22. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  22.
Посмотрите на полевые лилии, как они растут; не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе не одевался так, как всякая из них ( Мф. 6: 28, 29)

Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что  "говоря об одежде,  Христос не употребил того же самого сравнения, заимствованного у птиц". не упоминает о павлине или лебеде, например.
" Это потому,  что Христос  хочет  с 2-х сторон показать  важность предложенной им заповеди - и со стороны ничтожества того, что облечено в такую красоту, и со стороны самой красоты, данной лилиям. Вот почему, описав красоту лилий, Он уже после и не называет их лилиями, но травой полевой ( Мф. 6: 30). Даже не довольствуется и этим названием, но ещё с другой стороны представляет их ничтожность, говоря: сегодня есть, и не говорит: этого сена на другой день  не будет, но ещё более унижает, говоря: брошена в печь.
...И это Он  делает  для того, чтобы сильнее воздействовать  на своих слушателей.
Для того Он и прибавил и слова: насколько больше вас?
Это сказано с особенной выразительностью и силой.
Словом вас Господь показывает, что род человеческий  удостоен  от Бога  великой чести  и особенного попечения."
Святитель подчёркивает,  что "Спаситель  упрекает слушателей. говоря, Маловеры!
...Христос запрещает нам не только заботиться о красивых одеждах, но и удивляться, когда видим их на других. Убранство цветов, красота трав и даже самое сено более достойно удивления, чем наши дорогие одежды...
И как тогда, когда Христос сказал: не сеют, возбранил не сеяние, но излишнюю заботу о пище,  так и этими словами: не трудятся, не прядут запрещает не само занятие, но излишнее попечение об одежде...
Итак, если и этот царь (Соломон), знаменитейший из всех когда -либо  на земле, не мог сравниться с полевыми цветами, то можешь ли ты когда'-либо превзойти красоту цветов или хотя несколько приблизиться к ней?..
Итак,  если Бог и сену даёт то, что вовсе ему не нужно (нужна ли, например, его красота огню?), то, как Он тебе не даст того,  в чем ты имеешь нужду? Если и самое последнее Свое творение  Он украсил  с избытком,  и это не по нужде какой- либо, но ради великолепия, то тем более  украсит всем нужным  тебя - существо драгоценнейшее из всех."

2. "Так как Спаситель  доказал уже Промысл Божий о человеке, то Ему оставалось только обличить слушателей. - продолжает свое обьяснение  Святитель Иоанн Златоуст,  -  И здесь обличение Его соединено с кротостью.
Он обличает Своих слушателей не в неверии, но в маловерии: Если же траву полевую Бог так одевает, - говорит Он,  - то намного более вас, маловеры.
Но если о маловажных и необходимых вещах не надо заботиться, то какого прощения будут достойны те, которые заботятся о вещах многоценных? Особенно  же какого прощения будут достойны те, которые даже лишаются  сна, чтобы похитить чужое?
Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники ( Мф.6: 31, 32)...
Подобно тому, как тогда, когда Он говорил: "Если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, - язычники то же творят ( Мф. 5:46, 47)., - этим напоминанием  Он возбуждает своих слушателей к большему, - так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого.
... но Христос после того, как тронул, пробудил, сильно укорил Своих слушателей, с другой стороны, утешает  их, говоря:  Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом." (Мф.6:32)


3. Святитель Иоанн Златоуст  разъясняет  нам: "Если Бог подает нам все нужное, заботимся ли о том или не заботимся, и притом подает скорее тогда, когда  мы не заботимся, то какую пользу доставляет тебе твоя суетливость, кроме того, что ты казнишь самого себя? Заботиться ли о пище тот, который идёт на пышный обед? Запасается ли питьем тот, который идёт к источнику? И мы, имея  у себя  блага  лучше и обильнее, нежели сколько  воды  в потоках и брашен на вечерях, то есть Промысел Божий, - не должны заботиться и малодушествовать.
Итак, усиленно заботиться  и молиться  о земном не следует...
Поэтому  Спаситель  сказал: Ищите прежде  Царства Божия, и это все приложится Вам...
Итак, ищи благ будущих  - и получишь  настоящие; не ищи видимых - и непременно  получишь их.
Да и неприлично приступать к Владыке о таковых благах.
Будучи обязан прилагать  все тщание и всю заботу о неизреченных благах, ты крайне  бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих".
Разве Христос  не повелел  просить хлеба?
Святитель  Иоанн Златоуст  объясняет нам: "Господь присовокупил насущного, и опять к этому прибавил сегодня.
То же самое Он и здесь внушает;  не просто  сказал не заботьтесь, но: не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6: 34).
Таким образом, Он вместе дарует и свободу нам, и обращает душу нашу к предметам более необходимым. И если он повелел молиться, То не потому, будто Бог имеет нужду в нашем напоминании, но для того, чтобы нам знать, что мы Только его помощью совершаем все, что ни делаем, и чтобы непрестанным молением сделаться ему более приятными.
Не заботьтесь о завтрашнем  дне: довольно  для  каждого  дня  своей  заботы."

4. Святитель Иоанн Златоуст  продолжает  объяснять нам  вред многозаботливости.
Довольно для каждого дня своей заботы,  потому что "ничто так не мучит  душу, как  попечение  и забота...
Христос  говорит, что завтрашний  день сам будет заботиться о своём."
По мнению Святителя, Его попечение превышает  нежность  всякого  отца. "Заповедую это, - говорит Он (Господь),  - не для чего иного, как только для освобождения вас от излишних забот, потому что если ты сегодня будешь заботиться о завтрашнем, то опять и завтра  тебе  нужно будет  заботиться ".
"Итак, -  убеждает Святитель,  - к чему излишнее? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тягот? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня? Таким прибавлением ты не можешь облегчить тяжести другого дня. Но только покажешь жадность к излишним трудам...
Ты получил день для того, чтобы заботиться о принадлежащем ему. Для чего возлагать на него и попечение другого дня? Неужели забота о себе не составляет для него достаточного времени?"
С сожалением обращается к нам Святитель Иоанн Златоуст:  "Подумай,  какие утешительные Он (Господь) подает нам надежды, когда Сам представляет нашу жизнь столь бедственной и  трудной, что и попечение одного дня может нас озлобить и сокрушить. И мы все-таки, не взирая на множество  таких  свидетельств, заботимся о земном, а о благах  небесных  совсем  не печемся...
"Ищите,- говорит Он (Господь),- небесных  благ", а мы даже и минуты не посвящаем на искание их. Но, насколько печемся о житейском, настолько же, или еще несравненно более, нерадим о духовном...
Вот мы не радим 10 дней, вот 20, вот 100.
Но разве не надлежит рано или поздно умереть и впасть в руки Судьи? Но отлагательство приносит утешение?
Какое же утешение ежедневно ожидать наказания и мучения?"
Святитель убеждает нас :  "Если ты хочешь получить какое-либо утешение  от этого  отлагательства,  то покажи исправление, которое есть плод покаяния."
Святитель приводит в пример жестокого царя  Манассию, который загладил все свои многочисленные  преступления,  кощунства, грехи.
"Каким способом? Покаянием и добрым изволением."
5. "Не говори, что я недостоин, и потому не прошу"- предупреждает нас Святитель. И язычница  сирофиникиянка была такова.
Не говори: "Я многогрешен, и потому не могу просить разгневанного". Бог не на достоинство смотрит, но на расположение.  Если вдова преклонила начальника,  Бога не боявшегося и людей не стыдившегося, то тем более непрестанная молитва привлечёт к себе Благого.
" Но вот, я молюсь, - скажешь ты, - и нет никакого успеха. Это потому что ты молишься не как сирофиникиянка, или друг, безвременно пришедший. - не как вдова, непрестанно просящая судью, и сын, расточивший отцовское  имущество. Если бы ты также молился, то скоро бы получил. Хотя и раздражен Бог, но Он - Отец; хотя разгневан, но чадолюбив, и одного только ищет - не того, чтобы наказать тебя за обиду, но того, чтобы видеть тебя обратившимся и умоляющим Его".

6. "О, если бы и мы так воспламенялись, как согрето благоутробие Божие любовью к нам!  -  восклицает Святитель. - Огонь этой любви ожидает только  случая,  и если малую искру приложить к нему, то возьмёшь великий благодеющий тебе  пламень...
Если мы, любя любовью естественной, болезнуем о детях, то тем более и вполне естественно Чадолюбивый болезнует о нас. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и забыла, то Я не забуду тебя. 
(Ис.49: 15)
Итак, приступим к Нему и скажем: Так, Господи! Но  и псы едят крохи, которые падают со стола  господ их ( Мф. 15:27)..
Как мы имеем нужду в дыхании, так и в Его помощи, и, если захотим, удобно привлечем Его к себе.
...Когда не молим, тогда гневается; когда  не просим,  тогда отвращается. Для того Он и обнищал, чтобы  нас сделать богатыми; для того, все претерпел, чтобы нас побудить к молитвам.
Имея такие побуждения, такие надежды, если и  каждодневно согрешаем, будем приступать с прошением, молением и требованием отпущения  грехов. Таким образом,  и милосердие  Божие призовем, и  будущих благ  достигнем благодатью и  человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии