7. 4. Музыка для интеллекта и памяти

                «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»
                А.С. Тургенев

     В науке давно известен так называемый «эффект Моцарта», впервые отмеченный в связи с тем фактом, что маленькие дети, слушавшие музыку этого гениального австрийского композитора, гораздо быстрее своих сверстников развивались интеллектуально. Гениальная музыка Моцарта светлая, чистая и необычайно искренняя. Не случайно австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта во всем мире называют «солнечный композитор». П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

     Современные ученые решили своими научными методами выяснить, что же такое притягательное есть в музыке Моцарта, в чем ее уникальность. Независимые исследования проводились во всем мире многочисленными медиками, психологами и другими специалистами. Все они в итоге пришли к одному –  произведения Моцарта не только стройная, глубокая и солнечная музыка, она обладает уникальным лечебным эффектом. Исследования, проведенные американскими учеными уже в 90-х годах прошлого столетия с помощью магниторезистивной томографии, позволили убедиться в этом визуально. Для этого использовали сканирование головного мозга у людей, которые слушали различную музыку, в том числе и Моцарта. Все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически все участки коры головного мозга - в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в обработке зрительных образов и в высших процессах сознания. Как отметили сами ученые,  у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает «светиться» буквально вся кора головного мозга.

     Кроме того, вибрации, присутствующие в музыке Моцарта, способствуют укреплению мышц среднего уха, обеспечивающих подвижность слуховых косточек – молоточка, наковальни и стремечка, благодаря чему его мелодии помогают при нарушениях речи и слуха. Кстати, французский актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью простым и приятным способом - ежедневно примерно по два часа слушал музыку Моцарта. А правительство Канады использует произведения великого композитора даже для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях [206-208].

     Исследователи из университета итальянского города Кьети открыли так называемый «эффект Вивальди». Они пришли к выводу, что классическая музыка укрепляет память человека, доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей. В ходе эксперимента 24 добровольца должны были запомнить ряд чисел, расположенных в определенном порядке. Группа пациентов, которые много часов слушали музыку Антонио Вивальди, справилась с этим заданием намного лучше своих соперников. В определенной степени этот феномен можно объяснить повышенным вниманием и напряжением участников эксперимента, но классическая музыка, бесспорно, стимулирует краткосрочное расширение физиологических возможностей человеческого мозга. В частности, как отмечали многие исследователи – музыка барокко [209-211].

     Использование музыки для развития интеллекта и памяти – занятие непростое и требует соблюдения определенных условий - так же, как и в случае музыкальной терапии. Все-таки интеллект – это серьезно. Интеллект – проявление квантового сознания. Если средства музыкальной терапии воздействуют, в основном, на материальную оболочку человека - элемент,  подчиняющийся законам классической механики, то при использовании музыки для развития интеллекта и памяти воздействие – опять же в основном, оказывается на сознание – элемент, который функционирует по законам квантовой механики.

     В интернете сейчас появилось огромное количество музыки, а также всякого рода звуков природы, которые позиционируются как музыка для мозга. Правда, нередко тут же делается оговорка, что это музыка для отдыха, для релаксации. То есть, это надо слушать, когда человек устал от работы, в том числе и умственной. В нашем же случае – в данном разделе, речь пойдет о прямо противоположном. Не об отдыхе после трудной работы, когда хочется полежать и расслабиться, а о тренировках, чтобы в дальнейшем работалось продуктивнее. Музыка здесь должна использоваться совсем другая - сложная. Бессмысленно просто размахивать руками, если хочешь развить силу и приобрести рельефную мускулатуру. Для этого придется взять в руки какие-то увесистые предметы – да потяжелее.

     Можно выделить две основные формы взаимодействия человека с музыкой – активную и пассивную. Активная форма – это когда человек сам играет на каком-то музыкальном инструменте или поет. Пассивная форма предполагает слушание музыки – в концертном исполнении или в записях. Предпочтительно, конечно, активная форма – поскольку занятия музыкой куда более эффективно развивают и память, и интеллект.  А пение оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье человека, сочетаясь с музыкальной терапией в самой оптимальной форме – источник звуковых колебаний находится прямо внутри самого организма. К тому же активной форме всегда сопутствует и пассивная – невозможно представить себе музыканта, или певца, или просто любителя помузицировать, который никогда не ходит на концерты и не слушает музыкальных записей. Недаром члены дворянских семей, где игре на музыкальных инструментах, а зачастую и пению, детей обучали с раннего детства, отличались очень высоким интеллектом.

     Существует еще так называемая квазиактивная форма взаимодействия человека с музыкой – когда она слушается или исполняется в воображении. Некоторые специалисты считают ее не менее продуктивной, чем другие формы. При определенных условиях даже в этом случае можно получить полноценный аналог реального исполнения. Не будем оспаривать эту точку зрения, хотя следует заметить, что для того, чтобы было что вспоминать, надо быть очень хорошо знакомым с самыми разными произведениями самых разных жанров. А для этого надо много-много слушать, чтобы музыкальные впечатления успели накопиться.

     Итак, перейдем к условиям прослушивания. Их достаточно много. Однако удивляться этому не следует. Тренировка мозга в чем-то сродни тренировке тела. Ведь никто же не удивляется, что для развития силы, скорости, выносливости, точности - как профессиональным спортсменам, так и обычным любителям, которые стремятся приобрести и поддерживать хорошую физическую форму, требуется соблюдать целый ряд требований, подчас довольно обременительных. А мозг-то ведь даже поважнее тела будет. Поэтому, чтобы добиться какого-то ощутимого результата, тут тоже придется соблюдать некоторые условия. Мнение о том, что время и место для восприятия музыки несущественны, глубоко ошибочно и может повредить и конкретным впечатлениям от музыки, и общему отношению к ней. Это тем более существенно в условиях сугубо направленного слушания музыки, которое предполагает не только получение эстетического удовольствия, но и воздействие на определенные структуры мозга, для которых значима не только музыка сама по себе, но и полноценность ее восприятия. А оно возможно только в определенных, хотя бы минимально комфортных условиях.

     Прежде всего, для прослушивания музыки требуется помещение по возможности хорошо изолированное от посторонних звуков. Давно известно, что чужеродные шумы оказывают отрицательное воздействие на качество любой деятельности – попросту отвлекая от нее. И уж тем более, когда сама деятельность как раз и состоит в прослушивании, т.е. в воздействии на слух нужных звуков. Посторонние звуки тут совсем не к месту. Размеры помещения могут любыми – это несущественно. Конечно, полной звукоизоляции добиться трудно. Надо постараться избегать хотя бы всяких ритмизованных звуков, в том числе другой, посторонней музыки. Избегать надо также и разговоров, особенно если они относятся к слушателю.

     Слушать лучше сидя. В концертном зале место выбрать трудно – на какое удастся достать билет. А вот в домашних условиях все проще. Для прослушивания можно подобрать какое-то удобное кресло, стул с высокой спинкой или не слишком мягкий диван, где можно с комфортом расположиться. Имея под рукой пульт управления домашним звуковым комплексом с акустическими системами, который также должен быть достаточно высокого качества. Головные телефоны для этого не годятся. Сидеть надо не слишком близко к акустическим системам – на таком расстоянии, чтобы ощущать стереоэффект. Уровень воспроизведения музыкальной программы должен быть не слишком громким, но и не слишком тихим – так, чтобы хорошо прослушивались даже самые тихие звуки, но не возникало бы чрезмерного звукового давления при самых громких звуках. В случае симфонической музыки, прослушиваемой с хорошего носителя (особенно цифрового без компрессии динамического диапазона) этого добиться непросто – динамический диапазон у нее очень широк. Хотя в настоящее время существует много записей, где динамический диапазон намеренно сжимают – с разными целями (об этом здесь говорить не будем). В этом случае оптимальный уровень выставить гораздо проще.

     Время для прослушивания музыки следует выбирать такое, чтобы человек был не слишком утомлен и не слишком возбужден. Поэтому перед началом слушания всегда полезно немного расслабиться, воспользовавшись любым методом релаксации – без использования музыки. И начинать прослушивание нужно не сразу, а посидев спокойно 2-3 минуты [179].

     Так же, как и во время занятий физическими упражнениями, начинать прослушивание музыкальных программ следует не раньше, чем спустя час после еды и заканчивать за полчаса перед принятием пищи. Вот даже так!

      Во время прослушивания и за несколько минут до этого нельзя заниматься никакой работой – ни интеллектуальной, ни физической. А также думать о той работе, которая,возможно, предстоит. Не следует также задумываться о том, что в данный момент у вас в голове протекает процесс стимуляции мышления. Лучше вообще ни о чем не думать, а постараться погрузить себя в состояние, близкое к медитативному. Не рекомендуется лежать или ходить.

     Слушать музыку можно и одному, и вместе с единомышленниками – т.е. с людьми, близкими по типу личности и музыкальным вкусам. Правда, во время коллективного слушания не следует разговаривать, переглядываться и обмениваться мнениями и жестами. Это все надо оставить на потом - после того, как программа закончится.

     Оптимальная продолжительность сеанса прослушивания – примерно 20-25 минут, поскольку среднестатическая норма длительности как раз и составляет эти самые 25 минут. Большая продолжительность не может гарантировать непрерывного внимания, а, следовательно, эффективности прослушивания. Человек устает, отвлекается, прерывается, что препятствует получению реального музыкального воздействия.
Заниматься прослушиванием следует не более одного-двух раз в день. При регулярных занятиях в большем количестве необходимости нет - этого вполне достаточно для достижения устойчивых результатов. За исключением экстренных случаев, когда нужно срочно подготовиться к какой-то важной интеллектуальной деятельности. Например, перед сдачей экзаменов или зачетов.

     Если занятия проводятся раз в день, то лучше это делать в утренние часы. Если два раза в день – то утром и вечером, не позднее часа до отхода ко сну.
Регулярность проведения занятий – не реже, чем через день, т.е. 3-4 раза в неделю. Лучше, конечно, чаще. А вот реже – нежелательно, поскольку может  произойти ослабление динамики воздействия музыки, как и в любом творческом акте. Над чем бы человек ни работал – будь то освоение новой музыкальной пьесы, решение какой-то конструкторской задачи или написание диссертации. Длительный перерыв здесь приводит к потере мысли и потом приходится все вспоминать заново. Что касается всего периода такого рода занятий музыкой, то он определяется конкретной задачей и индивидуальными особенностями памяти того, кто слушает музыку с целью активизации своего мышления.

     Очевидно, что тренировка интеллекта имеет очень много общего с тренировкой тела – те же ограничения по продолжительности, по частоте повторения, оптимальное время тренировок – до и после еды, утром или вечером и т.п.
Программу для каждого отдельного сеанса следует составлять заранее, чтобы не задумываться об этом в самый последний момент и чтобы не приходилось включать какие-то первые попавшиеся композиции. Толку от такого прослушивания будет немного. Лучше это делать спустя некоторое время после того, как закончился очередной сеанс.

     Для более эффективного воздействия музыки при построении программы, желательно обеспечивать контрастность ее фрагментов: тембровый (различные инструменты и инструментальные составы), фактурный (монодия, гомофония или полифония), стилистический (фольклорные, исторические, импрессионистские, индивидуальные стили), жанровый, динамический (тихая или громкая музыка) и, прежде всего, содержательный. Хотя контрасты при всем том не должны быть уж слишком разительными, препятствующими естественному восприятию, поскольку слишком резкие переходы могут вызвать затруднения при «врабатывании» в новый стиль. Тем не менее, программа должна быть достаточно динамичной, чтобы преодолеть инерционность ее восприятия [179].

     Монодия – музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

     Гомофония - «однозвучие», «подобозвучие»в наиболее распространённом значении – склад многоголосия (упрощённо: мелодия с аккомпанементом), присущий композиторской музыке Европы вплоть до XVII—XIX вв.

     Полифония – склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических ли-ний, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.

     Также следует учитывать и конкретные задачи, решаемые с помощью данной программы: стимуляция слуховой или логической памяти, улучшение аналитического или интуитивного мышления и т.п.

    Что касается продолжительности каждого отдельного фрагмента программы, то тут следует избегать слишком уж коротких пьес – короче одной минуты. Оптимальной будет программа, в которой 8 – 10-минутные фрагменты чередуются с 2 – 3-минутными.

     При составлении программы следует стремиться совмещать два принципа - повторяемость и обновление, однако конкретных рекомендаций для того и другого не существует. Все определяется спецификой задач, решаемых с помощью той или иной программы, и индивидуальными особенностями психики слушателя.

     Во всех случаях следует руководствоваться не только общими правилами, но и реальными результатами, достигаемыми конкретным слушателем в процессе развития его интеллекта и памяти, по мере необходимости корректируя в нужных пределах содержание, построение и подачу программ.


Рецензии