Миф второй. Ассоциация вольнодумцев

Утверждают, что в сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». На самом деле подлинный устав «Ассоциации литераторов (имажинистов)» (вне какой-либо связи с «Орденом имажинистов» и тем более «Ассоциацией вольнодумцев») с подписями-автографами Анатолия Мариенгофа, Рюрика Ивнева, Анны Никритиной (жены Мариенгофа) и других (всего 8 подписей, но подписи Есенина на документе нет) в архивах сохранился.
Упомянутый Устав «Ассоциации литераторов» содержит несколько весьма любопытных положений (статей), в частности:
Статья 9. Списки членов Ассоциации Литераторов ежегодно представляются в орган НКВД (Наркомата внутренних дел РСФСР), зарегистрировавший Ассоциацию, в двух экземплярах.       
Статья 11. Средства Ассоциации Литераторов составляются из:
а/ субсидий правительственных и общественных учреждений;
б/ членских взносов и пожертвований;
в/ доходов от продажи изданий, сбора за вход на лекции, выставки, собрания, поступлений от учреждений Ассоциации и пр.
Статья 18. Правление Ассоциации Литераторов является ее исполнительным органом и состоит из Председателя, его заместителей, казначея и членов Правления.
Статья 19. О составе избранного правления и о всех происходящих в нем изменениях сообщается соответствующему органу НКВД.    
Что касается «Ассоциации вольнодумцев», то по воспоминаниям имажиниста Ивана Грузинова в 1923 году, когда обозначились признаки скорого ухода Есенина из группы и он стал генератором идей по созданию новых поэтических сообществ, последний обратился к поэту Клюеву, стремясь восстановить с ним литературную дружбу.
— Я еду в Питер, — таинственным шепотом сообщил Есенин Грузинову, — и привезу Клюева. Он будет у нас главным, он будет председателем «Ассоциации вольнодумцев». Ведь это он учредил Ассоциацию Вольнодумцев. И через некоторое время Есенин действительно привез Клюева в Москву, устроил несколько совместных выступлений, однако восстановить прочные литературные отношения с Клюевым уже не удалось — точек взаимного соприкосновения между поэтами уже не осталось.            
А когда в 1924 году готовился № 1 (3) журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном», Есенин после долгих колебаний дал в номер свою ставшую знаменитой «Москву кабацкую», но уже в четвертом номере журнала печататься категорически отказался:

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То наверно был мошенник и вор. 
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто-часто с разбитым носом,
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
— Ничего! Я споткнулся о камень…
Это к завтраму все заживет.   
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг.
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
    — Ничего! Я споткнулся о камень…
Это к завтраму все заживет.      

При этом 19.01.1924 год доверенным лицом Есенина В.И. Вольпиным уже был заключен договор на издание «Москвы кабацкой» отдельной книгой в течение года, с выплатой Есенину гонорара в 350 червоных рублей и предоставлением автору безвозмездно 25 экземпляров готовой книги из общего тиража в 3000 экз.         
Выяснить позицию Есенина по вопросу дальнейшей публикации в «Гостинице» и участия в группе имажинистов попытался Рюрик Ивнев, в разговоре с которым Есенин прямо сказал, что ему не по пути с «имажинизмом в том виде, в каком он существует теперь»:
— Знаешь, — сказал он мне вдруг хитро, — давай образуем новую группу: я и ты; возьмем Ванечку Грузинова.
Есенин назвал еще несколько фамилий крестьянских поэтов.
Ивнев ответил улыбаясь, что «группы можно образовывать только до 25 лет», а после рискуешь очутиться в смешном положении. Есенин рассмеялся, но через минуту продолжал в том же духе:
— Я имажинизм не бросаю, — говорил он, — но я не хочу видеть этой «Гостиницы». Пусть издает ее кто хочет, а я буду издавать «Вольнодумца». Ты можешь печататься в «Гостинице», но и в «Вольнодумец» я тебя приглашаю.
Ивнев позднее вспоминал, насколько остро он почувствовал в этот момент, что никакого «Вольнодумца» не будет, но слушал Есенина, не перебивая, а через несколько недель в «Правде» было опубликовано письмо в редакцию, в котором Есенин «распустил имажинизм».
Примечательный факт, что в №4 «Гостиницы для путешествующих в прекрасном», вышедшем без произведений Есенина, причем в издательстве, обозначенном как «Ассоциация вольнодумцев» коллегии имажинистов, были анонсированы и выход №5 «Гостиницы…» и №1 журнала «Вольнодумец». Однако оба журнала так никогда и не были опубликованы.         


Рецензии