Упакованы

Маленькие то ли печеньки, то ли вафли запаяны каждая  в пластиковую пленку с картинкой. А все вместе сложены в килограммовый пакет с такой же картинкой, тоже запаянный. Логика маркетологов: по одной вафельке покупатели наберут штук пять и успокоятся до следующего похода в супермаркет, а там и чего другое выберут. А здесь сразу килограмм, пока съедят, привыкнут, что именно эти и есть самые лучшие, самые желанные...

Кстати, на развес совочком никто их и не возьмет. Негигиенично — мухи же! Ну да, а множить упаковки  — это гигиенично, экологические вы наши? Коне-ешно, зато потом в раздельные громадные контейнеры бросаем. Ну и что, что приезжает мусоровоз один на все контейнеры и сваливает их в свое единое нутро, чтобы везти на единую свалку. Над которой не то что мухи — крокодилы вьются!

Тебя, твой личный мир тоже, как продукт на продажу, укутывают, облекают, кривизной зеркал обеспечивают потребность одноразовых изменений, в потоке они не видятся повторами. Но  повторы с усилением работают на замыкание, отгороженный пленками застывающих изображений, ты становишься если не павлином, то аутистом. Снял селфи, посмотрел, как сидит обновка, что теперь? Разослать, посчитать лайки. А уж какая внутри тебя суть — ты и сам не знаешь, и самый этот вопрос — все равно, что спросить Чиполлино о его сердцевине.

… С младенчества воспитывается выбор, с маленьких баночек-консервов детского питания (вместо материнского молока), которым приходится доверять по надписям нонпарелью. С магазинных пельменей, что разнообразием названий и цен должны тоже внушать доверие. Упаковочка чипсов, шесть баночек пивасика — и смотри в телек, где выбор тоже упакован по каналам, рубрикам и таймингу.

Нет, конечно, можно и не смотреть телек, можно в интернете знакомое искать. Знакомое, а не на неведомое случайно набрести. В перерывах занимаясь чем-нибудь прорывным, что приведет к созданию еще одного вида упаковки. Но только чтобы соответствовала стандартам! Интеллект креативит. Бурный рост разнообразия, яростная полемика между астрологическим сообществом «Неестественные науки» и гастрономическим сообществом «Вопросы пищеварения»…

Оболочки привычек, ритуалов, религий, кланов и каст, страт и сословий заставляют верить, что ты общаешься с реальностью, повседневной и высшей, ты выбираешь, как между сортами пельменей, между мнениями старыми и новыми, зубришь священные тексты, доверяясь трактовкам, которые одинаково привлекательны. Они все тебе льстят, обещают поддержку, удачу, свет и любовь. Никакой конспирологии, манипуляции не идут из одного или нескольких центров, они идут по кругу, по шару, подчиняясь общеснижающим, упрощающим стандартам мышления и поведения. Побочные дети глобализации — или же свойства человеческой природы, природы вообще — как противовес мутациям?

Что же делать обладателю единственной жизни, если нет воли жить по-своему или не знаешь, куда эту волю приложить? А ты растворяйся в календарях, не глядя на погоду. Можешь говорить, успокаивая себя, о нарощенной оболочке цивилизации, но если это только оболочка — то ты же знаешь, как легко она спадает, когда в реальности приходится делать выбор между тем, чтобы что-то получить, и тем, чтобы что-то отдать.

… Опять же, упаковки освобождают время от мытья посуды, можно вообще одноразовой обходиться, в крайнем случае берешь упаковочку моющего средства и бросаешь в посудомоечную машину. И ты свободен!

Как учили классики марксизма-ленинизма, в будущем (ну, то есть сейчас) свободное время станет главной ценностью. Дела мельком поделал — можешь нырять в гаджет, на этом рынке маркетологи тоже учитывают массовые предпочтения, обеспечивая все.

И всё — ты уже упакован. По полной. Вплоть до последней красивой упаковки…

Но нет, и здесь возможен обман, рискуешь не дожить до нарядного гроба, следуя мифам и просто вранью (а чего стесняться, все равно пипл-то хавает!), они нажимают на врощенные в тебя чипы массового сознания  — и ты идешь, стреляешь, ползешь, нажимаешь. Или глядишь с высоты недреманными оком дрона, чтобы послать его (упаковку твоего  — общего —  зла) вместо себя на врага, которого ты раньше и знать не знал, но спорить с теми, кто тебе его указал, ты не в силах — ведь надо будет выйти из привычной оболочки ленивой покорности. А что у тебя осталось, кроме шелухи, Чиполлино?

Вот и можешь нарваться на черный пластиковый мешок. Такой не комильфо...


Рецензии
Когда-то народный депутат СССР из Эстонии Эдуард Гамс произнёс фразу, которую я запомнил: "Капитализм - это упаковка". И всё. Эдик был не против капитализма, он вообще спокойный, немногословный и храбрый парень (был, кстати, ликвидатором после катастрофы на Чернобыльской АЭС). Подумал сначала, что он кого-то процитировал. Но нет, ни у классиков марксизма, ни у классических адептов капитализма эта фраза ни разу не встречалась. Это сильно позже маркетологи выдали внешне похожую, но по смыслу совершенно другую фразу: "Капитализм - это упаковка товара". Отличие формулы Гамса в том, что товара может и не быть, а упаковка обязательна. Ну, да, внутри упаковки может быть какой-нибудь симулякр, но купят и упаковку без симулякра. Вспомните, как в позднем СССР барышни гордо носили в ярких упаковочных пластиковых пакетах, привезенных кем-то из-за границы, все те мелочи, которым положено быть в дамской сумочке. Упаковка рекламировала напитки, которых здесь не было, оптику, которой тоже не было и которая точно не была по карману фотографам, духи... Ах, о чём это я?
У социализма тоже была упаковка. Человек упаковывался в набор слов, понятий, идей, клятв на разных этапах жизни. Советские, оказавшиеся за рубежом и даже одевшиеся в заграничные шмотки, узнавали друг друга за километр.
Но здесь автор задел тему, которую раскрыл с новой стороны, и мне его анализ понравился.

Виталий Челышев   21.05.2024 22:03     Заявить о нарушении