Поиски Петра

Поиски Петра

Что такое есть Петр Первый с актерской точки зрения? Жест, поза, взгляд, энергия, царь, тиран, псих, власть, сила... Но когда ты сам, внутренне - "маленький человек", "человек в футляре", хоть и двухметрового роста, закомплексованный, забитый жизнью ("...жизнь, за что ты держишь меня на коротком поводке..."), неуверенный в себе, вялый от недоедания (середина девяностых) и постоянно с похмелья, играть Петра невыносимо сложно.

Репетиция, на которой я присутствовал в качестве концертмейстера на кнопочном аккордеоне, и была посвящена вытаскиванию из актера Вениамина энергетики и волевых качеств Петра, нашего замечательного, Первого.

Вел репетицию сам главный режиссер театра Николай Владимирович Беляк, Генрих Зданевич и Строев ему помогали, актрисы какие-то сидели, костюмерши шлялись...

Чего мы только не делали с двухметровым актером Венечкой, чтобы он стал хоть как-то походить на царя-диктатора-тирана, - все без толку... бестолку... бестолочь...

Я помогал музыкально - его заставляли плясать "Русского", танцевать "Фламенко" - Беляк сам вскакивал и пускался в пляс-танец, показывая - вот, мол, как надо, мол, - Да, долбани же ты ногой об пол, чтобы стекла задребезжали! Другие способы использовали, чтобы проявил Веня и силу, и страсть, Строев чуть не бил его, толкал и "заводил"... Никак, чуня чуней, - вял, несмел, добр, покладист...

Беляк весь извелся, часа полтора бились, не выдержал и прекратил репетицию. Он подозвал мужчин ко мне в уголок, мол, чего расскажу - без женщин. Сели они на стулья в кружок около меня, и он тихонечко поведал нам следующее:

- И была весна... я был молод и глуп... я был влюблен... Мы бродили с возлюбленной по городу... я читал ей стихи... белые ночи... да... Но однажды утром... я обнаружил... ощутил и увидел... что мои яйца сильно увеличились в размерах.... - Во-от такие /он показал жестом двух рук/... просто огромные!... Меня положили в больницу. Было очень страшно. Последствия представлялись врачами как кошмарные. Жизнь могла практически закончиться... Но я и мои друзья /он тогда, в молодости, входил в объединение/ , молодые поэты, которые приходили ко мне - проведать, издевались над моей болезнью, размер распухших гениталий подвергался остроумным насмешкам и писались эпиграммы на эту тему, в общем болезнь мы не признавали категорически. И она, испугавшись, отступила... Если б я тогда сломался... мысли о суициде присутствовали... а я еще, как вы все знаете впоследствии двух детей родил и, даст бог, еще будут... так что...

И он со значением посмотрел на актера Вениамина.

Для чего эта, полностью выдуманная, я думаю, история рассказывалась, вернее, для кого? Так, для актера Венечки и приведен был пример - посмотри, мол, не ты один такой несчастный, вот у меня же было такое - и ничего. Чтобы перестал Веня ходить униженно-оскорбленным интровертом, чтоб наглость в нем проснулась и самоуважение - ты самый лучший, ты Петр, ты царь...

Когда мы с Генрихом вышли покурить, он сказал, почти с ненавистью, намучались они с Веней:

- Ходит, как... капюшоном /куртки/ накроется, в скорлупу свою залезет, не вытащить, смотреть противно, два метра уныния и несчастья...

И я решил режиссерам нашим помочь, таким же способом, что и Николай Владимирович - психологическим сравнением.

После репетиции мы пошли с расстроенным, как всегда, Вениамином в кафе, выпили чуть-чуть и, я стал ему объяснять, что не у него одного в театре трудное положение, что мне тоже бывает трудно, когда я выхожу на площадку с семью профессиональными актерами и актрисами в качестве главного персонажа-героя, не имея за спиной ЛГИТМИК-а. Как они на меня смотрят - ничего, пережить можно, стараться надо не отчаиваться:- Плюнь ты на всех, ничем ты не хуже других, того же Генриха или Строева, у них тоже проколы и неудачи случаются... и.т.д. и.т.п.

Достаточно долго я его терапевтировал... винца много было выпито в тот вечер...

Что вы думаете, через пару дней этот Венечка стал относиться ко мне, снисходительно-панибратски и где-то даже и свысока, чуть ли не по плечу при встречах стал похлопывать, чего раньше не наблюдалось с его стороны, статус у меня был тогда - осторожно себя вели ребятки- актеры...

Раскрепостил на свою голову... хотя я не обижался, так как цели своей достиг на пользу общего дела.

И играть он стал получше... не сильно, но получше... поувереннее.


Рецензии