Глава II. Опасный рубеж. Семнадцатая кафисма

Глава II. Опасный рубеж. Семнадцатая кафисма.

Из архива журнала «Уральский следопыт», выпуск тысяча девятьсот шестьдесят пятого года:
«….Северное Зауралье — край необъятных таежных просторов. Все пространство между Уральским хребтом и рекой Обью — необозримое лесное царство, разреженное оконцами бесчисленных таежных озер.
В этих глухих местах и должна пройти новая железная дорога.
Сотни грузовых автомашин, тракторов, бульдозеров упорно продвигаются через болота и лесную глухомань, возводя насыпь. За ними идут путеукладчики. Стальная лента все дальше углубляется в тайгу.
Дорога пройдет от Тавды до поселка Сотники. Длина ее сто восемьдесят шесть километров. И на всем протяжении — ни одной деревни.
Давно известно, что тюменская тайга — это богатство, но богатство слишком дорогое. Очень трудна и накладна перевозка здешнего леса. Крайне нужна лесозаготовителям дорога. Она явится той артерией, которая заставит биться сердце нового целлюлозно-бумажного комбината в Тавде. Вдоль нее возникнут десятки новых леспромхозов. Один из них — Карабашский — уже создан и дает лес строителям дороги и тавдинским предприятиям.
От Сотников рукой подать до другой кладовой тюменской тайги — нефти и газа.
Лес, газ, нефть — три основных природных сокровища этих мест.
А есть еще рыба, пушнина, грибы, ягоды… Как считают ученые, тысячи западно-сибирских озер могут ежемесячно давать эшелоны свежей рыбы.
Стальная магистраль уже далеко врезалась в тайгу. Появились новые станции — Щучье, Хмелевка, Куминский разъезд. Маленькой точкой на карте обозначен поселок Сотники. Скоро здесь будет большой промышленный пункт, который свяжет зауральскую таежную целину с индустриальным Уралом…».
«….Тракторы пошли. Первые метры болото держало тягачи. Потом, где-то на десятом, передовой трактор вдруг заглох и стал медленно погружаться в трясину. Кто-то успел набросить трос на хвостовой крюк трактора. Однако вытащить его было уже невозможно. Тогда строители с ключами бросились к тонущей машине, разобрали ее, и так, по частям, вытащили.
Едва спасли один трактор, как чуть не ушел другой. Болото покорилось лишь на третьи сутки — строители соорудили стлань, которая дала возможность штурмовать Согру широким фронтом.
Теперь перед строителями еще один опасный рубеж — Куминское болото.
На пятнадцать километров простирается оно. На морозы особых надежд нет: глубина болота в отдельных местах достигает тридцати метров, и толстая моховая подушка не дает ему промерзнуть до дна,
Вот почему сегодня здесь, на краю Куминского болота, сосредоточено много техники…».
Полвека прошло с момента публикации. Железная дорога построена. Болота покорились. Притихли. Четыре раза в сутки колышется пространство над Куминским болотом. Поезд стремительно пролетает над тихим, казавшимся на первый взгляд уснувшим, пространством. Зимой – снежно застывшая, тянувшееся до горизонта, пустошь. Летом – загадочно упокоенная, цвета мха, низина, сверкающая под солнцем лужицами тёмных вод, переливающаяся луговым многоцветьем вдоль мелькающей насыпи железнодорожного полотна. Километры пролетают незаметно под стук колёс, за разговорами, чтением электронных книг. Смирившись с отсутствием интернета на протяжении всех Куминских пространств, пассажиры попивают чай, шелестят шоколадом, поглядывая на часы в бесполезном во времени телефоне.
-В конце двадцатого века, пытались приобщить эти просторы для пользы, - в отдалении сидящие мужчины, поглядывая в окно, завели разговор.
-Также, как и лес, решили ягоду отправлять на экспорт. Застопорилось дело.
-А что, такое большое болото и ягод мало?
-Не в том дело. Ягод – навалом. И собирать есть кому. Работа была организована быстро. Да вот не прошла та ягода проверку из-за радиации. Не пропустили по лабораторным исследованиям.
-Значит население как собирала ягоду, так и собирает которое десятилетие, а за границу – нельзя? Брусника и клюква – это основные витамины куминцев, да и не только. Весь миллионный Свердловск снабжается с этого рейса по осени. А откуда эта радиация здесь, в глухом уголке? Или это, как всегда, байка для притупления интереса к богатствам местного населения, которую они сами и пропагандируют.
-Жил я здесь лет десять. Ещё в молодости. По направлению с института попал в эти места. И за брусникой, и клюквой хаживал с местными. Грибы собирал, на рыбалку на Баталовское озеро ездил. Организм молодой был, пронесло. В то время и не слышно было про радиацию, выживали лесными ресурсами, сам знаешь восьмидесятые – девяностые. А вот с двухтысячных – началось. Многих покосило. Онкология. Вот и заговорили о том, что в эти болота скидывают космические отходы, обломки ракет с остатками топлива. И раньше знали, не придавали значения. Накапливалось в организме годами. И прорвало.
-Да откуда известно?
-Раньше устно передавалось. Видимо утечка произошла. Всё не утаишь. А ты разве не читал новости в интернете от пресс-службы мэрии? Девятого августа ориентировочно в десять часов пятьдесят две минуты «Роскосмос» с космодрома «Байконур» запланировал запуск ракеты-носителя «Союз». Падение отделяющейся части ракеты-носителя может произойти в населённых пунктах Кондинского района. Администрация района просит жителей с девятого по двенадцатое августа не появляться в лесах, на автодорогах, лесосеках, охотничьих и рыболовных избушках, а также ограничить передвижение на вездеходах в указанное время.
-Так сегодня девятое. Уже запустили. А почему поезд тогда пустили? Надеюсь, к обеду ничего не произойдёт. Скорей бы это дьявольское болото проехать.
-У меня Лиза заболела тоже, вовремя уехали. Наблюдается теперь в округе. А если бы не уехали? «Бог отвёл», - сказала она. Она крещёная у меня. Я даже сам по её настоянию покрестился. На всякий пожарный.
-Ну ты меня напужал. Попробую прозондировать этот вопрос поглубже. Живём-то рядом – вон Свердловская с вашей граничит как раз по Куминскому. Да….
-Местоположение я тебе и так скажу, столько в леспромхозе, лесничестве проработал. Все таксационные описания перелопатил. Это болото относится к Куминскому участковому лесничеству, Кондинское лесничество, много кварталов разграничено на его территории. Но часть. А часть – Свердловские владения. Ещё когда я работал, один местный лесопользователь документы готовил на аренду.
-Чего, лесной делянки?
-Болота.
-Учитывая все обстоятельства? Он бессмертный?
-Вот и не знаю зачем ему: толи мох заготавливать, то ли заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений. Там, в Куминском, много арендаторов. Есть и по другим видам деятельности аренда: осуществление рекреационной деятельности; заготовка древесины; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Хотя в начале девяностых отправляли и древесину на экспорт в Финляндию – баланс берёзовый, хвою (пиловочник) на бывшие республики. Проходило. Кто знает – не продукты, не так строго проверяли, или – лес всё же не на болоте растёт. Деньги – они притупляют чувство самосохранения. Подъезжаем. Ну давай, звони. Твоя остановка.
-Созвонимся, Володя. Спасибо за компанию. Я с командировкой на ваш завод, МДФ. Надеюсь вскоре буду не по железке добираться. Наслышан про автомобильную дорогу Тюмень-Нижняя Тавда-Междуреченский, которая соединит Югру и Тюмень и дальше – на Ямал. Будь здоров.
-Наша больная тема. Строят-строят, пишут-пишут. А воз и ныне там. Отказалась Тюмень от этой дороги из-за того же Куминского болота. Наша-то Югра протянула свою часть асфальта Междуреченский-Куминский.
Мужчина снял с верхней полки сумку и пошёл к выходу.


Рецензии