Софи Паркер из Университета Веллингтона в Новой Зе

Софи Паркер из Университета Веллингтона в Новой Зеландии с коллегами исследовала, как фиктивный препарат, улучшающий когнитивные функции, может повысить производительность при выполнении задачи на запоминание информации. Они давали одной группе участников исследования плацебо (вторая, контрольная группа не получала никакого препарата) и просили каждого испытуемого выполнить трудоёмкую задачу по запоминанию информации. Люди, принимавшие фиктивный препарат, лучше справлялись с проспективной задачей на память. Эти результаты соответствуют исследованиям, показывающим, что внушения могут привести к усилению когнитивных функций и улучшению памяти.
Ещё более впечатляющим и наглядным примером того, что ограниченность возможностей человека субъективна и иллюзорна служат недавние исследования профессора психологии из Гарвардского университета Эллен Лангер, которая разрушила парадигму о том, что острота нашего зрения зависит от механического процесса и потому неизменна. Распространено мнение, что лётчики-истребители обладают очень хорошим зрением. Исследователи погрузили людей в симулятор полёта пилотов ВВС. Тренажёр представлял собой настоящую кабину с авиационными приборами. Кабина была установлена на гидравлических подъёмниках, имитирующих характеристики и движение самолёта. Людям даже выдали армейскую форму; они сидели в кресле пилота и выполняли простые фигуры пилотажа. Затем испытуемые прошли проверку зрения во время «полёта» на симуляторе. Контрольная группа прошла такую же проверку зрения в кабине, но когда симулятор был неактивен. Оказалось, что зрение людей улучшалось только в том случае, если они находились в работающем тренажёре. Чтобы исключить возможное влияние мотивации на результаты теста, исследователи пригласили в кабину ещё одну группу людей и попросили их предварительно прочитать краткое мотивационное эссе. После того как чтение было закончено, в симуляторе в неактивном режиме была проведена проверка зрения. Тесты не показали его существенного улучшения.


Рецензии