Золотая Орда

  "В русских источниках термин «Золотая Орда» появляется только в 1556 году в «Казанской истории», хотя у тюркских народов это словосочетание встречается гораздо раньше. Автор «Казанской истории», по-видимому, черпал свои сведения у казанских татар, которые некогда были частью Орды. Сохранилось предание, что потомков Чингисхана именовали «золотым родом».Однако историк Г. В. Вернадский утверждает,что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально называ-лся шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная». Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства.Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству.В Древней Руси ордой обычно называли войско."(Кириллица,2024)
  (ст."Русский каганат",Катехизис и Катарсис,2024) "В VIII-IX вв. ведущее место в истории южных земель Восточной Европы принадлежало Хазарскому каганату.Это было довольно мощное государственное образование,сумевшее длительное время сдер-живать натиск Арабского халифата на юге и подчинившее ряд воинственных кочевых племен,населявших степи Юго-Восточной Европы.Хазария занимала обширную террито-рию,включавшую на юге Восточное Приазовье,Кубань и предгорья Кавказа вплоть до Каспийского моря,на севере- среднее течение Дона и весь бассейн Северского Дон-ца,на западе- Северное Приазовье и часть Крыма.Население Хазарского государства было полиэтничным,в его составе были хазары,аланы,болгары,угры,славяне,а также мелкие племенные группы.Арабские авторы сообщают о десятке городов-крепостей Хазарии,имевших мощные каменные фортификационные сооружения.Они сосредоточива-лись в основном на юго-востоке страны,куда через Дербентские "ворота" в первую очередь могли проникнуть войска главного противника Хазарии- Арабского халифата. В VIII в.на очерченной территории Хазарской державы получила распространение са-лтово-маяцкая культура.Как показал М.И.Артамонов,это была культура всего насел-ения Хазарского государства,хотя по деталям погребальной обрядности,керамичес-кому материалу и особенностям домостроительства выявляются места проживания различных племенных групп,входивших в состав Хазарии.В 20-30-х гг.IX в.у Хазар-ского государства появился новый мощный соперник.В начале 30-х гг.правителиХаза-рии уже не могли сдерживать натиск некоего воинственного соседа и были вынуждены направить послов в Византию с просьбой о помощи в крепостном строительстве.Виза-нтийский император Феофил(829-42 гг.)благожелательно отнесся к этой просьбе.Кон-стантин Багрянородный сообщает,что в Хазарию направилась миссия во главе с Петр-оной Каматиром.Очевидно,в Константинополе придавали этой миссии большое значен-ие: Каматиры принадлежали к знатным фамилиям,а Петрона приходился братом Феодоре - жене императора.Далее Константин Багрянородный рассказывает о постройке экспе-дицией Петроны Саркела- мощной крепости на левом берегу Дона(в устье р.Цимла). Она имела в плане форму четырехугольника размером 193,5x133,5 м,кирпичные стены толщиной 3,75 м и башни по углам и вдоль стен.Константин Багрянородный не назыв-ает точной даты возведения крепостных сооружений Саркела.Но о строительстве Сар-кела сообщают еще "Продолжатель Феофана" и Георгий Кедрин(исследователи полагают ,что все эти сообщения восходят к единому несохранившемуся источнику IX в.).Кед-рин датирует экспедицию Петроны и постройку Саркела 834 г.,"Продолжатель Феофа-на" помещает это событие перед известием о начале военных действий императора Феофила против арабов в 837 г.Постройка Саркела была,по-видимому,не единственной задачей византийской миссии Петроны.Исследователи не раз обращали внимание на то,что строительство одной крепости было действием,отнюдь не равноценным уступке Херсона с округой Византийской империи.Археологические изыскания показывают, что византийское военно-фортификационное строительство в Хазарии в 30-х гг.IX в.не ограничилось возведением Саркелской крепости. Византийские строители еще произ-вели весьма обширные работы по укреплению северозападных рубежей Хазарского каг-аната- в том регионе,где территория салтово-маяцкой культуры вплотную соприкас-алась с ареалом волынцевской культуры.До 30-х гг.IX в.на северо-западном погра-ничье Хазарии использовались старые укрепления- городища,возникшие еще в скиф-ское время.Они были устроены на труднодоступных мысах коренных берегов рек и во-спринимались средневековым населением как естественно защищенные участки местно-сти,способные обеспечить безопасность жителей близлежащих селений.Планировка эт-их городищ зависела исключительно от природных факторов.Хазары лишь усилили де-рево- земляные укрепления некоторых из них.В 830-840-х гг.на северо-западной гр-анице Хазарского государства,по берегам р.Тихая Сосна(правый приток Дона)и в ве-рховьях Северского Донца были воздвигнуты крепости совершенно иного типа.Они им-ели отчетливую геометрическую планировку,а по периметру,стены,сложенные из обра-ботанного камня или кирпича.Природные факторы в их обороне играли второстепенную роль,естественную защиту имела лишь одна,выходившая к реке сторона крепости.Та-ких крепостей на салтово-волынцевском пограничье было выстроено семь- городища и Мухоудеровское.К этому же типу укреплений принадлежит и Саркел.Местоположение каменных крепостей Хазарии,выстроенных в византийской фортификационной традиции, свидетельствует,что все они предназначались для охраны северо-западных рубежей Хазарского каганата.Западнее и севернее этого государства простирались земли одного из крупных диалектно-племенных образований раннесредневековых славян,кот-орое археологически представлено волынцевской культурой.Очевидно,что эта больш-ая группировка славян и стала в 30-х гг.IX в.угрозой для Хазарского каганата.Др-угого крупного соперника в Вост.Европе у Хазарии в это время просто не было.Ска-ндинавы-варяги в первой половине IX в.никак не могли представлять угрозу Хазарс-кому государству.Их культурные следы фиксируются только в низовьях Волхова.В Ладоге выходцы из Скандинавии появились около 750 г.До 860-х гг.она была неболь-шим поселением,в котором проживали также славяне и местные приладожские финны. Судя по вещевым и керамическим находкам,Ладога являлась в это время не военным, а торговым или торгово-ремесленным селением.Две находки скандинавского происхо-ждения,датируемые VIII- первой половиной IX в.,обнаружены еще в Сарском городище близ Ростова Ярославского- в предполагаемом центре летописной мери.Связаны ли эти находки с первым проникновением скандинавов в земли Волго-Окского междуречья или же они являются результатом торговых контактов,сказать трудно.Основание всех других поселений и могильников,в которых археология фиксирует присутствие сканд-инавских культурных или этнических элементов(Новгородское городище,именуемое об-ычно Рюриковым; Гнездовский археологический комплекс и курганы в Новоселках близ Смоленска; курганные могильники и поселения в округе Ярославля; курганы Юго-Во-ст.Приладожья; Шестовицкий и Черниговский курганные могильники)относятся к бо-лее позднему времени- второй половине IX в.или к рубежу IX и X вв.Волжский и Дн-епровский водные пути,как свидетельствуют данные археологии и,в частности,карты находок кладов куфических(арабских)монет,в IX в.еще не функционировали.Итак,ес-ли прежде Хазарский каганат имел мощные города-крепости преимущественно на юго-востоке, там, где его потенциальным противником был Арабский халифат, то в 30-х гг. IX в. Хазария вынуждена была создать ценою территориальных уступок с помощью византийских военных инженеров и строителей на северо-западных рубежах достат-очно сильную для своего времени систему обороны,способную сдерживать натиск кре-пнущего соседа- носителей волынцевской культуры.Ареал этой культуры распростра-нялся на все Днепровское левобережье.В регионе Киева волынцевские памятники изв-естны и в правобережье(между нижними течениями рек Роси и Тетерева).На северо-востоке племена волынцевской культуры постепенно расселялись также в бассейне Среднего Дона и на Верхней Оке.Сведения,содержащиеся в "Описании городов и обла-стей к северу от Дуная"- историческом источнике,условно называемом "Баварским географом",позволяют определить этноним племенного образования,представленного волынцевской культурой.Рукопись "Баварского географа" синхронна рассматриваемым событиям:по палеографическим особенностям исследователи относят этот документ к первой половине IX в.(Р.Новы и Э.Херрманн),по историческим реалиям,связанным с описаниями племен Моравского Подунавья,- ко времени около 817 г.(Л.Гавлик),в св-язи с характеристикой ободритов- к 840-м гг.(В.Фритце)или к периоду "вскоре пос-ле 795 г."(Л.Дралле).А.В.Назаренко,недавно прокомментировавший этот источник,ск-лонен датировать дошедшую до нас рукопись второй половиной IX в.,замечая при эт-ом,что определить,является она оригиналом или копией более раннего документа,не-возможно.Из информации "Баварского географа" следует,что где-то рядом с хазарами (Caziri)проживали русы(Ruzzi).Их соседями,по-видимому,были Forsderen liudi(как полагают некоторые исследователи, в источнике неточно передано древневерхненем-ецкое Foristari liudy,т.е."лесные жители"- от forist- "лес"),которых можно отож-дествить с древлянами("зане седоша в лесех",т.е.тоже "лесные жители"),и Fresiti (согласно предположению Й.Херрманна,этноним соответствовал древневерхненемецкому Freisassen,т.е."свободные жители").Может быть,это поляне,проживавшие в незалес-енной(свободной от лесов)местности.К восточноевропейскому ареалу относятся также (Aturezane).Все эти этнонимы достаточно надежно локализуются на археологической карте юга Вост.Европы IX в..Русам остается ареал волынцевской культуры- междуХа-зарией и территорией древлян.Ряд племен,названных в "Баварском географе",лока-лизовать не удается.Вероятно,это обусловлено тем,что речь шла о небольших племе-нах,входивших в крупные племенные образования(которые и упоминаются в русских летописях),подобно тому,как в составе ободритов находились вагры,варны,травяне, линяне,полабы,древане,а велеты включали племена редарей, укрян,речан,черезпенян и толленцев.Ruzzi "Баварского географа"- одно из ранних упоминаний этноса русь в европейских исторических документах.А.В.Назаренко подчеркивает,что появление эт-ого этнонима в "Баварском географе" свидетельствует о проникновении славянского rusь в древневерхненемецкие диалекты не позднее IX в.Другие данные позволили этому исследователю утверждать,что этнос русь был в IX в.достаточно известен в Восточной Баварии,которую в это время связывал с югом Восточной Европы торговый путь,проходивший вдоль правого берега Дуная,Верецкий перевал и область восточно-славянских хорватов.О том,что русы первой половины и середины IX в.действитель-но являлись славянами,свидетельствуют арабские авторы-современники.Абдаллах Ибн Хордадбех в сочинении "Книга путей и стран",написанном около 847 г.,говорит:"Что касается до русских купцов- а они вид славян- то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных[частей]страны славян к Румскому морю, а с них[купцов]десятину взимает царь Рума[Византии]и,если они хотят,то отправляю-тся по реке славян и проезжают проливом столицы хазар,и десятину с них взимает их[хазар]правитель".Передавая аналогичную информацию,восходящую,как полагают, к единому источнику,Ибн ал-Факих(830- 850-е гг.)там,где Ибн Хордадбех говорит о русах,прямо пишет о славянах.Вполне очевидно,что восточные авторы IX в.русами считали какую-то часть славянского населения Вост.Европы.Константинопольский патриарх Фотий упоминает русов в двух проповедях, связанных с их нападением на Константинополь. В Послании восточным патриархам 867 г. Фотий так характеризует русов: "Народ... , ставший у многих предметом частых толков, превосходящий всех жестокостью и склонностью к убийствам, так называемый народ рос".В сочинении Ибн Русте, написанном в начале X в.,но восходящем к середине IX в (к Ибн Хордадбеху и ал-Джайхани),сообщается,что у русов "есть царь,называемый хакан русов". А.П. Новосельцев отмечает,что о таком же титуле правителя русов говорит и автор "Мад-жмал аттаварих" ("и падшаха русов зовут хакан русов").Помимо арабских авторов,о существовании в IX в.Русского каганата,независимого от хазар,сообщает и западно-европейский источник IX в.- Бертинские анналы.Титул кагана, несомненно, был заимствован русами у хазар. Его принятие свидетельствует, прежде всего, о полной независимости русов в 30-60-х гг. IX в. от Хазарского государства.Некоторое представление о роли Русского каганата в восточноевропейской истории IX в. дают нумизматические материалы. Так, оказывается, что абсолютное большинство кладов куфических монет в Восточной Европе на протяжении всего IX в. встречено не на территории Хазарского государства,а в землях Русского каганата,как они обрисо-вываются по археологическим данным.В начале XX в.австрийский нумизмат К.Цамба-уэр связывал встречающиеся в Вост.Европе находки подражаний арабским монетам дирхемам с будто бы имевшей место чеканкой монет в Хазарском каганате.Эту же мысль развивал А.А.Быков,утверждавший,что в Хазарии VIII-IX вв.чеканилась собс-твенная монета по образцу дирхемов; чеканка велась не постоянно,а по мере надоб-ности.А.П.Новосельцев считал,что вопрос о хазарской монете остается пока откр-ытым.Картографирование находок подражаний куфическим монетам отчетливо свидете-льствует,что территориально они никак не связаны с Хазарией; основная масса их обнаружена в землях Русского каганата,а также в областях бассейна Оки,колониз-ованных племенами волынцевской культуры и их потомками.Из этого следует,что если в IX в.в южных землях Восточно-Европейской равнины и велась чеканка монет по об-разцу дирхемов,то ее нужно связывать не с Хазарским,а с Русским каганатом.Как известно,в кладах дирхемов первой трети IX в.преобладают монеты,чеканенные в африканских центрах Арабского халифата,поступавшие в Восточную Европу через Кав-каз караванными путями.Волжский и Днепровский водные пути в то время,как уже от-мечалось,еще не функционировали.В.Л.Янин показал,что африканские дирхемы чекани-лись по норме около 2,73 г и русская денежно-весовая система складывалась на ос-нове этих монет: в гривне IX-Х вв., имевшей вес 68,22 г, содержится 25 дирхемов африканской чеканки (эта гривна в то же время была равна 25 кунам). Поскольку позднее в Восточной Европе широкое хождение получили дирхемы азиатской чеканки, которые весили уже около 2,85 г, исследователь пришел к выводу, что становление русской денежно-весовой системы восходит к IX в..Если это так,то начало ее ста-новления следует относить ко времени Русского каганата.К тому же именно на терр-итории каганата сосредоточена основная масса находок дирхемов африканской чека-нки.Завершая обзор монетных находок на территории Русского каганата,нельзя не отметить,что все восточноевропейские находки византийских монет IX в.локализую-тся в землях этого политического образования.Это монеты императора Михаила III (842-867 гг.),с начала царствования которого Русская земля стала известна в Византии:"наченшю Михаилу царствовати,нача ся прозывати Руска земля",- сообщает Повесть временных лет.Нет ответа на вопрос о том, какова была судьба Русского каганата. Письменные источники ничего не сообщают о последнем периоде его истории. Вполне возможно, что захват Киева Олегом в 882 г. и объединение Руси с северными восточнославянскими землями были завершающими моментами истории каганата. Остается неясной и упоминаемая летописями данническая зависимость полян, северян, вятичей и радимичей от Хазарского каганата. Не исключено, что северяне, вятичи и радимичи стали данниками хазар, тогда как Полянский Киев оказался во власти варяжских правителей.Итак,основу населения первого славян-ского политического образования в междуречье Днепра и Дона составляли русы - носители волынцевской культуры.Это было одно из крупных этнографических и диале-ктных образований славянства.Его истоки восходят к провинциально-римскому насе-лению Северного Причерноморья,а именно к антскому формированию,которое сложилось в условиях взаимодействия части славянского населения с позднескифо-сарматским миром."По материалам: Седов В.В.Русский каганат IX века.

  (ст."О слоге «РА» и коварных англосаксах",Есть мнение,2023) "Есть мнение,– никто не знает,что означает слог «РА».Но не стоит на нём зацикливаться.Связь русского с древнеегипетским раскрывается и через прочие слоги. Например,был у египтян бог Птах,– ясно же,что это «птаха».А ещё был бог Тот.То есть,просто «тот бог»,чтобы его с каким-то «другим богом» не путать.Обычный в любительской линг-вистике цирк с конями. Но стоит,– хотя,может быть,и лишний раз,– подчеркнуть,чем именно «обычный».Тем,что по правилам альтернативной логики,– не через корни,а через слоги,– родство иностранных языков с русским доказывается через «расшиф-ровку» русских же слов.У египтян никогда не было богов с именами Ра,Тот и Птах, – такие имена они носят в русском языке.В который перешли из греческого,но– не суть.Египетских богов в любом случае звали Рху,Дхаути и Питах.Может даже показ-аться,что в третьем случае– близко легло.«Петах» это,скорее,«петух»,но петух, в принципе,тоже «птаха»…Однако,это если следовать логике альтернативной.Птаху «пт-ицей» назвать нельзя,– тавтология.А петуха– можно.Происхождение слов разное.И «птаха»,и «птица» от общего индоевропейского «пта»– «птица».Петух же от корня «петь».Любительская лингвистика не любит корней,но любит слоги.И странною любо-вью любит.Именно в части слогов– с богами ни одного попадания.Часто даже в рус-ских словах слог «РА» часто обнаруживается там,где его нет.Например,в слове «пр-аздник» нет «РА»,а есть «ПРАЗД».В другом любимом любителями слове– «сра»…в «ср-авнение»,вместо «РА»,«РАВ».Отдельно строкой идёт подмена в слогах гласной и даже последовательности звуков.«РА» легко превращается в «РУ» и даже в «ЯР»– была бы «Р»,но основа слога– гласная.Всё это в высшей степени банально. Небанально же другое.Любители любят говорить,что «РА» – русский слог.А русский ли? Позвольте, если его так любили славяне,что ж его нет ни в слове «Россия»,ни в «Русь», ни в «русский»? Случайность? Или искажение,при котором звук «а» перешёл в «о» или «у»? Но почему тогда в английском название страны произносится,как РАша? Очев-идно,– логике же любительской лингвистики следуя,– «Русь», искажённое «Раша». Почему искажённое? Потому что,как принято у любителей,английское слово попало в русский в результате прочтения текста теми,кто буквы уже знал,но говорить ещё ни на одном языке не умел.Да и вообще,в членораздельной речи лишь упражнялся.В так-ом случае,слово Russia могла быть прочитано,как «Русь»."

  (ст."Пропавшая история: Как Пётр I летописи изымал",Цитадель адеквата,2022)
"Есть мнение,что документы,освещавшие древнюю историю Руси— и даже не Руси,а Великой Тартарии,— были тщательно собраны и уничтожены Петром I.Причём,не насто-ящим,а поддельным— засланным.Дабы ничто не мешало внедрению истории фальшивой, сочинённой— исключительно с целью унижения русского народа— Ватиканом и Скалиг-ером.И это довольно распространённое мнение.То и дело с ним сталкиваюсь.Основ-ано же оно на подлинных указах петровского времени.Ввиду принципиальной важно-сти,эти указы придётся процитировать целиком.Указ о присылке из монастырей древ-них рукописей и печатных книг от 20 декабря 1720 г.Великий государь указал: во всех монастырях,обретающихся в Российском государстве,осмотреть и забрать древ-ние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные,также книги исто-рические,рукописные и печатные,какие где потребные к известию найдутся.И по тому его великого государя именному указу,правительствующий Сенат приказали: во всех епархиях и монастырях,и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные,такожде и исторические рукописные и печатные книги пересмот-реть и переписать губернаторам и вице-губернаторам,и воеводам и те переписные книги прислать в Сенат.Это первый.За ним последовал второй.Указ о присылке хран-ящихся в монастырях летописей для снятия с них копий от 16 февраля 1722 г.Из вс-ех епархий и монастырей,где о чем по описям куриозные,то есть древних лет на ха-ртиях и на бумаге,церковные и гражданские летописцы степенные,хронографы и проч-ие сим подобные,что где таковых обретается,взять в Москву в Синод,и для известия оные описать и те списки оставить в библиотеке,а подлинные разослать в те же ме-ста,откуда взяты будут,по-прежнему,а тех епархий и монастырей властям при том объявить,дабы они те куриозные книги объявили без всякой утайки,понеже те книги токмо списаны,а подлинные возвращены будут к ним по прежнему.И для присмотра и забирания таковых книг послать из Синода нарочных.И,кстати,почему указов два?Ну… первый,как легко видеть,не подразумевает какого-либо «сбора» оригиналов.В Сенат через местную военно-гражданскую администрацию должны быть отправлены именно ко-пии,изготовленные силами монахов.В ряду же предметов копирования прежде всего упомянуты «жалованные грамоты»,затем,другие документы,а «книги исторические» ли-шь «также».Как кстати,и называется этот указ,— если читать,что написано на нём самом,а не в трудах альтернативных историков— «О присылке из монастырей Россий-ского государства жалованных грамот».Имелось,таким образом,ввиду решение задачи вполне утилитарной.Сенатская проверка законности церковного землевладения.Ибо какие ещё «жалованные грамоты» могли храниться именно в монастырях? Тем не мен-ее,указ считается вехой в российской археографии.Что б уж два раза не ходить, царь затребовал копии «куриозных» (на петровском русском «редких,интересных») писем и летописей.Царству предстояло на днях стать империей и в нём создавалось архивное ведомство.Главное,что стоит знать об упомянутом— первом,от 1720 г.— ук-азе,— он не был исполнен.Не имел существенных практических последствий.Грамоты удалось собрать,но и не более того.Ибо сам Пётр считал представителей духовен-ства врагами народа и особенно реформ.Церковь питала к царю взаимную антипатию. Так что,указ саботировался.Да и— по совести— монастыри редко располагали практ-ической возможностью изготовления копий.Копировальное оборудование не было изоб-ретено,а культура рукописного размножения литературы уже утрачена.Второй указ стал закономерным следствием неисполнения первого.Однако,издавался он уже в дру-гих условиях.Со времён первого Пётр успел церковь… национализировать,учредив Си-нод— министерство для управления имуществом и делами Церкви.И,кстати,при назна-чении чиновников в эту организацию их вероисповедание не учитывалось.Вот. Второй указ уже подразумевал именно присылку куриозных документов — в том числе и уже в первую очередь исторического значения — в Синод для копирования. И разумеется, — как в это не сомневается альтернативная мысль, — собранные документы никто ни копировать,ни возвращать не собирался.Они были немедленно уничтожены…Откуда это известно? Так,пропали— нет их.Здесь,однако,наличествует подмена понятий.Для утв-ерждения о пропаже необходимы доказательства того,что документ до 1722 г.сущес-твовал.Без таковых и говорить не о чем,ибо— есть их.В архивах много подлинников XVI-XVII вв.Оригинальных документов более ранних периодов предсказуемо мало,— но это уже не имеет отношения к делу.Ибо ко временам Петра утраченные тартарийские летописи должны были существовать в форме печатных изданий,учебников и моногр-афий главным образом именно XVII в.О том же, что документы были возвращены, свидетельствует факт наличия тех самых «уничтоженных» архивов именно в монасты-рях.В одном из которых,со слов гражданского чиновника Синода Мусина-Пушкина,уже в конце XVIII в.он приобрёл сборник,включающий «Слово о Полку Игореве».Это история тёмная,— и даже криминальная,— но так или иначе летописи не пропали из монастырей при Петре,поскольку оригиналы предшествующих петровской эпохе веков перекочевали из церковных архивов в государственные лишь в советское время— при конфискации церковной собственности.Что же до самой идеи уничтожения истории ук-азанным способом,то Пётр в любом случае был достаточно умён,чтобы понимать: это не может сработать.Оба указа адресованы только «монастырям и епархиям»,то есть, речь о библиотеках знати и городских архивах не шла.А там не могло не быть тех самых «хронографов» и «степенных гражданских летописцев».Да,собственно,— в рам-ках истории альтернативной там с неизбежностью должны были находиться и печатные учебники по истории Тартарии.Попытка бы не сработала,— и свидетельством этому являются адресованные монастырям увещевания «объявить куриозные книги без всякой утайки»,ибо— вернут.Значит,Пётр понимал,что отдавать в казённые руки реликвию— огромной не только культурной,но материальной ценности,— монастырское начальство будет без всякой охоты.Увещевания же уверенности в исполнении указа обеспечить не могли.Это лишь в альтернативной вселенной можно так просто все взять и собр-ать.В реальности— особенно при даже теоретической возможности утраты— выдана была бы только меньшая и наименее ценная часть документов."

  (ст."Деяния князя Сильномира в Семиречье(274-304),затем в Китае(304—333)и на Руси(334-354).1",А.Асов,2024) "Итак,как мы уже показали в прошлых статьях,у нас есть все основания отождествлять князя асеней Сильномира,поминаемого в "Велесо-вой книге"(Бус II,1:11),с китайским императором Ши Ле из народа цзе(асиев,asuen ,или усунь).Начнём теперь рассказ о его деяниях,опираясь в основном на китайские источники,а также отчасти на "Велесову книгу",ибо иные сведения легендарны.Из Семиречья— в Китай.Итак,— в нашей реконструкции истории,— княжич по имени Сила в 274 году родился в Семиречье,в княжеском роде асеней,коих китайцы называли усуни .Потом,где-то к 303-304 гг.из-за бедствий и голода,последовавших за нашествием гуннов,его род переселился из Семиречья в г.Усян(в провинции Шаньси),— его кита-йские историографы называли родиной императора Ши Ле.Сюда приглашали усуней на пограничную службу на Великой Китайской Стене для обороны от гуннов.Его ранние годы в Семиречье и Усяне утопают в сказках и предзнаменованиях,которые уже были пересказаны ранее.Собственно же история его возвышения начинается позже.А что же было дальше?Итак,уже в Китае княжич Сила был схвачен воеводой принца Сыма Тэна— неким Луном(в переводе имя значит: дракон).И затем продан в рабство в Шаньдун. Наверное,в память о тех событиях Сила и назвал себя Шилуном(Великим драконом),а также принял китайское имя Ши Ле.После чудесного явления некого старца,предс-казавшего узнику, что его ждёт великое будущее, а также услышав звуки военных барабанов, гонгов и рожков, кои преследовали его с детства, он сбросил с себя ярмо и из взбунтовавшихся рабов и бродяг (из его рода цзе-асеней) собрал свой первый боевой отряд, вскоре разросшийся в великую армию.Сильномир встаёт на сторону Сыма Иня.В это время в Китае шла гражданская война (т.н. Война восьми князей) между принцами рода Сыма, и каждый из них хотел захватить императорский трон. В этой междоусобице армия бродяг Ши Ле присоединилась к войскам принца Сыма Иня, который призвал в Китай и гуннов, и цзе, и был врагом Сыма Тэна,— того самого,ранее пленившего и обратившего в рабство Ши Ле.Это был выбор явно проди-ктованный местью.Этот же выбор означал,что Ши Ле отныне будет союзником гуннов (шаньюя Лю Юаньхая и его племянника Лю Яо),кои как раз тогда и были призваны принцем Сыма Инем.Конечно,такой союз не был прочным,но Ши Ле всегда был верен своему слову.Тут следует напомнить, что род Сыма (или Само) почитался священным в традиции (особенно в сакско-массагетской, т.е. и асеньской тоже). Этот древний священный род,согласно традиции(по "Ярилиной книге" и пр.),и через род кушанских владык,являл собою ветвь Богумирова рода(иранск.Йима,также кит.рода Юй),коему и должен принадлежать весь свет.Прародитель Само почитался победителем Ящера(дра-кона изначального зла).Но бывает и так,что победитель дракона и сам становится драконом,и его одолевает гордыня,т.е."самость".В 306 г.в продолжавшейся междоу-собице Сыма Ин был взят в плен и убит.Также в 307-м был отравлен,как предпола-гали,своим регентом,"слабоумный император" Сыма Чжун(посм.имя Хуэй-ди)— за его трон тогда и шла борьба между "более умными" принцами.В результате один из них, принц Сыма Юй,стал фактическим правителем империи,а на шатающийся трон империи он возвёл дружественного ему— Сыма Чи (посмертный титул— Хуай-ди).Словом, всё шло по классике: "Нет работы вреднее придворной.За стенкой люди друг друга давят ,душат.Братьев,родных сестер,душат.Словом,идёт повседневная будничная жизнь."А что же Сильномир(ну,он пока ещё генерал Ши Ле)? В этой свалке он сумел сохранить часть своего войска и всё таки добрался до своего врага(обратившего его в рабс-тво)— до принца Сыма Тэна.Тот оказался и впрямь алчным безумцем,готовым удавит-ься за копейку,— он,не смотря на своё богатство,пожадничал даже выдать довольс-твие своему войску.И те,хоть и были невозмутимыми китайцами,готовыми стерпеть чуть не всё,— но,оставшись даже без горсти риса,всё таки возмутились(исключите-льный случай!),и сами выдали его мятежному генералу Ши Ле.Так мелочная жадность — сего принца и сгубила.Потом Ши Ле пришлось уходить за реку Хуанхе от бесчисле-нных имперских войск Сыма Юя(отца Сыма Тэна),брошенных подавлять мятеж.А там его рать,— ничего иного им и не оставалось,— примкнула к гуннской орде шаньюя Лю Юаньхая,который был безмерно рад новому союзнику.Тот наградил его титулом Цзи Цзюньгун("Разрушитель империи Цзинь").Хотя Ши Ле(Сила,а может уже и Сильномир) вряд ли о чём-то таком тогда помышлял,он лишь покарал своего притеснителя и заб-отился,как мог,об отряде,да и о своём народе цзе(то есть об асенях-усунях).Торж-ество гуннов,восстание народа.Сильномир на стороне владык "гуннской империи"— Северной Хань.В 308 г.гунны Лю Юаньхая осадили Лоян,столицу империи,где пребывал император Хуай-ди(Сыма Чи).Но неудачно.Тем не менее,Лю Юаньхай сам себя провозг-ласил императором "гуннской империи",которой он дал традиционное китайское имя Хань(Северная Хань),— для обретения поддержки среди китайцев,ведь и старая имп-ерия Хань(206 г.до н.э— 220 г.н.э.),была также основана вождём восставших против тирании,— а именно крестьянином с тем же именем Лю.Сей Лю Юаньхай отстроил новую столицу Пинъян. И объявил своей целью истребление рода Сыма, междоусобицы коего разрывали Китай. И так шаньюй получил от простого люда Китая, от крестьян, терпящих нужду из-за произвола чиновников империи Цзинь, поддержку. И столь серьёзную, что живо вспоминались недавние восстания "жёлтых повязок", — повсюду стали бить правительственных чиновников и приветствовать "несущих свободу" гуннов, — хотя с их стороны это был лишь политический ход, завоевателям не было дела до положения народа. Тем не менее, гунны легко, не потеряв ни единого воина, тогда заняли земли на севере Китая — от Ханъани и вплоть до области Ючжоу (около Пекина), только там их войскам, ведомым вождём Лю Цуном (сыном Юаньхая), оказали сопротивление ещё остававшиеся верными центральному правительству пров-инции.И тут в 310 г.,в канун своего ослепительного триумфа,в возрасте 60 лет, шаньюй Лю Юаньхай внезапно умирает.Сразу,разумеется,начинается грызня между его наследниками,в коей особо отличились клеветники и наушники,кои и разжигали брат-оубийство.Победу одержал младший сын шаньюя,доблестный полководец Лю Цун,сверг-ший своего старшего брата,а заодно расправившийся со всеми злословами.А что же Сильномир(Ши Ле)? А у него в это время продолжалась своя личная история "венде-тты" с правящим родом Сыма.Ибо,убив принца Сыма Тэна(обратившего его в рабство), он вызвал к себе лютую ненависть его отца Сыма Юя— фактического правителя Цзинь-ской империи(при слабом номинальном императоре Сыма Чи— он же и Хуай-ди).Хотя тут нужно сказать,что действовал Сильномир и тогда м.с."легитимно",то есть внач-але от имени соперничавшего принца Сыма Ина.А после его смерти уже и от имени императора Северной Хань— Лю Юаньхая,который хоть и был гунном,но по женской ли-нии его род также восходил к "законному роду" правителей Китая,— Само.Коих было, кстати,неисчислимо много,и не только среди китайцев,поскольку их дед Сыма Янь (т.е.император У-ди)имел,как сообщают хроники,10 000 жён и наложниц,что было ре-кордом среди всех правителей Древнего мира,а уж детей,внуков и внучек,от него осталось так много,что их и вовсе никто не мог счесть.И тут нужно понимать,что все они,— и гунны, и цзе,— коих было,может быть,несколько сот тысяч,— были окру-жены миллионами китайцев.И заметим, что если гуннам(монголоидам)было относит-ельно несложно выдавать себя за китайцев(ханьцев),то светловолосым и голубогла-зым(европеоидам)цзе-асеням— совсем нет.Впрочем,и сам императорский род Сыма имел также корни в роде Кушанских владык(если верить "Ярилиной книге"),то есть и они вполне могли быть отчасти европейской внешности,— как и большинство владык в Аз-ии в то время.Итак,а что было далее? Сыма Юй по-прежнему горел желанием продолж-ить преследовать ненавистного убийцу своего сына— Ши Ле.С трудом собрав послед-ние всё ещё имеющиеся у империи войска,в 311 г.он выступил из столицы— Лояна. Что было в той обстановке шагом отчаяния,— в столице уже было неспокойно,усили-вался голод,ибо все области,снабжавшие Лоян рисом,уже захватили гунны.После ухо-да всех войск,в столице начались волнения и грабежи.В сём император Сыма Чи,по-слушав своего советника Си, обвинил ушедшего брата Сыма Юя.И по его приказу были показательно казнены друзья Юя.Узнав об опале,престарелый Сыма Юй умер от серде-чного приступа.А его войско, потерявшее вождя и превратившееся в похоронную про-цессию,изрешетили стрелами подоспевшие воины Ши Ле.Весть о том,что у империи не осталось войск,и что на столицу идёт орда Яо Лю и рать Ши Ле,— вскоре достигла Лояна,и там начался хаос.Советник Си дал совет императору— бежать.Но этот совет запоздал.Во дворце уже не было ни колесницы,ни коней,ни верных слуг,а за стенами голодные жители грабили и убивали друг друга,началось людоедство.Тогда императ-ор,переодевшись,в одиночку бежал из города,в который уже входили гунны Яо Лю, устроившие обычную для них резню. Да и смысл был оставлять в живых тех,кто не мог сам себя прокормить.По мнению гуннов,быстрая смерть— лучше,чем долгая от голода.Тут бросились искать императора.И нашёлся предатель,указавший по какой дороге он пошёл.И сей одинокий пешеход вскоре был пойман.И это был первый в ист-ории случай,когда император Китая попал в плен живым,— ранее о таком никто не мог и помыслить.А далее последовало множество событий,переворотов,сражений и со-жжений городов.(Об этом,и прочем,во всех подробностях можно прочесть у Фан Сюа-ньлина).Гунны злосчастного императора Хуая-ди(Сыма Чи)казнили в 313,а затем и его наследника Сыма Е(Минь-ди)пленили в 316,захватив Чанъань,а после и казнили — в 318 г.И так империя Западная Цзинь перестала существовать.А на руинах её,на юге, отодвинувшись за реку Янцзы,стала строиться новая империя— Вост.Цзинь с це-нтром в Цзянькане(Нанкине),где с 318 г.стал править очередной Сыма— полководец Сыма Жуй.В том же 318 умер и вождь гуннов Лю Цуй(он же и варварский император Северной Хань),которому до его смерти был верен Ши Ле.И затем гуннскую династию постигла череда переворотов,бедствий и междоусобиц,в пожаре сгорела их столица Пинъань,вместе с храмами и дворцами.Погибли более 20 наследников рода Лю,а посл-едний оставшийся— Яо Лю,принял титул императора и перебрался в недавно захвачен-ную столицу ханьцев Чанъань(ныне Сиань,а рядом расположена Санъань— священная древняя столица с гробницами и пирамидами-курганами).Во всех сих событиях(ну, кроме дворцовых переворотов)активно участвовал и Ши Ле,возглавлявший армию,наб-ранную в основном из народа цзе.И к 318 г.в его власти фактически оказался весь северо-восток Китая со столицей в Сянго(Синьтае),— т.е.обширная страна от Бохай-ского залива и до Лояна.Причём,он проявил себя не только,как искусный полковод-ец,но также и как популярный,— даже и у китайцев,— правитель.Он,обретя фактиче-скую власть,прекратил злоупотребления чиновников прежней власти,снизил бремя налогов.И в его землях сразу прекратились народные восстания.В то время как в Восточной Цзинь,за рекой Янцзы,новому императору Сыма Жую приходилось подавлять одно восстание за другим.Сохранилось даже восторженное послание одного из цзи-ньских воевод,некого Ли Тоу,к Ши Ле,предложившего ему мир:«Вам,обладающему врож-денной мудростью и воинственностью,суждено успокоить земли среди четырёх морей, все родовитые дома и простой народ с надеждой смотрят на вас и желают подчиня-ться вам,мечтая,что вы спасете их от неимоверных страданий..и т.п." После чего Ши Ле отвёл свои войска с юга,имея немало дел и на севере.А там,где хозяйничали гунны,коими теперь правил Лю Яо,дела шли скверно.После казни последних цзиньских правителей,гунны превратили цветущую прежде долину реки Вэй,житницу всего Сев. Китая,в обширное кладбище.И всё это,и падение столицы Ханъани,где теперь власт-вовал Лю Яо,и голод,— потрясло все окрестные страны.Так в Согдиане,ведшей прежде торговлю с Вост.Цзинь,один торговец описал сиё так:"Император,так они говорят, убежал из Лояна из-за голода,и его дворец и крепость были в огне.Так, Лояна бол-ьше нет,Нгапа(Кай-юань в Хэнани)больше нет! Кроме того,тогда(император был плен-ён)гуннами.И они взяли Хумдан(Чанъань),и разграбили страну". Дальше в тексте пи-сьма сообщалось как согдийский купец со слезами наблюдал происходящее,как вокруг прекрасной столицы голодные жители варили человечину,как угоняли для переселения десятки тысяч беззащитных людей.Именно так и делал Лю Яо,захватив Чанъань в 312 г.,да и потом.А в 318 г.,после смерти Лю Цуя,когда Лю Яо объявил себя император-ом,к нему Ши Ле направил посла Сю дабы выразить новому императору почтение и пр-еданность,ибо он всегда,по возможности,предпочитал мир.Однако Лю Яо,поддавшись приступу гнева и завидуя успехам Ши Ле,повелел посла казнить.А это было равнос-ильно объявлению войны.Узнав о сём,Ши Ле выпустил приказ:«Я вместе с моими ста-ршими и младшими братьями служил дому Лю более усердно,чем это положено слуге. Если бы не я и мои старшие,и младшие братья,— разве Лю Яо сидел бы лицом к югу и именовался императором! А он,едва заложив основы государства,возымел желание строить против меня замыслы! Мог ли я предполагать,что закореневший в преступле-ниях[Лю Яо]убьёт моего посла,прибывшего выразить мои искренние чувства! Разве возвышение императоров и ванов продолжается вечно? Я сам добуду для себя титулы Чжао-ван и Чжао-ди.Разве титулы— высокий или низкий— зависят от Лю Яо?»И так в 318 году Ши Ле(он же и Сильномир)объявил о учреждении империи Чжао (известной в истории,как Позднее Чжао).И в истории он стал известен также,как Сяо Мин-ди,— похоже,в память о последнем цзиньском императоре Минь ди,недавно казнённом гун-нами."
  (ст."Погибшие в боях и походах бояре в войнах 1654-1681 гг.",Историк Антично-сти,2024) "К середине XVII в.перед Россией стояли три основные внешнеполитичес-кие задачи: возвращение русских земель,захваченных Речью Посполитой в Смутное время,обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских татар и отвоев-ание выхода в Балтийское море.К этим проблемам вскоре прибавилась борьба заУкра-ину,ставшая главной задачей внешней политики вплоть до Бахчисарайского мира 1681 г.Период 1654-81гг.наполнен почти непрерывными войнами с внешними и внутренними врагами государства.Русско-польская война(1654-67),Русско-шведская война (1656-1658),Мятеж гетмана И.Выговского(1658-59),Мятеж гетмана И.Брюховецкого(1668), Восстание С.Разина(1670-71),Русско-турецкая война(1672-81),и это- не считая от-дельных опустошительных набегов Крымского ханства.В записках поляков,участников войн второй половины XVII в.(например,Я.Пасека и др.),можно встретить фантасти-ческие сведения о «десятках хоругвей бояр думных» сражающихся в битвах; о «дес-ятках убитых и взятых в плен боярах» и тому подобные,удивляющие непосвященного читателя,откровения.Каковы же были в реальности потери бояр в частности,и думных чинов в целом,за 27 лет почти непрерывных войн в правление царей Алексея Михай-ловича и Федора Алексеевича? В Русском государстве в конце XV—XVII вв.высшими должностными лицами являлись думные чины— бояре,окольничие,думные дворяне и дум-ные дьяки,имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думс-ких комиссий.Думные чины занимали высшие придворные в управлении государством,дипломатиче-ских переговорах,разбирали местнические споры.Часть из них входила в Ближнюю думу царя.Думные чины(за исключением думных дьяков,коих было не более 4 чел.) также занимали высшие командные должности в войске– полковых воевод и городовых воевод в наиболее важных пограничных городах.Бояре– высшие думные чины среди «с-лужилых людей по отечеству».Бояре обычно командовали полевыми армиями,являясь представителями высшего командования вооруженных сил России.Окольничие– занимали вторые,после бояр должности в армии(командуя,так сказать,«корпусами» или «диви-зиями»),служили в приказах и на воеводствах,имели более низкие поместные и дене-жные оклады.Думные дворяне– являлись третьим по «чести» разрядом(чином),после бояр и окольничих.Этот чин был специально предназначен для представителей незна-тных родов за какие-либо заслуги.Думные дворяне также принимали участие в засед-аниях Боярской думы,руководили приказами,назначались воеводами в города.Изредка они были полковыми воеводами (напр.,Елизаров Федор Кузьмич в 1654 г.).Информация к сведению: К началу правления царя А.М.было 13 бояр,при нем произведено в бояре 63; к началу правления царя Ф.А.было 23 боярина,произведено в бояре 22.Итак, смотрим.Считаем погибших и попавших в плен в ходе боевых действий или внутренних восстаний(в скобках дата присвоения чина):Бояре:1. Шереметев Василий Борисович (1653)– в плену после Чуднова в 1660-1681 гг.2.Кн.Прозоровский Иван Семенович (1659)– убит разинцами в Астрахани в 1670 г.(Прим.Боярина-гетмана И.Брюховец-кого,уб.в 1668,в расчет не берем).Окольничие:1. Кн. Пожарский Семен Романович (1647) – уб. после Конотопа в 1659 г.2. Кн. Львов Семен Петрович (1652) – ум. в плену после Конотопа в 1659 г.3. Волынский Михаил Семенович (1660) – уб. в бою под Путивлем в 1668 г.4. Кн. Щербатов Осип Иванович (1660) – в плену после Чуднова в 1660-1662 гг.5. Ржевский Иван Иванович (1677) - уб. в Чигирине в 1678 г.Думные дворяне:(Ни одного убитого или пленного)Итого:Общие потери за период 1654-1681 гг.:Бояре – 1 убит, 1 плен (провел 21 год в плену).Окольничие – 3 убиты, 1 умер в плену, 1 провел 2 года в плену.Иными словами, 1 - командующий армией, 3 - командующие "дивизиями" (Прозоровский и Ржевский были городовыми воеводами,а Волынский на момент гибели имел очень незначительный отряд сопров-ождения).Стоит дополнить. Возможно,поляки ошибочно называли «боярами» детей боя-рских– провинциальных служилых людей.Вопрос только один: умышленно или по незна-нию?"
  (ст."Княжение Дмитрия Донского",Историк Античности,2024) "Дмитрий Донской скончался вскоре после составления своего завещания,примерно в половине девятого вечера (по современному часосчислению) 19 мая 1389 года. Умер он сравнительно молодым: ко дню смерти ему не исполнилось и 39 лет.Но правление его продолжалось более 29 лет.Большую часть этого времени Дмитрий провел в войнах.Они заняли 16 лет,не считая тех лет,которые ушли на подготовку к ним.Лично Дмитрий участвовал в семи походах и сражениях.Куликовская битва– как правило,единственное указыва-емое в различных справочниках и энциклопедиях военное деяние Дмитрия Донского– на самом деле стоит в ряду многих операций,проведенных московским великим княз-ем.Но,несомненно,что эта битва– самое блестящее по замыслу и исполнению достиже-ние русского полководца XIV в.К сожалению,ослепительный блеск победы на Куликов-ском поле даже историкам затмевает смысл и значение всей деятельности Дмитрия Донского.В лучшем случае итоги ее сводятся к антитезе: победа 1380 г.– поражение 1382 г.Между тем многочисленные и крупные войны,которые вел Дмитрий,заставляют по иному характеризовать место этого князя в истории.Войны ставили в напряжен-нейшие условия существования как само великое княжество Московское,так и другие русские земли.В таких условиях,особенно когда речь шла об освободительной борьбе с господствовавшей над Русью Ордой,необходимо было укрепление личной власти.На протяжении многих лет Дмитрий добивался упрочения своей власти.Пути Достижения этой цели были различны: и упразднение высшей боярской должности тысяцкого,и по-дчинение и использование в политических целях церкви,и конфискация в свою пользу земель у ближайших родственников.Укрепление единовластия,ведение победоносных войн было невозможно без сильной и многочисленной армии.Очевидно уже в конце 60-х годов XIV в.Дмитрий провел реорганизацию военной службы.Возросшее военное зна-чение «двора» великого князя,состоявшего из бояр и слуг вольных,указывает на из-менение положения этой общественной прослойки.Увеличение требований к служилым людям,ужесточение санкций за переход бояр к другим сюзеренам(отъезд в 1375 г.в Тверь И.В.Вельяминова позднее стоил ему головы)прослеживаются в договорных грам-отах Дмитрия с другими князьями.Условия дня выполнения своих требований великий князь создавал традиционным путем передачи городов и волостей в кормления.Лето-писный свод 1423 г.отмечал,что боярами Дмитрий держал "градъ..и волости велик-ия".Другой,не столь традиционный путь заключался в распространении вотчинной си-стемы.Вотчинное землевладение служивших московскому великому князю бояр и слуг внедрялось прежде всего в присоединенных к Московскому княжеству землях.Таким образом создавалась социальная база,опираясь на которую могла развиваться и кре-пнуть московская великокняжеская власть.Это был повседневный, не бросающийся в глаза процесс, который полностью проявил себя лишь столетие спустя, когда правнук Дмитрия Донского Иван III сумел подчинить своей власти остальные русские княжества и земли и сбросить иго Орды. Русское государство стало независимым и суверенным.Таков был диалектический ход процесса,у истоков которого стоял Дмит-рий Донской,заложивший основы превращения правителя средневекового княжества в монарха всея Руси."По материалам: Кучкин В.А.Дмитрий Донской."

  (ст."Что написано потомками рептилоидов",Есть мнение,2024) "Без предисловий в этот раз обойдёмся,и,для начала,немного поэзии всем в ленту.Альтернативная мысль ищет новые способы выражения.По прочтении отрывка у многих может возникнуть воп-рос,кто такой этот Евграф Савельев? У меня данный вопрос возник,так что сразу и делюсь результатами расследования: никто.Просто очередная невинная жертва.Жил в начале прошлого века никому не известный даже в самых узких кругах сельский учи-тель,что-то опубликовавший об «археологии Дона».Упоминаний о пересечении данной персоны с этрусками в каноне альтернативной истории нет,– так что,данный факт придуман буквально только что.Ибо каждый миф альтернативного мира содержит субм-иф о собственной древности…Но- не суть.Суть-то в том,что первыми этрусские тек-сты прочли в начале XIX в.Тадеуш Воланский(по-польски),а затем в середине столе-тия Егор Классен(уже по-русски).Зачем про Савельева выдумывать?Далее мы узнаём, что боги,научившие людей земледелию и металлургии,не располагали хотя бы плота-ми.Не смогли преодолеть проливы отделяющие Азию от Австралии.Честно сказать,не удивлён.Всегда отмечал,что это были какие-то негодные боги,– раствор и арка им тоже оказались не по уму.А здесь,собственно,меня называют «потомком рептилоид-ов».Комментарий можно трактовать,как угрозу.Как минимум,перспектива,что эти неп-олноценные боги явятся опять,и на их содержание придётся выделять средства,выг-лядит угрожающе.Далее,блок сразу с двумя комментариями к статье о «Великой Сиби-рской Стене».Комментарий интересен в том плане,что протяжённое укрепление в Заб-айкалье построено в XI в.империей киданей,– не монголами(не тем народом,который называется «монголами» сейчас»)и не китайцами.Что привлекло в комментарии нена-вистника монголов,и почему я получаюсь «китайский наймит»,такими образом,– непо-нятно.Дальше у нас высокая физика.Тория Большого Взрыва,как рассмотрение синтеза последовательных реальностей,и какая-то теория «нейтронной вселенной».Ещё какой-то Логос.Наконец,конспирология бытовая.Какой-то типус в галстуке на голое тело дважды– настойчиво так– подозревает,что я сижу у него в голове и придумываю за него его комментарии."
  (ст."Главный храм священного города Мачу-Пикчу",Запретные Темы Истории,2024)
"Главный храм» явно назван так лишь потому,что надо же было его как-то назвать. «Особых примет» у него нет,а далее по упрощенному шаблону: раз высококачествен-ная кладка– значит,«храм»; раз находится в важной части возле «патио»– значит, «главный».Хотя в реальности в нем нет абсолютно ничего,что позволяло бы возвести его в ранг храма.Гораздо больше он похож на обычный сарай,пусть и из больших бл-оков…«Главный Храм» также заметно пострадал от землетрясений– его кладка местами очень сильно разъехалась.Однако,в отличие от «Храма Трех Окон»,здесь боковые ст-енки сохранились полностью.Причем по размерам и форме блоков видно,что даже вер-хняя часть кладки боковых стен создана во время первой фазы,когда строительство тут вела древняя высоко развитая в технологическом отношении цивилизация.Если же ориентироваться на форму этих боковых стенок,то с формой крыши на «Храме Трех Окон» реставраторы хоть и почти угадали,но все-таки не совсем.Трапеция действи-тельно получается,но трапеция несимметричная,поскольку крыша в «Главном Храме» имеет скат только со стороны «патио»,где опять-таки отсутствует четвертая стена. В этом «храме» нет признаков какой-либо центральной подпорной «колонны» как у «Храма Трех Окон».Впрочем,это не удивительно,поскольку здесь расстояние между боковыми стенками существенно меньше.И если,скажем,ориентироваться на размеры помещения,то «главным» следовало бы назвать вовсе не это сооружение,а как раз «Храм Трех Окон».Хотя, конечно, в «Главном Храме» блоки использованы побольше. Они тут такого размера,что,по сути,строителям почти хватило всего по паре блоков на каждую из боковых стенок(если не считать узкой вставки между громадными моно-литами)– верхняя часть из блоков меньшего размера уже уходила под скат крыши.
Одна из боковых стен «Главного Храма» чуть больше другой. Ее дальний конец образует часть стены уже другой постройки, примыкающей к задней стенке «Главного Храма». Это совсем маленькое помещение, в котором кроме ниш имеется лишь что-то типа каменной «скамьи».Но несмотря на свои весьма скромные размеры,создана эта пристройка по той же технологии,что и два «храма».Те же тщательно подогнанные друг к другу гранитные блоки с элементами полигональности.От пристройки к «Глав-ному Храму» начинается путь вверх по лестнице к одной из самых известных достопримечательностей Мачу-Пикчу– к его Интиуатане."(А.Скляров)

  (ст."Новое рождение и карма",Конфигурация Сознания,2024) "Жизнь после смерти.
Будда- "Я вспомнил множество своих предыдущих воплощений,в разные периоды исто-рии мира.Я знал все о них,где я родился,какое имя мне дали.В каждой жизни я про-живал плохое и хорошее,смерть и новое рождение,удачи и поражения.И таким образом я вспомнил несчетное количество своих предыдущих существований со всеми их хара-ктерными чертами и особенностями.."В ранние исторические времена - реинкарнация и твердая вера в жизнь после смерти занимали особое место во всех религиях миро-вого значения.Вера в новое рождение существовала и в раннем христианстве."..ка-ждая душа приходит в этот мир,подкрепленная победами или ослабленная поражениями предыдущих жизней.."В конце 19 в.на Западе вновь пробудился интерес к восточным религиям и не угасает до сих пор.Многие просвещенные люди.не только философы, приняли идеи индуизма и буддизма о перерождении Души.К примеру,Генри Форд писал, - "Я осознал и принял теорию реинкарнации в возрасте 26 лет.Религия не дала мне ничего существенного.Даже работа не давала полного удовлетворения.Работа бесс-мысленна,если мы не сможем использовать в следующих жизнях опыт,накопленный нами раньше.Когда я открыл реинкарнацию- время перестало быть ограничением для меня. Я больше не был рабом времени.Я хочу рассказать друзьям и знакомым людям о той внутренней силе и спокойствии,которое дала мне уверенность в том,что стремления мои в этой жизни,я смогу реализовывать и в следующих воплощениях".Исследования института "Гэллап" в 1982 году, показало , что каждый 4й человек на Земле верит в реинкарнацию. Многие люди боятся думать о смерти, они не могут вообразить как это может быть. Но и поверить в новое рождение они не хотят, ведь никто не дает им неопровержимых доказательств.Но также нет никаких доказательств,что реинка-рнации не существует.Великий Вольтер сказал- "..в конце концов родиться дважды не более удивительно,чем родиться однажды.."Если мы рождаемся не один раз,поче-му не можем вспомнить этого? Вот главный вопрос и аргументы скептиков.Но факт того,что мы не можем вспомнить прошлую жизнь не означает,что ее не было.В конце концов,совсем недавние переживания детства у многих людей сохранились в памяти лишь,как мелкие эпизоды,смутные образы.А что человек помнит о своей текущей жиз-ни в совсем преклонные годы.Многие даже имени своего не могут вспомнить.Память изменяет человеку на каждом шагу,мы забываем даже друзей,не говоря о просто зна-комых.Мы не сможем вспомнить,что делали в четверг две недели назад,и очень нето-чно,что делали вчера в 12 часов ночи.Также,как и наши сны бывают яркими,красоч-ными и почти реальными,но проснувшись мы сохраняем лишь неясные ощущения.Что да-ет людям уверенность,что не существует жизни после смерти? Есть ли этому доказа-тельства? И все таки есть какая то причина и смысл в том,что все мировые религии говорят о бессмертии Души.Основой восточной концепции реинкарнации является неп-рерывность существования Сознания.Буддизм верит в универсальную причинно-следст-венную связь,все подвержено изменениям,все имеет свою причину.Сознание- первич-ная созидательная основа на разных уровнях существования.Сознание существует Всегда и оно- неразрывно!Буддийских монах Нагасена так объяснял королю Милинде : Король спросил- Когда кто то рождается вновь,это тот же человек,который только умер или это уже другой человек? Монах отвечает- Он ни тот,ни другой.Если лампа горит всю ночь,то является ли то пламя,что горит вечером,тем же самым,что горит утром?- Нет!- Означает ли это,что это все разные лампы?- Нет! Это одна и таже лампа.-Точно также и с каждым новым рождением: Одно явление возникает и одновр-еменно исчезает другое.Поэтому в новом существовании,как в случае с молоком- тв-орог,масло.сметана не то же самое,что молоко, но они приготовлены из молока.Кар-ма является истинной,движущей силой,лежащей в основе нового рождения.Это закон причины и следствия.Не бывает наказания без причины.Этот Закон управляет Вселен-ной.Дословно карма- действие.Сила скрытая в каждом нашем поступке и которая при-несёт соответствующий результат в будущем.Человек давно забыл о когда то содеян-ном,но вдруг,в следующей жизни результаты настигают его.Каждое новое событие мо-жет быть результатом крайне сложной смесью многих прошлых действий,объединенных кармой в один результат и последствия.Когда все идет хорошо это- также результат Кармы,наших хороших действий в далеком прошлом.Именно карма дает объяснение иск-лючительной и казалось бы не объяснимой разнице между людьми.В абсолютно одних и тех же обстоятельствах,при одних и тех же условиях.каждый получит свою долю тал-анта,удачи,здоровья,длительности,а также и успешности жизни.И ничем это изменить в данный конкретный момент невозможно,пока человек принимает результат- плоды прошлых воплощений.Будда сказал- ".То,что вы представляете собой сейчас,это то, чем вы были раньше,то чем вы будете- то,что вы делаете сейчас."Если вы хотите узнать о своей прошлой жизни,посмотрите на свое положение и состояние в настоя-щем.Если вы хотите узнать о своей будущей жизни,посмотрите на свои действия сей-час."из "Величайшее путешествие" Гроф и "Тибетская книга мертвых".

  (ст."Байкальский треугольник: почему сибирские шаманы считали его «местом силы ",Кириллица,2024) "Байкал это настоящее чудо природы с уникальными пейзажами. Также он является сакральным местом для многих жителей Алтая и Сибири. Вокруг него всегда ходило множество легенд, рассказов и слухов. Многие из них после проверки оказались не таким уж и вымыслом.Байкальский треугольник— история перв-ых аномалий.Первые сведения о происшествиях и необычных явлениях в районе остро-ва Ольхон и мыса Рытый появились пару десятилетий тому назад.Но эти районы еще издревле были местами силы для шаманов.В местных легендах зафиксировано множес-тво аномальных явлений.Советский академик Георгий Галазий в своей книге «Байкал в вопросах и ответах» впервые задокументировал одно из таких происшествий.В 1907 году российские офицеры на аэростате попытались перелететь через озеро.Во время взлета погода была тихая,и стоял штиль,но как только корабль поднялся в воздух, началась страшная буря.Компас у летчиков тоже внезапно сошел с ума и по нему стало невозможно ориентироваться.В результате потери ориентиров и сильного ветра аэростат разбился о прибрежные скалы.Большая часть участников экспедиции погиб-ла.Немногие выжившие отказались обсуждать данное происшествие и предпринимать любые попытки вновь перелететь озеро.Чем знаменит Байкальский треугольник в наши дни.Происшествие с сообществом российских офицеров на озере было не единствен-ным.В труде «Тайны Байкала» неоднократный участник байкальских экспедиций Алекс-андр Бурмейстер рассказывал о десятках пропавших.Причем исчезали не только путе-шественники-любители,но и опытные участники научно-исследовательских экспедиций. Каждый год в окрестностях мыса Рытый пропадает несколько судов.В этой аномальной зоне потерпело крушение и два вертолета в 2000 и 2005 гг.По словам очевидцев,они будто наткнулись на невидимую преграду и рухнули в воду.В 2000 гг.была предприн-ята очередная попытка перелететь озеро на воздушном шаре.Ее можно считать даже практически успешной,ведь никто не погиб.Но все же участникам экспедиции пришл-ось понервничать во время жесткой посадки в ближайшем лесу.У них также над терр-иторией Байкальского треугольника отказало навигационное оборудование и радиос-вязь,а сильные порывы ветра повлияли на управление.Оптическая линза и не только
В аномальной зоне мыса Рытый и острова Ольхон люди сталкиваются не только с отк-азом электроники и резкими порывами ветра.Есть множество свидетельств о загадо-чных светящихся шарах,миражах,огненных столбах.Одной из причин таких явлений называют кристально чистый воздух,который создает эффект линзы.Она возникает из-за уникальной розы ветров в районе Байкала.Также возможно именно турбулентность над озером на больших высотах становится причиной катастроф."

  (ст."Золотарёвское побоище: как Мокшанское царство спасло Русь от монголов", Кириллица,2024) "Российская земля по сей день хранит немало тайн и сокровищ. Находки археологов нередко заставляют ученых взглянуть на известные исторические факты по-новому. В новом столетии очередной сенсацией стало обнаружение следов крупного сражения около Золотарёвского городища в Пензенской области. Единствен-ная реальная битва с монголами.В конце XIX века недалеко от Пензы были обнару-жены небольшие части средневековой крепости,а также маленького поселения.Снача-ла учёные предположили,что это Засечная— одна из пограничных крепостей Москов-ского царства.Однако,когда раскопки продолжились,выяснилось,что это поселение можно датировать примерно 3 в.н.э.Во времена Киевской Руси через Золотарёвку проходил торный торговый путь из Чернигово-Рязанского княжества в Волжскую Бул-гарию.Эта крепость,скорее всего,была основана народом мокша— одним из составля-ющих народов мордвы.В дальнейшем эта крепость могла быть отвоёвана и другими.
В 60-е годы ХХ века в ходе раскопок Золотарёвского городища было обнаружено, что крепость была захвачена монголами.На площади примерно в 7 гектаров нашли всев-озможные варианты вооружения,конскую сбрую,останки людей с признаками насильс-твенной смерти.Одних железных наконечников стрел было найдено более 2 тысяч.По заявлению специалистов,место,где проходило Золотарёвское сражение,предельно уни-кально по разнообразию археологических артефактов.На фоне иных битв тех времён (даже в масштабах всей Европы),это было действительно грандиозное побоище.Ведь ни на Калке,ни на Сити,ни на Куликовом поле,ни близ других городов археологам пока не удалось обнаружить существенные следы битв с ордами Чингисхана,Батыя, Мамая или кого-то ещё из ханов.Золотарёвская битва на их фоне выглядит довольно значительно.Битва за Евразию.Геннадий Белорыбкин,доктор исторических наук,проф-ессор,высказал мнение,что множество артефактов и останков воинов на поле сраже-ния говорит о том,что монголы не стали там задерживаться.Видимо население было полностью уничтожено,так что и хоронить никого не пришлось,а точнее,было попрос-ту некому этого сделать.Именно так монголы поступали только с теми городами,кот-орые оказывали им действительно мощное сопротивление.При этом,судя по раскопкам, уничтожены были не только жители крепости,а и всех окрестных поселений,даже отд-алённых.Интересным фактом,который был обнаружен при раскопках,является наличие среди защитников Золотарёвки,судя по характерному вооружению и другим предметам, не только мокшан,но и русов,буртасов,волжских булгар,половцев,а также(к удивл-ению всех учёных)енисейских кыргызов(предков современных хакасов).До сегодняшних дней пока остаются открытыми два вопроса:когда была эта битва,и почему о ней нигде ничего не написано?Когда это было.Рашид ад-Дин,известный персидский исто-рик,упоминал в 1236 г.войну монгольских правителей с мокшами,эрзями и буртасами. После покорения этих народов монголы,по словам источника,пошли походом на Русь. Выходит,что эта битва состоялась ещё перед покорением Рязани,что было первым эксцессом у Руси с монголами.Также существует версия,будто Золотарёвская битва состоялась в 1223 г.Это,скорее всего,ошибочное мнение,поскольку не соответствует ситуации тех времён,когда ханы Джебе и Субэдэй проиграли несколько битв волжским булгарам.Историк Дмитрий Мадуров приводит народное предание мокшан,записанное в конце XIX–начале ХХ вв.Хан Субэдэй победил мокшанского правителя Пуреша,сделав его своим вассалом и потребовав выйти с ним в военный поход.Однако Пуреш был не слишком надёжным,поэтому хан просто убил всех мокшанцев.Законная царевна Нарчат-ка,узнав о таком происшествии,подняла народное восстание.Разгневанный хан,дабы не оставлять в тылу пожар мятежа,вынужден был отказаться от завоевательных пох-одов и вернуться для усмирения народа.У крепости Серня(предположительно Золота-рёвское городище)мокшане были разгромлены,в бою пала и царевна.Кстати,под Субэд-эем могут подразумеваться сразу несколько военачальников, как, например, в летописях под именем Батыя.Мадуров предполагает,что подобное происходило в 1242 г.,а восстание мордвы остановило продвижение монголов на запад.Мордва спасла Ру-сь.Можно предположить,что под Золотарёвкой состоялось несколько битв,но что в последней победителями вышли монголы— неоспоримый факт.Об этом ярко говорят неп-огребённые останки и полное запустение всего края.Отражение нашествия совместны-ми силами— то,о чём говорит многонациональный характер войска.Учитывая тот факт, что в битве принимали участие русы,на Руси уже знали о приближении опасности в виде Орды.Удивительно— ещё совсем недавно Пуреш воевал с суздальскими князьями, а тут мордва и русы бьются в одном войске.Видимо,монголы действительно восприни-мались как очень серьёзная опасность.Золотарёвское городище и следы сражения по-казывают,что мордва имела до монгольского нашествия развитую государственность. Очевидно,что Мокшанское царство смогло значительно ослабить силы Орды перед её походом на Русь."
  (ст."Научное обоснование бессмертия",Конфигурация Сознания,2024) "Прежде,чем говорить о научном обосновании бессмертия,следует взглянуть на этот вопрос с конкретной,человеческой точки зрения.Факты бесполезны,если мы лично не заинтер-есованы в них,а что может быть более личным,чем смерть.В Древней Индии получила широкое признание идея о том,что вечность можно испытать непосредственно,поэт-ому давайте отправимся туда и посмотрим,как это можно было сделать.Многие тысячи лет назад жили люди,которые в поисках ответов исследовали глубины духа,признава-ли Высшую Силу,Бога.Их называли- мудрецы или Риши,они заявляли,что каждый уров-ень бытия есть ни что иное,как состояние Сознания.Все миры- близкие или очень далекие возникают в сознании.Следовательно человек.как творец этих миров может познавать их,воздействовать на их структуры своей волей.Для материалиста его жи-знь ограничивается жизнью физического тела.Но это его собственная вера,пусть так и будет.Все люди наделены сознанием,у каждого человека есть собственное "я" и уверенность в собственном существовании,то есть в том,что он жив.Вечное.безгра-ничное не может быть личным.Человек говорит- "моя Душа",но это заблуждение. Душа не принадлежит человеку,как собственность,как личность.Смерти важно не то.чем мы обладаем,а то чем мы можем стать.Наше существование уходит в бесконечность,одна-ко мы боимся смерти.так как она отнимает у человека все,что он имеет или мог бы иметь,его желания и мечты Лишиться денег,власти,секса,семьи,успеха или даже меч-ты об этом совсем не пустяк.Кажется что смерть уничтожает все.1.физическое тело перестает функционировать,чего поначалу умерший может и не заметить.Однако в конце концов он понимает,что это случилось.2.Физический мир исчезает.Зачастую это происходит постепенно.3.Умерший чувствует себя более легким и внезапно осво-бодившимся от ограничений 4.Ум,а иногда и чувства продолжают действовать.Однако воспринимаемые ими объекты постепенно становятся нефизическими.5.Умерший все си-льнее чувствует присутствие высшей силы.6.Личность и память начинают исчезать, но чувство "я" остается.7.Это "я" переживание и движение к другой фазе существо-вания.Все это- небольшие фрагменты из тысяч долгих научных наблюдений за умираю-щими и умершими пациентами по всему миру.Однако наблюдаемый "переход" лишь про-межуточное состояние.Реальность Души еще не раскрылась.в действительности все переходы осуществляются не в пространстве,То только в сознании.Где хранится наше сознание? Как может цепочка простых молекул ДНК знать все,что она знает и сохра-нять память обо всем этом?Умирая мы отправляемся на поиски ответа на этот вопрос и получаем его встретившись со своей истинной сущностью скрытой под покровом ма-терии.Так называемые Небеса- место встречи ипостаси человека и его сущности.Сущ-ность,Душа,Атман,Дух- можно назвать по разному.В загробной жизни можно даже нич-его не почувствовать.Вероятно,для неверующих скептиков потусторонний мир окаже-тся пустотой.Смерть станет для них погружением в бесконечный сон без всякого ощ-ущения "я".Вопрос в том,как долго продлится это состояние и к чему оно приведет. До тех пор пока физическое и метафизическое переплетены между собой,мы обречены существовать на их пересечении.Огромную роль в том,какой будет ожидающая каждого загробная жизнь,должен играть наш собственный выбор и внешние факторы,формир-ующие наше мировосприятие.С какой стати нам ожидать одной и той же загробной жи-зни для всех?Главные решения,формирующие жизнь каждого человека,обусловлены его воспоминаниями,воспитанием,культурой и ожиданиями.Все эти составляющие опреде-ляют,что именно произойдет с нами в мире ином.Религиозные убеждения- лишь один из многих факторов.Куда более важную роль играют бесчисленные решения,которые мы принимаем,ибо они создают нашу личную реальность.Дух отражается в материи, как личность. Личность сформированная в теле отражается в Высшем сознании Духа."
их "Жизнь после смерти" Дипак Чопра."


Рецензии