Побеждай зло добром

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21).
 
Мало у кого получается побеждать зло добром, и всё потому, что зло очень хорошо маскируется под добро и не каждый внимательно разглядит коварство зла. Многие думают, что делать добро легко и для этого особого труда и мудрости не нужно, а нужно простое искреннее желание. Но это глубочайшее заблуждение.

Добро это венец деятельности человека, и чтобы делать добро, нужно много чего в себе воспитать. В принципе, любой труд требует знаний, усилий и опыта, одного искреннего желания тут  мало. Как, например, мало одного желания, чтобы, исполнять красивую музыку, для этого ещё нужен опыт, определённые знания, умение, часы репетиций, терпение, силы и время. Подобно и добродетель даётся только тому, кто готов прикладывать к этому усилия,  наполняться мудростью, блюсти честь и мораль, не унывать в неудачах и терпеливо добиваться высшей цели – победы над злом.

Добро это простота и мудрость, а зло, замаскированное под добро, это жалость и наивность. Искреннее желание сделать добро не всегда бывает правильным, еще реже – справедливым, тоже касается и жалости, которая зачастую является сиюминутным эмоциональным порывом, можно сказать, страстью, а там где страсти, там нет и быть не может мудрости. А без мудрости сотворить добро трудно.

Большим помощником добродетели является простота, помогающая принимать ситуации без иллюзий и прикрас, не отчаиваться в неудачах и не превозноситься в победах.  Простота это отсутствие высокомерия. К тому же, простота полностью зависит от самого человека, готового смотреть на других так же, как и на самого себя. Если этого нет, то дальше ничего не будет, кроме иллюзий, разочарований, обид и отчаянья. И, кстати, первое чему нужно учить детей, так это не тому, что они самые лучшие (это высокомерие), а простоте, то есть тому, что они самые обыкновенные смертные.

Когда человек изначально видит себя самым важным, ему придётся всю жизнь разочаровываться в этом и падать, а когда с самого начала человек понимает, что он самый простой смертный, не лучше и не хуже других, он вольно,  невольно будет исходить из собственных возможностей и всегда стремиться достичь большего и лучшего, что всегда помогает  преодолевать не только все трудности, но и все свои недостатки.

Высокомерие (гордыня) разрушает рассудок человека, потому что создаёт лживую картину мира в сознании. Возвышая себя над другими, человек попадает в западню, из которой очень трудно выбраться, потому что самовеличие постоянно требует доказательств своей правоты, а люди это существа, которые постоянно ошибаются. Какой же ты великий, если хоть раз обложался? И приходится оправдываться раз за разом, что ты не виноват, это тебя подставили, предали, заставили и так далее. Гордыня вынуждает обвинять во всех неудачах других, выгораживая себя, а это всегда плохо заканчивается для здравомыслия. Если постоянно лгать себе и людям, то рассудок рано или поздно отупеет, начнёт искренне верить всякой лжи, и своей и чужой, а это  жалкий конец.

Гораздо надёжней позиция простоты, когда изначально принимаешь себя не больше, чем являешься (простым смертным, способным ошибаться и лгать), тогда не нужно доказывать своё величие, достаточно реальной правды. Тому, кто ищет прежде всего «каково оно на самом деле», то есть ищет реального положения дел и справедливости, не надо изображать из себя самого, самого, самого, а можно быть самим собой, замечая всех, чтобы поступать с другими так, как хотел, чтобы поступали с тобой.

Всякий, кто убеждён, что добром нельзя победить зло, очень заблуждается.  Такие люди часто говорят, что если не хочешь зла, то не делай добра. К сожалению, с ними так и происходит, потому что они не понимают главного, что добро это безвозмездно. А если безвозмездно, то и награды ждать не надо. А если за награду, то это сделка, то есть договор, соблюдать который нужно по справедливости. Но добро это не сделка, это всегда безвозмездно. Можно сказать, что добро это добровольная жертва, за которую никто не обязан благодарить, а значит, ждать благодарности не следует. Если же это вопрос договорённости, то это вопрос справедливости и закона, и тут не то чтобы ждать благодарности, тут не просить, а требовать надо по всей строгости закона. Иначе будет беззаконие, а это преступление, то есть зло.

Если человек требует, как ему кажется, должного за свои старания, но без договора, то попадает в ловушку. Ему кажется, что за свой труд он должен по совести получить столько-то, но если нет договора, то все ожидания,  мягко говоря, без основательны. Нет договора,  нет ожиданий. Большая часть обид происходят именно из-за того, что люди сами себе придумывают то, что должны получить, а потом обижаются, что другие этого не дали. Чтобы другие что-то дали, надо обговаривать всё до мелочей, и то могут обмануть, а без договорённостей, даже надееться глупо на какую-то взаимность.

Конечно, хорошо, когда ты человеку что-то сделал безвозмездно, а потом он тебя отблагодарил, без всяких договорённостей и обещаний. Это бывает редко и только с близкими по духу людьми. Причём, надо помнить, что взаимность уничтожает безвозмездность.  Если тебе вернули твоё добро, то восторжествовала справедливость, это тоже хорошо, но милость всегда безвозмездна и всегда больше, потому что милость это высшая форма любви, можно сказать, совершенство.

Чтобы научиться бескорыстию, вначале надо научиться строго блюсти закон, соблюдать договорённости и не попадаться на обман. Для этого мало просто хотеть, надо ещё и думать. Потом делать, учиться на ошибках и снова добиваться результата. Нельзя достичь совершенства любви без опыта достижения справедливости. Поэтому путь к любви всегда через закон (заповеди). Высшая точка это бескорыстие, когда ничего не ждёшь  взамен. К сожалению, без мудрости, бескорыстие и милость превращаются в беззаконие и безнаказанность, что сводит к нулю все усилия любви, давая почву для процветания порокам и преступлениям.

К тому же бесплатной помощью можно и очень сильно обидеть человека, а кого-то, напротив, соблазнить к плохому и он обратит безвозмездную помощь во зло. В любом случае, прежде чем творить милость, нужно думать. Не зря сказано, чтобы не метали бисер перед свиньями. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).

Бескорыстие и милосердие всегда должны быть полны здравомыслия, рассудительности, обличения, наставлений и морали, а не показной щедрости. Поэтому дать нищему на водку это аттракцион глупости, а глупость это зло, но не милость. Помочь опустившемуся человеку можно только в том случае, если он сам этого захочет, а тот, кто хочет исправиться, ищет для себя ограничений, а не развлечений. И это совсем другая история.

По большому счёту в бескорыстии нуждаются в основном беспомощные дети, немощные старики и все, кто не в состоянии заработать, а ещё те, кто стал на путь исправления и нуждается в моральной поддержке. Но в большинстве случаев, конечно, нужно чтить закон и соблюдать свои обязательства и договорённости не только друг перед другом, но и перед своей совестью и  Богом.

Настоящая доброта без иллюзий, без корысти, без глупости и без фанатизма это огромная сила, способная не только побеждать зло, но и умножать добро многократно. Говорят, что добро должно быть с кулаками, но этого мало, Библия предлагает намного больше: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять.  Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облёкшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир;  а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (ЕФ 6:13-17).


Рецензии
Думать необходимо всегда, и думать глубоко во всех своих начинаниях. И тогда вытворять зло вместо добра будет невозможно.

Василий Рябов Слабов   22.05.2024 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.