Не царское это дело
АФАНАСИЙ ШИПУНОВ
НЕ ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО...
(Рассказ)
ТОЛЬКО ВОТ....
Мать с Отцом меня так научили:
«Сын! Всё делай во благо людей!
Чтоб дела все достойными были
И не ради слащавых идей!
Не гонися за славой бездушной!
И тщеславий пустых избегай!
Не запой песни, людям ненужной!
С песней русской по жизни шагай!»
В жизни заповедь их не нарушил,
Хоть в ущерб для себя иногда.
И внимательно глас людской слушал,
Принимал все советы всегда.
И советы в добро превращались,
Может быть, не по воле моей,
Те советы в успехах купались,
Потому как пришли от людей.
Ныне выдать совет свой осмелюсь-
Не гнушайтесь советы принять!
Здравый смысл окрылит вас, надеюсь,
И поможет по жизни шагать.
Только вот... не всегда Его слышат..
Кое-кто на свой лад своё гнёт...
Сладкой властью своей скверно дышит...
Глас народный никак не поймёт...
*****май 2024*****
-1-
НЕ ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО...
(Юморной рассказ со слезами на глазах)
В некотором царстве, в некотором государстве. А точнее сказать дело происходило в одной из губерний России-Матушки...
А из начала-то-начал о том, что жили-были в далёком, глубинном поселении огромной, красивейшей губернии, два деревенских пацана. Как и все деревенские ребятишки, в малые-то годы, с упорством «грызли» азы науки в школе, распо-ложившейся со времён установления Советской власти в конфискованном поповском доме. Священника прогнали, а может быть, он сам по доброй воле съехал совсем из деревни. А что ему остаётся делать, коли не удел оказался?... Ну так вот. – учились, постигали кое-какие науки .до поры, до времени. А тут беда великая приключилась – началась Вторая Мировая война. Треклятый Гитлер вознамерился поработить народ российский. А НАРОД-ТО единой монолитной стеной встал на защиту своего Отечества. У Антошки и Миколки отцы с первых дней на фронт отбыли, а матери, как и все деревенские бабы, всю женскую и мужскую работу, все заботы взвалили на свои плечи. Из мужиков-то в деревне только и оставались маломощные престарелые, негодные к войне-то. Ну как деревенские в эти горькие годы жили и трудились, известно всем давным-давно, потому как это было не только в этой деревне, но и во всём СССР. Не доиграли в детство, недоучились деревенские ребятишки. Вот и Антошка с Миколкой вместе со взрослыми в свои 14 лет познали нелёгкий труд крестьян. Работали, как и все, под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!». Хоть взрослые-то стремились как-то облегчить их труд, но где он, в то время, лёгкий-то?... И трудились изо всех своих сил. (Где их только и брали-то малолетки хиленькие?!)
Война-то закончилась. Многие в своих семьях не дождались родных...Хоть и Победа, празднования, Торжественные вечера и радость неимоверная, но тёмная тень войны витала в слезах в те дни по всей деревне. То там, то там раздаются надрывные причёты женщин... У Антошки отец-то возвратился через полгода из госпиталя, где вылечивался после тяжёлого ранения при штурме Берлина, а вот у Николки отец погиб...В их многодетной семье мать и за отца, и за мать, и за няньку и за подаренные детям ласки, и за вынужденные незлобные наказания за детские шалости – за всё в ответе....
Всё пережили сельчане – все тяготы и лишения, все моральные и материальные беды.. Вот теперь бы, на старости лет, пожить спокойнее... Так нет! Не дано...Всякие болячки, нажитые с годами, беспокоят. Да и зачастую беспокоит ещё бездушие отдельных личностей, невнимательность к пожилым людям, к их мольбам и запросам, не так уж и большим в нынешнем-то масштабе.
Страна залечивала раны, нанесённые войной, телесные и душевные. .Материально жить становилось легче. Но... продолжить получать знания Антошке и Николке возможности не было до самого зрелого возраста. Это уже позднее – техникумы .ВУЗы, А тогда...Курсы и работа трактористами, шоферами...
Когда в деревне-то жили – общались довольно тесно. То в праздники, или на Дне рождения у того или другого, без застолий не обходилось.
А тут вот Николка возьми, да и уехай на житьё в дальние края, даже за пределы губер-нии. . И общение стало только письмами, да по телефону. Позднее и Антошка выехал в город. Хоть в своей губернии, но оборвались деревенские корни. Да и в деревне из родных никого не осталось., так что и прижился в городу-то. Работал... Опять много работал – закваска-то деревенская, лытать от работы не привышен.
Вышел на пенсию. Правда, пенсия-то не велика, но на скромное проживание хватает.
А тут «сотики» появились. Всё-таки почаще стали общаться, хоть и на расстоянии.
И вот на, тебе! На радость Антошке Миколка без предупреждения, как и раньше, заявился в гости собственной персоной. Вначале-то Антошка даже глазам своим не поверил. А как признал дружка-то закадычного так и своей любезной распоряжение выдал: «Ксюшенька! Накрывай на стол незамедлительно! Вишь какой гость заявился! Да нашенского коньячка не позабудь! Ишь гость-то какой!»
Ксения мастерица, гостеприимная. Быстренько всё сделала, как следно быть. Все трое присели к столу. Антошка налил по рюмочкам, пригласил выпить: «Давайте-ко вспомним, как бывалоче раньше! Да за приезд вот дорогого гостя.». Конечно же все выпили и по единой и, даже по третьей, к коей гость предложил выпить «за здоровье хозяев и семейное благополучие». Попили чайку и занялись всяк своим делом Ксения разборкой стола, Антон с гостем вышли в палисадник и, усевшись на скамеечку, пре-дались воспоминаниям. Многое вспомнили, да возвратились в нынешний день.
-Ты, Миколай, в деревне-то нашей ишшо не был, или оттудова едешь?
-Нет. Не был. Вот к тебе первоначально заглянул а дальше намерен ехать в деревню Надобно повидаться с земляками, да с родимой природностью нашенской. Уж так всё
вспоминал на чужбине-то. Оно вреде бы и сам по своей воле спокинул деревню-то свою, да только, опять же и вроде бы не своей воле. Оно видишь как складывается в жизни-то – сын-то со снохой ребятишек-погодков трёх народили, а до пенсии-то далеко. Вот и пригласили поняньчить детишек-то, а они пенсию зарабатывать. Ну мы со своей благоверной и порешили не отказать, да и уехали к ним. Ну как внуки-то подросли уже, то и возвращаться на родину нам расхотелось, хоть скучаем шибко. В деревне-то никого из наших, а там и дети и внуки... Так что уж теперь доживать там будем. Ну а у вас-то, Антон, каковы дела?
-Да нормально, вроде бы. Только вот здоровье подводит. Вот недавно, инфаркт хлопанул. Операцию произвели. Три стэна поставили. Теперь вот опять не удел остаюсь. Весна, а мне на огороде не разрешено работать. Так уж только для успокоения души на огород-то ездею. Да и в городу-то сидеть тошнота одна. А на огородике-то всё-таки веселее – там птички поют, зелень уже кругом... Да вот со здоровьем не только у меня проблемы, но и у многих так-то. А наши власти ишшо придумывают всякие новшества. Да не благо вовсе для людей-то.
Это вот где операции-то на сердце делают – в ЦГБ арендует помещение Ульяновский Центр сердечно-сосудистой хирургии. Прекрасный Центр. Многих(да большинство) больных «на ноги ставит». А властям-то губернским, особо регионального министерства здравоохранения, как-то зависть глодать начала, что они не смогли свой-то Центр сообразить, да и давай изживать Ульяновский-то. Запретили ЦГБ далее аренду продлевать. Ну мы всем здешенским миром давай отстаивать – и писать и звонить... Да всё бестолку! Нас и слушать-то не захотели. Всё на свой лад так и прут. Я вот Губернатору написал и Министру здравоохранения. А губернатор и разбираться не стал. из приёмной прислали ответ, что направили в министерство здравоохранения. Ну да, конечно! Видно не царское это дело с письмами от холопьев, да там нищих всяких разбираться...Уж лучше «сплавить» их с глаз долой. А может даже до Него и не допустили того моего письмеца, а заинтересованные люди сами сообразили «сплавить» письмо-то подальше от Губернатора. Да оно и до министра-то, поди, не дошло.... Потому как из министерства «явился не запылился» ответик, вроде бы как от министра, но имён-то в ответном письме оказалось аж четыре. А в изложении-то значится, яко бы, этот Центр вовсе даже не на законных основаниях работает. НО ВЕДЬ уже четыре года исправно излечивает больных с превеликим вниманием , доброжелательно не так, как законные местные лекари... Центр лечит не только золотыми руками специалистов и лекарственными снадобьями, а душевной добротой, уважительным отношением к больным всеми работниками Центра (от врачей до санитарочек) И это здорово помогает в выздоровлении.
-Да, Антоша! Правильно ты говоришь – отношение к больным даёт не малый ощутимый эффект. Порой, с врачом пообщаешься, и таблетки лучше помогают, а у другого побываешь, и ни коем образом не действуют.
-Так вот я и говорю, Миколай, что после лечения в этом Центре люди с великой благо-дарностью проживают весь реабилитационный период и далее, вспоминая с каким теплом к ним относились в период стационарного лечения в Центре. А вот кому-то неймётся навредить людям, может быть даже и не со злым умыслом, но навредить... Опять же в ответе из министерства здравоохранения указывается, что там знают о многотысячном населении во множестве районов нашей округи, но при всём этом, от затеи прекратить существование нынешнего Центра не отказываются. Уже в который раз нас успокаивают не сбыточными обещаниями о создании подобного заведения с подчинением губернскому министерству здравоохранения. Да и перспективного конца не видать даже в обозримом будущем. Желание, вроде бы, есть, а возможности в реальности(????)....Ульяновские-то найдут применение своих знаний, умения их воплотить в реальность. Этот Центр зарекомендовал себя с самой лучшей стороны далеко за его пределами. Его примут другие, а вот как нам-то?....Вот и этот вопрос задаём Губернатору. А Он вроде бы и не слышит вовсе. Видно не царское это дело распыляться на «мелочные» вопросики голытьбы холопьей. Есть поважнее дела....
Ну вот так поразмышляли, а потом... АХНУЛИ! «Так ведь закрытие этого Центра – в самую угоду задуманному. И как это мы раньше-то не догадались?! Не будет Центра – не будет оказания медицинской помощи, не будет медпомощи - больше пенсионеров поумирает, больше пенсионеров поумирает – меньше хлопот и финансовых затрат на всякие там пенсии и лиготы...Во, оказывается, в чём суть-то задумки!» И вот так поразмышляв втихомолку, более и «докучать» Губернатора всякими там «хныкалками» нет резона. Всё равно цель-то будет достигнута и отступления от намеченного ни на сантиметр не будет. Уж в твёрдости дел и до конца их доведения у жителей, то бишь, холопьев-то губернских, сомнений нет. Да и то хорошо, что Он, Батюшка наш, все задумки губернские в дело превращает. Этого-то от Него не отнять, да и похвально за это-то. Ну а мы, как-нибудь, уж «поскрипим» сколь можем. Да оно жить-то можно! На жизню-то грех жалобиться. Сегодня нам многого-то не надо. А пенсионного достатка на самые необходимые потребности хватает. Только вот здоровье... Ну и то – чё плакать-то, пред губернатором?! Не царское это дело каждую слезу холопскую своим платочком вытирать. Будем оживать, видно, как придётся, а не так, как надобно бы при старости-то. А чё поделаешь?...Поубавится пенсионных-то, вот и лишний рублик съэкономился....»
Вот так-то Антошка другу своему поведал про этот эпизод жизни. Долго ещё сидели,вспоминая прошлое, обсуждая сегодняшний день.
***********май 2024*********
ВЕТКА ГОРНОГО КЕДРА
(Песня)
Ветку горного кедра
сорву на прощанье.
Талисманом Её
в путь-дорожку возьму.
Не «прощайте» скажу,
а скажу «до свиданья!»
Доброту Вашу в сердце
я навек сохраню.
Ветка горного кедра
мне в пути вновь напомнит
О деревне родной,
об Отцовской избе,
Все невзгоды и хмарь
и хандру вон прогонит,
Только светлая грусть
вновь поманит к Тебе....
К ветке горного кедра
прикоснуся губами.
Ей, как будто Тебе,
поцелуй подарю,
Деревенька моя!
О Тебе и о Маме
Я, как прежде, в тоске
свою песню спою.
*****сентябрь 2021*****
ПРОШАГАЛ ПО БОЛЬШАКАМ и....
Прошагал я по Жизни не мало
Большаками и тропкой крутой...
Насмотрелся на Жизнь и, бывало,
Так хотелось(!) вернуться домой.
Повстречал людей всяких в дороге.
Кто-то гнал, но а кто-то просил,
Ожидая душевной подмоги,
Чтобы с Ним его хмарь разделил..
Мать с Отцом мне наказ выдавали,
Когда вдали от них уходил,
Поступать, как Они поступали-
Чтоб чужой Человек близким был.
В человеческом горе старался,
Уж как мог, от души помогать –
На людской плач всегда отзывался
И... в листы их тоску записать.
При дороге я встретил мальчонку.
Боль души своей мне рассказал –
Был влюблён, безответно, в девчонку
И, зачем-то, Судьбу проклинал.
Ручей слёзный из глаз его лился
И печаль неуёмной была:
«Ах! Зачем я на Свет народился?!
Ах! Зачем меня Мать родила?!»
Боль воспринял его без усмешки.
Попытался утешить, как мог:
«Не горюй! Поразмысли без спешки!
Вновь к любви есть не мало дорог...»
*****январь 2024*****
Афанасий Шипунов.(Бийск)
КУЛЬТ РУБЛЯ...(Я противник!)
...Очень горько осознавать, что сегодня всё больше и больше воспитательный процесс вмещает в себя культ рубля. В результате этого всё больше теряется значи-мость впитания приоритета высокого морального преимущества перед рублём. Вот, даже, ТВ рекламирует высоту рубля, превзойдённость над моралью: « Спасибо в карман не положишь...А вот рублик...» Что это?! Уже «СПАСИБО-то» не в счёт? Только рублику все поклоны?...И ведь это на всю страну! На все возрасты аудитории! И не один раз в день это вдалбливается в наши головы, что не обязательно делать что-то за спасибо, если «в карман рублик не положишь».
Как тут не соблазниться, особенно молодым людям, ещё не познавшим толком смысл жизни? Как тут не соблазниться отказаться от «СПАСИБО» в обмен на рублик?...
Я ПРОТИВНИК такого воспитательного направления! Мне кажется(нет- уверен!) что это несёт ветерком с Запада...по уничтожению нашего патриотического отношения в первую очередь морального обогащения, взамен только на «рублёвые очки». А не попахивает ли здесь, под прикрытием свободы слова, умышленным деянием (или даже заблуждающимся) злодеянием, вредительством в воспитательном процессе?... Я совсем даже не против рубля, но только добытого в процессе честного, добросо-вестного труда. Всякого труда – интеллектуального, физического, но только честного, не мошеннического, достойно оплачиваемого работодателем.
*****май 2024******
Свидетельство о публикации №224052201041