Лебедь, рак и щука в российской Арктике

«Лебедь, рак и щука» в российской Арктике
или еще раз о планировании, координации и сотрудничестве

Арктику у нас любят все: для одних – это малая Родина, для других – увлекательное путешествие или возможность заработать, для остальных – нечто далекое, величественное, незыблемое – край белых медведей, оленеводов и северного сияния, где время от времени застревают ледоколы…  Арктике уделяется значительное внимание в инфополе, в нее вкладывают приличные средства и не менее приличные средства зарабатывают. В Арктике постоянно происходит какая-то «движуха»: что-то ищут, добывают, исследуют, спасают коренные народы и краснокнижных животных... Осваивают - одним словом. В последнее время, правда, пошла еще мода на проведение различных акций по очистке Арктики от мусора – разрушенных военных и гражданских объектов советского периода и всевозможных отходов, преимущественно – ржавых металлоконструкций и бочек…

И вот, когда окунаешься в этот «водоворот страстей», начинаешь понимать, что вся эта бурная деятельность напоминает броуновское движение частиц, далекое от хоть какого-то упорядочения и систематизации. И это не смотря на то, что у нас в стране есть целое федеральное министерство, призванное направлять и координировать ВСЮ работу в регионе.

Сегодня я коснусь только малой части проблем, связанных с антропогенным воздействием на хрупкие арктические экосистемы. Но в том их и прелесть – малые проблемы легче решить, причем, с минимальными средствами (в основном – административными). Другая часть, более серьезных проблем, связанных с пьянством и вымиранием местного населения, с латанием инфраструктурных дыр и отсутствием внятной системы жизнеобустройства северных населенных пунктов, с антропогенным загрязнением природы, требует не менее серьезного «погружения в тему». Если «звёзды» сложатся благоприятным образом и у меня появится возможность поработать в АЗРФ  более длительное время (и если мои идеи будут интересны читателям) – к этому разговору мы еще вернемся.

Итак, начнем с малого – с неконтролируемого антропогенного негативного воздействия на хрупкие арктические экосистемы:

1. Проведение инженерных и научных изысканий (отбор проб почв и грунтов, сбор коллекций флоры и фауны, в том числе - краснокнижных видов). Вроде бы это такая «мелкая мелочь», по сравнению с регулярными разливами нефтепродуктов, и, тем не менее… Данную деятельность никто не координирует. Тысячи специалистов выезжают для проведения исследований, делают какую-то полезную для заказчика и для себя лично, работу, а результатами этой работы потом ни с кем не делятся. На мой взгляд, «есть сухари втихаря под одеялом» в данном случае, просто недопустимо. Результаты всех исследований в АЗРФ должны работать на общее дело - бережное хозяйствование и охрану природы.

2. Организованный и стихийный туризм, охота и рыбная ловля (увеличение количества бытовых отходов в труднодоступных местах, вылов краснокнижных видов рыб, охота на краснокнижных животных). Это уже более серьезный фактор негативного воздействия, который тоже, никем и ни как не регулируется.

3. Работа приезжих волонтеров по очистке территорий от мусора. Вы спросите: «А волонтеры-то тут при чем - они же делают полезную работу по очистке загрязненных территорий?» С одной стороны – да. Они могут очистить какую-то территорию, например, от металлолома, но при этом, «загрязнив» другую - эта очистка часто представляет из себя перемещение отходов из точки А в точку Б и более компактное складирование, т.к. вывезти их из тундры очень дорого; с другой - чем больше волонтеров приедет убирать металлолом, тем больше бытовых отходов они оставят после себя. Парадоксально, но получается, что чем меньше волонтеров будет ездить в Арктику, тем там будет чище…

Волонтеров привозят в Арктику нефтяники и газовики, атомщики и различные общественные организации. Дело это, безусловно, хорошее, но по- моему, очистка Арктики должна проводиться 1) системно, планово, непрерывно и 2) в основном, силами местных жителей (за деньги) и специализированных организаций, имеющих лицензию на данный вид работы, а также технику и обученных специалистов. Волонтеры должны подключаться на стадии помощи этим специально обученным людям, но ни в коем случае не подменять их, создавая красивую картинку для СМИ и формируя благоприятный облик спонсоров.

Что нужно сделать, чтобы минимизировать негативные последствия от этой деятельности? Очевидно, что кто-то должен выступить с инициативой и взять на себя контроль и координацию данных работ (назовем эту организацию для удобства, далее по тексту – Координатор).

Цель работы Координатора:
Сбор и аккумулирование информации об антропогенной деятельности в АЗРФ, а также результатов инженерных изысканий, научно-исследовательских работ и работ по очистке территории от несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда окружающей среде; координация, анализ и частичный контроль данной деятельности.

Задачи:
1.Создать систему контроля за посещением АЗРФ (кроме местных жителей и вахтовиков). На первом этапе – обязательное заполнение анкеты посетителя, с кратким изложением сроков пребывания, указанием места (маршрута) и целей поездки. Анкета заполняется в электронном виде на сайте Координатора, не позднее чем за месяц до поездки. Для специалистов, проводящих инженерные изыскания, можно предложить более ранний срок – за 3-6 месяцев до выезда, чтобы имелась возможность оптимизировать эту деятельность, если в одном районе планируется работа нескольких групп (можно предложить им объединить усилия, чтобы распределить виды исследовательских работ в части инженерных изысканий и сэкономить денежные средства, чтобы отправлять в один район не 10 групп по 10 человек, а 1-2 группы. Лица, осуществляющие инженерно-изыскательские либо научно-исследовательские работы (или заказчики этих работ) обязуются представлять результаты своих исследований Координатору (в электронном виде в течение 30 дней после обработки материалов и подготовки технических отчетов). Туристов/рыбаков/охотников на первом этапе – только регистрировать для анализа – сколько, куда и зачем едет людей. На втором этапе, возможно, надо будет думать о перераспределении потоков, а в каких-то случаях - и об ограничении въезда.

2.Создать банк информации с результатами инженерных изысканий и научно-исследовательских работ, проводящихся в АЗРФ. Данная информация очень нужна организациям, планирующим хозяйственную деятельность в Арктике для проведения предпроектных и проектных работ, в том числе по оценке воздействия на окружающую среду. Использование этой информации позволит новым резидентам АЗРФ обосновать объем изысканий (частично, сократить объем исследований), сэкономить средства, а также, уменьшить негативное воздействие на природу. Информацию будет предоставлять Координатор по запросу юридических и физических лиц безвозмездно, либо за небольшую плату. Или еще проще – можно сделать электронную библиотеку, где вся информация будет представлена в систематизированном виде в свободном для скачивания доступе.

3.Раз в 2-3 года анализировать накопленные материалы, проводить научно-практические конференции среди заинтересованных организаций для обмена опытом, с выпуском сборников работ по различным направлениям культурной, научной и хозяйственной деятельности.

4.Координировать работы по ликвидации объектов накопленного вреда и деятельность волонтеров (участвовать в процедуре выбора первоочередности работ по ликвидации ОНВОС, согласовывать проекты ликвидации ОНВОС в АЗРФ, принимать участие в приемке работ, оценивать целесообразность мероприятий с привлечением волонтеров, оценивать качество работ).

5.Доступ к базе посещений АЗРФ (базе анкет) необходимо предоставить МЧС и Минприроды, для планирования профильных мероприятий (обеспечение безопасности людей и природы в АЗРФ). Думаю, не лишним будет обязательное требование к посетителям АЗРФ иметь страховку жизни и здоровья, т.к. любая деятельность в этих местах (работа или активный отдых) связана с риском возникновения экстремальных ситуаций.

Для того, чтобы эта система заработала, необходимо определить организацию-координатора и обосновать правовые механизмы ее деятельности специальным нормативно-правовым актом (либо внесением дополнений в уже имеющиеся НПА).  Не знаю, кто готов взять на себя такую работу – «Арктическое» министерство, Проектный офис развития Арктики или кто-то другой, но кто-то обязательно должен занять эту «экологическую нишу». Ведь даже, если рассматривать только работу волонтеров, их усилия должны быть объединены, скоординированы, должны проходить «под одним флагом» и, более того - по одним стандартам. Кстати о стандартах – неплохо было бы разработать некий документ, регламентирующий деятельность экологических волонтеров в АЗРФ, в котором были бы описаны основные требования к квалификации и соблюдению правил техники безопасности (минимальный уровень знаний и умений для качественного выполнения работы).
В случае, если мои предложения показались интересными – готов принять участие в их реализации.


Рецензии