; его последним усилием, должно быть, было
притяни ее поближе. Вокруг них была намотана цепь, свободная.
Несомненно, смерть не ужалила их, а могила не принесла победы, ибо
холодные черты были так освещены, что принц с трудом мог поверить, что
они мертвы. Он направил электрический фонарик на художника. Это был мужчина лет пятидесяти, с длинными седыми волосами и трехдневной щетиной, покрывавшей
его лицо. Это было на редкость уродливое лицо, сильное, но с жестокими морщинами, а лоб избороздили морщины длительного умственного
труда. Но смерть сделала Берту красивой. Ее глаза под тенью
ее ресницы казались темно-синими, как море, а распущенные каштановые волосы,
падающие на белую шею и грудь, казались почти золотыми в
свете факела. Сквозняк из открытой двери шевельнул волосы, и
сердце принца дрогнуло в нем.Он попытался разжать руки художника, но они были скованы смертью.
"Она была дурой, и потеря невелика", - вздохнул принц. "В конце концов,
возможно, Бог был ближе, чем я думал. Я связал их вместе
цепью. Он видел мой поступок и, должно быть, одобрил, потому что видишь! Он запер их вместе навсегда. Ну, в конце концов... "Боже мой, ты мой!" _


Рецензии