Нюансы понятия субъект
Формальный субъект следует из определения словарной пары.
Бытийствующий субъект - это наблюдатель + аналитик + разумный деятель.
Как ни странно, но формальный субъект относится к онтологии, а бытийствующий субъект - к гносеологии. По той причине, что онтология - это раздел философии, наука о бытии, о том, что такое бытие и что значить "быть", "существовать" и т.д., а гносеология (эпистемология) - это другой раздел философии, теория познания, то есть наука о том, что значит "знать", "познавать", "понимать" и т.д.
Переход от формального субъекта к бытийствующему осуществляется вводом вектора внимания. Это действие расщепляет субъекта на три составляющие - на наблюдателя, аналитика и деятеля.
Субъект отличается от объекта тем, что от субъекта исходит вектор внимания (прямая со стрелочкой на конце всегда исходит от субъекта), который упирается в объект внимания (стрелочка на конце линии упирается всегда в объект). В онтологии объект, в который упирается вектор внимания субъекта, является аристотелевской сущностью. Среда, сквозь которую проходит вектор внимания субъекта, является сущим (есть еще вариации с рассеиванием вектора внимания на среде, отражении, расщеплении вектора внимания на множество гармоник и т.д.).
Если взаимодействуют два субъекта (межсубъектное взаимодействие), то от них, по мере беседы, попеременно исходят вектора внимания (говорящий демонстрирует активную деятельность, чего не скажешь о слушающем).
В варианте с одним познающим (вариация солипсизма) также есть вектор внимания, который исходит от "я" познающего (точка сборки аналитика) и упирается в объект внимания. При этом объектом внимания может быть какая-то собственная мысль или ощущение. Разница между субъектом субъект-объектного мира и субъектом солипсизма заключается только в том, что в субъект-объектном мире окружение субъекта не принадлежит субъекту (четко разграничены физическое тело субъекта с остальным миром), а в солипсизме все окружение является собственностью (продолжением) тела субъекта, что на первый план выносит ментальное тело субъекта.
Свидетельство о публикации №224052200638