Игра в бисер. Первая глава. Части первая и вторая
Медитативное чтение книги Германа Гессе
« Игра в бисер « .
Первая глава . Части первая и вторая .
Герман Гессе представляет свою книгу « Игра в бисер « как опыт жизнеописания магистра Игры .
И он адресует эту книгу Паломникам в Страну Востока . Объясняя принципы именно этого общества , названного Братством ( используя христианские символы при отвержении самого христианства ) :
« … один из высших принципов нашей духовной жизни -
… стирание индивидуальности , как можно более полное подчинение отдельного лица иерархии
« Педагогического ведомства и наук « , то есть педагогического ведомства и ведомства наук ,
которое он также называет « нашей Провинцией « .
Принципы любого католического ордена .
Но это не орден , а Братство паломников в Страну Востока . Имеющего своей задачей объединить педагогику с науками . То есть руководство университетами - это как раз задача Братства в Страну Востока .
Восток - это заданное направление .
А Братство образует некую духовную провинцию .
Провинция управляется империей , центр - некий Рим .
Который обращён своим ликом - на Восток .
Для завоевания его может быть , или , по крайней мере - для духовной колонизации . Беря от Востока смыслы и одевая этот поток , напоминающий воды , камнем берегов дисциплинарного общества Запада .
И свойство духовной жизни Провинции – анонимность .
То есть это некое тайное общество .
А анонимность - это идеал иерархической организации , осуществляющей , то есть актуализирующей идеал - анонимность . Но вынужденная не приблизиться к этому идеалу , а поведать всему миру о том , что существует некая анонимная организация , и даже рассказать о ней путём описания жизни магистра игры в бисер - инструмента этой организации , а магистр - актор этой игры . Но организация анонимная - на ликах её участников - маски .
То есть показывается некий карнавал . И читателю предлагается угадать - кто скрывается за масками . Это - часть игры в бисер . Сорвать маску .
Гессе продолжает от лица Братства - некоего пытающегося выглядеть Орденом :
« Мы одобряем и чтим идею , лежащую в основе анонимности наших властей и нашей духовной жизни . «
Некая идея лежит в основе анонимности властей Братства и духовной жизни этого Братства .
Да , в организации есть некая властная структура , и по мере чтения можно убедиться в этом .
Судя по эпиграфу Гессе взял на себя самую трудную часть для описания - описания так называемого
« несуществующего « , то есть того , что хотя и имеет какое - то основание , но всё же то основание не совсем основательное - оно не онтологично , то есть не имеет основания в сущем ( образно говоря , построенное на песке , если использовать христианские символы по их прямому назначению ) , но временно всё таки действует , хотя и анонимно , то есть на то есть причины скрывать действующие лица этой организации , поставившей своей целью осуществлять контроль над университетами , но всё же незаконно . Своего рода мировое правительство , ибо её адрес указан как находящийся в духовной сфере .
Осуществляющий контроль силами « педагогического ведомства « и « ведомства наук « .
А Герман Гессе осуществляет роль летописца Братства паломников в Страну Востока , через опыт , как он говорит , жизнеописания магистра этой таинственной игры , осуществляемой таинственными силами . Летописец , то есть писатель .
По Витгенштейну - с помощью языка делает реальность видимой . Проговаривая её . Строя нарратив , если пользоваться аналогиями из христианского символизма , из соломы , и потому подлежащему уничтожению огню .
Что касается реальности , то Гессе описывает игру в бисер - или , иначе говоря , в фальшивый жемчуг , описывает игру со смыслами , не имеющими подлинной ценности . Используя их неправильно .
Хотя Гессе называет игру в бисер как игру со всеми смыслами . Можно сказать , что и с несуществующими , не имеющими опоры в Боге .
И у Братства нет правоустанавливающих документов .
Потому что они ими не обладают .
А действуют только в рамках допущения .
То есть в какой мере они будут допущены
в университетские аудитории , теми , кто имеет реальный допуск в эти университеты , по праву человека . Повторяется история Эдема , змей был допущен человеком , тем , кому доверен был Эдем как человеку .
Но не змею . Его территория была также допустимой , территория вокруг древа добра и зла , и к этому древу было запрещено Богом человеку входить .
Человек должен был охранять Эдем .
Эдем - территория допуска человека в реальность бытия . Но не вся Вселенная . Змей был допущен человеком , и человек должен изгнать змея . А не Бог .
В Библии есть эти правоустанавливающие документы .
Не в эпосе о Гильгамеше , не в эпосе о Троянской войне .
В которых повествователи лишь срывают маски , но не только , но и вступают в договор с силами , которые не имеют лица , а только маски , в том числе , и змея . Они не имеют образа , то есть безобразны .
Созданием образа этих безобразных сил и занимается искусство . Наиболее искусные поощряются .
Как создатели привлекательных для падшего человека образов . Аполлона Бельведерского , например .
Образ слеплен с человека и отдан невидимой силе .
Силы эти присутствуют на земле беззаконно .
Потому их называют силами беззакония .
И грядёт человек беззакония - антихрист , который будет иметь привлекательный образ .
Слепленный мастерами кино , художественного слова и так далее . Но он не может править на земле легитимно . И потому правление его в большой степени тайное . В Библии это так и называется
« тайна беззакония « . Не таинство , присущее христианству , а тайна .
Существование же человека на земле легитимно .
Гессе пользуется философскими формулировками , чтобы показать , каким образом возникает образ - некая игра света и тени : « давно известно : чем острее и неумолимее сформулирован тезис , тем настойчивее ТРЕБУЕТ ( ! ) он антитезиса …» , чтобы соединиться в синтезе как синтетический : « … глядя на предысторию духовной жизни , то есть на развитие игры в бисер … «
Таким образом игра в бисер и составляет духовную жизнь Братства Паломников в Страну Востока .
И глядя на предысторию духовной жизни , равной игре в бисер , « … мы не можем не видеть , что каждая её фаза , каждая разработка , каждое вещество , каждый существенный сдвиг , считать ли его прогрессивным или консервативным , неукоснительно являют нам хоть и не своего единственного и настоящего автора , но зато самый чёткий свой облик ( нет явления автора , и это существенно , но облик его - или - образ ) как раз в лице того , кто ввёл это новшество , став ОРУДИЕМ ( вполне военный термин ) усовершенствования и трансформации …
Каким же образом формировался облик этого орудия ?
Брался « образ « мудреца « или « совершенного человека « у древних китайцев , или идеал сократовского учения
о добродетели почти неотличимы от НАШЕГО ИДЕАЛА
ИХ ИДЕАЛ - не Иисус Христос , а Антихрист , кто вместо Христа выступит .
И Гессе описывает лепку образа .
Опираясь на прецеденты .
« … да и некоторым крупным духовным корпорациям
( есть ещё другие духовные корпорации , не менее крупные , чем Братство Паломников в Страну Востока )
были знакомы сходные принципы , например , римской церкви в эпохи её подъёма … «
То есть по мнению Гессе римская церковь есть духовная корпорация , подобная Братству паломников в Страну Востока , и создавала образы , беря за пример раннегреческие скульптуры : « …иные величайшие её фигуры , скажем , святой Фома Аквинский , кажутся нам наподобие раннегреческих скульптур , скорее классическими представителями каких - то типов , чем конкретными лицами … « Вот так Гессе раскрывает « кухню « крупных духовных корпораций .
« … Однако во времена , предшествовавшие той реформации духовной жизни , которая началась в двадцатом веке и наследниками которой мы являемся , этот неподдельный древний идеал был , видимо , почти целиком утрачен … «
Об этом тоскует Гессе и само Братство Паломников в Страну Востока , шедшее по видимому за утраченными идеалами , как это произошло во время Возрождения .
Как раз после 1492 года , который отметился беспрецедентным гонением на евреев .
Может быть фашистская Германия убийством евреев хотело запустить этот процесс - процесс Возрождения ?
Собственно Мартин Лютер в начале пятнадцатого века начал этот процесс антисемитизма .
Без антисемитизма похоже что процесс возвращения к правлению языческих богов не запускается .
И , конечно , без власти языческих богов в сознании людей не запускается процесс героизации эпохи :
« Когда дело идёт о героях , об этих действительно образцовых людях ( людях , служащих образцом , для запуска героической эпохи с её многочисленными человеческими жертвами ) … ( для Гессе как мастера слова ) интерес к индивидууму , к имени , к внешнему облику и жесту кажется нам дозволенным и естественным … « Гессе объясняет причины :
« … ибо и в самой совершенной иерархии ( как иерархия Братства , ради которого , напомню , Гессе объявил , что пожертвует и жизнь свою , настолько высок накал его отношения к Братству ! ) , в самой безупречной организации мы видим вовсе не механизм , составленный из мёртвых и в отдельности безразличных частей , а живое тело , образуемое частями и живущее органами
( как и Тело Христово , то есть Братство - это
« церковь « Антихриста « , через которую он проводит свои идеи ) , каждый из которых , обладая своей самобытностью и своей свободой , участвует ( не много и не мало ) в чуде жизни ( кто же есть даятель жизни , как не каждый человек , обладающий жизнью ) .
Поэтому , говорит Гессе , не ждите от меня истории и теории игры в бисер . А включайтесь в неё , привнося свою жизнь на алтарь невидимых членов Братства , добавлю я .
Тем не менее в игре существуют свои правила и свой язык : « Эти правила , язык знаков и грамматика Игры , представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка , в котором участвуют самые разные науки и искусства , но прежде всего математика и музыка ( или музыковедение ) , и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук … «
Игра в бисер - игра с чем -то , а не во что :
« Игра в бисер - … игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры … «
Не выработка ценностей , а игра с ними - ключевой принцип игры в бисер . Краски для нанесения на полотно мировой истории . « Всем опытом , всеми высокими мыслями и произведениями искусства , рождёнными человечеством в его творческие эпохи … «
Творческие эпохи ушли , провозглашает Гессе .
« Всем , что последующие периоды учёного созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием … « Периоды учёного созерцания ушли …
И вот « всей этой огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на органе , и совершенство этого органа трудно себе представить - его клавиши и педали охватывают весь духовный космос , его регистры почти бесчисленны , теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести всё духовное содержание мира … « - вот чем занимается магистр Игры в Бисер . Бисер - это фальшивый жемчуг .
То есть игра с манной небесной через время становится игрой с омертвевшим и негодным для пищи .
И в этой игре нетворческих личностей и не могших созерцать творение Божие самим - ведёт к созданию мифов . И потому есть правила создания мифов :
« А клавиши эти , педали и регистры установлены твёрдо , менять их число и порядок в попытках усовершенствования можно , собственно , только в теории : обогащение языка Игры вводом новых значений строжайше контролируется её высшим руководством …»
- есть строжайшая цензура , и есть высшее руководство .
Руководство чем ? Строгое руководство при том .
Строгий контроль за использованием ценностей культуры ? Но зато « в пределах этой твёрдо установленной системы … « Есть системный подход .
Система уже установлена , твёрдо установлена .
Твёрдая установка дана игрокам в бисер .
Бисер - фальшивый жемчуг . Но тем не менее играть с бисером следует так , как будто бы игрок играет с настоящим жемчугом . Для чего ? какая цель создания твёрдой установки системы ?
Эрнст Кассир в своей работе « Техника современных политических мифов « пишет о том , что
« понять миф - означает не только понять его слабости и уязвимые места , но и осознать его силу … теперь … стало ясно , что политические мифы создаются умелыми мастерами … « В чём сила ? в том , что миф создаёт определённое человеческое поведение .
Вот , мы зашли в какой - то заколдованный лес …
Языковых игр : по Витгенштайну :
« погружение слов в разные контексты . «
Нет диалога . А вкладывание строго дозированных слов
в умы так называемых обывателей .
Прежде создав этого обывателя .
Потребителя в смысле некритического безрассудного потребления возможно только в мире , в котором
« Бог умер « - по их внутреннему желанию .
Информационный субъект , или мировое правительство , не названное Гессе . Он только описывает то , что ему позволено . Поскольку существует строгий контроль
именно что за игрой со словами .
В Братстве Паломников в Страну Востока .
Даррида ввёл термин « деконструкция « .
Существование логоцентризма - техники заколдовывания .
Структурирование части жизни вокруг массового понимания слов . Структурирование понимания . Магия слова , которую отмечал Гессе .
Пул терминов .
Логоцентризм предполагает самодостаточность любых смысловых единиц , организованных в бинарные сопозиции , в том числе мифологические . Язык помогает сделать это . Деконструкция мифа - это разбор мифологемы на составные части и анализ происхождения её частей с целью понять .
То , что я , собственно , делаю .
Своеобразное расколдовывание и выявление истинного смысла написанного . В понимании того , что и симулякр может быть сильным , потому что он участвует в языковой игре .
Но кто стоит за симулякром - своего рода фальшивым жемчугом ? По словам Гессе , руководство , контролирующее игру , строгое руководство .
Что называется , у него не забалуешь .
И что стоит за этим желанием строгого руководства , когда убежал от нестрогого ?
Что стоит за предпочтением диктаторов по большому счёту ? Уставшим от собственной свободы , которая неизменно выбирает зло .
И желающим именно под строгим руководством вынужденно делать добро . Гессе жалел о том , что Слово Божие , Премудрость Божья не говорит всё в тайне , и не нужно усилие , чтобы в иерархии тайного общества получить доступ к самой главной премудрости .
Хотя Гёте , достигнув высот в иерархии тайного общества , был разочарован в том , что он услышал .
Но не Гессе . Он желает трудного подъёма в иерархии .
Не по милости . А по его собственным усилиям .
Корме того , он имеет желание , чтобы кто - то избил за то , что ты делаешь грех , а отец не бил , и Гессе жалел о том , что его отец - не горький пьяница .
Это факт его жизни .
И это загадка человеческой психологии .
И есть сила в том , чтобы манипулировать массами , зная об этом свойстве .
Ведь в чём психоанализ ?
Чтобы заменить неидеального отца или руководителя религиозной общины фигурой психоаналитика .
Но психоаналитику это по большому счёту это не нужно
Только если он не получает преференции от этого .
Я была закреплена как страховой агент в советской системе страхования к 15 - той психиатрической больнице города Москвы , и знала скрытые смыслы занятия психиатрией , не только власть и финансы , но и откровенно секс …
Закончив краткую учёбу по детской психологии , я из субботы в субботу ходила в подростковое отделение психиатрической больницы , где в основном были социально больные дети . Они были ровесниками моему сыну .
И это побудило меня принять решение помогать подросткам . В Чкаловской был для них санаторий .
Я бегала за главврачом санатория в Чкаловской с огромными елями по дороге к нему , собственно говоря , санаторий как будто бы располагался как в заколдованном лесу , о главвраче которого подростки рассказывали мне , и я была потрясена .
Этот главврач как бы провёл интеграцию тени в свою жизнь , как то советовал Юнг .
У Юнга , как и у Фрейда , пациентки были доступными для них сексуальными объектами .
Они не стали бороться с тенью , как и главврач подмосковного санатория . Они стали торговать тенями . В том числе и с Гессе .
Потому что они жили в фаустианской культуре .
А Фауст ушёл в рай после всего того , что сделал .
Воспользовались мифологемой о Фаусте .
Вступить в договор с преисподней , делать то , что хочешь , и думать , что Мефистофель станет козлом отпущения . И получит всё наказание .
Делать больше зла , чтобы получить больше благодати - вот фаустианская математика .
Передёргивание смыслов , как карт .
Медитативное чтение « Игры в бисер « Германа Гессе .
Глава 1 . Часть 2 .
Система твёрдо установлена , это факт , который установлен Гессе , и с которым он согласен .
Какая система ?
Я прочла немногое из двоих , живших во времена войны :
Дитриха Бонхёффера и Альбера Камю .
Дитрих Бонхёффер , как лютеранский теолог на пике развития лютеранства сделавший вывод о том , что современный мир стал « совершеннолетним « и потому более не имеющим нужды в Боге , бывший к тому же сыном психиатра , то есть бывшим в курсе того , что предпринимали и Фрейд , и Юнг , как бы находясь с ними на одной волне , написал много писем из тюрьмы .
В одном из них , написанному к Рождеству 1943 года
в тюрьме Тегель , он подводит итог десятилетнему опыту жизни при нацистах .
Буквально он описывает систему немецкого общества :
« Что , собственно , прячется за жалобами на отсутствие гражданского мужества ? За эти годы мы стали свидетелями храбрости и самопожертвования , но нигде не встречали гражданского мужества , даже в нас самих . Слишком наивно было бы психологическое объяснение , сводящее этот недостаток просто к личной трусости . Корни здесь совсем иные . За долгую историю нам , немцам , ПРИШЛОСЬ ПОЗНАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ И СИЛУ ПОСЛУШАНИЯ . Смысл и величие нашей жизни мы видели в подчинении всех личных желаний и мыслей данному нам заданию . Глаза наши были уставлены вверх , не в рабском страхе , но в свободном доверии , видевшем в выполнении задачи свое ремесло , а в ремесле — свое призвание . Готовность следовать приказанию « свыше » скорее , чем собственному разумению , проистекает из частично оправданного недоверия к своему собственному сердцу . Кто отнимет у немца , что в послушании , при исполнении приказа , в своем ремесле он всегда показывал чудеса храбрости и самоотвержения . Но за свою свободу немец (где еще на свете говорено о свободе с такой страстью , как в Германии , со времен Лютера и до эпохи идеалистической философии ? ) держался для того , чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ В СЛУЖЕНИИ ЦЕЛОМУ .
Работу и свободу он воспринимал как две стороны одного дела . Но благодаря этому он и просчитался ; он не мог представить , что его готовность к подчинению , к самоотвержению при выполнении приказа смогут использовать во имя зла … «
Эта система складывалась веками , осмысливая такой феномен как протестантство .
Вкупе с чтением стоиков возникает так называемый христианский стоицизм , который провозглашал необходимость разума и дисциплины перед лицом испугавших всех многочисленных войн того времени .
И просто бунтов . Идеал христианского стоицизма - бесстрастность . И вот : главная добродетель , которую я не могла понять у Гессе , возникшая в этом движении - постоянство . Именно в постоянстве человек становится как бы истинным солдатом света . И в связи с этим утверждаются военная дисциплина и гражданская активность . Притом отдисциплинированное общество становится залогом военных побед . То есть воспитывается новое качество населения .
Растёт желание насаждать порядок сверху в виде полицайштадт - полицейского государства .
Это конец 16 - го века - века колоссальных перемен .
А в конце 17 - го века возникает фундаментальный труд Томаса Гоббса « Левиафан « с его « человек человеку - волк « и « война всех против всех « .
По Гоббсу абсолютизация страха возрождает как раз человека гностического : страх смерти побеждается страхом перед государством и отсюда возникает желание подчинять ( подчиняться ) . Более того .
Томас Гоббс видит человека как одинокого духа , запертого в своём теле и всего боящегося . И единственно , как он может контактировать , по мнению Гоббса , - с помощью масок , скрывая своё естественное состояние одинокого волка . Эту идею Гессе отрефлексирует в « Степном волке « . Притом каждая маска должна трансформироваться в отдельную шестерёнку монструозного образования под названием « государство « . Общества из масок только . Именно государство должно стать источником страха , большего , чем страх смерти . И задача государства - поддерживать страх таким образом , что до момента конца света шестерёнки не должны задумываться о природе государства .
Встаёт вопрос перед элитой :
« Как привести социум к порядку ? « . Все эти маски .
Государство становится на место Бога , на место Иисуса Христа , становится носителем сакральных смыслов , осуществляет контроль над этикой .
Каким образом ? С помощью пропаганды как механизма сокрытия пустого трона . На месте трона - Ничто .
Вырабатывание мифов , в том числе политических отдано Гоббсом политическим комиссарам .
Эмиссарам государства с имитацией его сакральности .
Идеальный гражданин таким образом - прагматик .
Он несомненно труслив . Это Бонхёффер отрицает .
Но Гоббс это провозглашает - трусость надевших социальные маски , тех , кто предпочитают существовать без этической системы , передавая свою совесть государству , переставая быть отдельным этическим агентом .
Возникает гностическое мышление , в том числе у Гессе : осуществление управления через контроль над языком .
А Альбер Камю , писавший свою пьесу « Калигула «
в 1938 - 1944 годах , в одно время с Германом Гессе ,
говорит ключевые слова для его времени :
« Императоров у нас много , людей мало . «
Масочный режим предполагает выбор масок .
И большинство выбирает маску императора именно в подобные времена : « мы все глядим в Наполеоны , двуногих тварей миллионы « , отмечет Пушкин .
Но Наполеон один . Не только , но возникает из системы , которая одна может принять этот гордый дух .
Разве человеку под силу создание системы , готовой принять гордый дух из неизвестности ?
И уже , чтобы дважды не вставать при виде этого явления , выскажусь по поводу переселения душ .
Точнее ,можно сказать , переселение духа , который разрабатывался веками …
Явление человека в духе прежнего , бывшего до него .
Это одно прочтение . Другое : благодаря тому же масочному режиму во власть пробираются те , кто имеет уже нечеловеческую природу : сверхчеловеки .
При этом людей становится меньше : их убивают .
Отправляя на невидимую арену вселенского Колизея , построенного на средства , полученные от разрушения
Храма в Иерусалиме . Своих собственных средств нет .
Гессе послушен системе , говоря о том , как она строго устанавливает границы ( а Рим стоит на защите своих границ , начиная с двух братьев - близнецов , вскормленных волчицей , один из которых убивает другого именно за нарушение установленных им границ ) .
« Зато в пределах этой твёрдо установленной системы , или , пользуясь нашей метафорой , в пределах сложной механики этого органа , отдельному умельцу Игры открыт целый мир возможностей и комбинаций … «
Открывает целый мир комбинаций внутри системы .
Но не заходя за её пределы .
Идея игры утверждается как безначальная .
Как у кольца - начала нет и нет конца .
« … как у всякой великой идеи , у неё , собственно , нет начала … именно как идея Игра существовала всегда .
Как идею , догадку и идеал мы находим её прообраз во многих прошедших эпохах , например , у Пифагора … «
Что происходило у Пифагора - из пула мифических преданий и только . « … затем в позднюю пору античной культуры , в эллинистическо – ГНОСТИЧЕСКОМ кругу
( круг - без начала и конца ) , равным образом у древних китайцев , затем опять на вершинах арабско - мавританской духовной жизни ( Именно там произошло открытие древнегреческих источников , а оттуда пришло и в Европу ) , а потом след её предыстории ведёт через схоластику и гуманизм к математическим академиям 17 - го и 18 - го веков , и дальше : к философам - романтикам и рунам МАГИЧЕСКИХ мечтаний Новалиса .» И вот идея Игры в Бисер воплотилась для НАС : « В основе всякого движения духа ( ! ) к идеальной цели universitas litterarum ( совокупность наук - лат )
всякой платоновской академии , всякого общения духовной элиты , всякой попытки сближения точных гуманитарных наук , всякой попытки примирения между искусством и наукой , или между наукой и религией лежала всё та же вечная идея , которая воплотилась для нас в Игре в Бисер . » Но миф , в который попадает человек , будет проигрываться вновь и вновь . Всё серьёзно .
И фаустовская сделка : принимая миф , необходимо стать частью фаустианской цивилизации .
Принимая не нарративы , а технологию , как приносящую власть . Превращая всё в технологию , как инструмент власти . В том мире , где миф главенствует .
Потому приходит эпоха информационных войн , где в битве участвуют мифы . И принимается решение , исходя именно что из мифологической картинки .
Результатом является разрушение и смерть .
Потому что приходит форма боевой магии .
Создание управляемого безумия как следствие .
Кстати о форме . Форма - уже омертвевшее , бывшее когда - то сгустком энергии , следствие энтропии .
Возврат в том числе и к тому , что когда - то привнесло энергию в человечество , но возврата не может быть .
Только симулякр на месте брызга энергии .
Но Гессе возвращается :
« Таким умам , как Абеляр , как Лейбниц , как Гегель
несомненно была знакома эта МЕЧТА :
выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с магической силой , свойственной формулировкам точных наук … «
Времена искусства и магии - алхимии , обозначающей более , чем родоначальницу химии : « … когда музыка и математика переживали классический период почти одновременно … оплодотворяли друг друга . »
« А двумя столетиями раньше ( раньше чего ? кого ? - Абеляр родился в 1079 году , Лейбниц - в 1646 , Гегель -
в 1770 , Кузанский - в 1401 году )…
у Николая Кузанского мы находим положения из той же сферы : « Ум перенимает форму потенциальности , чтобы всё мерить модусом потенциальности , чтобы всё мерить модусом потенциальности , и форму абсолютной необходимости , чтобы всё мерить модусом единства и простоты , как то делает бог …»
Вот интересно : а как делает Бог ?
Как Он Творит ?
В первой главе книги Иезекииля пророк показывает
Престол Славы Божьей - ту точку , с которой начинается творение . Трансцендентное начало , которое не принадлежит творимой реальности . Границы - нечто сапфироподобное . Остановившееся сияние Иезекииль ещё видит , но к Престолу сияния не пройти человеку .
Какой же мерой меряет Бог ? мерой человеческой ?
А с точки зрения Николая Кузанского « модусом единства и простоты …» Не так всё просто , думаешь , только помыслив о квантовой механики .
Но Николай Кузанский видит простоту « … и форму необходимости связи ,чтобы мерить всё с учётом его своеобразия ( некая палата мер ), наконец , он перенимает форму детерминированной потенциальности , чтобы мерить всё ( ! ) в отношении к его существованию .»
Вот это - « остановись , мгновенье ! «
Вскрытие обычно приводит к тому , что уходит жизнь .
Вскрытие коробки с котом Шрёдингера приводит к тому , что , открывши , мы уже не сможем ничего изменить .
Может быть , кот в это мгновение будет живым , а может быть и нет . Остановить суперпозицию элементарных частиц как бросать кости .
Некая игра в русскую рулетку .
И это серьёзно . Ребёнок отрывает у куклы голову , чтобы посмотреть , что в ней - это одно .
Но совсем другое : пытаясь уловить бабочку , невольно убиваешь её и любуешься красивыми трупиками .
Так что все успехи в науке - неизвестно к чему приведут . Но кому то всё равно : и этот неизвестный монстр ломает человеческие жизни , чтобы удовлетворить свои любопытство и пытливость , а некоторых желает иметь у себя , набивая уже чучело своим содержанием , своим духом . Психоаналитика во всяком случае - это монструозный инструмент вскрытия человека .
Анатомия души . В попытке создать человекоподобное существо , наполнив его своим духом . Солдаты будущего ?
Николай Кузанский , слова которого приводит Гессе , полагает , что « ум мерит и символически , путём сравнения , как тогда , когда он пользуется числом и геометрическими фигурами и ссылается на них ка к на подобия . « Гессе важна эта мысль Кузанца .
Потому что « не только эта мысль Николая Кузанского почти уже указывает на нашу Игру , … напоминающему её , Игры , умственные ходы … радость , доставляемая ему математикой , его пристрастие пояснять богословско - философские понятия на примере фигур и аксиом Евклидовой геометрии , кажутся очень близкими психологии Игры , и даже его латынь - слова которой иной раз просто выдуманы , хотя любой латинист поймёт их правильно - даже она напоминает порой вольную пластичность языка Игры . «
Я понимаю это так : на основе уже существующего языка , по его правилам и логике , конструируются новые слова . Применительно к Игре , как я её понимаю , на основе уже существующих мифов , используя их правила и логику , конструируются новые , так сказать , мифы .
И этот процесс контролируется руководством Игры .
Гессе продолжает описывать неописуемую по существу Игру в бисер : « В не меньшей мере к предтечам Игры принадлежит … и Альбертус Секундус … «
Мифический автор эпиграфа , изложенного на не только придуманной , но тщательно продуманной латыни .
Я разбирала уже эпиграф . Далее :
« … идея Игры владела и теми учёными музыкантами 16 – го , 17 - го , 18 - го веков , что клали в основу своих музыкальных композиций математические рассуждения . «
Пифагорейцы , продолжатели едва уловимой спустя века традиции Пифагорейской школы . Далее :
« В древних литературах то и дело встречаются легенды о мудрых и магических играх , которые были в ходу у монахов , учёных и при гостеприимных княжеских дворах , например , в виде шахмат , где фигуры и поля имели , кроме обычных , ещё и тайные назначения … «
Это одна грань Игры , напоминающего бриллиант .
хотя и фальшивый , но блестяще сделанный и почти неотличимый от настоящего .
Вот другая грань :
« И общеизвестны ведь рассказы , сказки м предания ранних периодов всех культур , приписывающие музыке , помимо чисто художественной силы , ВЛАСТЬ НАД ДУШАМИ И НАРОДАМИ , которая превращает её , музыку , не то в тайного правителя , не то в некий устав людей и их государств .
От древнего Китая до сказаний греков сохраняет свою важность мысль об идеальной , небесной жизни людей ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ МУЗЫКИ .
С этим КУЛЬТОМ МУЗЫКИ
( « меняясь вечно , смертным шлёт привет музыки сфер таинственная сила « - Новалис )
Игра в Бисер теснейшим образом связана . «
Говорит Герман Гессе последующим поколениям .
Свидетельство о публикации №224052200680