Жизненный подарок закомплексованности
«Личность — это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества. Это внутреннее отличие одного человека от остальных.»
В этом определении очень значимый набор психологических свойств, они определяют не только конкретные поступки, но формируют нравственно-интеллектуальные особенности личности, создают закомплексованность. В формировании этих особенностей их качества участвуют социальные условия, семья, школа, общество. Общаясь с самим собой ,я акцентировал внимание на закомплексованности. Какую роль она сыграла в моей жизни?
«Закомплексованность – это психологическое состояние, при котором человек переживает чувство неполноценности, недостаточности или страх перед негативным суждением окружающих. Эти комплексы могут быть связаны с самооценкой, внутренними убеждениями и негативным опытом. Закомплексованный человек может испытывать затруднения в общении, развитии и достижении своих целей из-за ограничивающих убеждений и страхов.»
Это явление –закомплексованность, я неосознанно ощутил в первом классе, где многие ребята свободно читали и с усердием учились с
целенаправленным участием родителей. У меня этого не было, главный мотив был- учись , если хочешь быть человеком. Каких либо примеров, как хотеть не было. Мама одна содержала меня и деда-своего отца, добросовестно убирая помещения горкома партии провинциального городка. Рабочий режим у Нее был- с 6 утра до 10 часов и вечером с 18 ч. до 22 ч. Жили в коммунальной квартире, в маленькой комнате с очень убогим интерьером. Единственным «интеллектуальным» местом в комнате была списанная в горкоме партии этажерка, где хранились мои школьные принадлежности и две художественные книги «Вольница» и Ч.Дикенс (название произведения не помню) 1936 года издания, которые , вероятно, отбили у меня желание читать художественную литературу. Как многие ребята, я был записан в школьную библиотеку, но желания читать не появилось. Начальная школа тоже не была для меня благосклонной. Дошкольной подготовки у меня не было и я сразу «захромал» по успеваемости, а реорганизация класса с делением его на дополнительный, куда отправили «хромых» с неавторитетными родителями не способствовали стимулированию к учебе. В этом классе я доучился до 8-го класса, из трех десятков ребят только трое получили высшее образование. Мне повезло, в 5 классе, когда пришли учителя по дисциплинам. Учитель математики, после моей несанкционированной подсказки, вместо традиционного изгнания с урока, положила руку мне на плечо с одобрением правильности подсказки и упрёком за тактичность. Это прикосновение ,вероятно, определило мое становление и желание учиться с перекосом на математику, а вот с русским языком и литературой у меня остались проблемы на долго. Отсутствие усердия , плюс постоянное унижение учителем, отторгали желание учить правила и читать школьную литературу, что способствовали процессу закомплексованности. Естественно, на тот период ,я этого не осознавал, так как находился в атмосфере отстающего класса и своей закомплексованности (неполноценности) не ощущал. У нас не было отличников, да и хорошистов были единицы, и это девчонки. Школьный процесс, как горный поток, нёс не только живительную влагу, но захвативший мусор , в котором оказался мой класс. Поток нёс всех в разное ,
далёкое будущее, формируя у каждого свой потенциал. Этап ухода из школы и поступления в техникум прошли без ощущений своей неполноценности в знании русского языка и литературы, просто повезло. Этих ощущений я не испытывал и в период учебы в техникуме, так как весь учебный процесс был заточен на качество будущего технаря, оттеснив культурно-просветительскую составляющую (русский и зарубежный классицизм). Я, так и не прочел до конца «Войну и Мир», не осилены, оказались и «Братья Карамазовы», и другие произведения Классиков, включённые в школьную программу. Впервые, свою убогость, я ощутил, когда был приглашён на день рождения к Наташке Макаровой, ученицы 10-го класса, моей бывшей соседки по дому, которую я обожествил как ангела. На торжестве были ее одноклассники, проверки на интеллект не было, но свою «убогость», будучи учащимся, второго курса техникума, я впервые осознанно ощутил. Это ощущение я испытывал, когда работал в опорном пункте НИГРИ (научно-исследовательский горнорудный институт) и далее , при учебе в институте, контактируя со студентами. Уже осознанная закомплексованность меня обязывала догонять упущенное: читать «Юность», «Литературную газету», посещать семинары, театры. Избавился ли я от своей закомплексованности? Вероятно, нет. Это я ощущаю при общении с моими близкими друзьями, оба медалиста, с уникальным потенциалом, заложенным в школьные годы. Вероятно, этот момент является очень значимым в формировании не только интеллекта, знаний, но и характера для самоутверждения. Последнего, как раз, мне и не хватало, и тем не менее, я как личность формировался. Где и как проявлялась моя закомплексованность? Прежде всего, при сдаче экзаменов, при походах и контактах с авторитетами и вышестоящей администрацией по линии службы. Я постоянно ощущал неприятное чувство согнутых колен.Проявляется она и в осознании творческих успехов моей внучки – актрисы Санкт-Петербургского театра «Мастерская», лауреата «Золотого софита», с ролями Маргариты Булгакова, Хелены в « Варшавской мелодии», наследий Довлатова, Ирины из «Трех сестер» Чехова, собственных режиссёрских проектов по Ремарку.До сих пор не могу выбросить из собственного арсенала морали требований жалости к себе от человека более сильного и авторитетного. После контакта, всегда остаётся чувство своей неполноценности. Казалось бы, если ты это ощущаешь и понимаешь , то можешь управлять своим менталитетом и его корректировать. Красивый лозунг наших правителей «исполнять долг без жалости к себе», вероятно, просто красивый. Если это человек, то он обязан себя жалеть и требования этого обусловлено многими социально-психологическими факторами .Я не социальный психолог и не берусь разбираться в аспектах жалости. Просто… Хочу осознать свою причину требований жалости к себе при контакте с авторитетами. И причину я нахожу, прежде всего, в своей закомплексованности, осознанному положению в обществе и оставшемуся возрастному потенциалу Привык ли я к этому или сдался? Вероятно, нет. Чувства собственного достоинства еще со мной, но привкус закомплексованности не уходит, вероятно, это подарок судьбы на всю жизнь…..
Свидетельство о публикации №224052101331
Странно, что человек, перешедший на девятый десяток, задаёт вопрос о комплексах.
Закомплексованность, как правило, присуща людям слабохарактерным, лишенным лидерских качеств и амбиций. У Вас же чувство неполноценности зиждется на недооценённости и осознании, что Вы не достигли желаемого в сравнении с более успешными, на Ваш взгляд, менее достойными людьми. Наплюйте на самокопание и поиск ошибок. Жизнь коротка, а Вы можете гордиться тем, что достигли сами и помогаете другим, включая внуков, стать полноценными, добрыми, порядочными людьми. К тому же, прочитав "Я счастливый человек", трудно сопоставить жалость к себе и констатацию факта счастливо прожитой жизни.
Желаю крепкого здоровья, долгих лет и творческих позывов,
Александр
Александр Николаевич Горин 23.01.2025 16:49 Заявить о нарушении
Георгий Игнатенко 24.01.2025 14:22 Заявить о нарушении