Иван Висковатов первый глава Посольского приказа
В течение большей части опричного периода В. оставался во главе русской внешней политики, и лишь кризис опричнины в 1569–70 гг. привел к его падению. Он был казнен летом 1570 г. вместе с казначеем Н. Фуниковым и другими приказными деятелями; заголовок «изменного дела» 1570 г., сохранившийся в Описи Посольского приказа, связывает В. с новгородским «изменным делом» и с опричниками Басмановыми. Гибель В. была связана также с интригами его соперников (сторонников сближения с католическими державами), дьяков братьев Щелкаловых.
Идеологическая и литературная деятельность В. нашла выражение в его Исповеди (или Списке), Вопросах, Покаянии и ответе, входящих в состав соборного дела 1553–1554 гг. («дела В.»). Дело это было возбуждено самим В., в течение трех лет публично выступавшим («вопиявшим» «на народе») против тех икон и росписей, которые были созданы по указаниям Сильвестра после пожара 1547 г. для кремлевского Благовещенского собора («Четырехчастная икона») и золотой палаты Кремлевского дворца. Несмотря на резкие возражения митрополита Макария, В. представил царю письменное изложение своих возражений и добился созыва в конце 1553 – начале 1554 г. специального церковного собора, разбиравшего этот вопрос. Собор окончился поражением В.: «Стал еси на еретики, а ныне говоришь и мудрствуешь не гораздо о святых иконах, не попадися и сам в еретики; знал бы ты свои дела, которые на тебе положены – не разроняй списков», – заявил В. Макарий; В. покаялся в своих «сумнениях». Однако наказание В. было формальным (трехгодичная эпитемия), и в этом деле он выступал скорее в роли нападающей, чем обороняющейся стороны. Обвинение в недостаточном благочестии было выдвинуто против В. лишь после его опалы и казни в 1570 г.: в послании в Кириллов Белозерский монастырь 1573 г. Иван Грозный писал про В., что тот вместе с И. Шереметевым «первые не почали за кресты ходити» (в церкви). Однако этот упрек, высказанный задним числом, едва ли заслуживает серьезного внимания.
Сущность выступления В. в 1553–1554 гг. заключалась в том, что он отвергал новое абстрактно-символическое направление в живописи середины XVI в. По мнению В., пророческие видения и символы неуместны в иконописании – иконы должны быть наглядны и передавать содержание Библии тем, кто «не водят книг» (т. е. неграмотным). Он возражал против изображения «невидимого божества и бесплотных», против изображения бога Отца, настаивая на том, что изображаться может только Христос «по человеческому образу». Осуждал он, в частности, одну из композиций «Четырехчастной иконы», в которой Христос изображен «в лоне Отче», а тело его «херувимскимы крылы покрыто». Отвергая утверждения «латын», что «тело господа нашего Исус Христа укрываху херувими от срамоты», В. возражал также и против того, что «греки его пишють в порътках»: «он порътков не нашивал, и аз того для о том усумневаюс, а исповедаю, яко господь наш Исус Христос нашего ради спасения принял смерть поносную и волею претерпел распятие, а от укоризны не укрывался». В. протестовал и против росписи Золотой палаты, где «написан образ Спасов, да туто ж близко него написана жонка, спустя рукава кабы пляшет, а подписано под нею: блужение...».
Спор В. с новыми явлениями в русском иконописании имел серьезный теоретический смысл. Уже еретики, с которыми в конце XV в. спорил Иосиф Волоцкий, отвергали иконное изображение Троицы на том основании, что Троица (как и божество вообще) «телесными очами не зрима». Однако из этого не следует, что В., отвергая изображения «невидимого божества и бесплотных», продолжал традиции новгородско-московских еретиков конца XV в. Основным источником, на который ссылался в своих рассуждениях В., были решения вселенских церковных соборов. В. подчеркивал, что именно его главный противник Сильвестр был связан с недавно осужденными еретиками – Матвеем Башкиным и Артемием, в связи с этим в соборное дело 1553–1554 гг. были включены «Жалобницы» Сильвестра и священника Симеона, оправдывавшихся по поводу своих сношений с еретиками (именно эти «Жалобницы» служат основным источником относительно ереси Башкина). Но, опираясь на древнюю греко-православную традицию, В. стремится к ее последовательному сохранению, отвергая последующие «мудрования» и «злокозньства». Митрополит Макарий, обличавший В. и угрожавший ему обвинением в «галатской ереси» (обвинение не вполне понятное – вероятнее всего, речь идет об иудео-христианах, с которыми спорил апостол Павел в «Послании к галатам»), в противоположность своему оппоненту, не различал древней традиции, утвержденной соборами, и иконописной практики XV–XVI вв. – греческой и русской. По наблюдениям искусствоведов некоторые изображения, против которых возражал В. (изображение Христа с херувимскими крыльями), действительно восходили к католическим композициям и отражали, возможно, те «латинские» влияния, которые появились в Новгороде конца XV в. при архиепископе Геннадии.
Кроме материалов, входящих в соборное дело 1553–1554 гг., некоторые исследователи относят к творчеству В. также известные приписки к Летописному своду Лицевому, в частности рассказ о болезни царя в 1553 г., где сам В. выступает в сугубо положительной роли, а его противник Сильвестр – в отрицательной. Решение этого вопроса зависит, однако, от датировки приписок – в роли редактора Лицевого свода В. мог выступать только до 1570 г., когда он подвергся опале и погиб.
Изд.: ААЭ. СПб., 1836, т. 1, № 238; ЧОИДР, 1847, год 3, № 3, отд. 2; Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатаго в лето 7062 // ЧОИДР, 1858, кн. 2, отд. 3.
Лит.: Андреев Н. Е. 1) О деле дьяка Висковатого // Seminarium Kondakovianum. Prague, 1932, t. 5 (переизд. в кн.: Andreyev N. Studies in Muscovy. London, 1970, № III); 2) Interpolations in the Sixteenth-Century Muscovite Chronicles // Slavonic and East European Review, 1956, vol. 35 (переизд. в кн.: Andreyev N. Studies in Muscovy, № X); 3) Об авторе приписок в лицевых сводах Грозного // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 117–148 (переизд. в кн.: Andreyev N. Studies in Muscovy, № XI); История русского искусства / Под общей ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева. М., 1955, т. 3, с. 565, 578, 580–582; Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958, с. 232–233, 257–261; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963, с. 366–367; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972, с. 40–68.
Я. С. Лурье
Видение хутынского пономаря Тарасия
Владимир Василькович, князь Волынский
Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.
Свидетельство о публикации №224052200289