Один день Александра Ароновича. Часть 24-я

Печерский Александр Аронович (1909-1990)- руководитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны.
14 октября 1943 года узники подняли восстание в концентрационном лагере Собибор.


После окончания войны Александру Арновичу посчастливилось устроиться на работу, о которой он мог только мечтать, - со своим-то клеймом военнопленного, пусть даже и 
со справкой "искупившего вину свою перед Родиной кровью".
Не сказать, чтобы новая должность его была каким-то там "хлебным местом", отличавшимся выгодой и привилегиями. Нет, скорее даже наоборот. Однако ценность
новой работы для Александра Ароновича состояла в том, что удовлетворяла если не
всем, то многим данным ему от Бога способностям - администратор Ростовского театра музыкальной комедии.
Конечно, особого дохода эта должность не приносила, к тому же довольно хлопотная
для инвалида, да и по тем временам, можно сказать, совсем незавидная, ибо в послевоенный период разрухи и голода не очень-то публику привлекали походы в театры.

Но тем не менее, Александру Ароновичу каким-то образом удавалось организовать работу  так, что и зрители посещали спектакли и артисты были обеспечены пропитанием, чтобы
иметь силы и желание петь и плясать, проявляя на сцене свои таланты. Впрочем, не обязательно всегда на сцене: порой артистам приходилось выезжать "на гастроли", прибывая к публике прямо на рабочие места - на поля, заводы, стройки...

Александр Аронович, благодаря своим организаторским и коммуникативным способностям,
без суеты и шума умел наладить работу так, что и артисты были сыты и зрители  оставались довольны. Его умение подойти творчески ко всему, что делал, обеспечивало требуемые результаты.
Стоит заметить, что у Александра Ароновича Печерского имелись все необходимые
данные для избранного поприща, потому как он любил то, что делал, любил и артистов,
и зрителей, и театр, и само искусство музыкальной комедии.
Во-первых, сам ещё в детстве мечтал стать артистом. И о чём ещё мог мечтать юноша привлекательной наружности, одаренный музыкальным слухом, певческом голосом и увлеченный драматическим искусством?

"Он по вечерам так красиво пел!" - вспоминали выжившие узники...

"Я закончил семилетку и музыкальную школу. Работал служащим и руководил
театральными и музыкальными кружками самодеятельности", - так скромно писал
Александр Аронович о себе.

Он ушёл на фронт в первый день войны. Позади осталась счастливая мирная жизнь со своими волнениями и заботами. Детство, в котором он рос окруженный большой дружной семьёй: с папой, мамой, братом и двумя сестрами. Юность, когда он закончил, помимо общеобразовательной ещё и музыкальную школу по классу фортепиано, параллельно увлекаясь игрой в шахматы и театром.
Музыка и театр, по его словам, были самыми важными вещами в этом мире. Однако  после школы работал электриком на паровозоремонтном заводе, ибо продолжить
образование с его непролетарским происхождением и скромным материальным
положением семьи, не было возможности.
Отслужил положенные два года в армии. Но увлечения свои не оставил, продолжив
занятия в любительских кружках музыкальных и драматических искусств, которые потом
сам возглавил. Параллельно при этом работая в финансовом институте по хозяйственной части, имея в намерении получить заодно и высшее образование на заочно-вечернем факультете. Но этим планам воспрепятствовала женитьба.
Людмила Васильевна Замилацкая, донская казачка, красавица-певунья и плясунья, с
которой в 1933 году Печерский познакомился в кружке художественной самодеятельности, стала его женой.

В 1934 году у них родилась дочь Элеонора. Счастливый отец души не чаял в ребёнке, выражая своё отцовское счастье в сочинении музыкальных произведений, в первую
очередь колыбельных для своей дочурки.

С фотографией дочери он ушёл на фронт, сохранив её до конца войны, пронеся с собой
и через плен, и через Собибор...

Война перечеркнула всё. Но способности и таланты, которые даны человеку от Бога,
всё равно стремятся проявиться и проявляются при любых жизненных обстоятельствах -
даже на войне, когда речь идёт о спасении жизни, они частенько приходят на помощь.

Каждый человек имеет в себе немало талантов и способностей, которые требуют своей реализации пусть на бытовом уровне, пусть даже в самых неблагоприятных условиях...
У Александра Ароновича также немало было дарований от природы. И семейное
воспитание способствовало их развитию. Война, хотя и поставила на них крест, но
жизнь, как бы то ни было, продолжалась.

У Печерского наличествовал явный режиссёрский талант: при любых обстоятельствах он  умел собраться и срежиссировать их таким образом, что всё вставало на свои места
именно так, как было необходимо по сложившемуся в его мозгу сценарию. Конечно же, исключая всё то, что от него самого уже не зависело.

Так и в Собиборе он, изучая обстановку и продумывая до мелочей план восстания, срежиссировал его так, что, несмотря ни на что, оно удалось. Люди спаслись. Пусть
не все, пусть только пятьдесят четыре человека из трехсот освободившихся дожили до
конца войны. Но всё-таки...

Вот и в послевоенные страшные голодные годы Александр Аронович, оказавшись в
родной стихии музыкального и драматического искусства, сумел наладить работу так,
что и артисты имели какое-никакое пропитание для себя и своих семей , и выход
к зрителю обеспечивался. Хотя, казалось бы, какая уж там музкомедия?
Кому там было дело до неё?

Однако все наличествующие человеческие качества и таланты, как в мозаике, сложились
в чудесный узор. Да, люди любили своё дело, любили жизнь, любили музыку и все,
что связано с театральным искусством.

"Можно привести множество более или менее удачных примеров творчества, но они не снимут возникающие вопросы. Один из них: как связаны между собой само творчество
и подчас неудержимое стремление к нему творцов? Каким образом в этом случае так переплетены эмоции и мышление, что высшее счастье в творчестве - оно само?"
"У творчества "своё ", только ему присущее состояние, "свои" эмоции, "своя" детекция ошибок. В свободном полёте творческой мысли индивидууму-творцу надёжно служат различные, в том числе и преобразованные механизмы мозга. Творчество, преобразуя
мир, своим базисом имеет творчески преобразованный мозг человека".
             /Н.П.Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни"./

По характеру Александр Аронович был педантичен, точен, аккуратен, внимателен и коммуникативен в той степени, чтобы срежиссировать процесс своей работы
в предлагаемых условиях сложившихся обстоятельств так, чтобы театр функционировал, артисты работали, а поток зрителей не пересыхал.

Человек, по сути своей, существо творческое всегда, потому как жить не может без реализации своих талантов и способностей. Несмотря ни на что.
В данном случае, не взирая на обстановку в стране, которая была напряженная,
непонятная и не сказать, чтобы очень-то благоприятная - во всех сферах жизни,
в том числе и в сфере духовной...

В 1946-1948гг под руководством Сталина и Жданова развернулась идеологическая
кампания по "наведению порядка" в литературе, музыке, кинематографии, драматургии.
В начале 1946 года Сталин наложил запрет на показ второй серии фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" ввиду своей "антиисторичности и антихудожественности",
из-за чего режиссёр фильма попал в больницу с обширным инфарктом.

14 августа 1946 года был окончательно отредактирован текст постановления Оргбюро
ЦКВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"." Главными обвиняемыми в нём
оказались ленинградцы Михаил Зощенко и Анна Ахматова. В 1920-1930е годы в стране,
пожалуй, не было грамотного человека, не читавшего рассказов Зощенко и стихов Ахматовой. Но вышеуказанное постановление содержало в себе не просто критику, а
самые настоящие оскорбления, направленные на то, чтобы унизить, уничтожить всякое человеческое достоинство осуждаемых литераторов.

"Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко,
тем более недопустимо, что редакции "Звезды" хорошо известны физиономия Зощенко.
Зощенко изображает советские порядки и советских людей примитивными,
малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостное хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой
нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения не могут быть терпимы
в советской литературе".

На долгие годы Ахматова была погружена в состояние отчуждения и затравленности.
О печатании таким образом раскритикованных авторов не могло быть и речи. Даже после смерти Сталина, отвечая на вопрос иностранного корреспондента, согласна ли она с постановлением 1946 года, Ахматова отвечала: "Только так!" А что же ещё она могла сказать?
Зощенко же в 1954 году был краток, обращаясь к писательской общественности после очередного разгона:"Я не ожидал от вас сочувствия. Я прошу вас: дайте мне спокойно умереть".

Так называемая критика, унижающая в человеке человеческое достоинство, убивает
в нём личность, уничтожает и самого человека.
Уничтожить в угоду её величества идеологии, ибо духовная пища влияет на умы
множества людей, поэтому необходимо привести всех к общему знаменателю - пинками
и затрещинами заставить служить не своей музе, а идеологии, избранной теми, кто у
власти и у кормушки.

Но генералиссимус был не так уж прямолинейно прост. В сфере духовной, воспитывая идеологически нового человека, использовался не только кнут, но и пряник. Похвала, поощрение, награда за доблестный труд...Возвышающие человеческое достоинство, стимулирующие к дальнейшим творческим свершениям.

В честь шестидесятилетия Сталина в декабре 1939года были учреждены стипендии его
имени, а также премии для деятелей науки и искусства.
1 февраля 1940 года, увидело свет постановление об учреждении Сталинской премии и
по литературе. Премиальный фонд формировался из личных средств товарища Сталина - главным образом из гонораров за издание его книг.

В те годы складывался широкий круг "знатных людей советской страны". Это стахановцы,
челюскинцы, полярные летчики - герои на которых следовало равняться. И теперь
учёные, писатели, архитекторы и мастера искусств были призваны на авансцену.
Премиальный процесс охвативал все университеты страны, все научно-исследовательские
институты, творческие союзы и киностудии.

Было установлено денежное содержание премий: первая степень - 100 тысяч рублей.
вторая - 50 тысяч, третья - 25 тысяч. Если премию получал дуэт соавторов - сумму делили поровну. Если соавторов было трое - половину суммы получал руководитель, а вторая половина делилась пополам между другими членами коллектива.
В годы войны из-за инфляции сумму пришлось повысить в два раза. Впрочем, почти
все лауреаты передавали свои премии в фонд обороны.

Для сравнения: эмка -первый советский массовый автомобиль - стоила в 1940 году
8-9 тысяч рублей. Если лауреат предпочитал общественный транспорт, он имел право пользоваться им бесплатно. Сшить в ателье модное пальто из дорогого коверкота или
драпа в предвоенные годы можно было за 350-400 рублей. Помимо прочего, лауреат-
писатель получал право на внеочередное переиздание своих книг; художник - на персонвльную выставку, учёные - на престижные госзаказы.

Как правило, Сталинскую премию давали за актуальные достижения, а не за
"многолетние заслуги". В марте 1941 года в газетах появилась информация о первых сталинских лауреатах: 222 диплома лучшим из лучших в науке, литературе, искусстве...
Среди них Петр Капица с работой "Турбодетандер для получения низких температур",
братья Васильевы с фильмом "Чапаев", Михаил Шолохов с романом "Тихий Дон",
Владимир Обручев с трёхтомным трудом "Геология Сибири", молодой Александр
Твардовский с поэмой "Страна Муравия", основоположник химической физики Николай Семенов, балерина Галина Уланова, архитектор Алексей Щусев, оперный певец Иван Козловский, математик Андрей Колмогоров...

Разумеется, награды предназначались для лояльных художников, вписавшихся в дух времени. Были, конечно, и издержки: трехкратное лауреатство агронома Трофима
Лысенко, признанного незаурядным по политическим соображениям; многих из
живописцев из года в год премировали за авторство парадных картин, изображавших
самого Сталина; в литературных номинациях нередко, особенно в послевоенное время, награждались за пустоватые, но "идейно верные" книги. И всё-таки, как бы там ни
было, тон задавали достижения высокой пробы.

Семь сталинских премий получил авиаконструктор Сергей Ильюшин. Из числа писателей
больше всех премий - шестикратно - получил Константин Симонов, а из кинорежиссёров -
Иван Пырьев и Юлий Райзман. Из композиторов Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.
Из авиаконструкторов шестикратными лауреатами стали Александр Яковлев, а также
создатели МиГов Артём Микоян и Михаил Гуревич.

21 марта 1946 года было принято  с о в е р ш е н н о   с е к р е т н о е
постановление Совета Министров СССР N627358 сс "О премиях за научные открытия и
технические достижения в области использования атомной энергии и за работы в области космического излучения, способствующие решению этой проблемы", ставшее основополагающим документом для поощрения большого числа научных и инженерно-технических работников за научные открытия и технические достижения в области атомной энергии. Сталинские премии участникам атомного проекта не вручались в рамках
официально утвержденных номинаций. Каждое постановление Совета Министров СССР по присвоению Сталинских премий за успехи в создании атомного оружия имело конкретное название тематики и гриф "совершенно секретно".

В 1946 году Сталинские премии присуждались дважды: в январе и июне за 1941-1943гг
и 1945 год соответственно. В числе лауреатов в области физико-математических наук, удостоенных премий в 1946 году были С.И.Вавилов, И.Е.Лаврентьев,Л.Д.Ландау,
К.А.Петржак, Е.Н. Флёров и др.

И как бы там ни было, именно в те послевоенные годы в народе укоренилась своего
рода поговорка-молитва: "Господи! Лишь бы не было войны!"
 


Рецензии