Психобиография

   Исследователи никогда не прекратят спорить о важнейших вопросах, связанных с Иисусом. Кто он был? Кем себя считал? Каковы были его цели? Что он думал о своих отношениях с Богом? Почему он говорил и действовал именно так, как сказано в Евангелиях? И как объяснить, что у Иоанна он совсем не такой, как у синоптиков?
   Как для толкования Нового Завета нужны филология и археология, так и для «Исследования Иисуса» нужна  социология и психобиография. «Исследование Иисуса» обогатились бы рассмотрением отношений Иисуса и толпы в свете  социологии «толпы». Это помогло бы нам понять, почему Иисус был так популярен в Галилее; почему при входе в Иерусалим его приветствовала толпа; почему толпа кричала «Распни его!» – и почему римляне хотели остановить его деятельность...

   Один из новых перспективных методов исследования Иисуса — психобиография.Психобиография – это одно из направлений психоистории, в которой при помощи психологических методик воссоздается жизнь исторического персонажа
Ее задача – попытаться понять тайну каждого и «сделать цельную картину из бессвязной.
   Характер   многих ключевых вопросов об идентичности Иисуса , по сути, психологический. Чтобы выяснить, как себя понимал сам Иисус, нужно знать, какие типы религиозного авторитета были ему доступны, – скажем, пророк, учитель, целитель, мессия, – но его отождествление с какими-то из этих типов имеет психологический аспект.

  Сто лет тому назад  сокрушительная критика Швейцера привела к тому, что библеистам по сути, запретили обращаться к любым психологическим аспектам на протяжении большей части столетия»  Критика Швейцера психологических теории и концепции, примененных к историческому Иисусу была высказана им в докторской диссертации под названием«Психиатрическая оценка личности Иисуса и критика». До этого, в 1901 году А. Швейцер выпустил книгу: "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса». К этой теме он будет возвращаться многократно, предлагая свои гипотезы по трактовке поступков Иисуа Христа.
Швейцер критиковал тех, кто прилагал к Иисусу современные психологические теории, говоря о «мешанине мнений», порожденных «посредственными умами», которые, опираясь на «многие другие явления современности… переносят на Иисуса психологию наших дней, не всегда ясно понимая, что она неприложима к нему и неизбежно умаляет его величие».

  Поскольку сейчас  развитие «Исследований Иисуса» все более сближается с психобиографией и психоисторией, представляют интерес  некоторые  вопросы «психиатрической оценки исторической личности»- и сами подходы  к
психобиографическому исследованию.   


Рецензии