Игра в бисер. Первая глава. Части первая и вторая

22  .  05  .  2024  .

Медитативное  чтение  книги  Германа  Гессе 
«  Игра  в  бисер  «  . 
Первая  глава  .  Части  первая  и вторая .

Герман  Гессе  представляет  свою  книгу  « Игра  в  бисер  «  как  опыт    жизнеописания    магистра  Игры  .
И  он  адресует  эту  книгу  Паломникам  в  Страну  Востока  . Объясняя  принципы  именно  этого  общества  , названного  Братством  ( используя  христианские  символы  при  отвержении самого  христианства  )  :
« …  один  из высших принципов  нашей  духовной  жизни  -
…  стирание  индивидуальности  , как  можно  более  полное  подчинение  отдельного  лица  иерархии 
 «  Педагогического  ведомства  и наук  «  , то есть  педагогического  ведомства  и  ведомства  наук  ,
которое  он также называет  « нашей  Провинцией  « .
Принципы  любого  католического  ордена  .
Но    это  не  орден  ,  а  Братство паломников  в Страну  Востока  .  Имеющего  своей  задачей  объединить  педагогику  с  науками  . То  есть  руководство  университетами  -  это  как  раз  задача  Братства  в  Страну  Востока  .
Восток  -  это  заданное  направление  .
А  Братство  образует  некую  духовную провинцию  .
Провинция  управляется  империей  ,  центр  - некий  Рим  .
Который  обращён  своим  ликом  - на  Восток  .
Для  завоевания  его может  быть  , или  , по крайней  мере  - для  духовной  колонизации  .  Беря  от   Востока  смыслы   и  одевая  этот  поток  , напоминающий  воды  , камнем  берегов  дисциплинарного  общества  Запада  .
И  свойство  духовной  жизни  Провинции – анонимность  .
То есть  это  некое  тайное  общество   .
А  анонимность  - это идеал  иерархической  организации  , осуществляющей  , то  есть актуализирующей  идеал  -  анонимность  .  Но  вынужденная  не  приблизиться  к  этому  идеалу  , а  поведать всему  миру  о  том  ,  что  существует  некая  анонимная  организация  , и  даже  рассказать  о  ней  путём  описания  жизни  магистра  игры в  бисер  -  инструмента  этой  организации  ,  а  магистр  -  актор  этой  игры  . Но  организация   анонимная  - на  ликах  её  участников  -   маски  .
То  есть  показывается  некий  карнавал  . И  читателю предлагается  угадать  -  кто  скрывается  за  масками  .  Это  -  часть игры  в бисер  .  Сорвать маску  .
Гессе  продолжает  от  лица  Братства  - некоего  пытающегося  выглядеть  Орденом  :
«  Мы  одобряем  и  чтим  идею  , лежащую в  основе  анонимности  наших властей  и  нашей  духовной  жизни  . «
Некая  идея  лежит в  основе  анонимности  властей  Братства  и  духовной  жизни  этого  Братства  .
Да  ,   в организации  есть некая  властная  структура  ,                и  по мере  чтения  можно  убедиться  в  этом  .
Судя  по  эпиграфу  Гессе  взял  на  себя  самую  трудную  часть  для  описания  - описания  так  называемого 
« несуществующего  «  ,  то   есть  того  , что  хотя  и  имеет  какое -  то   основание  , но  всё  же  то основание  не  совсем  основательное  -  оно  не  онтологично  , то есть не  имеет  основания  в  сущем (  образно  говоря  , построенное  на  песке  , если  использовать  христианские  символы  по  их прямому  назначению  ) , но  временно всё  таки  действует  ,  хотя  и анонимно  , то есть на  то  есть  причины  скрывать   действующие  лица  этой  организации  ,  поставившей  своей  целью  осуществлять  контроль  над  университетами  , но  всё  же  незаконно  .  Своего  рода  мировое  правительство  , ибо  её  адрес  указан  как  находящийся в  духовной  сфере  .
Осуществляющий  контроль  силами  «  педагогического ведомства  «  и  «  ведомства  наук  « .
А  Герман  Гессе  осуществляет  роль   летописца  Братства  паломников       в  Страну  Востока  ,    через  опыт  , как  он  говорит  , жизнеописания  магистра   этой  таинственной  игры  , осуществляемой  таинственными  силами  .   Летописец  , то  есть писатель  .
По  Витгенштейну  -  с  помощью  языка  делает  реальность  видимой  . Проговаривая  её  . Строя  нарратив  , если  пользоваться  аналогиями  из  христианского  символизма  ,  из  соломы  ,   и  потому  подлежащему  уничтожению огню  . 
Что касается  реальности  , то  Гессе  описывает  игру                в бисер  - или  , иначе  говоря  ,  в   фальшивый  жемчуг  , описывает  игру  со смыслами  , не  имеющими подлинной   ценности  . Используя  их неправильно  .
Хотя  Гессе  называет  игру в  бисер    как   игру  со всеми  смыслами  .  Можно сказать  , что  и  с несуществующими  ,   не  имеющими   опоры  в  Боге  .
  И   у  Братства  нет правоустанавливающих  документов  .
Потому  что  они  ими  не  обладают  .
А  действуют  только  в рамках  допущения  .
То есть в  какой  мере  они  будут  допущены 
в  университетские  аудитории  , теми  , кто  имеет  реальный  допуск  в  эти  университеты   ,  по праву  человека . Повторяется  история  Эдема  ,  змей  был  допущен  человеком  , тем  ,  кому  доверен  был Эдем  как  человеку  .
Но не  змею  .  Его территория  была  также  допустимой  , территория  вокруг  древа  добра  и зла  , и  к  этому  древу  было  запрещено  Богом  человеку  входить  .
Человек  должен  был  охранять Эдем  .
Эдем  -  территория  допуска  человека  в  реальность  бытия  .  Но  не  вся  Вселенная  .  Змей  был  допущен  человеком  ,               и  человек  должен  изгнать  змея  . А  не  Бог  .
В  Библии  есть эти  правоустанавливающие  документы  .
Не  в  эпосе  о  Гильгамеше  , не  в эпосе  о  Троянской  войне  .
В  которых  повествователи    лишь   срывают маски  ,                но  не  только  ,     но  и  вступают в договор  с  силами  , которые  не имеют лица , а  только  маски  ,  в  том  числе  ,  и  змея  .  Они  не  имеют образа  , то есть  безобразны  .
Созданием  образа  этих  безобразных  сил и  занимается  искусство  . Наиболее  искусные  поощряются  .
Как  создатели  привлекательных  для  падшего  человека  образов  .  Аполлона  Бельведерского  , например  .
Образ слеплен  с  человека  и  отдан невидимой  силе  .
Силы  эти  присутствуют  на  земле  беззаконно  .
Потому  их называют  силами  беззакония  .
И  грядёт  человек  беззакония  - антихрист  ,  который  будет иметь  привлекательный  образ  .
Слепленный  мастерами  кино  ,  художественного слова                и  так  далее  .  Но  он  не  может править на  земле  легитимно  .  И  потому  правление  его  в  большой  степени  тайное  . В  Библии  это так  и называется 
« тайна  беззакония  «  . Не таинство  , присущее   христианству  , а  тайна  .
Существование  же  человека  на  земле  легитимно  .
Гессе  пользуется  философскими  формулировками  ,  чтобы  показать  ,  каким  образом  возникает  образ  - некая  игра  света  и  тени  :  «  давно  известно  :  чем  острее  и  неумолимее   сформулирован  тезис  , тем  настойчивее  ТРЕБУЕТ  (  !  )  он антитезиса  …» ,  чтобы  соединиться                в  синтезе  как  синтетический  :  «  …  глядя  на  предысторию  духовной  жизни  ,  то есть  на  развитие  игры  в  бисер  …  « 
 Таким  образом  игра в бисер  и  составляет  духовную  жизнь  Братства  Паломников  в  Страну  Востока  .
И  глядя  на  предысторию  духовной  жизни  , равной  игре                в  бисер  ,  « …  мы  не  можем  не  видеть  , что каждая  её  фаза  ,  каждая  разработка  ,  каждое  вещество  , каждый  существенный  сдвиг  ,  считать  ли  его  прогрессивным  или  консервативным  , неукоснительно  являют  нам  хоть                и  не  своего  единственного  и настоящего автора  , но  зато  самый  чёткий  свой  облик  (  нет  явления  автора  ,  и  это  существенно  , но  облик   его  -  или  -  образ  )                как  раз в лице  того  , кто ввёл  это новшество  , став  ОРУДИЕМ  (  вполне  военный  термин  )  усовершенствования  и  трансформации  …
Каким  же  образом  формировался  облик  этого орудия  ?
Брался  «  образ  «  мудреца  «  или « совершенного человека  «  у  древних китайцев  , или  идеал  сократовского  учения 
о  добродетели  почти  неотличимы  от  НАШЕГО  ИДЕАЛА
ИХ  ИДЕАЛ  -  не  Иисус  Христос  , а  Антихрист  ,  кто  вместо  Христа  выступит  . 
И  Гессе  описывает  лепку  образа  .
Опираясь  на  прецеденты  .
«  … да  и некоторым  крупным  духовным  корпорациям 
(  есть  ещё  другие  духовные  корпорации  , не  менее     крупные ,  чем  Братство   Паломников  в  Страну  Востока  )
были  знакомы  сходные  принципы  , например  ,  римской  церкви  в  эпохи  её  подъёма  …  «
То  есть  по мнению  Гессе  римская  церковь  есть  духовная  корпорация  , подобная  Братству  паломников  в  Страну  Востока  , и   создавала  образы  , беря  за  пример  раннегреческие  скульптуры  :  « …иные  величайшие  её  фигуры  , скажем  ,  святой  Фома  Аквинский  , кажутся  нам  наподобие  раннегреческих  скульптур  , скорее классическими  представителями  каких  -  то  типов  , чем  конкретными  лицами  …  «  Вот так  Гессе  раскрывает  «  кухню  «  крупных  духовных  корпораций  .
 «   …  Однако  во времена  , предшествовавшие  той  реформации  духовной  жизни  ,  которая  началась  в  двадцатом  веке  и  наследниками  которой  мы  являемся  ,  этот  неподдельный  древний  идеал  был  , видимо  , почти  целиком   утрачен  …  « 
Об  этом  тоскует  Гессе  и  само  Братство  Паломников                в  Страну  Востока  , шедшее  по видимому  за  утраченными  идеалами  ,  как  это произошло во время  Возрождения  .
Как  раз после  1492  года  ,  который  отметился  беспрецедентным  гонением  на  евреев  .
Может  быть  фашистская   Германия    убийством  евреев  хотело  запустить  этот процесс  - процесс  Возрождения  ?
Собственно  Мартин  Лютер  в  начале  пятнадцатого века  начал  этот  процесс  антисемитизма  .
Без  антисемитизма  похоже  что  процесс возвращения                к  правлению  языческих  богов  не  запускается  .
И  , конечно  , без  власти   языческих  богов  в  сознании людей  не  запускается  процесс  героизации  эпохи  :
«  Когда  дело  идёт  о  героях  , об  этих  действительно  образцовых  людях  (  людях  , служащих образцом  , для  запуска  героической  эпохи  с  её  многочисленными  человеческими  жертвами  )  … (  для  Гессе  как   мастера  слова  )  интерес  к  индивидууму  , к  имени  , к  внешнему  облику  и  жесту  кажется  нам  дозволенным  и  естественным  …  «  Гессе  объясняет причины  :
«  …  ибо и  в  самой  совершенной  иерархии  (  как  иерархия  Братства  , ради  которого  , напомню  , Гессе  объявил  , что пожертвует  и  жизнь   свою  ,  настолько  высок  накал  его отношения  к  Братству  !  )  , в  самой  безупречной  организации  мы  видим  вовсе  не  механизм  , составленный  из  мёртвых  и  в  отдельности  безразличных  частей  ,  а  живое  тело  , образуемое  частями  и  живущее  органами 
(  как  и  Тело  Христово  , то есть  Братство  -  это 
«  церковь  «  Антихриста  «  , через  которую  он проводит  свои  идеи  )  , каждый  из которых  , обладая  своей  самобытностью  и  своей  свободой  , участвует  ( не  много  и  не  мало  )  в  чуде  жизни  (  кто  же  есть   даятель  жизни  ,  как  не  каждый  человек  , обладающий  жизнью  )  .
Поэтому  ,  говорит Гессе  , не  ждите  от меня  истории  и  теории  игры  в бисер  .  А  включайтесь в неё  , привнося  свою жизнь на  алтарь  невидимых  членов  Братства  , добавлю  я .
Тем  не  менее в  игре  существуют   свои  правила  и  свой  язык  :  «  Эти   правила  , язык  знаков  и  грамматика  Игры  ,  представляют   собой  некую  разновидность  высокоразвитого  тайного  языка  ,  в  котором  участвуют  самые  разные  науки  и  искусства  , но  прежде  всего  математика  и  музыка  (  или  музыковедение  )  ,  и  который  способен  выразить  и  соотнести  содержание  и  выводы  чуть  ли  не  всех  наук  …   «
Игра  в  бисер  -  игра  с чем  -то  , а  не  во что  :
« Игра  в бисер  - …  игра  со  всем  содержанием  и  всеми  ценностями  нашей  культуры  … « 
Не  выработка  ценностей  , а  игра с ними  -  ключевой  принцип  игры в бисер  .  Краски  для нанесения  на  полотно мировой  истории  .    « Всем  опытом  , всеми   высокими  мыслями  и  произведениями  искусства  , рождёнными  человечеством   в  его  творческие  эпохи  …  «
Творческие  эпохи  ушли  , провозглашает  Гессе  .
«  Всем  ,  что  последующие  периоды  учёного  созерцания  свели  к  понятиям  и  сделали  интеллектуальным  достоянием     …  «  Периоды  учёного  созерцания  ушли  …
 И  вот  «  всей  этой  огромной  массой  духовных  ценностей  умелец  Игры  играет  как  органист  на  органе  ,  и  совершенство  этого  органа  трудно себе  представить  -   его  клавиши  и  педали  охватывают  весь  духовный  космос  , его   регистры  почти  бесчисленны  , теоретически  игрой  на  этом   инструменте  можно  воспроизвести  всё  духовное  содержание  мира  … «  -  вот  чем  занимается  магистр  Игры в Бисер  .  Бисер  -  это  фальшивый  жемчуг  .
То   есть  игра  с  манной  небесной  через   время  становится  игрой  с омертвевшим  и негодным  для  пищи  .
И  в  этой  игре  нетворческих личностей  и  не  могших  созерцать  творение  Божие  самим  - ведёт  к  созданию мифов  . И  потому  есть правила  создания  мифов  :
«  А  клавиши  эти  , педали  и регистры  установлены    твёрдо  ,  менять их  число и  порядок  в  попытках  усовершенствования  можно  , собственно  , только в теории  :  обогащение  языка  Игры  вводом  новых  значений  строжайше  контролируется  её  высшим  руководством  …»
- есть  строжайшая  цензура  , и есть высшее  руководство .
Руководство  чем  ?  Строгое  руководство  при  том  .
Строгий  контроль  за  использованием  ценностей   культуры  ?    Но  зато  «  в  пределах  этой  твёрдо установленной  системы  … «  Есть   системный  подход  .
Система  уже  установлена  , твёрдо   установлена  .
Твёрдая    установка  дана  игрокам  в  бисер  .
Бисер  -  фальшивый  жемчуг  . Но  тем  не менее  играть                с  бисером  следует  так  , как  будто  бы  игрок играет                с  настоящим  жемчугом   .  Для  чего  ?  какая  цель  создания  твёрдой  установки  системы  ?

Эрнст  Кассир  в  своей  работе  « Техника  современных  политических мифов  «  пишет  о  том  ,  что    
«  понять миф  -  означает  не  только понять  его слабости  и  уязвимые  места  ,  но  и  осознать его силу  …  теперь  …  стало   ясно  ,  что   политические  мифы  создаются  умелыми  мастерами  …  «  В  чём  сила  ?  в  том  , что  миф    создаёт   определённое  человеческое  поведение  .
Вот  , мы  зашли  в  какой  -  то  заколдованный  лес  …
Языковых   игр    :  по  Витгенштайну  : 
«  погружение  слов      в   разные  контексты  . « 
Нет  диалога  .  А  вкладывание  строго   дозированных слов 
в  умы  так  называемых  обывателей  .
Прежде  создав  этого   обывателя  .
Потребителя  в  смысле  некритического  безрассудного потребления  возможно  только в мире  , в  котором 
«  Бог  умер   «   -   по  их  внутреннему  желанию  .
Информационный  субъект  , или  мировое  правительство  , не  названное  Гессе  . Он  только  описывает  то  ,  что  ему  позволено  . Поскольку  существует  строгий  контроль 
именно  что  за  игрой  со  словами  .
В  Братстве  Паломников  в  Страну  Востока  .

Даррида  ввёл  термин  «  деконструкция  «  .
Существование  логоцентризма  - техники  заколдовывания  .
Структурирование  части  жизни  вокруг  массового понимания  слов  .  Структурирование понимания  .                Магия  слова  , которую  отмечал  Гессе  .
Пул  терминов  .
Логоцентризм  предполагает  самодостаточность  любых   смысловых  единиц  , организованных  в бинарные  сопозиции  , в  том  числе  мифологические  . Язык  помогает  сделать              это . Деконструкция  мифа  - это разбор  мифологемы  на  составные  части  и       анализ происхождения  её   частей                с  целью   понять  .   
 То  , что я  , собственно  , делаю  .
Своеобразное  расколдовывание  и  выявление  истинного  смысла  написанного   . В  понимании   того  ,  что  и  симулякр   может  быть   сильным  ,  потому  что  он  участвует  в  языковой  игре  .
Но  кто   стоит  за  симулякром  - своего  рода  фальшивым  жемчугом  ?   По   словам  Гессе  , руководство  , контролирующее  игру  , строгое  руководство  .
Что  называется  ,  у него  не  забалуешь  .
  И  что стоит  за  этим  желанием  строгого                руководства  ,  когда  убежал    от   нестрогого  ?
Что   стоит   за предпочтением  диктаторов                по  большому  счёту  ?  Уставшим  от собственной  свободы  , которая  неизменно  выбирает   зло  .
И  желающим  именно  под строгим  руководством  вынужденно  делать  добро  .    Гессе  жалел  о  том  ,                что  Слово  Божие  ,  Премудрость  Божья  не  говорит всё  в  тайне  ,  и  не  нужно   усилие  , чтобы  в  иерархии  тайного  общества  получить доступ  к  самой  главной  премудрости .
Хотя  Гёте  , достигнув  высот  в  иерархии  тайного  общества  ,  был разочарован  в  том  , что он услышал  .
Но  не  Гессе   .  Он  желает  трудного  подъёма  в иерархии  .
Не  по  милости  .  А  по  его собственным  усилиям  .
Корме  того  ,  он  имеет    желание  , чтобы  кто  - то избил за  то  , что  ты  делаешь  грех  , а  отец  не  бил  , и  Гессе  жалел  о том  ,  что  его  отец  - не  горький  пьяница  .
Это  факт  его  жизни  .
И  это  загадка  человеческой  психологии  .
И  есть   сила    в  том  , чтобы  манипулировать  массами  , зная  об  этом  свойстве  .
Ведь  в  чём  психоанализ  ? 
Чтобы  заменить  неидеального   отца  или руководителя  религиозной  общины  фигурой  психоаналитика  .
Но  психоаналитику  это  по  большому  счёту  это не  нужно 
Только если  он не  получает  преференции  от  этого  .
Я  была  закреплена  как  страховой  агент  в  советской  системе  страхования  к  15  -  той  психиатрической  больнице  города  Москвы  , и знала  скрытые  смыслы  занятия  психиатрией  , не  только  власть  и  финансы  ,                но  и откровенно  секс    … 
Закончив  краткую  учёбу  по детской  психологии  ,  я  из  субботы  в субботу  ходила  в  подростковое  отделение  психиатрической  больницы  , где  в основном  были  социально  больные  дети  . Они  были  ровесниками  моему  сыну  .
И  это  побудило  меня  принять решение  помогать подросткам  .  В  Чкаловской  был  для  них санаторий  .
Я  бегала  за  главврачом  санатория  в  Чкаловской                с  огромными  елями  по  дороге         к  нему      , собственно  говоря  ,  санаторий  как  будто  бы  располагался   как  в  заколдованном  лесу  ,   о  главвраче  которого   подростки  рассказывали  мне  , и  я  была  потрясена    . 
Этот  главврач  как  бы  провёл интеграцию  тени  в  свою  жизнь  , как  то  советовал  Юнг  .
У  Юнга  , как  и  у  Фрейда  , пациентки  были  доступными  для  них сексуальными  объектами  .
Они  не  стали  бороться  с тенью  , как  и  главврач  подмосковного  санатория  .  Они стали  торговать  тенями  .     В  том  числе  и  с  Гессе  .
Потому  что  они  жили  в  фаустианской  культуре  .
А  Фауст  ушёл в рай  после  всего  того  ,  что сделал  .
Воспользовались    мифологемой  о  Фаусте  .
Вступить  в  договор  с  преисподней  , делать  то  , что  хочешь  , и  думать  ,  что  Мефистофель  станет  козлом  отпущения  .  И  получит  всё  наказание  .
Делать  больше  зла  , чтобы  получить  больше  благодати  -   вот   фаустианская  математика  . 
Передёргивание  смыслов  , как  карт   .
    


Медитативное  чтение  «  Игры  в  бисер  «  Германа  Гессе  .
Глава  1  . Часть  2  .

Система  твёрдо    установлена  , это  факт  , который  установлен  Гессе  ,   и с  которым  он  согласен  .
Какая  система  ?

Я  прочла  немногое  из  двоих  , живших  во времена войны  :
Дитриха   Бонхёффера  и  Альбера  Камю   .
  Дитрих  Бонхёффер   ,  как  лютеранский  теолог   на  пике  развития  лютеранства  сделавший  вывод  о  том  , что современный   мир   стал  «  совершеннолетним  «  и  потому  более  не  имеющим  нужды  в Боге  ,   бывший  к тому  же  сыном  психиатра  , то есть   бывшим  в  курсе  того  ,  что  предпринимали  и  Фрейд  ,  и  Юнг  , как  бы  находясь  с ними  на  одной  волне  ,  написал   много писем  из  тюрьмы  .
В  одном  из  них  , написанному  к Рождеству  1943  года 
в  тюрьме  Тегель  , он  подводит  итог  десятилетнему  опыту  жизни  при  нацистах  .
Буквально  он    описывает систему  немецкого  общества  :

«  Что  , собственно  , прячется за жалобами на отсутствие гражданского мужества  ? За эти годы мы стали свидетелями храбрости и самопожертвования  , но нигде не встречали гражданского мужества  , даже в нас самих  . Слишком наивно было бы психологическое объяснение  , сводящее этот недостаток просто к личной трусости  . Корни здесь совсем иные  . За долгую историю нам  , немцам  , ПРИШЛОСЬ  ПОЗНАТЬ  НЕОБХОДИМОСТЬ  И  СИЛУ  ПОСЛУШАНИЯ   . Смысл и величие нашей жизни мы видели в подчинении всех личных желаний и мыслей данному нам заданию  . Глаза наши были уставлены вверх  , не в рабском страхе   , но в свободном доверии  , видевшем в выполнении задачи свое     ремесло  , а в ремесле — свое призвание  . Готовность следовать приказанию      «  свыше  » скорее  , чем собственному разумению  , проистекает из частично оправданного недоверия к своему собственному сердцу  . Кто отнимет у немца  , что в послушании  ,              при исполнении приказа  , в своем ремесле он всегда показывал чудеса храбрости и самоотвержения  . Но за свою свободу немец (где еще на свете говорено о свободе с такой страстью  , как в Германии  , со времен Лютера и до эпохи идеалистической   философии  ?   ) держался для того  , чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ   ОТ  СОБСТВЕННОЙ  ВОЛИ  В  СЛУЖЕНИИ  ЦЕЛОМУ  .
Работу и свободу он воспринимал как две стороны одного дела  . Но благодаря этому он и просчитался  ; он не мог представить  , что его готовность к подчинению   , к самоотвержению при выполнении приказа смогут использовать во имя зла   …  « 
  Эта  система  складывалась  веками  , осмысливая  такой  феномен  как  протестантство  .
Вкупе  с  чтением  стоиков  возникает так  называемый  христианский  стоицизм  , который  провозглашал необходимость  разума  и  дисциплины  перед лицом  испугавших  всех  многочисленных   войн  того времени  .
И  просто  бунтов  .  Идеал  христианского  стоицизма  -  бесстрастность  .  И  вот  :  главная  добродетель  ,  которую  я не  могла  понять у  Гессе  , возникшая  в  этом  движении  -  постоянство  . Именно в  постоянстве  человек  становится  как  бы  истинным  солдатом  света  . И  в  связи  с этим  утверждаются  военная  дисциплина  и  гражданская  активность  .  Притом  отдисциплинированное  общество  становится  залогом  военных побед  .  То  есть  воспитывается  новое  качество  населения  .
Растёт  желание  насаждать порядок  сверху  в  виде  полицайштадт  - полицейского  государства  .
Это  конец  16  - го  века  - века  колоссальных перемен  .
А  в  конце  17  - го  века  возникает  фундаментальный  труд  Томаса  Гоббса  «  Левиафан  « с  его  «  человек  человеку  -  волк  «  и  «  война  всех против  всех  «  .
По  Гоббсу  абсолютизация  страха  возрождает  как  раз  человека  гностического  :  страх  смерти  побеждается  страхом  перед  государством  и  отсюда  возникает  желание  подчинять  (  подчиняться  ) .  Более того  .
Томас  Гоббс  видит человека  как одинокого  духа  , запертого  в  своём  теле  и всего  боящегося  .  И  единственно  , как он может контактировать  , по мнению  Гоббса  ,  -  с помощью масок  , скрывая  своё  естественное  состояние  одинокого  волка  .  Эту  идею  Гессе  отрефлексирует  в  «  Степном  волке  «  .  Притом  каждая  маска  должна  трансформироваться  в  отдельную шестерёнку  монструозного  образования  под названием  « государство « . Общества    из масок  только  .  Именно  государство  должно  стать  источником  страха  ,  большего  , чем  страх смерти . И  задача  государства  -  поддерживать страх таким  образом  , что  до момента  конца  света  шестерёнки  не  должны  задумываться  о природе  государства  .
Встаёт вопрос  перед  элитой  : 
«  Как  привести  социум  к  порядку  ?  «   . Все  эти  маски .
Государство  становится  на  место  Бога  , на место  Иисуса  Христа  ,  становится  носителем  сакральных  смыслов  , осуществляет  контроль над  этикой  .
Каким  образом  ?  С  помощью пропаганды  как  механизма  сокрытия  пустого   трона  . На  месте  трона  - Ничто .
Вырабатывание  мифов  ,  в  том  числе  политических  отдано  Гоббсом  политическим  комиссарам  .
Эмиссарам  государства  с  имитацией  его  сакральности .
Идеальный  гражданин  таким  образом  -  прагматик  .
Он  несомненно  труслив  .  Это  Бонхёффер  отрицает  .
Но  Гоббс  это провозглашает  - трусость надевших  социальные  маски  , тех  ,  кто предпочитают существовать без  этической  системы  , передавая  свою совесть  государству  , переставая  быть отдельным  этическим  агентом  .
Возникает  гностическое  мышление  ,  в  том  числе  у  Гессе  :  осуществление  управления  через контроль   над  языком  .
А  Альбер  Камю  , писавший  свою пьесу  « Калигула  « 
в  1938  -  1944  годах  , в одно  время  с  Германом  Гессе  ,
говорит  ключевые  слова  для   его времени  :
« Императоров  у  нас  много  ,  людей  мало  . «
Масочный  режим  предполагает выбор масок  .
И  большинство  выбирает  маску  императора  именно                в подобные  времена  :  «  мы  все  глядим  в  Наполеоны  , двуногих тварей  миллионы  «  , отмечет  Пушкин  .
Но  Наполеон  один  . Не  только  , но  возникает  из системы  ,  которая  одна  может принять  этот гордый  дух  .
Разве  человеку  под силу  создание  системы  , готовой  принять   гордый  дух  из  неизвестности  ?
И  уже  , чтобы  дважды не  вставать  при  виде  этого  явления  , выскажусь по поводу  переселения  душ .
Точнее  ,можно сказать ,  переселение  духа  ,  который  разрабатывался  веками  …
Явление  человека  в  духе  прежнего  , бывшего  до  него  .
Это  одно прочтение  . Другое  :  благодаря  тому  же  масочному  режиму  во   власть   пробираются  те  ,  кто  имеет  уже  нечеловеческую природу  :  сверхчеловеки  .
При этом  людей  становится  меньше  : их убивают .
Отправляя на невидимую арену  вселенского  Колизея  , построенного  на  средства  , полученные  от разрушения 
Храма  в Иерусалиме  . Своих собственных средств  нет .
Гессе  послушен  системе  , говоря  о  том  , как она строго  устанавливает  границы  ( а    Рим  стоит  на  защите  своих границ  , начиная  с  двух   братьев  -  близнецов  , вскормленных  волчицей  ,  один  из которых  убивает  другого  именно  за  нарушение  установленных  им  границ  )  .
« Зато    в  пределах  этой  твёрдо установленной  системы  ,  или  ,  пользуясь  нашей  метафорой  , в  пределах  сложной  механики  этого  органа  , отдельному  умельцу  Игры  открыт  целый  мир  возможностей    и  комбинаций  … « 
Открывает  целый мир  комбинаций  внутри  системы  .
Но  не  заходя  за  её  пределы  .
Идея  игры  утверждается  как  безначальная  .
Как  у  кольца  -  начала  нет и  нет конца  .
« …  как  у  всякой  великой  идеи  ,  у неё  ,  собственно  ,  нет начала  …  именно как  идея  Игра  существовала  всегда  .
Как  идею  , догадку  и  идеал  мы  находим  её  прообраз  во многих   прошедших  эпохах  , например  ,  у  Пифагора  … «
Что  происходило  у  Пифагора  - из  пула  мифических преданий  и  только  .  « …  затем  в позднюю  пору  античной  культуры  ,   в  эллинистическо – ГНОСТИЧЕСКОМ  кругу 
(  круг -   без начала  и конца  )  , равным  образом  у  древних  китайцев  , затем  опять  на вершинах  арабско  - мавританской  духовной  жизни  (  Именно  там  произошло открытие  древнегреческих источников  , а  оттуда  пришло  и в  Европу  )   , а  потом    след её  предыстории  ведёт  через схоластику  и  гуманизм  к  математическим  академиям               17  -  го  и  18  -  го  веков  , и дальше  :  к  философам  -  романтикам  и  рунам  МАГИЧЕСКИХ  мечтаний                Новалиса  .»  И  вот  идея   Игры  в  Бисер  воплотилась  для  НАС  :   «  В  основе  всякого движения  духа  (  !  )  к  идеальной  цели  universitas litterarum   (  совокупность  наук  -  лат  )
всякой  платоновской  академии  , всякого  общения  духовной  элиты  , всякой  попытки  сближения  точных  гуманитарных наук  , всякой  попытки примирения  между  искусством  и  наукой  ,  или  между  наукой  и  религией  лежала  всё                та  же  вечная  идея  , которая  воплотилась  для  нас  в  Игре в  Бисер   .  »    Но  миф  ,  в который  попадает  человек  ,  будет проигрываться  вновь  и  вновь  . Всё  серьёзно  .
И  фаустовская  сделка  :  принимая  миф  ,  необходимо стать  частью  фаустианской  цивилизации  .
Принимая  не  нарративы  ,  а  технологию  , как  приносящую власть  . Превращая  всё  в  технологию  ,  как  инструмент  власти  .  В  том  мире  , где  миф  главенствует  .
Потому  приходит  эпоха  информационных  войн  ,                где  в  битве  участвуют  мифы  .  И  принимается  решение  , исходя  именно  что  из мифологической  картинки  .
Результатом  является  разрушение  и  смерть  .
Потому  что  приходит  форма  боевой  магии  .
Создание  управляемого  безумия  как  следствие  .
Кстати  о  форме  .  Форма  -  уже  омертвевшее  , бывшее когда  -  то  сгустком  энергии  ,  следствие  энтропии  .
Возврат  в том  числе  и  к  тому  , что  когда  - то  привнесло  энергию  в  человечество  ,  но  возврата  не  может  быть  .
Только  симулякр  на  месте  брызга  энергии  .
Но  Гессе  возвращается  : 
«  Таким  умам  , как  Абеляр  , как  Лейбниц  ,  как  Гегель 
несомненно  была  знакома  эта  МЕЧТА  :
выразить    духовный    универсум  концентрическими  системами  и  соединить   искусство  с  магической  силой  , свойственной  формулировкам  точных  наук  …  «
Времена  искусства  и  магии  - алхимии  ,  обозначающей  более  , чем  родоначальницу  химии  :  « …   когда  музыка  и математика  переживали  классический  период  почти  одновременно  …  оплодотворяли  друг  друга  .  »
 «  А  двумя  столетиями   раньше (  раньше  чего  ? кого  ? -                Абеляр  родился  в  1079   году  , Лейбниц  -  в  1646  , Гегель  - 
в 1770    ,    Кузанский  -  в  1401  году    )… 
у  Николая  Кузанского   мы  находим  положения  из  той  же  сферы  :  «  Ум  перенимает  форму  потенциальности  , чтобы  всё  мерить модусом  потенциальности  , чтобы  всё  мерить  модусом  потенциальности  ,  и  форму  абсолютной  необходимости  , чтобы  всё  мерить  модусом  единства  и  простоты  , как  то  делает  бог  …»
Вот  интересно  :  а  как  делает  Бог  ? 
Как  Он  Творит  ? 
В  первой  главе  книги  Иезекииля  пророк  показывает 
Престол  Славы  Божьей  -  ту  точку  ,  с которой  начинается  творение  .  Трансцендентное  начало  , которое  не  принадлежит  творимой  реальности  . Границы  - нечто сапфироподобное  . Остановившееся  сияние  Иезекииль  ещё  видит  ,    но   к  Престолу    сияния  не  пройти  человеку  .
Какой  же  мерой  меряет  Бог  ?  мерой  человеческой  ?
А  с точки  зрения  Николая  Кузанского  «  модусом  единства  и  простоты  …»  Не   так  всё  просто  , думаешь  , только  помыслив  о  квантовой  механики  .
Но  Николай  Кузанский  видит   простоту    « …  и  форму  необходимости  связи  ,чтобы  мерить всё  с  учётом  его своеобразия  ( некая  палата  мер  ), наконец  ,  он  перенимает  форму  детерминированной  потенциальности ,  чтобы  мерить   всё  ( ! )  в  отношении к его существованию  .»
Вот  это  -  «  остановись  , мгновенье  !  «
Вскрытие  обычно приводит  к  тому  ,  что  уходит  жизнь  .
Вскрытие  коробки  с  котом  Шрёдингера  приводит  к тому  ,  что  , открывши  ,  мы  уже  не сможем  ничего  изменить  .
Может  быть  ,  кот  в  это мгновение  будет  живым  ,  а  может  быть  и нет  .  Остановить  суперпозицию  элементарных  частиц  как  бросать   кости  .
Некая  игра  в русскую  рулетку  .
И  это  серьёзно  .  Ребёнок  отрывает  у куклы  голову  ,  чтобы  посмотреть  ,  что  в ней  -  это  одно  .
Но  совсем  другое  :  пытаясь    уловить  бабочку  ,  невольно  убиваешь её  и любуешься  красивыми  трупиками  .
Так  что  все  успехи  в  науке  - неизвестно  к  чему  приведут  .  Но  кому  то всё  равно  :  и  этот  неизвестный  монстр  ломает  человеческие  жизни  , чтобы  удовлетворить  свои любопытство  и пытливость  , а  некоторых  желает иметь  у  себя  ,   набивая  уже  чучело своим  содержанием  , своим  духом  .  Психоаналитика  во всяком  случае  -  это монструозный  инструмент  вскрытия  человека  .
Анатомия  души  .  В  попытке  создать  человекоподобное  существо  , наполнив  его своим  духом  . Солдаты  будущего ?
Николай  Кузанский  , слова  которого  приводит  Гессе  ,  полагает  ,  что  «  ум  мерит  и  символически  , путём  сравнения  , как  тогда  , когда  он  пользуется  числом  и геометрическими  фигурами  и  ссылается  на  них ка к на  подобия  .  «  Гессе  важна  эта  мысль  Кузанца  .
Потому  что  «  не  только  эта    мысль   Николая  Кузанского  почти  уже  указывает  на  нашу  Игру , … напоминающему её  ,  Игры  ,  умственные  ходы  …                радость  ,  доставляемая  ему  математикой  , его пристрастие  пояснять  богословско  -  философские  понятия  на  примере  фигур и  аксиом   Евклидовой  геометрии  , кажутся  очень  близкими  психологии  Игры  ,  и  даже  его  латынь  - слова которой  иной  раз просто  выдуманы  , хотя  любой  латинист  поймёт  их правильно    -  даже  она  напоминает  порой  вольную пластичность    языка  Игры  . «
Я  понимаю  это  так  :  на  основе  уже  существующего  языка  ,  по  его правилам  и  логике  ,  конструируются  новые  слова  .  Применительно  к  Игре  , как  я  её  понимаю  ,  на  основе  уже  существующих мифов  , используя  их правила  и логику  , конструируются  новые  , так  сказать ,  мифы .
И  этот  процесс  контролируется  руководством  Игры  .
Гессе  продолжает описывать неописуемую  по существу  Игру  в бисер  :  «  В  не  меньшей    мере  к предтечам  Игры  принадлежит  … и  Альбертус  Секундус   … « 
Мифический  автор    эпиграфа  , изложенного  на  не  только  придуманной  , но  тщательно продуманной  латыни  .
Я  разбирала  уже  эпиграф  .  Далее  :
« …  идея    Игры  владела  и  теми  учёными  музыкантами  16 – го  ,  17  - го  ,  18  - го  веков  , что  клали  в основу  своих  музыкальных  композиций  математические  рассуждения  . «
Пифагорейцы  , продолжатели    едва  уловимой  спустя  века  традиции  Пифагорейской  школы  . Далее  :
«  В  древних  литературах  то  и  дело  встречаются  легенды  о  мудрых и  магических  играх  , которые  были  в  ходу  у  монахов  , учёных  и  при  гостеприимных  княжеских дворах  , например  , в  виде  шахмат  , где  фигуры   и поля  имели  ,  кроме  обычных  , ещё  и  тайные  назначения  …  «
Это одна  грань  Игры  , напоминающего  бриллиант  .
хотя  и  фальшивый  , но  блестяще  сделанный  и  почти  неотличимый  от   настоящего  .
Вот  другая  грань  :
«  И  общеизвестны  ведь  рассказы  , сказки  м  предания  ранних   периодов  всех  культур  , приписывающие  музыке  ,  помимо  чисто  художественной  силы  , ВЛАСТЬ  НАД  ДУШАМИ  И  НАРОДАМИ  , которая  превращает  её  , музыку  , не  то в  тайного правителя  , не  то в  некий  устав  людей  и  их  государств  .
От  древнего  Китая  до  сказаний  греков  сохраняет  свою  важность  мысль  об  идеальной  , небесной  жизни  людей  ПОД  ВЛАДЫЧЕСТВОМ  МУЗЫКИ  .
С  этим  КУЛЬТОМ  МУЗЫКИ 
( «  меняясь  вечно  , смертным  шлёт  привет  музыки  сфер  таинственная  сила  «    -  Новалис  ) 

Игра  в Бисер   теснейшим  образом  связана  . « 
Говорит  Герман  Гессе  последующим  поколениям  .


Рецензии