О фильме Послесловие Марлена Хуциева

В обширной фильмографии Андрея Мягкова есть замечательный дуэт с Ростиславом Пляттом. Два заслуженных актёра изобразили на экране конфликт поколений и столкновение двух разных взглядов на мир.

"Послесловие" в 1983 году поставил режиссёр Марлен Хуциев, создатель культовых "оттепельных" картин "Весна на Заречной улице" (1956) и "Застава Ильича" (1964). В этих фильмах, как мы помним, действуют молодые и яркие люди – влюблённые, талантливые, полные надежд и воодушевлённые незабываемой атмосферой конца 50-х – начала 60-х. Им всё по плечу, перед ними большое будущее и простое человеческое счастье. В "Послесловии" уже не так. Другие времена – другие песни. Герой Андрея Мягкова – перешагнувший сорокалетний рубеж академический интеллигент (искусствовед или этнограф), живущий в московской новостройке достаточно обеспеченно, но тускло и серо. Его жизнь размеренна и "стабильна", но он не получает удовольствия от работы, устаёт от дел и не умеет радоваться. Типичный персонаж кино "эпохи застоя".

Фильм снят по мотивам рассказа Юрия Пахомова "Тесть приехал". Сюжет прост: из Крыма в Москву приезжает 75-летний Алексей Борисович (Ростислав Плятт), чтобы навестить дочь, но накануне она улетает в командировку; на вокзале его встречает зять Владимир (Андрей Мягков), взявший отпуск для написания диссертации; несколько дней тесть и зять, почти незнакомые друг другу, проводят вместе в московской квартире.

Алексей Борисович оказывается необычайно интересным человеком. По-провинциальному разговорчивый, он поражает "учёного" зятя кругозором, начитанностью и вниманием к жизненным мелочам. Любое житейское событие он воспринимает поэтически. Он жизнелюб и немного философ. Владимир, равнодушный к восторженности тестя, замкнутый в своих профессиональных интересах и пресном быту, теряется на его фоне.

Тесть – интеллигент не по прозванию, а по манерам и строю мыслей. По профессии он хирург, в годы войны служил военврачом на Черноморском флоте. Он много повидал и пережил. В его лице зять – разочарованный и усталый позднесоветский интеллигент – встречает культурного человека довоенной формации, ценящего каждую минуту жизни.

Планы зятя в тишине закончить диссертацию всё время нарушаются. Тесть невольно требует к себе внимания: хочет побеседовать, посидеть за столом с бокалом вина, поделиться впечатлениями. Он то и дело что-нибудь вспоминает: как до войны жил в Москве, как случайно встретил Маяковского, как оперировал раненых матросов. Его разговоры, наблюдения, философские рассуждения и простая "радость бытия" отвлекают Владимира от "главного", на чём тот хочет сосредоточиться. Но нужно ли ему это "главное", есть ли в нём жизненный смысл? Кажется, он сам не знает.

Алексей Борисович гуляет с тросточкой по Москве, вспоминает прошлые годы, наслаждается красотой неба и архитектуры. Не предупредив зятя, уходит на встречу с друзьями, где, как в молодости, откупориваются бутылки шампанского. Он живёт полной жизнью, бывая и весёлым, и печальным, в то время как зять пребывает в однообразной унылой сосредоточенности.

Картина получилась камерной. Она напоминает телеспектакль, в котором участвуют два гениальных актёра: почти всё действие происходит в квартире Владимира, в разговорах зятя с тестем, и лишь пару раз мы видим обоих на московских улицах, где, как в жизни героев, царит какое-то межсезонье – то ли поздняя осень, то ли ранняя весна. Настроение тихой грусти вызывают фортепианные произведения Баха и Бетховена, звучащие за кадром. В фильме есть недосказанность, и благодаря этому его можно пересматривать неоднократно, всякий раз находя новые смыслы.

В итоге мы понимаем, что несколько дней в компании жизнелюбивого тестя из Крыма переворачивают жизнь Владимира. Он начинает задумываться: а правильно ли я живу, можно ли что-то изменить? В финале фильма, проводив Алексея Борисовича в аэропорт, он собирается "наверстать упущенное" и засесть за никому не нужную диссертацию. Но работа не идёт: его не отпускают мысли о старике и его мировоззрении. Весенняя гроза, которую Владимир встречает на балконе, как будто намекает о произошедшей в нём перемене.

Февраль 2021

Оригинал нашей статьи на канале "Прожектор" на Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/a/YDZkrHANpS2ydNDe


Рецензии