Скрытый смысл

1.
"Мой Телемак,
                              Троянская война
окончена. Кто победил — не помню.
Должно быть, греки..."
                              Войны невозможно
вести всё время: миру нужен мир!
А ежели война промеж своими,
то это — и безумие, и морок;
так жизнь губить умеют лишь глупцы.
Мы им подобны...
                              Скоро ровно год...
Однако же безделицей такой —
ту дату помнить —
                          ты себя не утруждаешь.
Ты многое, мой Телемак, не помнишь.
Да, жить так проще,
                           но, не дай-то Бог!

2.
Поверку не прошли твои весы,
как у торговок, на руку нечистых.
Менять местами следствие с причиной —
весьма избитый способ уходить
от нравственных сомнений. Хоть они —
сомнения — суть привилегия способных
постичь, что фраза "горе от ума"
не только лишь шедевр литературный,
но более — душевный дискомфорт.
А при отсутствии присутствия того,
что вызывает в ком-то это горе,
предмета нет об этом рассуждать,
поскольку рассуждать — потребен разум —
всё тот же ум, иначе говоря.

3.
А языком чесать — мы все горазды.
Словами — убивают!
Ты убил
не раз, не два, а тупо — раз за разом, —
не понимая, кажется, того.
Ужель, не ощущая кровной связи
промежду нами, ты тропой Эдипа
решил пройтись до самого конца:
убить отца,
                       а фирме "Мать & Ко"
всецело доверяться без сомнений?..
Пусть не буквально, но по сути — верно:
ты так и поступаешь...
Время — лечит.
Не буду про тебя, а я — здоров
(и слава Богу, и спасибо Богу!)

4.
Но где-то глубоко — занозой в сердце
или развёрстой раной на душе —
таится боль невыносимой силы,
какую я пока ещё терпеть способен,
сжав зубы...
                  Только будет так — не вечно...
А нужен ли тебе эдипов комплекс? —
ты сам решай: твой выбор — за тобой!
Жизнь — череда не выборов кого-то:
от местной власти и до Президента —
а постоянный выбор для себя:
не "быть или не быть?" (о, глупый Гамлет),
а быть — каким? или не быть— каким?
Как поступить? За что держать ответ?
Во что мне верить и кому мне верить?
Жизнь проверяет, жизнь экзаменует,
жизнь — это суд. Не чей-нибудь, а Божий.
С того и называется судьбой.

5.
Не думаю (но и не исключаю),
что образы: "Троянская война",
"Эдипов комплекс", "Горе от ума",
как, собственно, и имя Телемак —
тебе лишь звук пустой или туман,
в котором скрыты робкие познанья.
Равно и имя "борющийся с Богом"
в библейском толковании его —
не думаю, что ты озвучишь с ходу.
Но, кто есть кто: норманны, свеи, даны —
тебе ответить явно по зубам.
Так почему ж тогда ты с придыханьем,
обсасывая сладкий леденец
с пилюлей горькой, спрятанной внутри,
лепечешь дифирамбы чуждым землям —
обетованной, а затем варяжской, —
ни в грош не ставя нравы и порядки
родной земли с большой равнины Русской,
где корни предков — русов и славян —
сокрыты глубже: в ариях и уграх?

6.
Я — русский и карел из ариев и угров.
Во мне еврейской и норманской крови
не то чтоб капли нет, но и намёка.
И ты, как яблоко от яблони, — такой же.
Пусть даже дед твой по утробной ветви
и был пантёхой плотника, который
по кровной линии был отпрыском Давида —
царя единого народа Израиля.
Но более похоже, что твой дед
был назван прадедом так
                       в честь Отца Народов,
всех вместе населяющих Россию;
а назарянин иудейский — ни при чём.

7.
Глухой и захолустный Назарет,
где прозябал свой век Иосиф-плотник,
назначенный стать отчимом мессии,
был так же местом детских лет Христа,
родившегося, почитай, в пути —
в пещере пастухов близ Вифлеема.
А это лишь наглядный знак того,
что Родину себе — не выбирают!
Запомни, заруби себе на лбу:
Господь её себе не выбирал —
родился там, где должен был сгодиться;
там и исполнил роль свою земную.
А ты? Ты возомнил себе, что вправе?
Негоже свою Родину хулить!
А сделать её лучше — долг сыновний.

8.
Я не могу забыть небрежное твоё:
"Я так и знал, что ты, старик, устанешь...
Тебя и на неделю не хватило..."
Физически — я не слабей тебя.
Здоровьем — тоже Богом не обижен.
Духовно я способен фору дать
тебе, как в шахматах слона или коня,
а может, даже — башню крепостную.
Да, я устал — от твоего... (сказать "нытья"? —
вновь не поймёшь, тая внутри обиду)...
от твоего неверия в себя
(да, так, пожалуй, мягче и точнее).
Ты вырос не таким, как мне мечталось.
Но есть ли в том вина моя — не знаю.

9.
Я из глуши тверской провинциальной
усилиями личными и волей,
без всякого содействия извне,
сумел прийти к Акуловой горе —
к подножию царь-града на холме,
обрёл себе жильё и всем своим.
И, отдышавшись, сделал новый шаг:
я в стольный град вошёл — не на коне,
не на осле, а на своих двоих...
Пусть не по спуску с Масличной горы
и даже не сквозь Сузские ворота,
пусть обстояло всё куда скромнее,
но я был смел и сделал этот шаг.
А ты его не сделал... Почему?
Не смог иль не сумел?
Иль не решился?

10.
Я не сужу тебя, ведь всякому — своё.
Но знай: и ты судить меня не вправе.
Мой Телемак, пора кончать войну:
пусть и холодная, однако затянулась.
А жизнь — она конечна: раз — и всё!
Причём быстрей, чем мановенье ока.
А кто, когда и как — знать не дано.
Да и не надо это знать. Не надо.
Но надобно давно понять одно:
междоусобица — особая война,
в которой победителей не будет:
любой её участник — проиграет.

11.
Нам, как индейцам,
               раскурить бы трубку мира,
но мы не курим — оба и давно.
Нам братину наполнить бы вином
и выпить на двоих по половине, —
но хмель опять нам разум замутнит.
Давай обнимемся,
пожмём друг другу руки,
прощения попросим и — простим.
Так будет верно! Так и надо сделать.
А продолжать усобицы — не надо:
ни мне не надо, ни тебе, ни нам.

12.
12 — необычное число.
12 — в высшей точке циферблата.
12 — столько месяцев году.
12 звёздных знаков зодиака.
12 выбранных апостолов Христа.
12 строф — моё письмо к тебе —
12 строф прямого разговора.
В начале было Слово.
Я своё — сказал.
Тебе его лишь надобно услышать.
Услышишь — приезжай!
Я буду ждать.

..................................

13.
Перечитал всё сказанное выше.
И понял вдруг, внезапно содрогнувшись,
что будут ожидания — напрасны.
Так чувствую...
А, может, даже знаю...
Жизнь показала: мы с тобой — чужие.
Твой мир мне чужд, а мой — тобой не принят.
Мы говорим на разных языках.
И более: ты не способен слышать.
Общение с тобой токсичным стало.
Мой слог — глас вопиющего в пустыне:
в твоей пустыне, мёртвой и глухой.
"Пришёл к своим, и не был ими принят".
Ничто, мой Телемак, не ново в мире,
во всём свои подсказки и подтексты,
равно как скрытый смысл числа 13
в колоде ритуальных карт Таро.

апрель- май 2024


Рецензии