Виктор Пелевин созрел для читателя?

Когда я впервые прочитал Пелевина в 90-х, я подивился тому, что многие мои знакомые, вроде бы умные, вменяемые люди, считают его произведения чуть ли не гениальными. Для меня это был бред, в котором иногда проскальзывала мысль или дельное замечание. Хотя, скорее, это больше мой сегодняшний взгляд. А тогда меня просто охватывало недоумение по поводу прочитанного.

Во-первых, непонятен был сам текст, а во-вторых, для чего и для кого он? Озадачивал как раз всплеск интереса к писателю и его творениям. Что люди в этом находят? Видят что-то, чего не вижу я? Или наоборот – не видят того, что вижу я. А я видел непроходимые дебри текста, за которыми ни смысла, ни потенции. Но наши читатели, привыкшие к эзопову языку за советские времена, с восторгом вычитывали там какие-то намёки на мутную действительность «эпохи перестройки и перестрелки» и аплодировали вроде как литературному диссиденту.

Не берусь сказать, была это политика, внедряемая с Запада, или веяние постсоветского времени. Хотя одно другого не исключает. Но на поверхность выплыло то, что не тонет ни при каких условиях, талантливой вещью при этом не являясь. Я прочитал «Чапаева и Пустоту», «Поколение Пи» и ещё что-то. Это была пустота без Чапаева. Омерзительнее был только Владимир Сорокин. Не зря их так превозносили так называемые литературные критики.

Повторюсь, меня совершенно не трогали эти тексты, а удивляла только реакция на них многих читателей. До тех пор, пока я не столкнулся с человеком, познавательный и литературный уровень которого я хорошо знал. И который, уровень, не рискнул бы назвать даже средним. И вот этот человек говорит, что ему понравились книги Пелевина. Я тут же пристал к нему с вопросом: а что именно? На что вразумительного ответа ожидаемо не получил.

Теперь о главном. Встретил я недавно этого товарища, который говорит, что читает последнюю книгу Пелевина и она ему не нравится. Помните окололитературный анекдот? Шёл я как-то, гляжу Вознесенский стоит. И как я мог не дать ему по роже? Тут можно поставить совершенно любую известную фамилию, это роли не играет. Я сказал «Вознесенский» только потому, что слышал анекдот в такой интерпретации, а сам считаю поэта достойным человеком. Раньше я не понимал смысла этого анекдота, с возрастом его соль до меня дошла.

Такая же анекдотическая ситуация сложилась у меня с этим приятелем. Если вещь ему не нравится, то мне обязательно надо её читать. И я не ошибся. Книга «Искусство лёгких касаний» меня почти что потрясла. Конечно, на фоне предыдущих писаний автора. Во-первых,  совершенно вменяемый текст. Я сейчас говорю не о литературном стиле и прочем, а просто доступный и легко читаемый текст, уводящий в фантастический – во всех смыслах – финал. Во-вторых, у неё прослеживается интересный сюжет. Однако тут надо остановиться подробнее.

Книга состоит из трёх, я бы сказал, новелл. Вернее, двух – начальной и финальной – новелл и срединной вещи, тянущей на повесть, если не на роман. Объединены они одной мыслью, но никак не персонажами или сквозным сюжетом. Но мысль довольно оригинальная и смело, я бы сказал, выраженная. В чём она состоит? В том, что раньше человечеством высшие силы управляли при помощи оккультных наук и ритуалов, а сейчас их место заняли спецслужбы. Которые и применяют в своей филигранной или не очень работе «искусство лёгких касаний». Но высшие силы-то остались на своём месте…

Не буду ни пересказывать сюжеты, ни приводить цитаты. Кто захочет, тот получит удовольствие самостоятельно. В заключение лишь скажу, что Пелевин удивил меня по-настоящему. Неужели он наконец-то дозрел до читателя?


Рецензии