225 лет со дня рождения Оноре де Бальзака!

       20 мая 1799 года во французском городе Тур родился Оноре Бальзак — великий писатель-романист, одна из самых ярких фигур первой половины XIX века. Позже его назовут отцом современного реализма и натурализма.

       Биография писателя настолько необычна, насколько неординарны его произведения. Отец Оноре, Бернар Франсуа, умудрился разбогатеть в Лангедоке на перепродаже земли разорившихся дворян. В 1767 году он перебрался в Париж и сменил фамилию Бальса (Balssa) на более благородную — Бальзак (Balzac). С той поры он стал чиновником, занимая разные административные должности по восходящей карьерной лестнице. Женился на дочери парижского торговца Саламбье — Анне-Шарлотте-Лауре. Красавица была лет на двадцать моложе Бернара Франсуа, любила роскошь, мужчин и развлечения. В 1798 году семья переехала в Тур, расположенный на живописном берегу в месте слияния рек Шер и Луары.

       Через год родился Оноре, которого нерадивая мать сразу же отправила к кормилице в деревню, куда позже пристроила и дочерей. Кормилице платили мелочь. Дети росли в нелюбви и нищете. Странно, семья Бальзак не была бедной, однако на детей здесь не тратились. Ни деньгами, ни чувствами. Исключением стал лишь младший сын Анны-Шарлотты, рожденный вне брака.

       Как ни тяжела была жизнь в деревне, вскоре маленькому Оноре она казалась призрачным раем. В восемь лет его отдали в Вандомский пансионат. Это было изысканное пыточное учебное заведение. Там находились карцер и пыточные комнаты со специальными инструментами и колодками. Детей наказывали за любую провинность, издевались и без повода, забавы ради и для устрашения. Оноре Бальзаку частенько доставалось, особенно, когда он отпускал шуточки в адрес учителей. Трудно представить, что творилось в душе мальчика, ведь родители его совсем не навещали. Если к другим детям приезжали на каникулы, привозили подарки, оставляли деньги на карманные расходы, то Оноре был словно заперт в тюрьме, без права на свидание. За несколько лет ему даже не прислали ни единого су.

       Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В подростковом возрасте Оноре серьёзно заболел, вылечить его в местном лазарете не смогли, и администрация пансионата потребовала от родителей забрать ребёнка. Через пару лет семья вновь переезжает из Тура в Париж, где Оноре, наконец, выздоравливает. Отец мечтает, чтобы сын стал адвокатом, и отправляет его учиться в Парижскую Школу права. Вскоре Оноре устраивается клерком в нотариальную контору. У нотариуса он много читает, увлекается романами Руссо, Монтескьё, Вольтера, Дефо и Вальтера Скотта. Неудивительно, что Оноре Бальзак и сам начинает писать. Тем более, что свою первую новеллу он написал ещё в двенадцать лет. Правда тогда одноклассники жестоко посмеялись над Оноре и сожгли рукопись. Теперь же он сам критично относится к своим творениям, но стремится к совершенству, много работает, и вскоре осознаёт, что хочет посвятить себя литературе, создать сотни романов и стать гением.

       «Человек должен быть великим, или не быть совсем», — утверждал ещё юный Бальзак.

       Чтобы не опозориться в будущем, Оноре более десяти лет публикуется под различными псевдонимами. Он пробует себя в разных направлениях, сознательно пишет десятки новелл и романов в угоду моде и публике того времени, пытаясь не только научиться, понять, что ему ближе, но и как-то заработать. Попутно Бальзак влезает в различные бизнес-проекты, в которых ничего не понимает, и, соответственно, оказывается в долгах. Ему приходится на время вернуться к родителям, так как нечем оплачивать съёмное жильё. Там он знакомится с соседкой Лаурой Берни, в которую неожиданно влюбляется, несмотря на двадцатитрехлетнюю разницу в возрасте, её замужество и девять детей.

       Скорее всего он почувствовал в Лауре родственную душу и материнское участие, которого так не хватало в его жизни. Не смущаясь, Оноре начинает постоянно захаживать в гости, столуется у Берни, и с благодарностью принимает советы и деньги. Со временем гостеприимная хозяйка знакомит Бальзака с нужными людьми и даже изредка корректирует его рукописи. Смею полагать, что эта прекрасная женщина разглядела в неказистом и неудачливом юноше французского гения. До конца своих дней Лаура Берни помогала Оноре Бальзаку, а он был ей безмерно благодарен. Он никогда не забывал свою благодетельницу, сердечно отзывался, и честно говорил, что в молодости он бы умер без неё.

       Бальзак продолжает много писать, часами не вставая из-за стола. Отец не доволен, что сын не стал юристом. Он требует от Оноре доказать, что сможет прожить писательским трудом, и даёт на это два года. Мать же мечтает, чтобы сын поскорее всё бросил и уехал подальше от Парижа. Она выделяет сыну ничтожную сумму на жильё, надеясь, что голод выбьет дурь писательства из его головы, а главное, неприличную любовь к соседке из сердца.

       Три года Оноре Бальзак живёт в невыносимых условиях, в неотапливаемой грязной коморке, выходя на улицу лишь за хлебом. Он практически заперт, как в тюрьме, как когда-то в Вандомском пансионате. Но здесь он заперт сознательно. Он пишет романы, чтобы стать гением. Правда, в холодное время года он не мог писать, так как мёрзли руки и не слушались пальцы. Порой он даже не вставал с кровати. Из писем к сестре Лоре:

       «Не забудь послать мне плед, чтобы укрыть мои ноги, или старую шаль, чтобы согреться...»

       «Смеёшься? А я не выхожу в город, чтобы не изнашивать одежду.»

       Несмотря ни на что, Оноре продолжает писать и пытается найти свой путь в литературе. Работает по шестнадцать часов в сутки, оставляя лишь краткое время на отдых, сон и перекус.

       «С полуночи до полудня я работаю, то есть сижу двенадцать часов в кресле, творю и переделываю. Затем с полудня до четырех исправляю гранки, в пять часов обедаю, в половине шестого я в кровати, а в полночь встаю и вновь начинаю работать».

       В двадцать пять лет Оноре Бальзак занялся издательской деятельностью. Удивительно, но даже не будучи любовницами, многие женщины вкладывались в его бизнес-проекты. Через три года, несмотря на поддержку подруг, Бальзак и с типографией прогорел. Обанкротившись, Оноре обретает новый стимул и работает ещё больше. Не имея ничего за душой, кроме долгов и пера, он как-то восклицает: «Мне надо умереть для того, чтобы они поняли, чего я стою».

       К счастью, Оноре Бальзак, наконец, осознаёт в чём его призвание: правдивое изображение реальной действительности, реализм. В 1829 году он публикует первую книгу под своим настоящим именем, и она приносит ему известность. Это был исторический роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году», в котором художественно изображены реальные события — контрреволюционное восстание шуанов (крестьян, ведущих партизанскую войну за восстановление монархии) в Бретани. Книга увлекательная, динамичная и повествует о совсем недавнем для Бальзака времени. По факту: эта история — ровесница автора.

       Вдохновившись признанием (нет, не литературных критиков) своих друзей-писателей и подруг, Бальзак углубляется в XVI век. Он заканчивает и публикует роман «Об Екатерине Медичи». Интересна конструкция книги: три разных сюжета объединены общим идейным замыслом и посвящены непростой эпохе религиозных войн времён правления последних Валуа. Удивлена, что автор идеализирует личность Екатерины Медичи, и даже оправдывает её, обвиняя обстоятельства в жестокостях Варфоломеевской ночи. Конечно, спустя несколько веков трудно расследовать, кто прав, кто виноват. Но всё же для меня роман интересен тем, как искусно автор описывает Париж, сам город, его атмосферу и жителей: торговцев, ремесленников и королей, а также их быт, мечты и мысли. Читаешь и легко погружаешься в глубь веков.

       После публикации каждого романа - снова отшельничество и титанический труд. Визиты кредиторов, упреки родителей, настоящая схема паролей для того, чтобы его не нашли и не мешали.
 
       С 1829 по 1847 год Оноре де Бальзак опубликовал 98 произведений! При этом он работал, как каторжный, без секретаря и корректора, исписав тысячи листков пером и чернилами. Кстати, приставку «де» к своей фамилии (т.е. дворянский титул) он присвоил себе не только ради определенной доли тщеславия, а наперекор родителям. Те были буржуа до мозга костей.

       В середине тридцатых годов у Бальзака возникает замысел: объединить свои произведения в один огромный цикл: «Человеческая комедия». Недаром название так созвучно «Божественной комедии» Данте Алигьери. Он собирался структурировать человеческий мир во всем его многообразии: нравственном, социальном, частном, политическом и философском.

       Бальзак описывал своё грандиозное детище так: «История и картина общества, анализ его зол, и осуждение его основ». Автор планировал закончить и включить в три части цикла («Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды») 150 романов, но успел «лишь» 98!

       «Моё творение охватит все классы французского общества XIX века; если через пятьсот лет, через две тысячи лет захотят изучать французское общество времен Империи, Реставрации и гнусного июльского правительства, то археологам и прочим ученым людям достаточно будет заглянуть в мои произведения».

       Каждая часть цикла, в свою очередь, включала свои «сцены». Например, «Этюды о нравах»: «Сцены частной жизни» украшают самые известные в России романы – «Гобсек», «Отец Горио», «Тридцатилетняя женщина»; «Сцены парижской жизни» - «Блеск и нищета куртизанок» и «Банкирский дом Нусингена»; «Сцены политической жизни» - «Случай из времён террора»; «Сцены провинциальной жизни» - «Евгения Гранде» и «Утраченные иллюзии»; «Сцены военной жизни» - «Шуаны»; и «Сцены деревенской жизни» - «Лилия Долины».

       Философско-мистический роман «Шагреневая кожа» представляет «Философские этюды», а повесть «Луи Ламбер» - «Аналитические этюды».

       Позже о «Человеческой комедии» автор писал: «Я желаю только одного, чтобы меня в дальнейшем не терзали люди и обстоятельства, так как это было в самом начале этого ужасного труда».

       Действительно ли Бальзак родился под несчастливой звездой, и был настолько не удачлив, или время такое досталось? Но чем плодотворнее он писал и становился известнее, тем больше его сопровождали долги и нападки критиков. Практически каждый роман воспринимался ими в штыки. Например, после выхода в свет романа «Отец Горио», над которым, точно помню, я рыдала в юности, в Париже разгорелся настоящий скандал. Бальзака обвиняли в безнравственности и неумении связывать слова.

       После публикации «Утраченных иллюзий» травля Бальзака приобрела чудовищные размеры. Писателя упрекали в творческом бессилии, а роман назвали нелепым. Между тем, этот роман до сих пор считается одним из лучших, и недаром – сколько было потрачено сил! Бальзак дописывал роман, держа ноги в тазу с горячей водой и горчицей, чтобы не получить кровоизлияния в мозг. Совершенно без сил, но с огромной силой воли! Тогда он писал письма лёжа: «Нет больше сил, но нужно закончить ещё полромана «Утраченные иллюзии». Через минуты он вновь садился за стол.

       Описывая историю молодого поэта Люсьена де Рюбампре из Ангулема, Оноре Бальзак практически рассказывал о себе, с некоторыми изменениями имен, мест действия и поворотов судьбы. Его главный герой в конце концов понимает, что в современном обществе талант ничего не стоит, важны только деньги. И выживает только тот, кто способен на интриги и беспринципность. Нереализованные амбиции, обманутые надежды, полное разочарование, честное размышление автора о времени – всё это можно найти в романе, к тому же на фоне необыкновенно реалистичных портретов парижского и провинциального обществ, аристократической жизни.

       Интересно, что его друг, писатель Теофиль Готье, считал Бальзака абсолютным гением, при этом не имеющим литературного дарования. «Между замыслом и его воплощением – бездна, которую Бальзак не знал, как перешагнуть. У него было замечательно с идеями, и скорее всего, кроме идей ничего и не было, если бы ни его воля. Философия воли! Титаническая воля! Да он мог быть полководцем!»

       Ещё одна замечательная цитата Теофиля Готье: «Бальзак хотел стать великим человеком, и достиг своей цели, благодаря непрестанному проявлению силы, более могущественной, чем флюиды электричества».

       В феврале 1832 году Оноре де Бальзак получил очередное письмо-отзыв на опубликованную повесть «Тридцатилетняя женщина». Письмо было отправлено из Одессы и подписано: «Чужестранка».

       «Когда я читала Ваши произведения, сердце моё трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины – дар небес; божественная эманация. Меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».

       Оноре Бальзак был заинтригован и, конечно же, ответил. Началась многолетняя переписка. Он называл незнакомку «обожаемой повелительницей» и «гордой королевой», а загадочная чужестранка долгое время скрывала своё настоящее имя. Но её письма стали откровенным признанием в любви. Через год она подписалась «Эвелина Ганская», и назначила долгожданную встречу на осень в Швейцарии. В городок Невшатель Эвелина отправилась в путешествие с мужем Вацлавом Ганским.

       Окрыленный Бальзак писал: «Я, ещё не зная Вас, уже люблю». Встретившись, Оноре восхитился Чужестранкой ещё больше. Она была красива, статна, молода и богата, к тому же в бархатном платье любимого писателем фиолетового цвета. Эвелина же сначала разочаровалась и растерялась, увидев нелепо одетого тучного низкорослого мужчину с оплывшим лицом и двойным подбородком. Лишь его глаза, излучавшие свет и нескрываемый интерес, заставили её не сбежать. Когда Бальзак заговорил, его красноречие расположило не только Эвелину, но и Вацлава Ганского. Поэтому писатель легко был принят в доме, как друг семьи. Вскоре необъяснимое и неповторимое обаяние Оноре окончательно растопило сердце Эвелины.

       Переписка возлюбленных продолжилась, и через несколько месяцев они смогли встретиться в Женеве, где Ганская подарила Бальзаку драгоценный перстень. Писатель носил перстень, как талисман, до самой смерти. Пять томов писем к Ганской будут позднее изданы под названием «Письма к иностранке».

       Их роман с короткими встречами и огромными надеждами завершился венчанием в городе Бердичеве в марте 1850 года, после семнадцати лет знакомства. К несчастью, Оноре Бальзак к тому времени был уже серьёзно болен и через пять месяцев скончался в Париже.

       Удивителен и тот факт, что наш великий Достоевский, который очень многое в жизни предвидел, будучи никому неизвестным двадцатидвухлетним инженером-подпоручиком перевёл на русский язык роман «Евгения Гранде». И в тот самый момент, когда Оноре де Бальзак жил в Петербурге, на Миллионной улице в доме Титова. Кстати, Россию великий французский классик посещал чаще других, и был у нас чрезвычайно популярен.

       Перевод опубликовали в 1844 году в журнале «Пантеон», но без указания имени переводчика. Между тем, это была самая первая публикация Ф.М. Достоевского. Будущий русский классик был увлечен романами Бальзака и очень его ценил. Позже он писал:

       «Бальзак велик! Его характеры — произведения ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека». Очевидно, что творчество Бальзака существенно повлияло на Достоевского.

       Необыкновенная личность – Оноре де Бальзак! У него и в нём каждый находит своё. Биограф Андре Моруа озаглавил своё посвящение писателю: «Прометей, или Жизнь Бальзака». Кстати, Бальзака многие называли Прометеем. И не мудрено. Масштабная личность, стремящаяся к познанию и открытиям, несмотря на ежедневный каторжный труд и «клевание печени» литературными критиками, создавшая и подарившая людям грандиозное описание всех явлений человеческой жизни, художественную историю и художественную философию Франции.

       Благодаря Оноре де Бальзаку мы не только можем увидеть подлинную жизнь Парижа и провинции того времени, но и разобраться в человеческих пороках, к сожалению, не изменившихся за пару веков. Всё, о чём он писал, это реальная жизнь, всё было основано на фактах. Про Бальзака говорили, что он мгновенно узнавал о человеке по повороту головы (сейчас бы сказали – считывал человека), и он никогда не забывал ни одного выражения лица, ни одной эмоции.

       Бальзак был гениален в крайностях. Он не был красавцем, но легко покорял женщин красноречием. Однако на «ночь любви» он редко соглашался. Говорил, что «ночь любви стоит ему половины романа, и никакая женщина не заслуживает таких творческих трат на неё».

       Его Гобсек копил деньги, а Бальзак копил волю, чтобы закончить свой труд.

       Прожил ужасно тяжелую жизнь, вечно подвергался нападкам, при этом оставался добрым и очень мягким, сердечным человеком.

       «Терпение и доброта - это сила, и никто ей не обладал в большей степени, чем Бальзак», - вспоминала о нём Жорж Санд.

       Отшельничество, одиночество и прекрасные друзья: Лаура Берни, Виктор Гюго, Стендаль, Генрих Гейне, Жорж Санд, Теофиль Готье и другие.

       Бальзак не только сохранил теплоту и сердечность, но и чувство юмора. Про него во Франции было сложено немало анекдотов, большинство о нищете. И ощущение, как будто он сам их и писал:

       «Бальзак обнаруживает ночью в своей коморке вора, который ищет деньги в секретере. Заметив огромного тучного хозяина, вор чуть не испустил дух от страха. Тем временем писатель, наоборот, чуть не умер от смеха: «Дружище, напрасно ты ищешь в темноте то, что я сам и днём не могу найти!»

       О себе Бальзак шутил: «Живу между монастырем кармелиток и гильотиной». «Всю жизнь просидел в тюрьме». Всеми попытками выбраться Бальзак пренебрег.

       Бальзак был человеком безграничного ума, а ограничил себя «монастырем и гильотиной», и обрёк себя же на каторжный труд... написать «Человеческую комедию».

       Теперь мы учимся понимать настоящее, погружаясь в толщу прошлого, читая «Человеческую комедию». И, конечно, надеемся на будущее.

       Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года. Похоронен великий писатель на Парижском кладбище Пер-Лашез.


Рецензии
«Масштабная личность, стремящаяся к познанию и открытиям, несмотря на ежедневный каторжный труд и «клевание печени» литературными критиками, создавшая и подарившая людям грандиозное описание всех явлений человеческой жизни, художественную историю и художественную философию Франции.»
Без всяких сравнений так. Удивительный талант и феноменальная трудоспособность!
С теплом сердечным, милая Ланушка!

Лидия Сарычева   09.06.2024 15:50     Заявить о нарушении
Дорогая Лидушка, спасибо огромное за добрые слова!
С теплом и пожеланием здоровья и благополучия,

Лана Сиена   10.06.2024 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.