Записки психолога
-Да, проходите пожалуйста, присаживайтесь.
Внимательно рассматриваю пришедшего, первое впечатление всегда самое верное. Хотя , назвать его первым не всегда можно, иногда при согласовании встречи уже по телефону ты понимаешь , что за человек - по голосу, манере разговаривать, задаваемым вопросам.
Посетитель садиться. Выражение лица отчетливо показывает
какое впечатления я произвела на него. Что он ожидал и что увидеть в реалиях.
Здесь несколько вариантов.
Первый – видят во мне строгую училку, спинка выравнивается, вымученная улыбка , весь вид показывает – « Я хороший (ая), сейчас вы сами убедитесь и меня обязательно похвалите»
Второй - когда человек пришел с реальной проблемой ( а таких, поверьте процентов 7-10 от всех приходящих) . В глазах отчаяние и выклик – « Вы правда мне поможете?»
Третий – когда посетитель обошел и «Крым и Рим» и я у него 25 по счету психолог, и ему никто не смог помочь ! ( такая он сложная личность , по его мнению) . В глазах озорной интерес – « Ну, сейчас я тебя удивлю и посмотрю на твою реакцию»
Четвертый – когда посетительница – кокетка с подколотыми губками, ресницами в форме зубных щеток , продуманно, эффектно садиться и ждет в моем взгляде восхищения.
Расселись, обменялись дежурными фразами.
Два ключевых вопроса сразу очерчивают рамку работы :
Первый вопрос- Что привело Вас ко мне?
Второй вопрос- Какой результат вы хотите получить?
И здесь тоже интересная статистика. В подавляющем большинстве в дальнейшем процессе работы вылезает реальная проблема , которая даже не звучала на первой встрече.
Что же приводит к психологу?
Несколько вариантов :
Один из них - просто покрасоваться перед знакомыми – «Мой психолог сказал» , « Я не могу в четверг, у меня психолог» . «Я сейчас в анализе…»
Кто-то просто посмотреть, что это за «зверь такой – психолог».
Кто-то явно путает психолога с гадалкой. Так и спрашивают – что меня ждет?
Кто-то, чтобы обсудить потом с близкой подругой. Проанализировать с ней наш разговор, мои советы , дать им оценку ( пища для беседы при однообразной жизни)
И , наконец, - те , совсем немногие, кому реально нужна помощь и они идут с реальной проблемой.
В чем основная трудность работы – то, что ты говоришь на встречах, и то, что ты реально думаешь и понимаешь, что происходит с этим человеком.
Почему не говорить прямо?
Во-первых, человек не всегда готов принять о себе правду. Его к этому надо постепенно готовить и подводить, а как только он начинает смутно понимать, то ему становится больно, включается сопротивление и он уходит из терапии.
Во-вторых . Пациенту и не нужна эта правда. Он в кабинете для другого ( смотри выше - похвали меня, удивись мной, восхитись мной, и т.д.)
И в-третьих, когда ты понимаешь, что правда о самом себе просто разрушит человека. И надо будет долго- долго, скрупулезно складывать осколки , как мозаику. И думаешь – « А надо ли?» Пусть живет в своем раскрашенном фантазиями мире . Чуть укрепить его и хватит.
А если в целом, то запрос у всех один – любовь.
Полюби меня, послушай меня внимательно, посмотри на меня добрым взглядом. Подбодри. Внуши, что я лучше, чем я сам о себе думаю.
Конечно, послушаю, как говориться – «введу в ресурсное состояние» .
Но, есть одно НО :
Ты действительно вкладываешь в человека свою энергию, если видишь реальную проблему.
А на просто «поговорить» - ты просто говоришь.
Свидетельство о публикации №224052201257