Старое кладбище

 Братислава.

Солнечный сентябрьский день. Город опять захватила жара. Не спасешься от неё и не скроешься. Трудно дышать, лень двигаться. Пролетают блестящие иномарки, троллейбусы кислотно-красного цвета проносятся по своему обычному маршруту с быстротой курьерского поезда, торопятся вернуться домой к обеду молодые мамы с пузатенькими малышами-все спешат спрятаться и охладиться от палящего зноя.

Я гуляю по узенькой улочке, очень зеленой и тихой. Бреду мимо бабулек с собачками, что сидят в частых открытых кафе. Дамы курят и потягивают кофе или вино. Песики резвятся или лежат около своих напудренных хозяек. Им всем хорошо. А мне не очень. Тяжело северному человеку в таком пекле.

Улочка совсем обычная для этого города, но мне она очень нравится. Я недалеко отошла от большого проспекта, а попала в красивую городскую открытку. Здесь растут небывалой высоты сосны, кипарисы и лиственницы. Это в одном дворе. Иду дальше. А здесь хозяин любит инжир и груши. Огромные плоды висят на большом дереве. Инжир лопнул от спелости, но его почему-то никто не собирает. Может для красоты оставили? А вот дом- сад. Весь украшен горшками с цветами и розы из-за забора вылезают прямо в нос- нюхайте нас на здоровье! Нюхаю...Тончайший аромат будоражит и поднимает настроение. Как на юге!))) Так я на юге и есть, только не замечаешь этого среди небоскрёбов и домашней суеты.

Улочка внезапно заканчивается и превращается в узкую дорожку и я оказываюсь перед воротами кладбища. Ого! Прямо в центре города?!Я уже видела такое в других европейских городах, но все равно это немного необычно и странно для меня. Я зайду, прохлада тянет ко мне свои животворные руки-струи.

Вездесущая жара сюда не проникает. Высоченные буки и каштаны её не пускают. Как стражники выстроились они вдоль забора и охраняют покой лежащих и приходящих. Я иду по аллее,а каштаны поскрипывают под ногами как морские камушки. И ведь это съедобный каштан,не конский. На той неделе сын купил мне пакетик с каштанами. Их продает смешной маленький старичок как мороженное с тележки. "Пани, возьмите каштаны! Они сладкие как сахар!" Беру. Ем. Чудесные каштаны! И правда сладковатые на вкус. Самое приятное- доставать их из пакетика, и ломать скорлупу. Скорлупа мягкая и лопается сразу. А мне весело, вот такая забава, ломай да ешь. Много не съешь. Потом появляется привкус картошки и крахмала. Необычное лакомство, но вкусное!

Смотрю по сторонам. Везде памятники и надписи на словацком языке. Кладбище довольно большое. Одна могила надолго привлекла моё внимание. Огромная стела из чёрного мрамора исписанная золочеными буквами. Читаю Карл Губер, Каролина Губер, Леопольд Губер. И ещё несколько Губеров. Старший Губер родился аж в 1857 году а младшая Анна, видимо, жива и по сей день потому что стоит только дата её рождения 1910.

Что поразило меня- цветы на могиле свежие. Кто-то ухаживает за двухсотлетним захоронением. Моет памятник, полет сорняки меняет воду. И место для Анны бережёт..

Здесь нашли свой последний приют известный режиссер Штефан Угер, родоначальник словацкого кинематографа, футболист Петер Дубовский, игрок национальной сборной, который отыграл сезон и поехал отдыхать в Таиланд, где в 28 лет разбился, сорвавшись со скалы. Лежит здесь и Карол Духонь певец, исполнитель известного шлягера "Чардаш двух сердец". В 35. Жить бы да жить ещё. Алкоголь многим сократил и испортил жизнь.
А вот могила Михаила Сливки- комика и шоумена. Говорят, что комики смерти не боятся, не знаю правда ли это.

Очень много могил с открытыми датами. Место куплено, но люди живы. Дай им Бог здоровья! И ведь приходят убирать за своими "угодьями". Интересный менталитет!

А вот и русская фамилия. Левашевы. 1944. Что это значит? Погибли в войну? Случайная смерть? Вряд-ли я это теперь узнаю. Остаётся перекреститься и подумать о них по-русски.

Захоронения солдат погибших в Великую Отечественную. Разные фамилии, разные национальности и одна могила. Вечная память героям спасшим мир от фашизма!

Священник прошёл,мило улыбнулся. Светло тут очень.

Выхожу из ворот, вдруг спокойно так на сердце стало. Кладбища везде одинаковы. Печаль и скорбь. Боль и утрата. И память, память, память....


Рецензии