Как я была реставратором, правда, недолго

Эта история случилась на первом году моего пребывания на Мальте, я тогда только входила в курс дела и пыталась понять, чем же таким особенным привлечь мальтийцев, отвыкших ходить по людным местам во время ковида. Спасибо работникам центра, они водили меня, что называется, всюду, куда пускали. Так волею судеб я однажды и оказалась в реставрационных мастерских.

Не сказать, чтобы в них пускали всех и сразу. Но вот она, теория семи рукопожатий в действии, которая в маленькой стране сжимается до двух, максимум трёх. Наша соотечественница по имени Елена работала там над весьма амбициозным проектом: буквально по крупицам восстанавливала потолки коридоров Дворца Великих Магистров. Почему по крупицам? Всё очень просто. Когда Дворец закрыли на масштабную реставрацию, то первым делом решили сделать крышу. С точки зрения логики, это было совершенно правильное решение, но вот с точки зрения соблюдения строительных норм, увы, получилось как в известном изречении "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Крышу, которая, как и все остальные здесь, была совершенно плоской, во время жаркого летнего сезона перекрыли, используя современные материалы, заменив мягкий известняк на что-то невероятно прочное. Решили, что уж эта крыша точно сделана на века, но, как часто бывает, что-то пошло не так, и во время первого же страшного ливневого дождя, только что отремонтированная крыша банально потекла. Потоки воды были столь мощными, что, пробившись сквозь все хвалёные степени защиты, смыли не только их, но и значительную часть рисунка натяжных потолков. Тут-то и возникла Лена с её уникальным опытом ведения реставрации во Флоренции.

Всю эту совершенно для меня фантастическую историю я выслушала в машине, пока мы крутились по извилистым мальтийским улочкам, которые я на тот момент совершенно не отличала друг от друга, настолько они все казались мне одинаково узкими и запутанными. Если честно, решила, что заливают, не в том смысле,что водой, а, скажем так, преувеличивают. Но действительность оказалась ещё интереснее. Потолки, как оказалось, уже отреставрировали и даже закрепили под крышей аккурат перед дождём, так что пострадали не только старые записи, но и уже отреставрированные части. Теперь предстояла долгая и упорна работа по восстановлению и того, и другого по эскизам, чертежам и сохранившимся фрагментам.
Если честно, когда я ехала в реставрационные мастерские, то была уверена, что увижу что-то похожее на сцену из фильма про Микеланджело, который расписывал потолок Сикстинской капеллы лёжа на спине. Здесь всё было с точностью до наоборот. Огромные холсты, из которых составляются потолочные расписные покрытия, были расстелены на полу, и по ним приходилось аккуратно переползать от рисунка к рисунку. Встать было нельзя, сесть на какой-нибудь стулик тоже. Не самое эргономичное положение, доложу я вам. Но мне всё равно очень хотелось попробовать.

То ли мой взгляд был уж слишком красноречивым, то ли просто Лене надоело, как кто-то там постоянно топочет сзади, но она подняла голову, посмотрев на меня снизу вверх и спросила:

- Хотите попробовать?

Это как у О'Генри: ты ещё спроси, хочет ли утка плавать. Конечно, я хочу, конечно, давайте. Только вто что делать, я совсем не представляла. Мне доверили работать спонжиком, которым надо было грунтовать основу, чем я честно и занималась минут, наверное, двадцать. После этого у меня заболело всё: спина, которая была согнута, коленки, на которых я стояла, голова, которой я постоянно вертела, чтобы понять, так ли я всё делаю.

- Ну, для первого раза совсем неплохо - услышала я голос Лены.

- Спасибо. Только, мне кажется, вот здесь получилось немного темнее, чем везде. Мне что-то с этим делать?

- Совсем не обязательно. Я всё равно потом буду второй раз проходить, так что всё заровняется. Пойдёмте, я вам сейчас одну интересную. вещь покажу. Уверена, вы такого до этого не встречали.

Так тактичная Лена успешно нейтрализовала все мои тщетные попытки с первого раза стать опытным грунтовщиком. Забегая вперёд, скажу, что мне потом ещё пару раз доверяли эту работу на других объектах, и получалось уже гораздо лучше. А пока она показывала мне картины ХVII века, принадлежащие одной известной мальтийской семье, на которой в качестве известных библейских персонажей были запечатлены их предки. Вот такое интересное решение сразу двух задач: и запечатлелись, и о моральной стороне жизни рассказали. Приходите, дорогие потомки, и на нас посмотрите, и о смысле жизни задумаетесь.

Можно, конечно,было бы сказать, что так и закончился мой опыт ведения реставрационных работ, если бы добрая Лена не приглашала меня время от времени на уникальные объекты и не давала пожухать спонжиком по самым разным потолкам и стенам. Теперь, посещая уже готовые всемирноизвестные объекты, я могу время от времени задирать голову и, тыча пальцем куда-то вверх, сказать толпам обозревающих шедевры туристам: а здесь есть и капля моего труда.


Рецензии