Беседы с внучкой
(Не думал, что в разговоре с моей 5-летней внучкой получу трудный урок философии и домашнее задание.)
Готовлю научную статью, и вслух произношу знаменитый сократовский афоризм «ученого незнания»: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают».
– «А ты откуда это знаешь?»
Вопрос застает меня врасплох неожиданным богатством скрытых в нем тем и новых вопросов. Например:
– Если я знаю (здесь: знаю текст афоризма) со слов Сократа, т.е. не в своем духовном опыте, то на самом деле я не знаю, что я не знаю смысл «ученого незнания».
– Наоборот, если, например, я доискался до истины, что научное знание не есть знание самой по себе реальности, и, согласно одной шутке, я узнал что «все обстоит не так, как на самом деле», то как теперь быть с «ученым незнанием» Востока: знающий не говорит, говорящий не знает.
Должен ли я объяснять все это своей внучке?
––––––––––<><><>–––––––––
ЭПИЗОД ВТОРОЙ
Рассказываю моей пятилетней внучке легенду о «ящике Пандоры»: …и вот вырвались на волю все страдания людей, и нет спасения, осталась только надежда…
Спрашивает:
– Надежда на что?
Дальше говорим об Орфее, о прекрасной музыке – красоте … и все звери собрались вокруг Орфея и перестали нападать друг на друга, стали ласковыми и добрыми…
И тут внучка воскликнула:
– Я поняла! Надежда на красоту, она спасет нас!
(Во-первых, мы помним из Ф.М. Достоевского, что красота спасет мир. Надежда на красоту?.. и как она спасет? В Пандорином ящике осталась только надежда…на что? Трудный вопрос.)
Между прочим, о надежде на красоту для спасения страдающего человека говорит Ф. Ницше в соч. «Рождение трагедии из духа музыки»:
«Трагический миф может быть понят лишь как воплощение в образах дионисической мудрости аполлоническими средствами искусства.
<…>. Аполлон преодолевает страдание индивида лучезарным прославлением вечности явления, здесь красота одерживает победу над присущим жизни страданием. <…> Аполлон … возвышенным жестом … указует нам на необходимость всего этого мира мук, дабы под давлением его каждая отдельная личность стремилась к созданию спасительного видения и затем, погруженная в созерцание спокойно держалась бы средь моря на своем шатком челне… <…> ... рядом с эстетической необходимостью чистоты стоят требования «Познай самого себя» и «Сторонись чрезмерного!»»
––––––––––<><><>–––––––––
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ
Разговор с внучкой 6-ти лет. О душе и Боге.
Встречаем Новый Год, звучат пожелания, все взгляды на экран, в нем гордо шествуют герои Греции.
– Это боги? Я не знаю их, что такое боги?
– А ты знаешь, что такое душа?
– Не знаю… а ты знаешь?
– Я тоже не знаю, но только если душа есть, то и Бог есть. У тебя душа есть?
– Наверное, есть.
(Внучка задумчиво уходит, спустя час приносит письмо)
Текст письма:
«Дедушка… я хочу желание для своих лучших друзей… так что у меня точно есть ангел и бог» [орфография письма сохранена].
Что меня поразило в письме?
Малое дите без долгих поисков и исследований просто увидело то, что после немалых трудов открылось Кьеркегору: таинственные «вещи», такие, как Бог и душа, невозможно определить логически (по схеме «вид через род и специфические отличия»).
Душа это не «что существует», а «как существует». Она существует по не писанному правилу: подобное рождает подобное.
Свидетельство о публикации №224052200606