Студенческие истории. Как я сдавал экзамены
Я учился в Таганрогском радиотехническом институте. Институт серьезный. Профессорско-преподавательский состав состоял в основном из молодых специалистов, окончивших наш же институт и защитившихся здесь же. Поэтому на сессии они жаждали нашей крови, студенческой, глумились над нашими ошибками и незнанием темы. И до сессии, сдать лабораторную им, все равно, что написать курсовую: заваливали расчетами, требовали точности до четвертого знака после запятой. Они были дотошны, принципиальны, строги и непререкаемы. Поэтому ребятам приходилось лабораторные сдавать по несколько раз, не всегда получалось сразу сдать и экзамен.
Я кое-как перешел на второй курс. Появились дисциплины по специальности. Дышать стало легче, тем более опыт 1 курса научил пользоваться «мишками» и получать разрешение на досрочную сдачу. В чем преимущество досрочной сдачи - это сдача до начала экзаменационной сессии, подготовка обычно в часы лабораторной работы какой-то группы и потому свобода в подготовке ответа на билет, требования к твоему ответу минимальны и в виду досрочной сдачи оценка «хорошо» и выше гарантирована. Преимущества, занятый приемом лабораторной работы у студентов, преподаватель не обращает внимание на твое посещение его лекций.
До досрочной сдачи допускались студенты, успешно сдавшие все курсовые, контрольные, активно проявившие себя на практических занятиях и не имеющие ни одного пропуска лекций. Досрочную сдачу разрешал декан своею подписью на заявлении студента. Досрочная сдача была еще гарантией того, что экзамен завален не будет – это исключения неуда.
За несколько дней до нового года, когда у преподавателей была запарка, мы с Гороховским писали заявление на досрочную сдачу, подделывали подпись декана путем копирования на стекле с кому-то уже подписанному заявлению.
Нам гарантированно бы не подписал декан, ибо посещение лекций было редким и мы не отличались особой прилежностью и дарованием. На рекорд мы не шли и досрочно сдавали не более двух предметов.
Взять конспект у прилежного, посещающего все лекции студента, было пол дела. Надо было раздобыть конспект с понятным почерком. Были и такие с почерком, которые не мог разобрать и сам хозяин конспекта.
На подкладке пиджака пришивался с левой стороны носовой платок – в него как раз и вмещалась общая тетрадь.
Шли к лектору на досрочную сдачу именно на часы проведения лабораторной работы. Переписав ответ с конспекта, радовали экзаменатора, что повторяли его слова, сказанные на лекции. У него запарка, студенты осыпают его вопросами по не получающимся экспериментам, и он, быстро забрав наши зачетки, ставит «хорошо»: как говорят и у нас гора с плеч и ему меньше работы на экзамене.
Но однажды чуть не погорели с досрочной. Однажды на досрочной сдаче, ответив на билет, экзаменатор взял зачетку открыл на странице экзаменов и хотел было поставить оценку, но почему-то залез на страницу зачетов.
- Интересно, как вам подписал декан, если у вас не сдана еще курсовая - сказал он с удивлением. На наших вытянутых лицах удивление еще больше отобразилось. «Все, прокололись» - думали мы. Но он вдруг перевернув страницу, поставил оценку и сказал, чтобы мы были повнимательнее.
Два экзамена еще до начала экзаменационной сессии были сданы, а это свободных десять дней. Остается три экзамена: лекции не прослушаны, по многим темам и понятия не имеем и тут на помощь приходят мишки – это разорванный, пронумерованный и сложенный по темам конспект и спрятанный в самодельном, сшитом из нового платка, внутреннем кармане.
Главное спокойствие: вытянув билет, садишься на место, наклонившись над столом с напряженным лицом, будто размышляешь над вопросом, отсчитываешь двумя пальцами правой руки нужный номер. Резко чуть выпрямляешься и готовый ответ на один из вопросов у тебя на столе. И так три таких же манипуляций. Потом сидишь, еще несколько часов, чтобы экзаменатор утомился как надо, просишься для ответа и просто читаешь ответ на вопрос с листа конспекта. Оценка «хорошо» гарантирована, если были дополнительные вопросы.;Но однажды произошел со мною казус. Нашел конспекты, и так как были неполные они, то мишки делал из трех конспектов. На беду, все они были написаны разными ручками. Пришлось на экзамен брать многоцветную ручку. Отсчитав номера тем, я вытащил все три ответа, написанные разными ручками. Вдруг подходит экзаменатор и спрашивает – «это вы все написали?». Я ответил утвердительно.
- Ну то же, посмотрим, как вы ответите – сказал он и пошел прохаживаться между рядами.
Экзаменатору ассистировал молодой аспирант. Только вышел экзаменатор, я сказал, что готов ответить на билет.
Прочитав все с листов ассистенту, он задал мне дополнительный вопрос, я ччем я и понятия не имел.
- Я хотел вам поставить отлично, но вы не ответили на доп вопрос – извиняюще сказал ассистент.
Радости моей конца не было. Я несколько раз повторил, что согласен с оценкой полностью.
В этот момент зашел экзаменатор и видя, что я выхожу спросил ассистента: А Алиев, что, ответил уже?
- Да, чуть-чуть не дотянул до «отлично».
От такой наглости экзаменатор потерял дар речи и не стал задерживать меня.
Юсиф Алиев. Шамкир. 23 мая 2024 года. (Время событий – 1972-1977 гг).
Свидетельство о публикации №224052201570