Психиатрическая оценка исторической личности 1

   Вопрос о  психическом здоровье  Иисуса Христа  изучался психиатрами, клиническими психологами,философами, историками и писателями.
Тема оценки психики Иисуса впервые встречается в Евангелиях.
Напр,Евангелие от Марка передает мнение членов семьи Иисуса , которые верят , что Иисус „вне себя“. Некоторые психиатры , религиозные ученые и писатели объясняют , что семья и некоторые современники всерьез считали Его  одержимым демонами или душевнобольным.(Марк 3: 21-22)
«Многие из них говорили: « он одержим бесом и безумствует» (X, 20).Ин 10: 19-20


        Душевнобольной?
   В отчетливой форме мы впервые находим  такой дерзкий взгляд сформулированным в «Завещании» Жана Мелье, французского католического священника конца XVII — начала XVIII века, о котором лишь после его смерти стало известно, что всю жизнь он был законченным и последовательным атеистом.
    Мелье имел в виду именно душевную болезнь, сумасшествие в клиническом смысле этого слова. При этом он нередко в качестве синонима к слову «сумасшедший» применяет термин «фанатик».
Для доказательства этого Мелье приводит три группы аргументов. «Во-первых, мнение, которое составилось о нем в народе; во-вторых, его собственные мысли и речи; в-третьих, его поступки и его образ действий».
Даже некоторые из учеников Христа, когда Он «сказал иудеям, что даст им есть свою плоть и пить свою кровь», отделились от него и покинули его,  заключив по этой речи, что он «не более, как безумец!»
    Мелье приводит заявления Христа, свидетельствующее о том, что тот рассматривал себя как существо, призванное совершить небывалые и неслыханные доселе дела: Он должен стать царем иудеев и вечно над ними царствовать, а заодно и спасти весь мир; Он должен создать новые небеса и новую землю, где будет царствовать со своими апостолами, которые, сидя на двенадцати престолах, будут судить все человечество; Он собирался спуститься с неба во главе сонма своих ангелов; Он считал себя в силах воскресить всех мертвых и предохранить от смерти тех людей, которые уверуют в него. Короче говоря, «Он мнил себя всемогущим и вечным сыном всемогущего вечного бога».
     Главный аргумент  Мелье состоит фактически в том, что если бы в настоящее время появился на Земле субъект, который стал бы говорить и действовать так, как евангелия приписывают Христу, то его, несомненно, все признали бы сумасшедшим. Много раз Мелье повторяет эту формулу, но не отдает себе отчета в том, что его время — это совсем не то, в которое жил или мог жить Христос. Французским просветителям не хватало именно исторического подхода к рассматриваемым ими явлениям, они ко всему прилагали мерки своего времени и известных им общественных нравов. Между тем то, что накануне Французской революции выглядело как проявление сумасшествия, за восемнадцать столетий до этого могло полностью соответствовать принятым тогда стандартам поведения и сознания.


   Тем не менее уже в наше время мнение, что Иисус Христос был душевнобольным, нашло своих приверженцев — теперь уже не среди философов и историков, а среди специалистов-психиатров и психологов. Наиболее обстоятельно попытался обосновать эту концепцию крупный французский врач-психиатр А. Бинэ-Сангле, написавший двухтомный труд под заглавием «Безумие Иисуса»;  советский врач Я. Минц опубликовал в 1927 году статью под заглавием «Иисус Христос как тип душевнобольного», в которой, как и Синглэ, исходил из тех данных об Иисусе, которые сообщают евангелия.  Общее заключение, к которому  приходят  Бинэ и  Минц, состоит в том, что Иисус Христос страдал душевной болезнью, которая в психиатрии известна под названием паранойя.

    В отношении Иисуса Христа упомянутые авторы считают почти доказанным или весьма вероятным, что Он был одержим параноидальным синдромом, содержанием которого была мания величия, связанная с самообожествлением и с представлением о том, что он, как мессия, призван спасти все человечество, притом ценой собственного страдания.

   В чем они находят основания для такого заключения?
   Иисус, по евангелиям, считал себя сыном божиим и Мессией, призванным спасти мир. Он непрестанно говорит о своей высокой миссии. Вся предшествовавшая история представляется ему чем-то вроде прелюдии к появлению его собственной личности. Все, что пророки когда-то предсказывали, относится именно к нему. Это полностью соответствует обычной для параноиков установке — весь мир полон символов, имеющих отношение исключительно к ним.
   Описываемое в евангелиях поведение Иисуса представляется Бинэ и Минцу в точности соответствующим классическим симптомам паранойи. Так точно, -говорит Минц, -изображена картина этой болезни, что только современные психиатры и невропатологи могли бы умозрительно нарисовать подобную.Отсюда заодно делается вывод, что жизнь Иисуса и его самого евангелисты описывали с натуры; не могли же они, в самом деле, быть такими квалифицированными психиатрами, чтобы измыслить столь правдоподобную по своим симптомам картину болезни!?

   Гипотеза Бинэ-Минца относится не только к Иисусу Христу. Они считают, что чуть ли не все основатели религий, пророки, вожди религиозных движений были параноиками. В этот разряд попадают и Будда, Заратустра, Мохаммед, Кришна и др. История религии является с этой точки зрения историей совращения миллионов здоровых людей одиночками-сумасшедшими, психического заражения широких народных масс параноиками. Нет необходимости здесь опровергать эту «сумасшедшую» историю религий в ее общем плане. Что же касается личности Иисуса, то «легковесность» тех соображений, на которых строится относящаяся к ней «психиатрическая» теория, совершенно очевидны.
    Помимо трудов Бинэ, в начале 20 века появился ряд  монографий других ученых, которые    поставили «диагноз»  Иисусу.


Рецензии