Отношение общества к инвалидам

       Я долго не решалось эту статью опубликовать на "ПРОЗЕ.РУ", так сказать; предать широкой огласки. Но всё-таки эту тему надо поднимать. Я же пишу рассказы о людях с ограничениями возможностями, почему не затронуть эту более жестко?   

Я прочитала пост  Юлии Кулешовой: «МОГУТ ЛИ ИНВАЛИДЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ?» Она работает в Общественной палате по правам инвалидов г. Москвы. Много проводит встреч со школьниками, и всегда задаёт вопрос:
"Как Вы думаете, инвалид может быть успешным?" – спросила я у старшеклассников одной из Московских школ, закончив проводить тестирование для своей дипломной работы. Класс молчал.
"Ребята, у меня, как вы видите, есть инвалидность, и работаю я в организации для инвалидов, поэтому мне просто интересно знать ваше мнение на этот счет. Это не займет у вас много времени, просто честно, не стесняясь, говорите по одному, подняв руку,  с чем ассоциируется это слово в сознании в вашем сознании?"
"Жалость, сострадание, желание помочь" – звучало в большинстве ответов. У некоторых при встрече с инвалидом возникает чувство брезгливости, желание отойти подальше, отвернутся, не смотреть, уйти поскорее».

Действительно, в обществе долгое время господствовало  мнение, что инвалид – калека. Это больной, несчастный, даже не человек, а получеловек.  Если ещё ты такой с рождения, то могут усомниться в твоём интеллекте. В общем, общество испокон веков привыкло смотреть на людей с ограниченными физическими возможностями (мне такое определение больше по душе, чем инвалид, калека), как на какого-то диковинного зверька. А на родителей, словно они преступники, - не понятно, что  родили.     
Отсюда возникают  комплексы у самых людей с физическими недостатками и у их близких. В детстве мама меня каждое лето возила лечить в специфицированные  институты и клиники.  Там были ребята разных возрастов, врач что-то спросит у семнадцатилетнего юноши с дефектами речи, а мать иногда не совсем точно может перевести его ответ, или вообще сказать совсем другое, ибо убеждена, что её больное чадо может чего-нибудь не то ляпнуть. А у парня совершено нормальный интеллект.  И как после этого он себя чувствовал?
Однажды в газете я прочитала статью, где обсуждали, почему инвалиды не очень   активны  в повседневной  жизни? Потому что когда обсуждается какой-нибудь серьёзный вопрос, в семье или в компании друзей, и такой человек хочет сказать своё мнение, часто  слышит в ответ: «Да, что ты там понимаешь? Знаешь  жизнь только по  книгам и с телевизора..»
Но люди с физическими недостатками постепенно доказали, что наши возможности не ограниченные. Если человек чувствует, что Бог его создал художником, а он не может  держать карандаш,  кисть в руках, зажмет  зубами  или между пальцами ног,  и пишет настоящие картины.  Делаем разные поделки. Сочиняем стихи, прозу. Нам надоело быть на задворках   общества,  и начали  появляться инвалидные организации, они стали придумывать разные мероприятия. Люди на колясках  вышли на улицы, начали принимать участие в разных праздниках  своих городов.  Возникли параолимпийские  игры. Нашим  спортсменам покорились многие и многие виды спорта. Порой они даже показывают лучшие результаты, чем здоровые их коллеги.  Почему? Потому что такой человек стремится  доказать, что  он не хуже других, и что является полноправным  членом общества, нас надо уважать,  а не только жалеть. И нам это удалось: о нас стали рассказывать в телепередачах, писать статьи.  Конечно, и в нынешнее время не все уж так радостно, это мы видим с опросов Кулешовой.
 Произошёл дикий случай. Мне нужно было пройти сложную процедуру, там надо было  лежать и не  шевелиться. Решали, смогу ли или нет. Зав. отделением,  где делают эти процедуры, ему было лет 70, смотрел на меня, смотрел,
потом спросил у мамы: "А она команды понимает?" Это сказал врач, который должен был по глазам определять, что перед ним человек с  нормальным интеллектом.       
Но, тем не менее, мир меняется, и в том числе, благодаря  техническому прогрессу,  появился интернет, тут мы можем размещать наши картины,  литературные работы на разных сайтах и блогах, или просто  общаться, - находить друзей по интересам, в связи с этим, общественное мнение всё же меняется. Я провела опрос на доступных мне сайтах  и блогах, просила честно ответить на вопрос: "Как вы отнестись к инвалидам?" И публикую никоторые ответы.   

«Как к обычным людям, с уважением и пониманием. Для меня все люди равны и то, что человек инвалид, нисколько не пугает, отношусь с уважением и пониманием.»
Надежда Марченко.

"Страшно то, что инвалиды не могут найти работу, их никто не берет. Мое мнение, что дети-инвалиды должны учится в спецшколах, как это было раньше. В нынешних школах и приспособлений нужных нет и, самое страшное, наши МИЛЫЕ детки шпыняют их, они изгоями становятся......"
Наталья Иванова.

На что я отвечу: к обучению я бы подходила индивидуально. Если у ребенка нарушение речи, он сам не может писать, то ему лучше заниматься на дому. Ученик с  протезом ноги, вполне может учится со всеми. Пусть его одноклассники привыкают с детства относиться к таки людям, как к равным.

"Уважение за их силу воли, особенно если эти люди работают!!! Некоторая задумчивость и жалость к тем, кто не в состоянии себя обслужить, ведь родители не вечны, и вряд ли будет кто то так же за ними ухаживать.»
Наталья Дреер.
   
С этим мнением я согласна.  Хорошо, если у человека с особыми потребностями есть братья, сестры, которые о них позаботятся. У некоторых есть даже дети. Бывает, находятся  люди, которые берут на себя заботу об беспомощных людях. 

«А никаких!!! Понимаю, что это люди с расширенными потребностями - И ВСЁ... Главное в человеке - ум плюс душа... А какие-то там физические особенности либо странности - совершенно неважны. Это моё мнение.»
Ник Ничья мечта.

«ИНВАЛИДНОСТЬ БЫВАЕТ РАЗНАЯ. КТО-ТО ИМЕЕТ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗВОНОЧНИКОМ ИЛИ АМПУТИРОВАННЫЕ КОНЕЧНОСТИ, ВЫЗЫВАЕТ СОСТРАДАНИЕ ИЛИ УВАЖЕНИЕ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АКТИВНОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. А КТО-ТО САМ "ЗАРАБОТАЛ" ИНВАЛИДНОСТЬ СВОИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И МЫСЛИ. ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СОЖАЛЕТЬ!..»
Елена Фадеева.

«Для меня инвалид и больной человек - равны.  Как можно относиться к больному? Только сочувствовать.»
Наталья Николаева.

«Важно, какой ты человек, а не то,  как ты выглядишь. Уважаю людей сильных духом, которые живут вопреки всему.»
Нина Сочина.

"Тут, Ирина, однозначного ответа нет... Мне говорили на работе: "Мы не замечаем, что ты инвалид. Ты такой, как все мы..." А я всю жизнь хожу с тростью... И никакого негатива от окружающих я не ощущал... "
Александр Шиш.

«Среди инвалидов много талантливых людей, они намного честнее. Они умеют ценить каждую минуту своего времени.»
Лариса Лесина.

«Ирина, ассоциации невеселые, поэтому долго-долго шли к тому, чтобы втемяшить чиновникам, творцам законов, а заодно и всем гражданам, что люди с инвалидностью и инвалиды - совершенно разные понятия. Но пока в законе стояло "инвалид" от этого статуса никуда было не деться. И всякие дискуссии разбивались об это злополучное слово. Даже когда приняли Конвенцию (чтобы уравнять права людей с психофизическими недостатками, как это делается во всем прогрессивном мире) сделали неправильный перевод (я слышала такое объяснение, что переводили не напрямую с английского, а взяли за основу русский перевод) - и снова просочилось в официальные документы "инвалид". Несколько лет сотрясание воздуха и, наконец-то, в нашей стране слово инвалид исключено из лексикона, официально! Мы такие же как все - люди! ...только с некоторыми недостатками или особенностями, причудами или пороками, слабостями или достоинствами - да разные мы! Некоторые нуждаются в особой социальной поддержке государства - и тогда определяют группу инвалидности, чтобы поддержку эту как-то регулировать. Мы люди с инвалидностью, в этом нет ничего ни зазорного, ни обидного, НО КАК УБЕДИТЬ В ЭТОМ ЛЮДЕЙ?!! Они по-прежнему зовут нас инвалидами, даунами, калеками, даже журналисты, даже государственные служащие, даже культурные и образованные люди. Спасибо, Ирина за тему!»
Галина Гаевская.



Инвалиды - это люди. А все люди очень разные- добрые и злые, слабые и сильные, активные и пассивные, умные и глупые. Но любой человек имеет право на счастье и самовыражение. . Общество должно увидеть в них людей. Я не о законах говорю и всевозможной социальной помощи, я об отношении людей. На улице, например, видишь человека на коляске, не считай, что это зверь из зоопарка, перед тобой человек! Уважай его, как хотел бы, чтобы уважали тебя. Ну и так далее. Это бесконечная тема. Инвалиды - это люди, и как все прочие люди, они разные. А если дано тебе  немощное тело, не считай себя духовным инвалидом и делай что-то, тогда в жизни появится смысл и радость.

Татьяна Чумакова.


Ну и что же что кто то родился с какими то дефектами? Но родился ведь ЧЕЛОВЕК. тАК ОТНОСИТЕСЬ К НЕМУ, КАК К ЧЕЛОВЕКУ. У меня много есть примеров. Вот один из них. У моего друга, Грека, родился сын с стянутыми сухожильями под оленями. Он мог только ползать. Когда мы подружились с его отцом, он посещал в общей школе девятый класс. Так в школе, ребята считали за честь, перенести его, из класса в класс. А часто, да же приносили домой. (школа была на следующей улице. Это было в Коканде., Узбекистан. Русская школа)

Николай Пудов.

… Конечно, психологию людей за каких-нибудь пару десятков лет так сразу полностью не изменишь, но всё же, как мы видим из опроса, отношение общества к людям с ограничениями физическими  возможностями  меняется к лучшему. И в наших силах ускорить этот процесс, просто не надо стесняться общаться с другими людьми. Не бойтесь  высказывать своё мнение на  разных интернет-форумах, сайтах и блогах.   
А закончить я хочу стихотворением Андрея Цирульника.

 
ДА, МЫ ТАКИЕ, КАКИЕ ЕСТЬ

Да, мы такие, какие есть:
"С потребностями особыми"... -
Костыли.., палки.., в коляски сесть
Пришлось вот.., - страдали чтобы мы

Судьба возжелала?! - Это ль не зло?! -
Судьба оказалась хищницей
Коварной, грозной.., - не повезло
Нам с ней, - увы, не помощницей...

Не повезло... Что, таков расклад:
Жизнь карты уж так раскинула.-
Прямой дороги - то нет назад, -
Была может была, но сгинула?..

Осталось что нам: вперёд, смелей,
Не сетуя на все тяготы!.. -
И ты - старайся, преодолей!..
Пусть горькие ешь ты ягоды,

А сладкие где - то кого - то там
В чужих садах влекут, радуют..,
Суждено, значит, Всевышним нам,
"С особыми" кто... - Пусть падают

Слёзы порой.., не нужно скулить,
В жилетки - ах!., ох!.. - всё плакаться;
Да, тяжело.., порой так болит.., -
Не нужно от жизни прятаться!..

17 год


Рецензии
Ирина, очень сложная тема. Я считаю, что дети-инвалиды должны учиться в специальных условиях. Инклюзивное обучение им не подходит. У моей подруги внук инвалид, у него эпилепсия. Сначала он обучался в специальной школе. Потом ввели инклюзивное обучение, он стал ходить в обычную школу. Там он не смог учиться из-за замедленного восприятия. Его перевели на домашнее обучение. Мать возила его в школу после уроков, где он пару часов занимался с учителем. Учителя не могут приходить домой и там заниматься с учениками. Наконец он закончил 9 классов. Пошел учиться в специальный колледж на цветовода-озеленителя́. Закончил колледж. На работу его не взяли. Никому не нужен инвалид. Ему только 19 лет, а работы для него нет.
В нашем обществе нет работы не только для инвалидов, но и вообще для молодежи.

Ольга Зайцева 7   22.05.2024 18:38     Заявить о нарушении
Я училась на дому, в обычной школе. Как говорить моя мама учителя обязаны ходить к ученику на дом. И трудоустраивать инвалидов тоже обязаны. А этот парень может чему-то научиться. Я знаю человека, которому выжигатель привязывает к дощечки, он берет край дощечки в зубы и выжигает настоящие картины.Почитайте тут рассказы Виктора Бабарыкина А ваш знакомый может сделать блог о цветах, давать советы как выращивать.

Ирина Карпинская   22.05.2024 19:24   Заявить о нарушении