Литературные заметки

Сегодня записался в местную библиотеку, в надежде, что там есть то, что мне нужно. К сожалению, многого из того, что спрашивал, у них нет. Библиотекарь смотрела по компьютеру, но почти ничего не нашла. Есть только одна книга о Битлз Хантера Дэвиса 1990 года издания, да штук 5-6 книг Виктора Пелевина. Ни литературы о хиппи, ни интересующей меня книги "Призраки Крематория" Армена Григоряна у них нет. Жаль. Но я примерно так и предполагал. В итоге взял две книги - "Битлз" и "Жизнь насекомых".

* * *

Зашел в другую библиотеку, более крупную, в ней выбор вроде побогаче, но все равно нет того, что мне было нужно. Спросил библиотекаря, есть ли книги о современной музыке, она сказала, что очень мало, потом показала мне полку, где они стоят, и сказала, что есть книга о русском рэпе. А мне послышалось "о русском роке". Обрадовался, но потом увидел, что не "о роке", а "о рэпе", и расстроился. В этой библиотеке нашел гораздо больше интересных изданий, других, не о музыке. И главное, что отличает ее от первой библиотеки это то, что мне разрешили самому походить и повыбирать книги.

* * *

За один день залпом прочитал сборник стихов Елены Черной "Возвратный бег". Издание 2011 года, г. Екатеринбург. Эту книжку взял в библиотеке.
Все-таки поэты необычные существа! Они видят мир не так, как большинство людей. Часто стихи действительно смещают "точку сборки", толкая ее в неизведанное и заставляя пропустить через себя множество энергетических потоков. Говорю сейчас языком Кастанеды, потому что не знаю как еще выразить это состояние. Очень необычные переживания, далекие от чего бы то ни было другого в этом мире.

* * *

Заметил, что чтение литературы приносит больше ощущения наполненности в душе и удовлетворения, чем все остальное. Постики для этой цели уже не помогают. Прогулка по улице? Тоже как-то пусто. Просмотр видео? Не особо. Все время пусто. А после чтения нет. Будем развиваться и дальше в этом направлении.

* * *

При чтении романа В. Пелевина "Жизнь насекомых" в голову приходит только одна мысль "что автор курит?" И если бы можно было написать краткую рецензию на эту книгу, то она состояла бы из этих трех слов.

* * *

Сходил в библиотеку, отнес старые книги и взял новые: два сборника стихов тагильских поэтов и Ежемесячный литературный журнал "Урал".
Прочитал первый сборник стихов. В нем 48 произведений. Их автор - местный поэт Р.П. Афанасьев, который работает на заводе, а поэзия для него - это хобби.
Ну что могу сказать? По мне так не очень. По форме все хорошо, но у стихов нет идеи. Из 48 произведений только три посвящены какой-то социальной тематике, а все остальные это обычная пейзажная лирика.
На очереди к прочтению еще один сборник стихов. Он сдвоенный: одну часть его занимают произведения поэта В. Овсепьяна, а вторую - стихи поэтессы Е. Черной. Все эти авторы живут в нашем городе.
У меня в домашней коллекции есть их сборники - когда-то покупал их в книжном магазине. В. Овсепьян пишет достаточно простым стилем, но у него не только пейзажная лирика, а стихи социальные и, что называется, "со смыслом". Е. Черная - это еще более высокий уровень поэзии. Ее творчество отличает изысканность формы и глубина содержания, ее стихотворения более сложные в художественном и интеллектуальном плане.

* * *

Почитал Ежемесячный литературный журнал "Урал", который накануне взял в библиотеке. Издается он в Екатеринбурге - это уже не провинция, а столица области. Материалы в него попадают добротные. Для этого издания пишут авторы со всей России. У нас же в городе издаются в основном лишь газеты, а если и встречаются журналы, то не имеющие отношения к литературе.
Интересно почитать современные стихи и прозу, впитавшие в себя дух того времени, в которое все мы сейчас живем. Когда читал рассказы Александра Бондаря, то словно воочию представлял себе Екб, в котором тоже не раз бывал. Они произвели хорошее впечатление. Понравились их сюжеты, пришелся по вкусу тонкий юмор, которым они изобилуют. Завтра хочу почитать стихи, напечатанные в журнале, и оценить их.

* * *

Читал стихи в журнале "Урал". Около десятка авторов. Некоторые пишут ясно и понятно. Таких немного. Большинство же пишут сложным и витиеватым языком и говорят порой одним им понятные вещи. Не очень люблю эту сложность (от слова "ложь"?), витиеватость, замудренность. Хотя... бывает, что в таких заумных стихах что-то есть. Поэты щебечут на каком-то своем, "птичьем" языке, который ты не до конца, может быть, понимаешь, но на душе после прочтения их произведений становится хорошо и спокойно, и в сознании что-то приоткрывается, какая-то "дверца в Иное"... А бывает, что человек пишет ясно и понятно, а сюжеты у него простые, безыскусные, даже банальные, и душа не воспаряет высоко, а остается все в том же круге повседневности...

* * *

Чтение других рассказов в журнале "Урал", что называется, "заземлило". Один из них посвящен работе горняков, а второй труду часовых дел мастеров. Показаны мир конкретных вещей, сфера труда и мастерства. Читая, понимаешь, что наш мир очень разнообразен, и в нем есть место для самых разных занятий и профессий. Удивительно то, что сами авторы этих рассказов занимаются тем же самым трудом, который описывают в своих произведениях, а сочинительство для них - это их хобби. Они как-то могут совмещать сугубо "земные" интересы с возвышенной областью литературы. Конечно, в их рассказах, зачастую, нет ничего абстрактного, нет философии или чего-то подобного, ведь их пишут технари, но все равно читается все это с интересом.
P.S. Все, о чем идет речь в этой серии записей, можно найти в августовском номере журнала "Урал" за 2023 год.

* * *

Журнал "Урал", помимо стихов и художественной прозы, содержит в себе рецензии на новые издания. "Это интересно" - подумал я, и в 8 номере за 2023 год прочитал две такие рецензии: на книгу Хироко Оямады "Нора" и книгу Марка Уральского "Зинаида Гиппиус. Дева-Воительница русского символизма". Первое издание даже нашел на Озоне, получил и успел прочитать, а в отношении второго - довольствовался лишь рецензией.
Что могу сказать? Большое дело делают издатели журнала, создавая движение в умах и душах своих читателей. А что касается рецензий, то мир литературы огромен и не так-то легко в нем сориентироваться, а тут тебе задают направление, показывают дорогу к новым интересным изданиям. Это очень ценно.
Журналом "Урал" я открыл для себя "окно" в мир литературных журналов. Их ведь довольно много издается в России. Может быть, мне просто повезло, и я интуитивно выбрал самый лучший номер? Не знаю, но хочу это проверить в ближайшем будущем, взяв почитать в библиотеке и другие номера.

* * *

Читаю книгу "Хиппи в СССР". Ее автор Виталий Зюзин описывает интересную и насыщенную жизнь. Цитирует свои дневники прошлых лет. Книга также снабжена черно-белыми и цветными иллюстрациями. Жаль, что сейчас как-то меньше стало возможности участвовать в разного рода движении. Оно если и происходит, то в интернете, но это не совсем то.
А в Москве 1983-1988 годов, судя по описанию книги, жизнь бурлила. Было много творческих людей, многие из которых были выходцами из тусовок неформальной молодежи.
Движение, конечно, где-то происходит и сейчас. Невозможно постоянно сидеть дома, и, скорее всего, что мы еще примем в нем участие...

* * *

Сходил в библиотеку. Взял там один номер журнала "Урал" и три сборника стихов уральских поэтов. Посмотрел на формуляры в них - похоже, что кроме меня эти издания почти никто не читает. К сожалению, народ у нас практически не интересуется поэзией. Журнал "Урал" тоже никому не интересен, кроме меня.
Но романы народ берет. Случайно заглянул в формуляр книги Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом" и увидел, что ее брали читать многие люди. Другие романы, судя по всему, тоже пользуются спросом.

* * *

Сборники стихов, которые взял в библиотеке, их авторы - уральские поэты Евгений Туренко (г. Нижний Тагил), Татьяна Титова (г. Нижний Тагил) и Любовь Новак (с. Покровское). Издания, соответственно, 2000, 2003 и 2005 годов.
Начал чтение со стихотворений Татьяны Титовой. Если честно, мало что в них понял. Автор пишет супервычурно, странно и непонятно, неясно, так что смысл редко доходит. Хотя по форме ее стихи качественны, но вот с их содержанием возникают некоторые проблемы. Хотя не исключаю, что просто у нее другое "инопланетное" мышление, и если ты мыслишь также, как она, то вполне сможешь понять, о чем она пишет. Это стихи "современные", постмодернистские, которые далеко не все поймут.
Любовь Новак, напротив, пишет более просто, ясно и понятно, не совсем в стиле модного постмодерна, но все-таки тоже местами странным образом, смысл ее стихов тоже доходит не всегда, кое-где остается некоторая неясность в них. Хотя нужно сказать, что все-таки большинство ее произведений не оставляют тебя с ощущением, что из тебя пытаются сделать дурака, как это часто происходит при чтении стихов предыдущего автора. Например, в стихах Л. Новак есть живые образы природы, которые компенсируют некоторую вычурность стиля. Соответственно, и послевкусие от них приятное, они оставляют на душе теплое впечатление, они гораздо более душевные и не такие "непроницаемо-мертвые" как стихи Т. Титовой.
Евгений Туренко, книжку которого прочитал в самом конце, тоже пишет вычурно и непонятно, но все же не так "тяжеловесно" как Т. Титова. Кажется, что иногда даже улавливаешь, о чем идет речь в его произведениях. Но в целом, это такая же, извиняюсь за выражение, галиматья, как и у Титовой, или сложность - от слова "ложь".
Читая всех этих "современных" поэтов я все больше учусь ценить простой стиль тагильского поэта-классика Василия Овсепьяна, в стихах которого мне все понятно, и читая которые, я не чувствую что автор издевается надо мной, жонглируя ничего не значащими, пустыми и бессмысленными словами, рандомно комбинируя из между собой.
Мне скажут: "у них такой стиль", понимаю, но пусть в наше время такое стихосложение и практикуется, но это не мое. По той же причине никогда не мог читать того же Маяковского.

* * *

Июньский номер Ежемесячного литературного журнала "Урал" за 2023 год порадовал. Как я понял, листая в библиотеке номера журнала, самые годные вещи в нем появляются летом - в пору, когда природа, а вместе с ней и человек, пробуждается от зимнего сна.
Пока прочитал несколько статей в номере за июнь, в которых авторы рассказывают о своих впечатлениях от посещения Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а также стихи поэтов. Увы, описания этих двух городов - это капля в море по сравнению с тем, что в них реально происходит, и я надеюсь, что по этим текстам никто не будет скоропалительно судить о них.
Произведения большинства из поэтов, пишущих для данного номера, порадовали - это стихотворения четверых человек. Мне все понятно в том, что они пишут, и на душе после такого чтения становится тепло. Но один автор все же "добавил ложку дегтя в бочку меда". К сожалению, то, что он пишет есть такая же точно галиматья, о которой я рассказывал в прошлый раз, разбирая отдельные сборники стихов уральских поэтов (надо заметить, что не все уральские поэты пишут в таком стиле "автоматического письма", видимо, просто мне не повезло с выбором книг в библиотеке). В общем, со скрипом дочитал этот "набор слов" до конца и закрыл журнал. На сегодня пока достаточно. Завтра хочу почитать рассказы, помещенные в нем.

* * *

Результатом сегодняшнего похода в библиотеку стал выбор нескольких книг. Во-первых, это журнал "Урал", номер за март 2024 год - появился с некоторым опозданием. Книга Ричарда Баха "Чайка Джонатан Ливингстон", ее читал когда-то давно, и решил заново перечитать. Два сборника стихов уральских поэтов - надеюсь, что на этот раз повезет, и в них не будет галиматьи.
На улице стоит солнечная погода. Прогулялся до библиотеки и обратно пешком. Деревья и кусты уже покрылись листвой, и дышится на свежем воздухе хорошо, даже несмотря на периодические выбросы.

* * *

Стихотворения в двух сборниках - Веры Охотниковой "Божественный след" (изд. 2005 г.; поэтесса живет то ли в Екб, то ли в Н. Тагиле, не понял) и Светланы Новгородцевой "Бронзовый век мой" (изд. 2012 г; поэтесса живет в Н. Тагиле) - мне в целом понравились. Достаточно ясно и понятно пишут эти две поэтессы. Хотя иногда смысл их строк не доходит, особенно у второго автора, стиль тоже местами вычурный, но все же это не чистый "набор слов", как у тех поэтов, о которых писал в прошлый раз. Стихи В. Охотниковой более простые и по форме и по содержанию, и в ее сборнике их раза в два меньше, чем в сборнике С. Новгородцевой. Второй автор пишет очень глубоко, разнообразно, смело, как уже сказал, иногда немного вычурно и непонятно, но ты готов простить ей эту особенность, также, как прощаешь ее Е. Черной (тоже талантливый тагильский автор). В аннотации к сборнику Светланы написано, что она преподаватель, и к ее интересам относятся "история древних цивилизаций, история религий, археология, культура народов мира, кельтика, философия, мистика". Все это находит отражение и в ее стихах. Читаются они с большим интересом, и сознание при таком чтении уносится куда-то далеко. В общем, можно сказать, что на этот раз встреча с поэзией удалась. Спасибо авторам!

Апрель-май 2024 г.


Рецензии