Жизненный подарок закомплексованности

  80 лет это период, когда у тебя нет , ну почти нет, административных обязательств, исчезли моральные обязательства перед внуками, значимо сократились социальные потребности и требования внимания к себе и близким. Это реальный возрастной процесс угасания личности, у каждого он свой, как по продолжительности, так и по содержанию. Достаточно  много времени остаётся быть с самим собой, с возрастным недугом, с воспоминаниями и оценкой своего настоящего и прошлого существования. Прожитая жизнь дала знания и опыт «просмотреть» все жизненные этапы, осмыслить их с возрастной позиции. Казалось бы, зачем? Для кого? – Для себя, для утверждения, что я еще личность..
 «Личность — это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества. Это внутреннее отличие одного человека от остальных.»
В этом определении очень значимый набор психологических свойств, они определяют не только конкретные поступки, но формируют нравственно-интеллектуальные особенности личности, создают закомплексованность. В формировании этих особенностей их качества участвуют социальные условия, семья, школа, общество. Общаясь с самим собой ,я акцентировал внимание на закомплексованности. Какую роль она сыграла в моей жизни?
«Закомплексованность – это психологическое состояние, при котором человек переживает чувство неполноценности, недостаточности или страх перед негативным суждением окружающих. Эти комплексы могут быть связаны с самооценкой, внутренними убеждениями и негативным опытом. Закомплексованный человек может испытывать затруднения в общении, развитии и достижении своих целей из-за ограничивающих убеждений и страхов.»
Это явление –закомплексованность, я неосознанно ощутил в первом классе, где многие ребята свободно читали и с усердием учились с


целенаправленным  участием родителей. У меня этого не было, главный мотив был- учись , если хочешь быть человеком. Каких либо примеров, как хотеть не было. Мама одна содержала меня и деда-своего отца, добросовестно убирая помещения горкома партии провинциального городка. Рабочий режим у Нее был- с 6 утра до 10 часов и вечером с 18 ч. до 22 ч. Жили в коммунальной квартире, в маленькой комнате с очень убогим интерьером. Единственным  «интеллектуальным» местом в комнате была списанная в горкоме партии этажерка, где хранились мои школьные принадлежности и две художественные книги «Вольница» и Ч.Дикенс (название произведения не помню) 1936 года издания, которые , вероятно, отбили у меня желание читать художественную литературу. Как многие ребята, я был записан в школьную библиотеку, но желания читать не появилось.  Начальная школа тоже не была для меня благосклонной. Дошкольной подготовки у меня не было и я сразу «захромал» по успеваемости, а реорганизация класса с делением его на дополнительный, куда отправили «хромых» с неавторитетными родителями не способствовали стимулированию к учебе. В этом классе я доучился до 8-го класса, из трех десятков ребят только трое получили высшее образование. Мне повезло, в 5 классе, когда пришли учителя по дисциплинам. Учитель математики, после моей несанкционированной подсказки, вместо традиционного изгнания с урока, положила руку мне на плечо с одобрением правильности подсказки и упрёком за тактичность. Это прикосновение ,вероятно, определило мое становление и желание учиться с перекосом на математику, а вот с русским языком и литературой у меня остались проблемы на долго. Отсутствие усердия , плюс постоянное унижение учителем, отторгали желание учить правила и читать школьную литературу, что способствовали  процессу закомплексованности. Естественно, на тот период ,я этого не осознавал, так как находился в атмосфере отстающего класса и своей закомплексованности (неполноценности) не ощущал. У нас не было отличников, да и хорошистов были единицы, и это девчонки. Школьный процесс, как горный поток, нёс не только живительную влагу, но захвативший мусор , в котором оказался мой класс. Поток нёс всех в  разное ,



далёкое будущее, формируя у каждого свой потенциал. Этап ухода из школы и поступления в техникум прошли без ощущений своей неполноценности в знании русского языка и литературы, просто повезло. Этих ощущений  я не испытывал и в период учебы в техникуме, так как весь учебный процесс был заточен на качество будущего технаря, оттеснив культурно-просветительскую составляющую (русский и зарубежный классицизм). Я, так и не прочел до конца «Войну и Мир», не осилены, оказались и «Братья Карамазовы», и  другие произведения Классиков, включённые в школьную программу. Впервые, свою убогость, я ощутил, когда был приглашён на день рождения к Наташке Макаровой, ученицы 10-го класса, моей бывшей соседки по дому, которую я обожествил как ангела. На торжестве были ее одноклассники, проверки на интеллект не было, но свою «убогость», будучи учащимся, второго курса техникума, я впервые осознанно ощутил. Это ощущение я испытывал, когда работал в опорном пункте НИГРИ (научно-исследовательский горнорудный институт) и далее , при учебе в институте, контактируя со студентами. Уже осознанная закомплексованность меня обязывала догонять упущенное: читать «Юность», «Литературную газету», посещать семинары, театры. Избавился ли я от своей  закомплексованности? Вероятно, нет. Это я ощущаю при общении с моими близкими друзьями, оба медалиста, с уникальным потенциалом, заложенным в школьные годы. Вероятно, этот момент является очень значимым в формировании не только  интеллекта, знаний, но и характера для самоутверждения. Последнего, как раз, мне и не хватало, и тем не менее, я как личность формировался. Где и как  проявлялась моя закомплексованность? Прежде всего, при сдаче экзаменов, при походах и контактах с авторитетами и вышестоящей администрацией по линии службы. Я постоянно ощущал неприятное чувство согнутых колен.Проявляется она и в осознании творческих успехов моей внучки – актрисы Санкт-Петербургского театра «Мастерская», лауреата «Золотого софита», с ролями Маргариты Булгакова, Хелены в « Варшавской мелодии», наследий  Довлатова, Ирины из «Трех сестер» Чехова, собственных режиссёрских проектов по Ремарку.До сих пор не могу выбросить из собственного арсенала морали требований жалости к себе от человека более сильного и авторитетного. После контакта, всегда остаётся чувство своей неполноценности. Казалось бы, если ты это ощущаешь и понимаешь , то можешь управлять своим менталитетом и его корректировать. Красивый лозунг наших правителей «исполнять долг без жалости к себе», вероятно, просто красивый. Если это человек, то он обязан себя жалеть и требования этого обусловлено многими социально-психологическими факторами .Я не социальный психолог и не берусь разбираться в аспектах жалости. Просто… Хочу осознать свою причину требований  жалости к себе при контакте с авторитетами. И причину я нахожу, прежде всего, в своей закомплексованности, осознанному положению в обществе и оставшемуся возрастному потенциалу    Привык ли я к этому или сдался? Вероятно, нет. Чувства собственного достоинства еще со мной, но привкус закомплексованности не уходит, вероятно, это подарок судьбы на всю жизнь…..
 


Рецензии
Здравствуйте, Георгий!
Странно, что человек, перешедший на девятый десяток, задаёт вопрос о комплексах.
Закомплексованность, как правило, присуща людям слабохарактерным, лишенным лидерских качеств и амбиций. У Вас же чувство неполноценности зиждется на недооценённости и осознании, что Вы не достигли желаемого в сравнении с более успешными, на Ваш взгляд, менее достойными людьми. Наплюйте на самокопание и поиск ошибок. Жизнь коротка, а Вы можете гордиться тем, что достигли сами и помогаете другим, включая внуков, стать полноценными, добрыми, порядочными людьми. К тому же, прочитав "Я счастливый человек", трудно сопоставить жалость к себе и констатацию факта счастливо прожитой жизни.
Желаю крепкого здоровья, долгих лет и творческих позывов,
Александр

Александр Николаевич Горин   23.01.2025 16:49     Заявить о нарушении
Александр, спасибо!Прочел Ваш комментарий и несколько Ваших произведений.Здорово у Вас получается. Вас удивляет, что в перезревшем возрасте человек задает такой вопрос? Так это ближе к старческому маразму и от "свободы",в рабоче-творческий период мыслей на такую философию не было. А "самокопание", это поиск потенциала быть еще полезным.Еще раз Большое Спасибо за внимание! Рад общению.

Георгий Игнатенко   24.01.2025 14:22   Заявить о нарушении