Фамилия. Глава 29

Арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия – вот так поднимались мы в школе по ступенькам, по разделам, познавая математику как учение о числах, о фигурах и измерениях.  Древние греки знали четыре «матемы»:   три,  что перечислены выше, а четвертую  они называли теорией музыки, то есть, гармонией.

Наверное, тем, кому неподвластна математика,  никогда не смогут понять этой гармонии, как понимают её сами  математики, как понимал её мой брат. Насколько я знаю, его уроки школьники очень любили, на них  не было простого заучивания формул и правил, эти уроки учили размышлять, постигать смысл и, если хотите, красоту математики, – науки, которая может объяснить сущность мира, его строение, и даже его будущность.  Внедрение математических методов и достижений  в другие науки и сферы жизни немецкий математик Герман Вейль сравнивал с  музицированием  или литературным творчеством,  признавая   «математизирование»  одним из проявлений творческой деятельности человека.
 
Математика продолжает стремительно развиваться,  рождая новые цифровые технологии.  Как жаль, что мой брат не дожил до  этого триумфа любимой науки...
Наш Константин обладал многими дарованиями. Ещё в детстве  музыканты Тюкалинского городского  оркестра научили его играть почти на всех духовых инструментах, имеющихся в ансамбле.  А вот струнные  он постигал уже самостоятельно.  Особенно любил гитару, можно сказать, почти не выпускал её из рук.  Любил  задушевные романсы, я помню,  как часто он напевал за каким-нибудь делом: «У меня есть сердце, а у сердца - песня, а у песни - тайна, тайна - это ты...». 

В районном смотре-конкурсе  художественной самодеятельности в Тюкалинске Константин однажды спел серенаду Смита из оперы «Пертская красавица» под собственный гитарный аккомпанемент. И зрители, и жюри были покорены этим исполнением, величавой  распевностью  и трепетностью мелодии Жоржа Бизе:     « До зари, до утра прохлады я петь серенады буду для тебя...». Наш певец занял первое место и был награжден отрезом синего шевиота, из которого Константин сшил  костюм.

А еще он души не чаял в цыганской музыке, знал множество песен,  особенно любил  народную таборную  «Не вечерняя...», в которой звучат страстные трагические ноты.  Он с наслаждением слушал оперные арии, хотя слушать их в сибирской глуши было  негде, разве только по радио, но еще   покупались патефоны,  покупались  пластинки. Казалось бы, откуда у деревенского паренька такая любовь к серьезной музыке? Ведь он мог спеть ту или иную арию сильным, красивым  голосом, чисто выводя ноты. Мария иногда, в неподдельном восхищении от  своего мужа,  только руками всплёскивала: «Ну, ощепковский лапоть, ну, молодец!».

Да и Мария не отставала от Кости, она зажигательно играла на балалайке и на домре.   Как-то раз они решили  создать струнный  дуэт, и с тех пор концерты художественной самодеятельности в  кошкульском  сельском клубе без них  не обходились.
 
А чего стоил учительский театр в  школе, к  основанию которого они приложили руку!  В небольшой пьесе-шутке Антона Чехова «Медведь» всего три роли,  и две главные исполняли    Мария с Константином.  Еще много лет  вспоминали они свой сценический успех, время от времени к случаю произносили свои реплики из спектакля,  а порой, завершая какой-либо спор, Мария шутливо приказывала мужу: « К барьеру!»

Обнаружились у брата и склонности  к рисованию. Если надо было  изготовить какие-то наглядные пособия к разным урокам, будь то география, физика или любой другой предмет, Константин с охотой брался за это дело. 

Их артистическая – театральная и музыкальная – деятельность развивалась в   Кошкуле.  В других селах, где они потом работали, уже не было ни концертов, ни театров. Константин с Марией становились старше, на сцене уже пела их дочка старшеклассница Галина и её друзья. А Сашу отец научил любить литературу – и прозу, и поэзию, –  и, конечно,  шахматы. Саня так поднаторел в этой  невероятно умной игре, что  в Ярославке, будучи только ещё  первоклассником, уже  стал непобедимым чемпионом школы.

Став взрослее, он подружился с двоюродным братом,  племянником своей мамы Борисом Аксёновым, который  старше него на восемь лет. Борис был одноклассником нашей Тамары.

Борис жил в нашем селе вдвоем с матерью Надеждой Поповой, учился в школе,  – это уже была средняя школа с интернатом и множеством параллельных классов,  – а потом стал преподавать в ней физкультуру. Он заочно окончил  факультет легкой атлетики в Омском институте физкультуры, со временем переехал в районный центр и  поступил в детскую спортивную школу старшим тренером, работал с секцией волейбола, дополнительно по собственной инициативе учил детей настольному теннису.

Именно Борис сыграл главную роль в выборе профессии  для Саши.  Просто однажды сказал ему в разговоре: если бы зрение меня не подводило, я бы в летчики пошел. И Саня пошел в летчики. Вот и получилось так, что старший сын Константина стал моряком, бороздил на траулере океанские воды, а младший поднялся в небо, бороздил воздушный океан над разными континентами Земли.
 
В конце концов  Константин Игнатьевич  Язовский и Мария Федотовна Аксенова  обосновались в Тюмени. У брата учительский стаж составлял уже 25 лет. В Тюмени Мария пошла в медицинское училище, нанялась туда дворником и там же получила  однокомнатную квартиру, а Константин еще до 1975 года преподавал математику в двух тюменских школах.

На снимке Константин Игнатьевич Язовский и Мария Федотовна Аксёнова. Примерно конец  1960-х годов.


Рецензии