7. 3. Музыка для настроения
В отличие от целей музыкальной терапии, здесь допускается слушание музыки через головные телефоны, поскольку основное воздействие осуществляется на мозг. Путем коррекции его ритмов. Однако предпочтительнее, конечно, использовать акустические системы, если такая возможность существует – все же совсем не лишним будет привести в порядок органы и клеточки своего организма. Особенно если вы устали или у вас побаливает голова.
Допускается также слушать музыку, занимаясь какими-нибудь делами, не требующими интеллектуальных усилий – уборкой квартиры, например, или мытьем посуды, или собираясь к кому-нибудь в гости.
В общих чертах для создания настроения можно порекомендовать легкую музыку и джаз. Джаз в особенности, поскольку это одновременно и интеллектуальная музыка, и в то же время доступная для понимания любого человека – в отличие от классики, которая нередко требует определенной предварительной подготовки слушателя. Джаз многолик и разнообразен, поэтому любой человек может выбрать то, что ему по вкусу. Это, прежде всего, представители классического джаза – Сидней Беше, Луи Армстронг, ДюкЭллингтон, Элла Фитцджеральд, Билли Холлидэй, Джулия Лондон, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Джон Колтрейн, Бенни Гудмен, Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Оскар Питерсон, Гленн Миллер, Каунт Бейси, Би Би Кинг и другие, каждый из которых имеет свое собственное неповторимое лицо и оставил свой след в истории джаза. Джаз постоянно эволюционирует и развивается. В нем появляются все новые и новые течения и новые имена. Из сегодняшних исполнителей хотелось бы отметить пианистку канадского происхождения Дайану Кролл, которая из ныне живущих исполнителей имеет наибольшее число наград высшей пробы в области джаза – 5 премий «Грэми», в том числе две в качестве вокалистки, хотя первоначально Дайана себя таковой не считала, позиционируясь только в качестве пианистки.
С легкой руки Леонида Утесова джаз проник и на отечественную эст-раду, хотя и не особенно приветствовался властями. Выражение «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» недвусмысленно отражает отношение к джазу в СССР. Тем не менее, джазовые бэнды появились и у нас – оркестры Александра Цфасмана, Леонида Чижика, Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Георгия Гараняна, Алексея Козлова, Вячеслава Ганелина, Давида Голощекина и многие другие. Давиду Голощекину даже удалось основать в Санкт-Петербурге первую в нашей стране Джазовую филармонию.
Ну и конечно, для создания настроения хорошо подходят разнообразные виды легкой музыки – как для оркестрового, так и для вокального исполнения. Заслуженно получили мировую известность оркестры Поля Мориа, Берта Кемпферта, Франка Пурселя, Джеймса Ласта, РэяКоннифа и др. Стали классикой, а некоторые даже джазовыми стандартами, мелодии созданные Джорджем Гершвиным, Ирвингом Берлиным, Нино Рота, Генри Манчини, Мишелем Леграном, Франсисом Леем, Эннио Морриконе. Широко известны имена исполнителей, таланты и мастерство которых обеспечили популярность произведениям даже менее известных авторов: Фрэнк Синатра, Хулио Иглесиас, Нэт Кинг Коул, Шарль Азнавур, Адриано Челентано, Барбра Стрейзанд, Эдит Пиаф, Жульетт Греко, Ив Монтан, Джо Дассен, Сальваторе Адамо, Патрисия Каас, Мирей Матье, Демис Руссос, Далида и множество других прекрасных вокалистов.
Отечественная эстрада советских времен также оставила огромное количество замечательной музыки, чего не скажешь о музыке постсоветсткой. Даже и вспомнить-то нечего.
Что касается классики, то многим людям, из числа тех, кто ее не очень хорошо знает, кажется, что это чрезвычайно серьезный жанр, требующий при прослушивании предельной собранности и концентрации внимания. В некоторых случаях это близко к истине, но при более близком знакомстве можно обнаружить, что это совсем не так. Даже наоборот. Классическая музыка – это как раз сгусток эмоций, которые она без особого труда способна передать слушателю. Правда, слушатель должен знать, какая именно музыка ему требуется в данный момент, т.е. какое именно настроение он желает от нее получить. А для этого надо хотя бы немного ориентироваться в безбрежном море произведений, созданных композиторами за несколько столетий. При этом необязательно слушать концерты и симфонии целиком. Для настроения вполне достаточно слушать только отдельные части, кото-рые, как правило, по длительности не превышают 10 минут.
Симфония является наиболее фундаментальным музыкальным произведением, которое пишется, как правило, для большого оркестра смешанного состава, который так и называют - симфоническим. Хотя существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и прочих оркестров. Кроме того, в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе занимает роман или драма [202]. Принципы построения симфоний с XVIII века до наших дней постоянно менялись.
Если говорить о классической симфонии, сложившейся в последней четверти XVIII века в творчестве венских классиков, то обычно она состоит из четырёх частей:
– 1-я часть – в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
– 2-я часть – в медленном движении, в форме вариаций, рондо, сложной трёхчастной, реже в сонатной форме;
– 3-я часть – менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
– 4-я часть – в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты [203].
Соната (от итальянского глагола «sonare») – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Пишется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Соната состоит из трех частей. Классическая (самая общая) схема сонаты такова: первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро; вторая, наоборот, медленная; а на смену ей приходит заключительная часть, которой присущ быстрый темп.Тем не менее, встречается много исключений из такого построения.
Рондо (от итальянского слова «rondo», которое в свою очередь про-изошло от французского слова «rondeau» – «движение по кругу», «круговой танец», восходящего в свою очередь к латинскому rotundus – «круглый») – музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
Менуэт (от французского слова «menu» – маленький, незначительный) – старинный народный французский грациозный танец, названный так из-за исполнения мелкими шажками на низких полупальцах. Менуэт начал активно использоваться в творчестве композиторов венской классической школы.
Ске;рцо (от итальянского scherzo - шутка) – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
Характерным признаком венской классической симфонии является принцип периодичности и симметрии, который проявляется в тенденции к симметричному расположению материала, к своего рода «окаймлению» или «обрамлению» его.
Например, две быстрые крайние части цикла как бы обрамляют более сдержанные 2-ю и 3-ю части. Также присутствует стремление к строгой уравновешенности пропорций, порою выверенной с математической точностью, и периодической повторности внутри каждой части [204].
Принцип контрастных противопоставлений (включая смены темпа, тональностей, чередования тематического содержания) в классической симфонии выражен не так ярко, как впоследствии у романтиков, обострявших противопоставление до полярной противоположности.Вместе с тем, пишет В. Конен, «контрастирующие, светотеневые приёмы извлекаются буквально из всех элементов музыкального тематизма, а также группировки материала». В сочетании с принципами расчлененности, периодичности и симметрии эта контрастность в классической симфонии образует характерный стилистический эффект [204].
Хотя все эти принципы весьма своеобразно преломляются в творчестве Бетховена, которому уравновешенность ранних венских классиков была чужда. Для Бетховена характерен более свободный, по сравнению с Гайдном и Моцартом, мелодический план, наложенный на традиционную гармоническую и структурную основу, смещение кульминации, подача контрастирующих элементов не в уравновешенном, светотеневом противопоставлении, а в гораздо более сложном, нередко асимметричном сочетании, в тесном переплетении и взаимонаслоении [204]. Наиболее ярко это выражено в Девятой симфонии Бетховена, имеющей целый ряд отличий от классического канона: помимо того что первые три её части кажутся лишь прологом к финалу, Бетховен впервые поменял местами скерцо и медленную часть и впервые использовал в симфонии вокал.Что стало отправной точкой для творчества многих композиторов-романтиков [205].
Наиболее известными даже среди людей слабо знакомых с классикой можно считать произведения Моцарта, чьи прекрасные мелодии стали, если можно так выразиться, «классикой классики», если хочется послушать что-то позитивное и жизнеутверждающие. Если вы находитесь в состоянии растерянности и беспомощности, кажется, что мир вокруг вас рушится и выхода никакого не видно, слушайте Моцарта. Скажем его 40-ю симфонию или, к примеру, финал симфонии "Юпитер", где конфликт как раз и разрешается музыкальными средствами. После чего ваше настроение, скорее всего, изменится к лучшему, и вы придете к заключению, что жизнь, в общем-то, неплохая штука и жить можно.
Если вы с утра никак не можете проснуться и ощутить себя полноценным живым существом, которому к тому же надо на работу, слушайте музыку дядюшки Гайдна. Франц Йозеф Гайдн считается основоположником таких жанров как симфония и струнный квартет. Он также внес неоценимый вклад в развитие еще одного жанра - сонат для клавира. Это очень уважаемая фигура в музыкальном мире. Его учеником является такой колосс, как Бетховен, а Вольфганг Амадей Моцарт, который был моложе Гайдна на два десятка лет, очень ценил мнение своего старшего товарища и прислушивался к нему. Музыка Гайдна сказочна, цветиста и танцевальна, под нее можно делать всякого рода телодвижения, подтанцовывать, подпевать, и таким образом быстро избавиться от утренней сонливости и скованности. Наиболее известна его 104-я симфония, с нее можно и начать знакомство с творчеством этого замечательного композитора.
Если вам никак не удается начать какое-то важное, но трудное дело, или начать-то начали, но дело не идет, то тут поможет Бетховен. Его музыка довольно трудна для понимания. Но это мощь и ярость, которая оглушает и все сметает на своем пути. Если вам требуется вспышка праведной агрессии (направленной на себя, естественно) – слушайте симфонии Бетховена. Например, первую часть его 9-й («Хоральной») симфонии, которая считается одним из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи и глубине её этического содержания, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит всё созданное самим же Бетховеном. Кстати, четвёртая часть этой симфонии, которая носит название «Ода к радости», используется как Гимн Евросоюза (в аранжировке Герберта фон Караяна).
Если вы пережили какую-то трагедию или страдаете от какой-то внутренней боли, то здесь поможет вторая часть 7-й симфонии того же Бетховена. Мощи в ней столько же, сколько и во всей музыке Бетховена, но она очень и очень сдержанная.
Если вам хочется провести вечер за разговором по душам с хорошим другом, поделиться с ним своими мыслями и эмоциями в неторопливой беседе, предаться каким-то романтическим мечтам, то тут вам поможет Шуберт. Очень чувственный композитор. Послушайте, к примеру, его «Вечернюю серенаду» или «Неоконченную симфонию».
Если вам хочется окунуться в атмосферу какого-то захватывающего рыцарского романа – героического и романтического одновременно, где действие происходит на фоне красивых умиротворяющих пейзажей, то вам к Дворжаку. Например, к его «Симфонии нового света». Которую можно слушать в уютной обстановке. У камина, например. С чашечкой чая. Музыка Дворжака проста, понятна и очень красива и ярка.
Ну, еще стоит упомянуть Брамса. Есть даже такой роман у Франсуазы Саган – «Любите ли вы Брамса?». В середине прошлого века он считался культовым у читающей публики. Не прочитать его считалось признаком отсталости и необразованности. И не зря. Музыка Брамса действительно своеобразна. Она обволакивает и накрывает как одеялом. И ей хочется подпевать. Наиболее популярной считается его 4-я симфония. Хотя и остальные ничем не хуже. Так что – слушайте Брамса. И постарайтесь его полюбить.
Если вам хочется создать атмосферу восточной сказки, то надевайте шаровары, чалму и халат, садитесь на ковер, обложившись расшитыми золотом подушками, на стол – какие-нибудь восточные сладости, бокал сладкого шербета или кофе по-турецки и включайте симфоническую сюиту «Шехеразаду» Римского-Корсакова. Все! Вы Гарун-ар-Рашид – повелитель правоверных. Хлопните в ладоши, и из сумрака волшебной ночи появится она - несравненная сказительница Шехеразада. Аура сказок «Тысячи и одной ночи» вам обеспечена. Да и вообще, Римский-Корсаков – известный сказочник, написавший музыку по мотивам самых разнообразных сказочных сюжетов. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь» и другие произведения на темы русской истории. Слушайте и воображайте себя хоть легендарным новгородским купцом Садко в подводном царстве, хоть царем Додоном, хоть даже чертом, укравшим в морозную ночь месяц с неба в заснеженной Диканьке.
На темы, связанные с русской природой и народной жизнью писал и П.И. Чайковский. Его фортепианный цикл «Времена года» включает в себя 12 характеристических картин – по числу месяцев в году. Названия пьес говорят сами за себя: «У камелька» (январь), «Масленица» (февраль), «Подснежник» (апрель), «Жатва» (август), «Охота» (сентябрь), «На тройке» (ноябрь) и т.д.
А если вам захочется помечтать или предаться воспоминаниям о каких-то прекрасных минутах, часах, днях в вашей жизни, то тут тоже поможет Чайковский – слушайте его «Сентиментальный вальс». Более красивой и трогательной мелодии трудно себе вообразить.
Свидетельство о публикации №224052101665