Савелий Викторович Крамаров вторая часть окончание

Савелий Викторович Крамаров (вторая часть — окончание)

Очередной громкий успех выпал на долю С.В.Крамарова в связи с его превосходным исполнением роли Феофана, дьяка посольского приказа, в фантастической музыкальной комедии «Иван Васильевич меняет профессию», снятой в 1973 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Леонидом Иовичем Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич». В этой великолепной киноленте, ставшей лидером кинопроката 1973 года (ее тогда посмотрели свыше 60 миллионов зрителей), Савелий Викторович еще раз потряс поклонников своими остроумными фразами, вновь ставшими крылатыми:
- Почки заячьи верчёные, головы щучьи с чесноком, икра чёрная, красная, и икра заморская… баклажанная…
- Был у нас толмач немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.
- Демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись. Хвать! Ан демонов-то и нету.

В этом фильме Савелий Крамаров снимался вместе с замечательным, чрезвычайно талантливым актером Леонидом Вячеславовичем Куравлевым. Совместные съемки привели к тому, что они стали близкими друзьями, их дружба продолжалась немало лет. А в 1975 году они вместе приняли участие в съемках лирической трагикомедии «Афоня», поставленной на киностудии «Мосфильм» режиссером Георгием Николаевичем Данелией по сценарию Александра Эммануиловича Бородянского. Леонид Куравлев прекрасно сыграл роль слесаря-сантехника Афони — Афанасия Николаевича Борщова, имевшего прозвище «Конёк-горбунёк», а Савелий Крамаров не менее интересно исполнил роль друга детства Афони, тракториста по прозвищу «Егоза». Трагикомедия «Афоня» завоевала огромную популярность у публики, в 1975 году ее посмотрели 62,2  миллиона зрителей. 

И к актеру пришел настоящий успех. Савелий Викторович нередко шутливо утверждал: «В кино я играю алкоголиков, хулиганов и придурков. Наверное, поэтому меня везде принимают за своего». Подобное мнение высказал о Савелии Крамарове и знаменитый режиссер театра, кино и телевидения Евгений Александрович Гинзбург: «Почему он так прижился в кино? Не только потому, что он такой уж смешной, нелепый со своими косящими глазами. А потому, что люди верили ему безоговорочно — что он такой же, как они. С соседней улицы, из подворотни. Свой. Босяк». Его имя знала вся страна, режиссеры понимали, что любой эпизод с Крамаровым украсит картину. Он был всеобщим любимцем.

Я думаю, что многие из читателей моих повествований хорошо помнят «Радионяню», образовательную программу для младших школьников, звучавшую по Всесоюзному радио в 1970–х — 1980-х годах, которую вели талантливые актеры Николай Владимирович Литвинов, Александр Борисович Лившиц и Александр Семенович Левенбук. Так вот, А.С.Левенбук был близким другом С.В.Крамарова, поэтому его словам о Савелии Викторовиче можно полностью доверять: «Иногда говорят, что Савелий, мол, хотел играть высокую драматургию, а ему давали роли разных придурков. Когда слышу подобные высказывания, мне в голову приходят нецензурные выражения. Чушь это полная! Чтобы популярнейший комик расстался со славой, которая для артиста — наркотик?! На что Крамаров мог рассчитывать в плане «серьезных ролей»? Если бы он только захотел попробовать себя в ином амплуа, думаю, театры бы ему не отказали. Но Савелий прекрасно знал свои возможности, знал, что у него есть своя ниша, достаточно узкая, но яркая, в которой он — хозяин».

Зрители его не просто любили — обожали! Он был одним из самых популярных актеров советской кинематографии. Когда в 1974 году по Центральному телевидению был показан «Бенефис Савелия Крамарова», телевизионный фильм-спектакль, поставленный режиссером Е.А.Гинзбургом в связи с получением Савелием Викторовичем почетного звания Заслуженного артиста РСФСР, данное событие стало настоящим праздником для поклонников этого блистательного артиста.  

Да и материальное благополучие Савелия Викторовича Крамарова достигло в то время своего апогея. Он был великолепно одет. Когда решил купить автомашину, ему в решении данного вопроса немедленно помогли в Главном управлении по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел СССР, устроив покупку белоснежного автомобиля «Фольксваген Жук», одного из самых культовых автомобилей в истории мирового автомобилестроения. Савелий Викторович переехал в элитный круглый дом на Мосфильмовской набережной, стал даже коллекционером антиквариата. Отдыхать он ездил на Черноморское побережье, и его селили именно там, где он хотел. А ведь относительно недавно С.В.Крамаров был беден, как церковная мышь. Когда Савелий Викторович снялся в своих первых кинофильмах, Бюро пропаганды киноискусства при СК СССР предложило ему сфотографироваться с целью изготовления памятной открытки для серии «Актеры советского кино». Чтобы выглядеть на ней подобающим образом, он вынужден был одолжить у своего друга модную полосатую рубашку.

Но недаром говорят, что ничто в земном мире не бывает вечным. Наступил период времени, когда его кинематографическая карьера внезапно пошла на спад. А все началось с совершенно, казалось бы, невинных событий. Дело в том, что с годами он все чаще стал задумываться о необходимости улучшения своего здоровья, о смысле жизни, философии и вере. Сначала он стал соблюдать разного рода диеты, потом отказался от чая, кофе, алкогольной продукции. Затем познакомился с самиздатовским переводом книги «Чудо голодания», написанной знаменитым  американским натуропатом, пропагандистом здорового образа жизни Полом Чаппуисом Брэггом, и стал его фанатичным последователем, практикуя целебное голодание — полный отказ от пищи на десять дней. Позже к этому добавилось сыроедение, вегетарианство, увлечение индийской йогой.

А после того, как его дядя, живший во Львове, переехал на ПМЖ (постоянное место жительства) в Израиль, Савелий Викторович начал ходить в синагогу, перестал работать по субботам, соблюдая шаббат (последний день недели, в который евреям предписано воздерживаться от работы). Столь явные перемены в его жизни стали причиной того, что и кинематографическое начальство, и сотрудники спецслужб встревожились не на шутку. В результате, в прессе появились статьи о том, что С.В.Крамаров в комедийных фильмах в невыгодном свете выставляет советских людей, посещает синагогу, соблюдает шаббат, занимается йогой, что недопустимо для популярного киноактера. Но все новые увлечения Савелия Викторовича уже стали частью его жизни, он не захотел ничего менять и начал заявлять следующее: «Религия дает мне ключ к пониманию происходящего и руководство к действию. Верить легче, чем быть неверующим, как ни странно». 

После «разбора полетов» в органах советской печати, его почти полностью перестали снимать в кино. За период с 1979 по 1981 год у него было только 12 съемочных дней. Чтобы заработать деньги на жизнь, С.В.Крамаров ездил с концертами по стране, но это не приносило ему достаточно средств и творческого удовлетворения, не спасало от уныния. Столь негативное отношение к нему со стороны властных структур вынудило Савелия Викторовича пойти на отчаянный шаг: подать документы на эмиграцию.

Вот что рассказывал об этом режиссер Александр Наумович Митта: «Савелий считал, что в Америке как актер будет более успешным. Я пытался его отговорить: мол, у них там и своих дурачков хватает. «Не, — говорил он, — дураки везде нужны!» И уехал». Режиссер Виктория Самуиловна Токарева вспоминала о своем разговоре с ним перед его отъездом из нашей страны: «Он говорил: «Я — второй Луи де Фюнес. Я сделаю там карьеру». Он очень надеялся, что в Америке его заметят и позовут в кино. Осенью 1981 года Савелия Крамарова выпустили из Советского Союза. Но Америка приняла его с тем же самым безразличием, с каким принимала миллионы иммигрантов со всего земного шара.

Этот переезд не принес ему звездных ролей. Карьера Савелия Викторовича складывалась весьма медленными темпами, поскольку у него был кошмарный акцент. По этой причине Савелию Викторовичу предлагали лишь эпизодические или несущественные роли. Приходилось зарабатывать деньги за счет гастролей, так как в США было немало бывших соотечественников, и Крамаров являлся их любимым актером, к тому же с аналогичной судьбой. Однако, на свое счастье, Савелий Викторович был необычайно трудолюбивым и упорным человеком, что позволило ему добиться заметного успеха: его приняли в местную актерскую гильдию, что для актера-иммигранта имело огромное значение. Он сыграл в целом ряде фильмов, таких как «Космическая одиссея — 2010», «Вооружен и опасен», «Двойной агент», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». 

Вот что обо всем этом рассказывал его друг Михаил Михайлович Шемякин, знаменитый советский и американский художник и скульптор: «Чтобы избавиться от штампа актера комического, он решился на пластическую операцию, устранить косоглазие, которое придавало ему шарм. Но, лишившись изюминки, он встал в общий строй. Сказались еще и языковые проблемы — в солидном возрасте говорить на чужом языке без акцента сложно. А в Голливуде, если у вас акцент, то при всей талантливости и гениальности ничего, кроме эпизодических ролей, вам не дадут И это ввергало его в еще более мрачное состояние». Так что можно констатировать тот факт, что карьера С.В.Крамарова в США не блистала, а с годами и вовсе сошла на нет. 

Большую часть своей жизни он посвятил тому, чтобы не умереть от рака в 50 лет. А основания для таких опасений у него были, причем весьма значительные, поскольку он слишком хорошо помнил те мучения, от которых страдала его мама, умиравшая в этом возрасте от рака толстой кишки. От онкологии умерли его бабушка и сестры. Мало того, в юности гадалка предсказала Савелию Викторовичу, что он умрет от рака. В связи с этим, он и в Америке продолжал заниматься спортом, ел только здоровую пищу, не употреблял алкоголя, не курил, практиковал лечебное голодание и постоянно проходил медицинские осмотры. Но все эти превентивные меры оказались напрасными. В январе 1995 года, накануне шестидесятилетия, Савелий Крамаров внезапно почувствовал себя плохо.

При медицинском осмотре был поставлен ужасный диагноз: рак сигмовидной кишки. Ему срочно сделали операцию, назначили химиотерапию, но все это вызвало осложнение на сердце: эндокардит. За ним последовали тромбоз, два инсульта, после чего его парализовало, он потерял зрение и речь. 6 июня 1995 года Савелий Викторович скончался в Сан-Франциско и был похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы вечности» близ Сан-Франциско. Судя по всему, его многолетние опасения были не надуманными, и в данном случае, действительно, имело место наследственное онкологическое заболевание.

В память о таких природных талантах, каким, вне всякого сомнения, был Савелий Викторович Крамаров, в стародавние времена слагались былины и сказания. А в наше время иногда пишут книги. О жизни этого незаурядного актера были написаны две книги: «Савелий Крамаров» и «Савелий Крамаров. Судьба странника». Оба литературных произведения создал Варлен Львович Стронгин, известный писатель и журналист, написавший двадцать две книги о таких выдающихся персонах недавнего прошлого, как Михаил Афанасьевич Булгаков, Вольф Григорьевич Мессинг, Андрей Андреевич Вознесенский. И это очень радует поклонников С.В.Крамарова.

Борис Пономарев.


Рецензии