Неизвестная история
А вот приведение ложных сведений в историческом труде не похоже на Карамзина, считавшего, что «историк должен быть правдив, и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов». В своей жизни Карамзин следовал своим убеждениям. В записке, составленной в 1819 году после разговора с Александром 1, он пишет: «Государь! У вас много самолюбия. Я не боюсь ничего. Мы все равны перед Богом. Что говорю я вам, то сказал бы отцу вашему, Государь».
В своем историческом труде Карамзин опирался на свидетельства современников события, прежде всего, на записки папского легата Пассевино. Известны сообщения о причастности Ивана Грозного к смерти сына и в книгах других иностранцев – Генриха фон Штадена, немецкого авантюриста, служившего переводчиком в Посольском приказе и написавшего «Страна и правление московитов», считающуюся ценным источником сведений о периоде правления Ивана 1У, а также Жака Маржаретта, наемника, принятого Годуновым капитаном немецкой роты, а позже служившего Лжедимитрию. Кое-кто считает, что сведениям, полученным от иностранцев, будто бы поголовно врагов России, доверять нельзя и поражается доверчивости Карамзина. «Доверчивым» оказался не один Карамзин , известные историки Костомаров, Соловьев и Ключевский также признавали версию убийства сына Иваном Грозным.
Ключевский писал о Грозном: «Он не сознавал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам, он сеял страшными семенами, и страшная была жатва – собственноручное убийство своего сына…» Русские историки несомненно знали и учитывали сведения, полученные не только от иностранцев, но и от русских летописцев (дьяк Иван Тимофеев, Псковская 1 летопись), подтверждавших версию.
Безусловно, стопроцентной уверенности в этой версии нет, но и другие версии нельзя считать доказанными. Одни считают, что Иван был отравлен, другие - что его «залечили». Между тем, в СМИ появляется все больше публикаций, отрицающих правомерность версии убийства Грозным, бросающей тень на государя, немало сделавшего для России. Дело доходит до абсурда – в 2013 году группа деятелей общества «Святая Русь» обратилась к министру культуры и директору Третьяковки с письмом, в котором требовали убрать из музея картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван», мотивировав свое требование тем, что картина оскорбляет патриотические чувства русских людей. После отповеди директора музея Ирины Лебедевой они направили письмо с аналогичным предложением Путину.
Есть такое расхожее выражение, высказанное литературным критиком и поэтом Самуэлем Джонсоном: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя.» Оно, безусловно, не означает негодяйства патриотов. Просто негодяю не остается ничего другого, как скрыться под личиной патриота. Именно так понимал смысл этого афоризма шотландский писатель, автор биографии С. Джонсона, Джеймс Босуэлл: «Он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел ввиду тот патриотизм, который так многие во все времена и во всех странах делали прикрытием личных интересов.»
Примечание 1 – не путать с автором Проза.ру историком, популяризатором истории, Константином Рыжовым, признающим Грозного убийцей сына.
Свидетельство о публикации №224052101527
С уважением,
Олег Ярошенко 26.05.2024 21:07 Заявить о нарушении
Анатолий Белаш 28.05.2024 15:58 Заявить о нарушении