Глава 38. Живописный мел

Глава 38: Живописный мел

Поужинав, Ваня прорисовал пейзаж с сороками и написал его гуашью. На отдельном листе А-4 нарисовал фломастерами сороку во весь размер. Штриховкой изобразил её чёрно-белое оперение, в белую часть туловища добавил голубых и серых штрихов, в чёрное оперение тёмно-синих и фиолетовых. Глаз птицы на повёрнутой налево голове в профиль Ваня изобразил изумрудно-чёрным с белым мизерным бликом.
Утром в понедельник Ваня проснулся в 7:00 утра. Было ясное солнечное утро. Умывшись и попив на скорую руку чая с овсяным печеньем, Ваня пошёл в карьер, чтобы сделать наброски к пейзажу на листе форматом А-3.

Идя вверх по бетонной дорожке двора, Ваня прошёл заиндевевший чернозём огорода, последний сад со старыми толстыми деревьями вишни, сливы и абрикосы, сразу за ним оказавшись в лесу. В лесу Ваня немного постоял, любуясь его прозрачностью, живой красотой ноябрьских деревьев: ясеней, дубов, лип, орехов; вдыхая терпкий, сырой аромат опавшей резной листвы. Пройдя вправо, Ваня поднялся по лесной тропинке на самый верх, и по степному хребту, утонувшему в высокой траве: ковыле, пижме, и полыни, дошёл до мелового карьера.

Ваня взял с собой планшет с прикреплённым к нему альбомом формата А-4, простые карандаши и набор фломастеров 12-ти цветов. Юный художник стоял посередине огромной трёхъярусной стадионно-образной, овальной чаши мелового андреевского карьера, на его поверхности, высота которой снизу была размером в девятиэтажный дом. На противоположной стороне, 100 метров от края, где находился Ваня, по трём ярусам сверкали белизной с вкраплениями оранжевой глины, меловые окаменевшие скалы и расщелины между их складками. На поверхностях ярусов росли абрикосы, сбросившие всю листву, скрипящие чёрно-бордовыми кронами.

Под голубым солнечным светящимся небом карьер сиял, сверкал и переливался белизной, расписанной синими тенями от абрикосовых крон и стволов.
Ваня присел на меловой камень. Приготовил чистый лист и два простых карандаша: твёрдый и мягкий. Положил на коленки планшет и принялся за дело. На горизонтальном листе формата А-3, от края до края Ваня набросал очертания всего карьера, все три его яруса. На первом плане, там, где находился, Ваня нарисовал прозрачный безлиственный пирамидальный тополь; а также крупные меловые глыбы, поросшие снизу густой травой. На открытых поверхностях Ваня попытался передать фактуру огромного ковра чабреца, цветки которого не утратили ещё своей сиренево-розовой яркости. Пейзаж карьера в простом карандаше был готов, но Ваня, немного сменив ракурс, переместившись правее, решил набросать его и разноцветными фломастерами, передав его молочную, бежево-оранжевую белизну с вкраплениями глины. Деревья абрикос, их кроны, ветви и стволы Ваня нарисовал бордово-чёрными. И второй пейзаж-эскиз был готов. К панораме карьера Ваня сделал отдельный рисунок зарослей шиповника у ближайшего к Ване склона, с огромными меловыми валунами у его подножия. Пока Ваня делал набросок, сидящий на колючей ветке куста дикой розы сизо-серебряный ястреб-тетеревятник с ярко-жёлтым изогнутым клювом так громко и воинственно кричал, что Ваня решил завершить свой «сеанс», напоследок нарисовав на шиповниковом кусте эту вольную красивую хищную птицу.

Эскизы к «Меловому карьеру» были готовы. Второй пейзаж: «Старый сад у подножия меловых гор» Ваня также планировал сделать на листе А-3. Также гуашью.
По широкой меловой дороге от карьера Ваня сразу спустился вниз к двум меловым горам. Они собственно и были когда-то содержимым карьера – просто степью, почти 100 лет назад. Ваню пока интересовала только первая гора, которая  была белее второй, серой, поросшей чабрецом и полынью, расположенной перед лугом и тянувшейся по кругу параллельно реки Торец, с поляной между рекой и горой. Первая, белая гора была ближе к Ваниному дому. У её подножия напротив карьера и меловых склонов хребта Карачун рос одичавший фруктовый сад, размером в 2 гектара. Первые два его ряда составляли яблони, а третий абрикосы. Начинались ряды от андреевской узкой асфальтовой дороги и упирались в меловую твердь гигантских глыб. Узкая тропинка, сверкая на ноябрьском солнце каррарским мрамором Италии, вела на самую верхушку горы, размером с 9-ти этажный дом. Но сейчас из-за осенней сырости и ночных заморозков подниматься на неё было опасно. И Ваня просто нарисовал фрагмент сада, один из его рядов, посаженных по очень строгой прямой линии, на фоне подножия и склона меловой горы.

Таким образом, эскизы и наброски к двум большим пейзажам были готовы, были сделаны и отдельные зарисовки. Ваня идя домой, зашёл в продуктовый андреевский магазин, который был здесь рядом, за горами, и купил пять тульских пряников. Для всех своих родных и для себя.

Придя домой, Ваня сразу, не откладывая, сделал рисунок-сюжет пейзажа «Меловой карьер осенью» и пейзажа «Старый сад у подножия меловых гор». Оба на листах формата А-3. Осталось только написать их в цвете, разноцветной гуашью. Через несколько дней он их написал.


Рецензии