Богадельня на Зафабричной

Династия купцов Бугровых и богадельня на Зафабричной.
   Род купцов-старообрядцев Бугровых пошел из Нижегородской губернии Семеновского уезда Дрюковской волости деревни Тоскуек (приходское село Дрюково), о чем свидетельствуют ревизские сказки. Бугровы много сделали для нижегородчины. И в 21 веке немало объектов, которые называют «бугровскими».
   Шагнем в начало 18 века и проследим истоки рода великих купцов.
   В 1 ревизской сказке по приходу церкви Воздвижения Креста Господня в селе Дрюково попа Данила Игнатьева (РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.209) среди прочих есть запись:
«Во дворе Гаврило Андреев 60 лет, у него сын Михайло 20 лет. У Михаила дети: Алексей 3 года, Гаврило 2 года».
В деревне на момент ревизии было 16 жилых крестьянских дворов.
    Сведения 4 ревизии (ЦАНО, Нижегородская Казенная Палата)
1. Деревня Тоскуйки (имена, как в документе; первая цифра возраст на момент 3 ревизии, вторая на 1785 год): «Вдова Ульяна Никиферова (60\умерла в 1771 году), у нее сын, написанной в последнюю пред сим ревизию Алексей Михайлов (45\62). У него жена Анна Макарова (35\54), взята Заузольской волости из Деревни Хренова. У них дети, написанные в последнюю пред сим ревизию: Егор (13\32), у него жена Маланья Васильева (13\34), взята той же волости деревни Городишек. У них дети, рожденные после ревизии сын Андрей (\5), дочери девки Настасья (\9), Парасковья (\4); у него же, Алексея Михайлова, дочь девка Домна (\9), выдана в замужество дворцовой Толоконцевской волости в Деревню Белкино за крестьянина».
2. Деревня Городищки: «Вдова Марья Терентьева (70\умерла в 1771 году), у нее сын, написанный в последнюю пред сим ревизию Василей (31\умер в 1780 году), у него жена Парасковья Федорова (30\49), старинная той же волости деревни Кулагина. У них дочери девки: Маланья (13, выдана в замужество той же волости в Деревню Тоскуйки за крестьянина), Марья (10, выдана в замужество Семеновской округи дворцовой Заузольской волости в село Ступино за крестьянина), Анна (6\25). У них дети, рожденные после ревизии сын Семион (\18), Дочь девка Настасья (\10).
   Сведения 5 ревизии (ЦАНО, Нижегородская Казенная Палата): Алексей Михайлов (62\75), у него жена Анна Макарова (54\умерла в 1795 году). У них сын Егор (32\45), у него первая жена Меланья Васильева (34\умерла в 1789 году), у него же второго браку жена Фекла Михайлова (34\умерла в 1789 году), взята дворцовой Заузольской волости из деревни Ягодного. У них сын Андрей (5\18), дочери девки Настасья (9\умерла в 1782 году), Парасковья (4\умерла в 1786 году), рожденные после ревизии, сыновья Петр (\10) и Егор (\9)».
Петр Егорович Бугров (1785-1859) и его первые шаги из нищеты.
   Свой трудовой путь Петр Егорович начал в шесть лет, когда начал осваивать пастушье ремесло, поскольку жили очень бедно, а семья была большая.  В 16 лет юноша покинул родную деревню. Молодой человек прошел около 40 километров и подрядился работать у зажиточного крестьянина Мясникова. Поселился Петр Егорович в селе Попово, неподалеку от Филипповского. Здесь оннаучился валять валенки и шапки-полуярки, а также пас скотину. Молодой человек умело играл на балалайке, а нрава был доброго и спокойного.  На посиделках среди молодежи получил прозвище Петрушка-балалаечник, поскольку был душой компании.
    У Мясниковых подрастала дочь Анастасия, которая очень понравилась Петру, а молодой парень был по нраву Насте.   Строгая иерархия могла навеки разлучить молодых, ведь Петр-бедняк, а Анастасия из зажиточной семьи. Девушкам из состоятельных семей жениха подбирал отец. Но молодые люди были отчаянно влюблены и обвенчались без родительского благословения в городецкой часовне. Узнав об этом, Мясников с позором выгнал их из дома.
   После этого Петр Егорович нанимается в бурлаки. На бурлацком базаре его приняли с радостью, потому что он был старообрядцем, таких принимали охотнее. Считалось, что старообрядцы трудолюбивы, честны и не пьют вина. Работа была тяжелая. Батракам платили хорошие деньги. За путину по 37 серебряников.  Так отработал Петр Егорович 3 долгих года.
Через несколько лет бурлацкой работы и накопив немного денег, Петр Егорович обратился к жителям деревни Попово с просьбой выделить место для строительства дома, местные, приняв во внимание его трудолюбие и упорство, разрешили Петру Егоровичу построить дом в конце деревни на песчаном бугре. О выделении участка стал хлопотать и тесть Петра, поняв, что зять может содержать свою семью. Дом был построен, семья обрела очаг. Петр Егорович получил сначала прозвище Бугров (по месту нахождения дома), а потом стал первооснователем знаменитой фамилии своего рода.
   За хорошую службу в бурлацкой артели Петр был повышен до грузчика-крючника. Эта работа была легче, но являлась сезонной. Нужно было перетаскивать большие кули с солью и грузить их на баржи. Потом соль развозили по всей России.
   Впоследствии молодой человек начал сопровождать баржи с солью, заслужив доверие и авторитет. Он стал начинать и свою коммерческую деятельность.
   Петр Егорович на заработанные деньги стал скупать все в Семеновском уезде - от поварешек до пеньки. Товар он брал с собой на баржу, а по пути перепродавал его. Так он скопил свой первый капитал.
    Он стал первым, кто завез в родные края пшеницу, которая здесь никогда не росла.В этот же период на накопленные деньги Петр Егорович начинает реставрировать заброшенные мельницы на Линде. На восстановленных мельницах готовят муку, а Петр Егорович продает.
    Мукомольное дело стало процветать. Открылся другой род деятельности - доставка гречи, пшена и других культур, а также Бугров берет подряды на строительство дорог и домов.
   Несмотря на значительный капитал, Петр Егорович всю свою жизнь оставался удельным крестьянином (сделать сноску и там поместить ист.справку)
Историческая справка
В середине XIX в России было более 40 млн. крестьян, которые делились на помещичьи (52,7%), государственные (43,4%) и удельные (3,9%).
Помещичьи крестьяне принадлежали помещикам, работали на его земле (барщина) или платили оброк, несли гос. повинности.
Государственные (казенные) крестьяне жили и работали на казенной земле. Несли повинности в пользу государства, были лично свободными.
Удельные крестьяне - являлись собственностью императорской семьи все доходы с удельных владений шли в распоряжение царской семьи. Они платили оброк, несли гос. повинности, управлялись через Удельное ведомство.
С конца XVIII века ограничения на деятельность крестьян снялись, в начале XIX века они с разрешения барина или администрации могли открывать лавки, заниматься торговлей, устраивать мануфактуры, уплачивая хозяину за это определенную плату. Разбогатев, они откупались от собственника и переходили в другие сословия.)
 Так прошло становление знаменитого купеческого рода Бугровых.
  Единственный сын Петра Егоровича Бугрова, купец первой гильдии и приемник отца - Александр Петрович Бугров (1809 - 1883). 
   Александр Петрович смолоду учился у отца вести хозяйство, оставаясь при этом честным человеком, был деликатным и сострадательным, но не таким физически крепким как его отец.
В 1860 г. произошло изменение в социальном положении Александра Петровича: из удельных крестьян он переписался в государственные, что давало ему больше прав для предпринимательской деятельности.
Это был человек, который любил лес и понимал его. Он умел отобрать древесину высокого качества и при этом относился к лесу как грамотный хозяин, не давал ему истощаться. Были разработаны инструкции и рекомендации, которые четко выполнялись. Например, требовалась немедленная очистка поваленных хвойных деревьев от коры, чтобы не размножался жук-короед, а после вывоза леса покупатель должен был очистить делянку от мусора.
   Из заготовленного леса делали, в том числе и шпалы для строительства железных дорог. За отличное сотрудничество с железной дорогой Бугровы получили золотой жетон, который давал право бесплатного проезда на железных дорогах по всей России.
В 1861 году, после отмены крепостного права, Бугровы задешево скупали лесные угодья у разорившихся дворян. К концу века они имели около 200 тыс. гектаров лесов, что оценивалось в 14 млн. руб.
   Между Нижним Новгородом и Москвой была проложена железная дорога. В связи с этим пошел прирост населения, а следствием стало увеличение в потреблении пиши (в том числе и хлеба). Бугровские мельницы процветали. Александр Петрович вместе с сыном Николаем построили на станции Сейма две новые каменные мельницы, выкупили мельницы на реке Линде, которые арендовал Пётр Егорович и модернизировали их (заменили традиционные водяные колёса на более мощные водяные турбины-двигатели). Александру Петровичу удалось существенно расширить мукомольное производство, доставшееся ему по наследству от отца Петра Егоровича и стать главным мукомолом губернии. К 1873 году у Бугровых была собственная пристань и пароходы, мельницы.
   В строительстве первого нижегородского водопровода (который с 1879 года подавал не родниковую, а речную воду) приняли участие купцы-старообрядцы Блиновы, Бугровы и Курбатовы.  Купцы внесли щедрые пожертвования, поставили также одно важное условие в пользу жителей города: «Пользование водой из нового водопровода должно быть для всех сословий Нижнего Новгорода н вечные времена бесплатно».
   Александр Петрович Бугров понимал тяготы бедноты. Он помнил рассказы отца о том, как тот работал грузчиком соли на пристани и ночевал под лодками. В 1880 году Александр Петрович выступил в Городской думе в качестве гласного (депутата, представителя) Думы с благотворительными предложениями в пользу бедных граждан. Он обязался поставлять им продовольствие и дрова по заготовительным ценам, то есть без дополнительного для себя заработка.
   В октябре 1883 года по инициативе Александра Петровича Бугрова и на его средства был построен ночлежный приют на нижнем базаре, под кремлем (содержание заведения осуществлялось на средства семьи Бугровых).
Николай Александрович Бугров (1837 - 1911) – внук родоначальника династии, купец первой гильдии. Проживал в родительском доме на Нижневолжской набережной.
  По воспоминаниям людей того времени Николай Александрович громкоголосый человек крупного телосложения. Жил Николай Александрович скромно, одевался в обычный азям (старообрядческий кафтан). Любил простую деревенскую еду и душистый чай с лимоном. Он унаследовал не только большой капитал, но и силу ума, хватку, смекалку, а также смелость и щедрость.
   Купец первой гильдии, Почётный гражданин Нижнего Новгорода, один из первых Почётных граждан, кого занесли в Бархатную книгу города, Николай Бугров имел влияние далеко за пределами нижегородского края и оказался самым ярким предпринимателем и благодетелем бедняков из всего знаменитого купеческого рода.
   На бугровских мельницах, которые основал Петр Егорович в 1825 году, его внук провел существенную модернизацию и перевел их с простого размола муки на сложный, переводить свои мельницы на паровые машины.Производилось четыре сорта ржаной муки, три группы муки из пшеницы (голубая, красная, зелёная), рис (его называли сарацинским пшеном), овсяная, гречневая, перловая, манная и другие крупы по доступным ценам. В 1895 году у Бугрова было 4 крупных мельницы, а в 1896 году на берегу Оки вырос бугровский пивоваренный завод.
   Николай Александрович не бросил и строительное дело и был собственником 17 домов. 
   Никто из Бугровых не имел официального образования, но занимались постоянным самосовершенствованием и уж точно не были лишены предпринимательского таланта.Николай Александрович был образованнее отца и деда. Он усвоил грамоту старообрядческого обучения, хорошо читал и писал.
Бугров Н.А. известен широкой благотворительностью: он выступил строителем второго городского водопровода и учредителем ночлежного и Вдовьего домов (1887 года постройки) в Нижнем Новгороде, участником возведения здания городской думы, бесплатного родильного дома и др. У Вдовьего дома стояла специальная люлька для подкидышей. Приют брал на себя вскармливание, воспитание и обучение сирот ремеслу.
   Вопреки успехам в предпринимательской деятельности, личная жизнь Николая Александровича сложилась неудачно, наследников он не оставил.
   Его наследником стала нижегородчина и все мы – жители области. В Городце Николай Александрович стал попечителем Успенской старообрядческой часовни и за счет собственных средств построил женскую богадельню на улице Зафабричная, в которой сейчас располагается второй корпус Городецкого Губернского колледжа.
   Десять лет Николай Александрович добивался разрешения на строительство богадельни в Городце, центре старообрядчества беглопоповского согласия. Местное руководство было непреклонно, итогда купец согласовал проект с губернатором Н.М. Барановым. На свои средства Николай Александрович восстановил старообрядческую часовню в Городце и воплотил в жизнь постройку богадельни на Зафабричной, для строительства которой был приглашен один из лучших архитекторов Николай Адамович Фрелих (был архитектором нижегородского ярмарочного гостиничного двора, Александровской богадельни, Вдовьего дома Бугровых и Блиновых, Мариинского института для воспитания девиц недостаточных дворян Нижегородской губернии и многих других). Проект трехэтажного каменного здания был создан в 1901 году и стал последним в деятельности Н.А. Фрелиха(1826–1903), поскольку в возрасте 70 лет он был не вполне здоров.
Здание второго корпуса Городецкого Губернского колледжа величественно возвышается на пригорке и имеет строгие огранки и хорошие пропорции. Форма – прямоугольная, есть выступы вглубь двора. План здания симметричный с двумя лестничными клетками. В композиции фасада 15 световых осей, разделенных тремя выступами (резалитами). За широким центральным ризалитом в пять осей света находится высокий двусветный зал.
Ризалиты увенчаны прямыми ступенчатыми аттиками. Развитые пояса в уровне межэтажных перекрытий, фризы с чередованием кронштейнов и филенок под венчающими карнизами задают мощную тему горизонталей. Ее уравновешивает равномерный ритм высоких окон, чередующихся с лопатками, подчеркивающими основные членения фасада. Помещение зала акцентировано окнами большей высоты с полуциркульными архивольтами и небольшими квадратными проемами второго света.Внутри здания двухстороннее размещение комнат, общих поэтажных залов, кухонь и уборных, а коридоры п-образные.
Его архитектурный облик и практичность восхищают, а крупные объемы выглядят солидно и по-купечески, напоминая по стати и добротности самого основателя-мецената.
Богадельня Н.А. Бугрова стала одним из самых крупных зданий, построенных в Городце до революции. В целом здание богадельни сохранило свой облик до наших дней.
   Образец эклектики с обращением к классицизму, пожалуй, так можно характеризовать здание в стилистическом отношении. Бывшая бугровская богадельня является уникальным памятником архитектуры и культуры регионального значения.


Рецензии