21. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф.6: 24)
Святитель настойчиво акцентирует наше внимание на этих словах Христа:
" Не потому только, - говорит Господь,- вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более должны служить".
А как же Авраам и Иов, которые были богаты, но были любимы Богом?
Иоанн Златоуст отвечает:
" Не о богатых упоминвй мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил маммоне; имел богатство и обладал им, был господином его, а не рабом.
Он пользовался им как управитель чужого имения, не только не похищая чужого, но и собственное отдавая неимущим; и что всего более, он не услаждался тем, что имел у себя...
Поэтому -то когда лишился богатства, не скорбел".
"Итак, не мудрствуй излишне! - настоятельно предупреждает нас Святитель Иоанн Златоуст.
- Бог однажды и навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть соединено вместе. А потому не говори, что может быть соединено. Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество, когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона - жить блудно, когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, - обуздывать чрево, когда Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона прилепляться к ним, когда маммона заставляет удивляться мраморам, стенам и крышам, а Бог - все это презирать и почитать истинную мудрость, - как же ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?"
2. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть (Мф.6: 25)
Святитель объясняет нам: "Если бы Господь с самого начала сказал
не заботьтесь, то Его заповедь показалась тяжкой; но так как Он показал вред сребролюбия, то тем самым сделал увещевание Свое удоприемлемым...
Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет нас от сотворившего, промышляющего и любящего Бога.
Посему говорю вам: не заботьтесь!
... Спаситель так поучал: Взгляните на птиц небесных ( Мф. 6: 26)".
Иоанн Златоуст объясняет нам, что
"если Бог так печется о самых низших тварях, то неужели вам не даст того, в чем вы имеете нужду?"
По мнению Святителя, пример птиц имеет для нас великую силу.
3. "Спаситель не сказал : "Смотрите на птиц - они летают", - продолжает Иоанн Златоуст, - это человеку невозможно; но сказал: "Смотрите - они питаются без заботы". А это и нам, если захотим легко исполнить.
...если бы Он (Господь) указал на праведников (Илию, Моисея, Иоанна), то слушатели могли бы сказать Ему, что мы ещё не сделались подобными им. А теперь, умолчав о них и приведши в пример птиц небесных, пресек всякий повод к извинению.
Итак, если Бог имеет такое попечение о вещах сотворенных для нас, то тем более о нас; если печется о рабах, то тем более о господине.
Вот почему Спаситель сказал: Взгляните на птиц, и прибавил : они не сеют, не жнут.
Итак, неужели не надо сеять, скажет кто-либо? Нет. Он не сказал, что не надо сеять, но что не надо заботиться; и не сказал, что не надо работать, но что нельзя быть малодушным и изнурять себя заботами.
Кто из вас, - сказал Спаситель , - заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на 1 локоть ( Мф. 6 : 27)."
Святитель подчёркивает, что "из этого ясно, что не наше старание, но Божий Промысел приводит все то в исполнение, что, по-видимому, совершаем мы сами, так что если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом - ничто не поможет нам, но все будет тщетно".
4. "Итак, не будем думать, что заповедей Божиих невозможно исполнить; - предупреждает наши сомнения Святитель Иоанн Златоуст.
- и ныне многие исполняют их...
Если же мы не верим этому, то не от оттого, что нет добродетельных, но оттого, что мы сами слишком мало делаем.
Предавшийся пьянству нелегко может поверить тому, что есть какой- либо человек, который не пьёт даже воды, хотя и это многие из монахов исполняют на наших глазах. Похотливый не сразу поверит, что легко можно сохранять девство; хищнику непонятно, что есть такие, которые охотно отдают и свое; так и те люди, которые изнуряют себя бесчисленными заботами, не скоро примут учение о том, что можно быть свободным от житейских забот...
Но на первый раз для нас достаточно будет, если вы научитесь не лихоимствовать, почитать добром милостыню и узнаете, что следует уделять от своих имуществ неимущим."
Святитель уверен, что "постепенно выполняя заповеди Господа, по крайней мере, будем достигать середины, чтобы и от будущего наказания освободиться, и, преуспевая таким образом, достигнуть и высших благ, которых все мы да сподобимся благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
Свидетельство о публикации №224052200895