Детство Александра Матросова
Л.Н. Толстой
Сто лет назад, 5 февраля 1924 г., родился Александр Матвеевич Матросов, который в свои 19 лет стал героем, защитником земли русской. Он такой был не единственный в те грозные годы Великой Отечественной войны. Это и Зоя Космодемьянская, и герои молодогвардейцы, и тысячи других известных и неизвестных бойцов и командиров, партизан и подпольщиков, которые отдали свои юные жизни за то, чтобы мы с вами жили под мирным небом, говорили на родном языке, были свободными.
Но среди всех этих героев А.М. Матросов отличается тем, что своим именем объединил более 500 героев нашей Родины, совершивших подобный подвиг, и которых уже более 80 лет называются «матросовцами».
За эти годы много журналистов, писателей, историков в своих статьях и книгах рассказывали нам о столь короткой и яркой жизни нашего героя. Но до настоящего времени так и не поставлена точка в исследованиях историков и краеведов в вопросах: откуда А.М. Матросов родом; кто были его родители, хотя ни у кого не вызывает сомнения, что его отца звали Матвей, а маму Анна, и родился Саша 5 февраля 1924 г. Вот такой парадокс.
На протяжении десятилетий на страницах газет и журналов было опубликовано большое количество различных версий, вплоть до самых абсурдных. Но наиболее яркие это три: днепропетровская (украинская), башкирская (татарская) и ульяновская (зин-оврагская).
Никто из серьезных исследователей не отрицает, что рос и воспитывался А.М. Матросов в детских домах. Вначале в детском доме для детей дошкольного возраста № 26 им. В.И. Ленина в районном центре г. Мелекесс (Димитровград) Самарской губернии (Ульяновской области), потом, когда подрос, осенью 1934 г. Сашу перевели в детский дом № 25 им. Н.К. Крупской в том же Мелекессе (ему исполнилось 10 лет, а он только пошел в первый класс и сел за школьную парту). А затем в октябре 1935 г. за нарушение дисциплины он вместе с друзьями-нарушителями был переведен в Ивановский детский дом для трудновоспитуемых (с 1936 г. до 1941 г. – детский дом № 12 с особым режимом, что означало привлечение детей к труду), который располагался в 20 км от Ульяновска в бывшем имении князя Оболенского. Отрицать этого никто не может, потому что в различных государственных архивах имеются подлинные документы и письменные воспоминания друзей, воспитателей, учителей этих детских домов.
А где же он родился и с кем жил до поступления в детский дом № 26 целых шесть лет своей маленькой жизни – оставалось тайной и огромным полем для измышлений разных, порой нечистоплотных, журналистов.
И первым в их череде стал Пантелеймон Терентьевич Скрипников (литературный псевдоним Павел Журба) (1895— 1976) — писатель, прозаик и журналист. Участник Первой Мировой и Великой Отечественной войн, Февральской и Октябрьской революций 1917 г., который в 1926 г. окончил Ленинградский государственный университет, затем заведовал редакцией журнала «Перелом», работал в журнале «Вокруг света». Публиковался с 1924 г. Член ВКП(б). Когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт. Работал в редакции газеты «За Советскую родину». В 1943 г. был демобилизован по инвалидности. В послевоенные годы был руководителем секции детской литературы Ленинградского отделения Союза писателей СССР.
В 1948 г. ему поручили написать киносценарий «Рядовой Александр Матросов». Никаких документов о герое у него не было, а киностудия срочно требовала сценарий. Тогда Пантелеймон Терентьевич сам придумал красивую историю жизни и службы Матросова, опираясь не отрывочные сведения, которые взял из газетных статей военного периода. Фильм был снят и стал пользоваться огромной популярностью у зрителей. Тогда осмелевший автор решил написать книгу по подобию сценария и в 1949 г. вышла в свет его повесть «Александр Матросов», в которой место рождения Александра Матросова писатель определил г. Екатеринослав (Днепропетровск, Днепр), потому что сам родился в селе Троицкое Екатеринославской губернии.
Никакими исследованиями Павел Журба не занимался, он писал художественную повесть для детей и считал, что этот вымысел будет уместен.
Книга была издана в Ленинграде и произвела на людей Советского Союза неизгладимое впечатление. В то послевоенное время она была востребована и необходима. Повесть издавалась миллионными тиражами и переиздавалась 120 раз вплоть до 1976 г., переведена на 13 языков народов Советского Союза и на восемь иностранных языков. И все бы хорошо, если бы хороший художественный вымысел Павла Журбы впоследствии не был использован в корыстных целях.
А ведь уже в 1950-е гг. историки и краеведы ставили под сомнение Екатеринославскую версию рождения, как ничем и никем не подтвержденную. Они пытались найти хоть какие-нибудь сведения в архивах, ЗАГСе, в церковных книгах о проживающих в городе и даже области Матросовых, о рождении ребенка с таким именем и фамилией в 1924 г., но ничего не нашли. Поэтому очень странно, что последующие авторы, не проводя новых изысканий, оставляли местом рождения нашего героя – Екатеринослав (Днепропетровск). Вот так бывает. Художественный вымысел на долгие десятилетия стал официальной версией.
Этой версии придерживался и И.И. Шкадаревич, хотя уже знал о ульяновских корнях героя, но менять ничего не стал. Единственное, что он позволил себе дописать о детстве Саши – это то, что его маму звали Анной. А после публикации в 1967 г. его книги «Бессмертный подвиг Матросова» всем остальным исследователям строжайше запретили даже вспоминать о других местах рождения героя.
К великому сожалению этой версии до сих пор придерживается руководство и сотрудники МБУК «Краеведческий музей города Великие Луки», а ведь музейный комплекс строился рядом с могилой героя, был именным и его строительство велось на деньги, собранные комсомольскими организациями Советского Союза, полученными за работу молодежи страны на заводах, стройках, на колхозных полях, за собранные металлолом и макулатуру комсомольскими организациями школ. Стройка музея была по-настоящему комсомольской, и многие горожане могли похвастаться тем, что принимали участие в ней. Но в 1992 г. музей им. А.М. Матросова фактически перестал существовать, он стал просто краеведческим, в котором Александру Матросову и его подвигу отведено небольшое скромное место на одном из стендов и местом его рождения указан придуманный Павлом Журбой Днепропетровск.
Даже на Украине отказались от «своего» героя-«кацапа». Еще при советской власти (в марте 1984 г.) в областном музее Днепропетровска не было не только зала, а даже стенда, посвященного бессмертному подвигу их «земляка». Днепропетровцы, в подавляющем большинстве, его своим героем не считали. А когда Украина стала «самостийной» то здание музея местные власти тут же продали. Сейчас в его стенах размещается коммерческий банк и ресторан. За прошедшие годы в этом бендеровском государстве переименовали все улицы, носящие имя героя во всех городах, поселках и селах, а 4 января 2023 г. по распоряжению Минкульта Украины снесли памятник Герою СССР Александру Матросову, а на его месте укронацисты собираются поставить монумент Степану Бандере – агенту нацистского Абвера и пособнику гитлеровцев с кличками «Сопля» и «Баба».
Вначале 1990-х гг. Советский Союз как государство прекратил свое существование. Все героические события Великой Отечественной войны стали опровергаться, подвергаться искажениям и передергиваниям. Лучшие люди, которые пожертвовали свои молодые жизни ради спасения остальных от фашистского рабства, были объявлены больными придурками, которые вместо того, чтобы спасать свои шкуры, бросались на дзоты.
Националистам разных мастей и республик понадобились свои герои, и в Башкирии вспомнили о версии журналиста районной газеты из г. Учалы Рауфа Хаевича Насырова о том, что «настоящий» Матросов – это Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, который родился в далекой башкирской деревне Кунакбаево. Нашлись даже живые свидетели, видевшие героя прямо перед войной, когда он приезжал якобы из колонии к друзьям в родную деревню (не рассказал только писатель, что этим свидетелям в то время было по 5-6 лет и они до сих пор говорить по-русски не умеют). Правители Башкирии нашли немалые средства на создание документального фильма, издание и переиздание в большом количестве его книг о Шакирьяне Мухамедьянове, создали музей в его родном селе, изготовили и установили памятник, провели дорогостоящую фотоэкспертизу и многое другое. И в то же время в самой столице Башкирии г. Уфа сделали все, чтобы память о настоящем Александре Матросове навсегда исчезла. Они уничтожили его музей, в котором находилось большое количество подлинных документов и личных вещей воспитанника детской трудовой колонии Александра Матросова, а фотографии и подлинные документы безвозвратно погибли в сырых подвалах центрального хранилища так и не созданного фонда Музея боевой славы г. Уфы. Под напором башкирских националистов была переименована центральная площадь им. Матросова и даже убрали его памятник (намного раньше, чем в Днепре). Одно только успокаивает, что сам подвиг героя под сомнение не поставили.
Но возникло немало вопросов к Р.Х. Насырову и прежде всего: как и почему малолетнего ребенка из неблагополучной семьи, который постоянно недоедал и мерз в неотапливаемой землянке, «добрые соседи» отвезли в Мелекесский детский дом за 840 км от села Кунакбаево через Уральские горы, две области, мимо Уфы и большого количества малых и боль-ших городов России, без наличия железных дорог поблизости, хотя в Башкирии в то время работало 36 детских домов и ближайший был в 6 км в соседнем большом селе Учалы – административном центре Учалинского района Башкирской АССР? Почему свидетели вспоминают о его темных глазах, когда у реального Матросова они голубые, и он ни слова не знал по-башкирски или по-татарски? Да и разговаривал он без всякого акцента и только на русском языке, пел русские песни и среди его друзей были воины разных национальностей, кроме башкир и татар.
Журналист Рауф Насыров не отрицал сам факт нахождения малолетнего Шакирьяна Мухамедьянова в детский домах Ульяновской области, но погнался за сенсацией и просто добавил уже свой художественный вымысел. И, парадокс, ему поверили миллионы жителей не только Башкирии, но и Татарстана, потому что в деревне Кунакбаево проживают этнические татары. А благодаря «упорным стараниям» башкирских журналистов жители этих республик с высоко поднятой головой теперь везде и повсюду твердят: «Матросов — не Матросов вовсе, а наш Шакирьян Мухамедьянов из деревни Кунакбаево!». Причем ни в днепропетровских, ни в башкирских архивах нет документов, подтверждающих этот факт. А ведь Насыров знал от ульяновских краеведов П.К. Ковальчука и А.Г. Толчкова о ульяновских корнях Матросова из статей в газетах «Звезда» и «Ульяновская правда» напечатанных еще в 1968 г.
Постепенно, ничем не подкрепленная версия о вороватом сыне кунакбаевского пьянчуги, стала навязываться всей стране и «заумные научные мужи» с научными титулами и степенями стали беззастенчиво писать об этом даже в современных энциклопедических изданиях.
И, как ни странно, во всей огромной стране с ее мощнейшим научным потенциалом, архивами, музеями и тысячами академиков, профессоров, докторов и кандидатов исторических наук не нашлось ни одного кто бы разобрался в этом вопросе и поставил на место всех зарвавшихся журналистов, писак и националистов всех мастей. И только одна маленькая, хрупкая, беззащитная женщина, краевед из Ульяновска, Нина Александровна Дубовик смело встала на защиту светлого, святого имени Александра Матросова.
Вначале 2015 г. в ее руки, совершенно случайно после встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Виктор Васильевич Емельянов передал оставшиеся материалы результатов поисков и исследований ульяновского краеведа П.К. Ковальчука, полученные от его жены, Галины Павловны, которая просто не смогла выбросить после смерти Петра Кондратьевича, собранные им документы, доказательства и свидетельские показания о месте рождения героя, его матери, отце и ближайших родственниках. И Нина Александровна со свойственной ей ответственностью и упорством, не взирая на состоянье своего здоровья, семейные трудности и горести, взялась проанализировать и обобщить все переданные ей документы.
Не обладая знаниями методик проведения исторических исследований, она в течение года скрупулезно изучила, обобщила и проанализировала все имеющиеся документы, сделала официальные запросы, на которые получила ответы из всех архивов Ульяновской, Самарской, Пензенской и Оренбургской областей, самостоятельно лично просмотрела архивы ЗАГС, всех детских домов находившихся в 1940-х гг. в Ульяновской области, и все метрические книги Михайло-Архангельской церкви сел Высокий Колок и Новая Бесовка с 1871 г. по 1923 г. Нина Александровна, не считаясь с затратами, на свою маленькую пенсию провела несколько полевых поездок непосредственно в с. Высокий Колок, где встретилась с местными жителями и письменно задокументировала беседы с ними. Среди опрашиваемых были как предполагаемые родственники Матросова по боковым линиям, так и свидетели событий 1967 г. — приезда в с. Высокий Колок партийного обкомовского работника Ф.Г. Гаврилова, развернувшихся тогда в селе мероприятий по увековечиванию памяти героя, которые затем были свернуты строгими указаниями сверху. Можно предположить, что под давлением Москвы, где усиливалось влияние «днепропетровской группы» во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, руководство области не поддержало «зиновражскую» версию и запретило проводить какие-либо мероприятия по увековечиванию памяти героя, строго предупредив о наказании всех за «неуместные разговоры».
Нина Александровна пишет: «Вместе с Толчковым (местным краеведом и любителем истории) мы поехали в с. Высокий Колок, где нашли Марию Ивановну Дьяконову — известную как родная тетка Матросова по отцовской линии. Она подтвердила, что Александр был сыном ее брата Матвея и его жены Анны. Мария Ивановна поведала, что малолетнего Александра отвезли в Мелекесс в детский дом по просьбе матери, которая вскоре умерла».
Исследования Н.А. Дубовик впечатляют вложенным туда трудом. От них нельзя просто отмахнуться, потому что там задействованы десятки человек. Она собрала свидетельские показания с подписями людей и их фотографиями и даже создала целое генеалогическое древо рода Матросовых с четким указанием, где там находится Саша, а где его родители и другие родственники рода.
И в результате проделанной колоссальной кропотливой работы были получены результаты, превзошедшие все ожидания. Оказалось, что Александр Матросов родился в ныне исчезнувшем селении Зин-Овраг, на территории современного Новомалыклинского района Ульяновской области, в деревне, где проживал его отец Матвей Иванович Матросов».
В 2016 г. Нина Александровна не просто написала объемную и добросовестную книгу «Всё равно я буду человеком», где она продемонстрировала хорошее владение матросовской темой, но и выступила соавтором статьи в журнале «Вопросы истории» (№ 5, 2019 г., сс. 38-62) - «Александр Матросов: загадки биографии».
В книге использованы письма о Саше Матросове, фотографии и материалы Центрального архива МО РФ г. Подольск; Государственного архива новейшей истории Ульяновской области; Государственных архивов Оренбургской, Самарской, Смоленской областей; Отделов ЗАГС Ульяновска, Новомалыклинского и Мелекесского районов; личного архива краеведа П.К. Ковальчука и его последователя В.В. Емельянова.
В общем, ульяновская версия – это серьезная и глубокая реконструкция родословной Матросовых. И, прежде всего, в ней есть то рациональное зерно, что от хутора Зин-Овраг до Мелекесса всего 37 км, поэтому логичнее предположить, что юного Матросова повезли в ближайший детдом, а не через всю страну, из Днепропетровска или деревни Кунакбаево.
Осталось только, чтобы высокое начальство Российского военно-исторического общества, Центрального музея Вооруженных сил, Центрального музея Великой Отечественной войны и других заинтересованных ведомств не только приняло все это к сведению и опять скромно промолчало, а возглавило работу по установлению истины в столь короткой и яркой жизни Александра Матросова. Пока не появились новые журналистские версии в других автономных республиках России, и наш герой не стал каким-нибудь новым «Ибрагимом Ахмедовым». А то, что у них деньги найдутся на эти провокации, можно не сомневаться.
Чтобы доказать или опровергнуть ту или иную версию места рождения Александра Матросова, требуется самая малость – провести генетическую экспертизу, взяв образец из могилы героя в Великих Луках, и сравнить его с ДНК родственников Мухамедьяновых из деревни Кунакбаево или Матросовых из села Высокий Колок. Ведь нашлись же немалые средства у нашего государства провести такую экспертизу со всей семьей царя Николая II «Кровавого» для достижения исторической истины.
И это необходимо сделать именно сейчас, когда история повторяется, гибнут наши бойцы и командиры, защищая свою Родину в боях с новой коричневой чумой на полях сражений в ходе СВО. Справедливость должна восторжествовать. И это касается не только Александра Матросова, а и сотен тех героев, которые совершили подобный подвиг. Ведь мы до сих пор не перестаем восхищаться высоте их духа, их воле и красоте их души.
Список литературы
1. Дубовик Н.А. Все равно я буду человеком. Возвращение домой. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2016. – 272 с.
2. Канавщиков А.Б. Когда подвиг и есть судьба. – Великие Луки: «Ру-беж», 2023. – 304 с.
3. Шкарлат Н.А. Дорога в бессмертие. Александр Матросов. – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2021. – 74 с.
Свидетельство о публикации №224052101150