Вред окружающим - черновик - Самоутверждение

Первым пунктом в рассмотрении вопроса о причинении вреда окружающим я хочу рассмотреть и продемонстрировать именно самоутверждение за счёт окружающих. А также сравнить его с самореализацией.

Начать с этой темы я решил по той причине, что самоутверждение, в отличие от остальных способов навредить, чаще является неумышленным и неявным способом. Как мне кажется, в большинстве случаев самоутверждающийся человек даже не осознаёт, что причиняет кому-то вред.

Итак, что же такое самоутверждение? Это такое поведение человека, которое помогает ему ощутить собственную значимость и повысить значимость в глазах окружающих. Этот вопрос напрямую связан с нашей самооценкой.

Самооценка — это наше представление о своей значимости в обществе, а также оценивание себя и своих качеств, достоинств и недостатков. Проще говоря, субъективная оценка человеком самого себя.

Адекватную самооценку и её критерии в контексте данной темы мы рассматривать не будем. Скажу лишь, что адекватная самооценка — это соответствие самовосприятия объективной действительности и отсутствие необходимости что-либо компенсировать.

Человеку, имеющему адекватную самооценку, попросту не нужно самоутверждаться за чужой счёт (деструктивно). В этом случае имеет место скорее конструктивное самоутверждение. Оно проявляется в удовлетворённости собой и результатами своих усилий, а также в желании найти способы для саморазвития и самореализации.

Нас же скорее интересует именно деструктивное самоутверждение, присущее людям с проблемной самооценкой. То есть желание самоутвердиться за счёт других людей. В этом случае человек пытается возвыситься над окружающими путём унижения, обесценивания, обсуждения (осуждения) и преувеличения чужих недостатков.

Многие ошибочно могут предположить, что речь идёт только о людях с заниженной самооценкой, однако это не совсем верно. Ведь такое поведение часто свойственно и людям, самооценка которых завышена (например, нарциссизм или снобизм).

Примерами деструктивного самоутверждения могут быть:

— постоянная критика и поиск недостатков;
— усиленное привлечение внимания к себе;
— завышение значимости своей персоны;
— попытки подорвать чужую репутацию;
— попытки обесценить чужие достижения;
— стремление помешать окружающим развиваться.

Давайте попробуем рассмотреть несколько бытовых примеров и разобраться, к чему именно они относятся.

Хорошим примером «завышения своей значимости», на мой взгляд, могут служить истории, которые я описывал под заголовками «Необязательность» и «Двойные стандарты».

В случае «необязательности» это барышня, которая считает возможным не являться на встречи и не считает нужным предупреждать об этом. Вероятнее всего, она делает это неосознанно, однако результат и его негативное влияние мы видим.

В случае же «двойных стандартов» есть сразу два примера с различным уровнем «чувства собственной важности». Истории двух барышень, которые осознано демонстрируют определённую модель поведения, которую не приемлют (с чего бы?) в отношении себя.

Все эти девушки, осознано или нет, поднимают свою значимость выше окружающих. Стоит уточнить, что если в случае «необязательности» у девушки заведомо заниженная самооценка, то в случае девушек из примеров «двойных стандартов» самооценка, наоборот, завышена.

Желание помешать окружающим развиваться и попытки обесценить чужие достижения я могу описать на своих примерах.

Вернёмся немного назад, к моменту выпуска моей первой книги. Книга — это, конечно, громко сказано, всего 150 страниц. Однако для меня это было очень важным событием, к которому я очень долго шёл.

Так вот, в течение примерно месяца подготовки к печати я выслушивал различные «смешинки» из разряда:

— зачем бесполезно тратить время;
— ты на этом не заработаешь;
— у тебя же всё равно не выйдет и т. д.

Вот так, сухо и не аргументированно, комментировали моё желание попробовать себя в литературном направлении. Нет, писать я и раньше писал, но это были просто публикации в интернете. А когда речь зашла о бумажной книге, это вызвало небывалый ажиотаж негатива.

Иначе, как попыткой «необоснованно обесценить чужой труд», я эти выпады назвать не могу. Потому просто отвечаю:

— это моё время, и я сам им распоряжаюсь. Я счёл такую трату времени куда более полезной, чем, к примеру, распивание пива по выходным;
— я и не собирался заработать. Я поставлю эту книгу на «полочку трофеев» и буду наслаждаться фактом того, что я это сделал;
— вышло. И есть как минимум десяток человек, способных это подтвердить.

Я никого ни к чему не призываю, каждый волен делать то, что считает нужным. Но и подобные необоснованные выпады я считаю неприемлемыми.

А теперь давайте отступим ещё немного назад. Помимо прочего, я интересуюсь музыкой и её сочинением. Музыкальную школу я не оканчивал, скорее, на уровне любителя-самоучки.

По этому поводу я также наслушался очень много интересного, в особенности от тех, кто сам в этом ничего не понимает. Нелестные высказывания людей в отношении моих музыкальных способностей разделились на три группы:

— те, кто ничего не понимает в музыке, заявили, что всё плохо (необоснованно — не принимается);
— те, кто понимает, но заявил, что всё плохо, без аргументов (необоснованно — не принимается);
— те, кто понимает и заявил, что именно плохо и как это исправить (обоснованно — принимается).

Что мы с вами видим? По моему мнению:

— первая группа людей (самая обширная) пыталась таким образом обесценить мой труд (с учётом того, что их мнения не спрашивали);
— вторая группа — те, кто, напротив, хотел возвысить себя (их мнением я интересовался, но вместо аргументированной критики получил только необоснованный негатив);
— третья группа (самая немногочисленная) — те, кто указал на конкретные ошибки и предложил способы их устранения.

Казалось бы, в каждом из случаев я получил негативную оценку. Но в одном случае — это конструктивная критика, которую можно и нужно воспринимать, а в других — попытки унизить и обесценить чужой труд.

Я думаю, каждый сможет привести примеры, когда кто-либо обесценивал навыки и таланты окружающих, чтобы самому казаться лучше. Может быть, это руководитель, который ведет себя надменно, чтобы продемонстрировать свою статусность, или подруга, которая оговаривает свою соседку и пытается выставить себя в более выгодном свете.

Важно помнить, что единственно верный путь — самоутверждаться конструктивно, то есть путём работы над собой, не затрагивая при этом посторонних.


Рецензии