Гуппи

ГУППИ
Уже 60 лет минуло, а как вспомню этот случай, до сих пор подташнивает. В ту пору мы жили в Подольске, сером дымящем трубами, индустриальном, с пятиэтажками и унылой нелюбимой школой, где ученики ходили строем. Мне было лет 11, а отец работал хирургом в центральной районной больнице, по старинке называемой Земской. Жизнь в городе была однообразной, бедной событиями – раз в две недели в кинотеатр «Художественный» в одном здании с городской прачечной завозили какой-нибудь красивый цветной иностранный цветной фильм – «Три мушкетёра», «Фантомас» или «Великолепную Семёрку». А выйдешь из кинозала и снова эта серость однообразие – трубы, пятиэтажки, полугнилые избёнки на берегу Пахры. Конечно, были наши мальчишеские игры – в ножички, любили сражаться на палках, заменявших мушкетёрские шпаги, лепили из пластилина армии и сражались ими (но это в домашних условиях). Раз в месяц проходил слух, что в городе кого-о зарезала шпана или пьяный – за часы, за норковую шапку, за бутылку водки или просто так,от скуки, но это забывалось быстро. В ту пору самым интересным занятием для меня было чтение приключенческих книг. Приготовив уроки, я усаживался вечером в кресло у письменного стола с настольной лампой – «Остров сокровищ», «Квентин Дорвард», «Белый Клык», что-нибудь Жюля Верна, книги о путешествиях вокруг света, на иные планеты, сборники «На суше и на море», «Мир приключений» и погружался в сладкие грёзы… 
     Но однажды отец принёс с работы два стеклянных куба, в которых хирургам полагалось хранить послеоперационные находки или «препараты». Но хранить ничего интересного не было и кубы раздали желающим.
     - Сделаем из них аквариумы, - сказал отец. Кубы наполнили водой, поставили на круглый обеденный стол. Дно я устлал мелкой цветной галькой, которую привёз летом из Коктебели. Кто-то из военных знакомых принёс два окаменевших коралла с Кубы: один в виде цветка, другой в виде веточки. А из рыбок посоветовали запустить гуппи. Пучеглазнькая самка с серебряным брюшком обычно неспешно плавала в центре аквариума. Самец был гораздо меньше её, но  с длинным и пёстрым оранжево синим шлейфом хвоста – он неутомимо нарезал круги вдоль стенок аквариума, какие-то розовые улиточки ползали по стенкам, одновременно их очищая от всякой возникающей то тут, то там зелёной плесени. Хлопот аквариумы нам не доставляли – раз в день подсыпали порошок серого корма, наблюдая, как рыбки, подплывая к поверхности хватали его крупицы.
     Как-то я пришёл домой после уроков и сел обедать. Мама подала жареную яичницу, которую я любил - с розовой корочкой. И только приступил к обеду, как увидел в аквариуме -  из заднего конца брюшка пучеглазой гуппи вылетел серый комочек похожий на запятую, за ним следующий.
     - О, наша рыбка рожает, это мальки! – сказала мама. Комочки вылетали один за другим, рассеиваясь вокруг гуппи, но тут я увидел как она глотает тех, которые оказались перед ней.
     - Мам! – в негодовании воскликнул я –  да она же своих мальков жрёт! – Есть яичницу мне расхотелось. – Как же так?!
     - В мире рыб человеческие понятия морали отсутствуют! – усмехнулся сидящий рядом папа с удовольствием уплетая свою порцию яичницы. – нет добра, нет зла, нет любви…
     -Значит они не любят своих детёнышей?
     - Не любят, - подтвердил папа – я ж сказал, у них понятия любви отсутствуют.
     - А почему у них нет, а у нас есть?
     - Вы биологию ещё не проходите?
     - Нет..
     - Вот то-то и оно, - сказал папа усмехаясь. – Эволюция!!
Когда человек принял вертикальное положение, таз у него уменьшился и стало гораздо трудней рожать – человеческие младенцы появляются на свет маленькие, недоразвитые и их ещё года два надо докармливать, защищать, на ноги ставить, беречь,– отсюда и человеческая любовь появилась. – он взял маленький сачок, стал отлавливать новорожденных и переносить в другой заполненный водой чистый куб.
     -Да, - вмешалась мама, - только вам мужикам не понять чего мы переносим, я так кричала, что сорвала голос и с тех пор петь не могу.
     Папа не обратил на её внимания – последнее время они часто ругались и то и дело звучало слово «развод»!
      Да, - задумчиво произнёс папа,  а вот  этого и вся человеческая мораль пошла – Онегины, Татьяны, клятвы… А ведь это уловка эволюции – любовь. Приём для нового перемешивания генов в поисках новых комбинаций в поисках нового более совершенного вида! Клянуться любить навек и никогда эта клятва не исполняется Приманка такая у эволюции: просто – выполнили своё дело и огонёк остывает, гаснет как ни крути!
     - Тебя противно слушать! – сказала мама.
     Отец встал из-за стола. – Надо мне ещё в больницу на совещание сходить. Он одел свой синий плащ, синюю шляпу.
    - А ты сходи-ка за картошкой, - сказала мне мама.
     Я выходил из подъезда вслед за отцом. Отец меня не видел, однако направился он не в больницу, а повернул налево, дошёл до следующего подъезда и скрылся в нём. Я знал, что там квартира детского хирурга, женщины с суровым лицом. Раза два я их видел вместе, однако маме ничего не говорил.
     Развода однако не состоялось: жизнь так и шла по накатанной колее: день походил на день и ничего не менялось: я ходил в школу, дымили заводские трубы и иногда пахло железной гарью.

Только после того дня интерес к аквариумным рыбкам у меня вдруг пропал, и я скоро вылил воду с рыбками в унитаз, а камешки из Коктебели и два коралла вернул в коробку, где они лежали раньше.


Рецензии