К заповеди о деньгах взаймы
Евангелие от Матфея 5:42
Просящему у тебя дай, и ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТВРАЩАЙСЯ.
Евангелие от Луки 6:34-35
И ЕСЛИ ВЗАЙМЫ ДАЁТЕ ТЕМ, ОТ КОТОРЫХ НАДЕЕТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНО, КАКАЯ ВАМ ЗА ТО БЛАГОДАРНОСТЬ? ИБО И ГРЕШНИКИ ДАЮТ ВЗАЙМЫ ГРЕШНИКАМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНО СТОЛЬКО ЖЕ.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и ВЗАЙМЫ ДАВАЙТЕ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО; и будет вам награда великая, и будете сынами всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым.
Законодательство Моисея содержало весьма конкретное предписание, касающееся прощения заимодавцем долгов ближнему своему: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо ПРОВОЗГЛАШЕНО ПРОЩЕНИЕ РАДИ ГОСПОДА [БОГА ТВОЕГО]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.» (Второзаконие 15:1-3)
При этом предписывалось никогда не отказывать в заёме ближнему и указывалась греховность такого отказа: «…не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но ОТКРОЙ ЕМУ РУКУ ТВОЮ И ДАЙ ЕМУ ВЗАЙМЫ, СМОТРЯ ПО ЕГО НУЖДЕ, В ЧЕМ ОН НУЖДАЕТСЯ; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и КОГДА БУДЕШЬ ДАВАТЬ ЕМУ, НЕ ДОЛЖНО СКОРБЕТЬ СЕРДЦЕ ТВОЕ, ИБО ЗА ТО БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;» (Второзаконие 15:7-10)
С практической точки зрения представляют интерес также следующие утверждения Псалмопевца: «Нечестивый берет взаймы и не отдает, а ПРАВЕДНИК МИЛУЕТ И ДАЕТ» (Пс. 36:21) и «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК МИЛУЕТ И ВЗАЙМЫ ДАЕТ; он даст твердость словам своим на суде.» (Пс. 111:5)
Чтобы понять, как на практике исполнять заповедь о деньгах взаймы, нужно, прежде всего, определить, говорится ли здесь именно о деньгах или наречие «взаймы» имеет некий аллегорический смысл. Так, по мнению духовного писателя Бориса Гладкова (1847-1921), словосочетание «давать взаймы» в контексте рассматриваемых фрагментов Евангелий подразумевает «сделать добро»:
«Эту вдохновенную речь святителя мы должны вспоминать всегда, как только нас возмутит неблагодарность облагодетельствованных нами. Если мы, делая ближним добро (или, как сказал Христос, употребляя удобопонятные для Своих слушателей выражения – давая им взаймы), будем рассчитывать получить от них похвалу, благодарность или подобное же добро, то чаще всего нам отплатят самой черной неблагодарностью; и эта неблагодарность будет достойным воздаянием за то, что мы, благотворя, не были бескорыстны. И если взаймы даете (то есть делаете добро) тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?; то есть достойны ли вы за то какой бы то ни было благодарности? …Не будем отвращаться от хотящего воспользоваться нашей готовностью помогать ближним! Да и помогая им, будем помогать вполне бескорыстно, не рассчитывая ни на какую услугу или иное воздаяние с их…»
В этом же ключе рассуждает протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине: «…В отношении этих слов: давать взаймы, не ожидая возврата, я недавно познакомился с очень хорошим толкованием на это место, что речь идет не столько о деньгах, потому что не ожидать, что отдадут, наверное, не получится, разоримся, хотя, быть может, в идеале это можно. Но здесь речь идет не о деньгах, а о другом: о добром отношении. Когда мы к человеку относимся по-доброму, то ожидаем, чтобы и он по-доброму к нам относился. Вот интересно, что Господь говорит: нет, не ожидайте этого. Как часто бывает, что говорят: вот, я для сына столько сделала, а он не отдает мне тем же самым. Казалось бы, отвечать, конечно, надо, но это уже проблема сына, а не наша проблема, а наша проблема – давать, не ожидая возвращения – это совершенно замечательное евангельское наставление Господа, это и есть безвозмездно, не ожидая никакой награды, не ожидая отдачи давать, делать доброе дело и не говорить, что, вот, я так ему хорошо сделал, а он мне ничего, так равнодушен и так далее. Вот это душевное бескорыстие, вот о чем говорит Господь, очень важные такие слова.» (проповедь от 7 октября 2021 г.)
Однако другие толкователи, как святые отцы, так и современные священнослужители и богословы, в основном исходят из прямого смысла словосочетания «давать взаймы», то есть из того, что В ДОЛГ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ИМЕННО ДЕНЬГИ.
Василий Великий: «…Скажешь: какой же это заем, с которым не сопряжена надежда возвращения? Вникни в силу речения и подивишься человеколюбию Законодателя. Когда будешь давать бедному ради Господа, ЭТО БУДЕТ И ДАР И ЗАЕМ – ДАР ПО БЕЗНАДЕЖНОСТИ ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНО, ЗАЕМ ПО ВЕЛИКОДАРОВИТОСТИ ВЛАДЫКИ, Который Сам за него заплатит и, взяв малость чрез бедного, воздаст за то великим…» («Беседы на псалмы», Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков)
Иоанн Златоуст: «…ПРЕДПИСЫВАЯ здесь (Мф. 5:42, А.М.) ДАВАТЬ В ЗАЕМ, СПАСИТЕЛЬ РАЗУМЕЕТ не отдачу денег в рост, но ПРОСТОЕ ОДОЛЖЕНИЕ. А в другом месте (Лк. 6:34-35, А.М.) требует еще большего, говоря, ЧТОБЫ МЫ ДАВАЛИ И ТЕМ, ОТ КОГО НЕ НАДЕЕМСЯ ПОЛУЧИТЬ.» («Беседы на Евангелие от Матфея»)
Григорий Палама: «…Новый Завет увещевает… ДАВАТЬ ВЗАЙМЫ ДАЖЕ ТЕМ, ОТ КОТОРЫХ НЕТ НАДЕЖДЫ ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНО ДАННУЮ ВЗАЙМЫ СУММУ…» (Беседа на второе воскресенье Евангельских чтений по Луке)
Николай Сербский: «…Если мы даём взаймы тем, от которых надеемся получить обратно, то что мы делаем? Перемещаем свои деньги из одной кассы в другую. Ибо то, что мы дали взаймы, мы считаем своей собственностью, также как и тогда, когда оно было у нас в руках. …ОДАЛЖИВАНИЕ ТОМУ, КТО НАМ ОТДАСТ, – не зло, но добро, однако ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ И КРОШЕЧНЫЙ ШАГ К ВЕЛИЧЕСТВЕННОМУ ДОБРУ, ДАЮЩЕМУ И НЕ ОЖИДАЮЩЕМУ ВОЗВРАТА…» («Беседы», Часть 2 «Неделя 16-я по Пятидесятнице. Евангелие о талантах»)
Николай Сербский: «Делайте добро и тем, кто не требует и не ждёт от вас добра, и давайте взаймы всякому просящему, но ДАВАЙТЕ ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ ВЫ ДАРИЛИ, как если бы вы возвращали чужое, а не давали своё…» (там же)
Тихон Задонский: «…«Может, лучше и не давать взаймы?» – так иной думает. Худое такое мнение: ибо как серебро давать в лихву, так и ВЗАЙМЫ БЕЗ ЛИХВЫ НЕ ДАВАТЬ ГРЕШНО, ЕСЛИ ИМЕЕШЬ, ЧТО ДАТЬ. Ибо Христос учит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). ДАВАТЬ ВЗАЙМЫ ПРОСЯЩЕМУ ДОЛЖНО, но без лихвы, как еще Христос учит: «Взаймы давайте, ничего не ожидая» (Лк.6:35).» («О лихве и проценте»)
Митрополит Иларион (Алфеев): «…Слова «просящему у тебя дай» являются общим правилом, которое может относиться к любым просьбам Что же касается слов «и от хотящего занять у тебя не отвращайся», то они относятся к более частной ситуации, которая в Нагорной проповеди остается без дальнейших разъяснений. В Проповеди на равнине у Луки мы получаем разъяснения, свидетельствующие о том, что ИИСУС И ЗДЕСЬ ОБНОВЛЯЕТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОИСЕЕВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. В законе говорится о прощении, которое «состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего». Однако такое прощение производится раз в семь лет и не распространяется на иноземцев (Втор. 15:1-3). ИИСУС ПРЕВРАЩАЕТ ЧАСТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ ЗАКОНА В УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП.» (Иисус Христос Жизнь и учение. Книга II)
Протоиерей Димитрий Смирнов: «…Нужно действовать по Евангелию: ЕСЛИ ТЫ ДАЛ В ДОЛГ, ТО ТЫ ЗАБУДЬ СРАЗУ О НЁМ, И ВСЁ. КАК БУДТО ПОДАРИЛ… НАДО ДАВАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НЕ ЖАЛКО. СОРАЗМЕРНО СО СВОИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…» (видеозапись прямого эфира радио «Радонеж» от 6 апреля 2013г.)
Позже планируется рассмотреть – в порядке очередности заповедь – Господа о неправедном имении (Евангелие от Луки 16:9-12). Согласно толкованиям на эту заповедь, каждый из нас является в земной жизни лишь временным управляющим имением, которое нам дается Богом и которое только Ему, а не нам принадлежит. Правильное же управление этим имением состоит в том, чтобы его ИЗЛИШКИ НАПРАВЛЯТЬ НА ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ. В этой связи можно и имеющиеся у нас денежные средства рассматривать как принадлежащие только Богу и вверенные нам для использования в указанных выше целях.
Формулировка заповеди:
Если твой ближний просит у тебя взаймы, не отказывай ему, памятуя о том, что имеющиеся у нас денежные средства – от Бога, а направление их излишков на помощь нуждающимся – дело богоугодное. Давая взаймы, действуй по принципу: не ждать обязательной отдачи долга, быть готовым навсегда расстаться с этими деньгами и не жалеть об этом. Исходя из этого принципа, а также из твоих реальных финансовых возможностей, сам определяй и ограничивай величину предоставляемой взаймы суммы.
Свидетельство о публикации №224052000933