История запутанная в датах

Хазарское наследство Древней Руси.  Хазарское иго
 
Хазары (область начального поселения)
Этническая принадлежность этого народа, как и его самоназвание, остаются загадкой. По одной версии, этноним «хазары» происходит от тюркской основы kaz, обозначающей кочевание; по другой – от персидского слова «хазар» – тысяча. Современники относили хазар к племенам «бреющим голову и носящим косы». Бритоголовыми обитателями южнорусских степей были булгарские и угорские племена. «Именник булгарских ханов» называет этих владык «князьями с остриженными головами». Булгары оставляли на голове пучок волос, который иногда заплетали в косу, но не в косы. Несколько иначе носили волосы угорские племена: мужчины выстригали их спереди, а сзади заплетали в несколько кос. Какую из этих причёсок предпочитали хазары, остаётся неясным. Правда, арабские писатели Х в. аль-Истахри и вслед за ним Ибн Хаукаль определенно заявляют, что «язык булгар подобен языку хазар». Значит, тюрки? Однако другие авторы роднят хазар с грузинами и армянами, а третьи делят их на два разряда: смуглых («красных»), черноволосых – и «белых, красивых, совершенных по внешнему виду». Сами хазары считали себя по происхождению родственниками угров, аваров, гузов, булгар (тюрок), савиров и барсельтов — всё это племена различной этнической принадлежности, пришедшие на Северный Кавказ и в Европу вместе с гуннами.
Причину этой неразберихи надо искать в истории хазар. Собственно хазары, скорее всего, были тюрками. Однако среди них могли находиться союзные угро-финские племена и европеоиды северокавказского типа. Последние, будучи преимущественно оседлыми скотоводами, с большим трудолюбием предавались и земледельческим занятиям, особенно разведению дагестанских сортов винограда. В те времена любая более или менее крупная орда кочевников состояла из нескольких подвластных или союзных племён и орд; но своё название она получала по имени главенствующей орды или рода.
В источниках хазары известны с III в. по нападениям на Армению, Грузию и Албанию.
 
Тюркский каганат (Великий Эль Тюрок)

В 560-х гг. хазары попали под власть Тюркского каганата, а после его распада в начале VII в. вошли в состав Западно -Тюркского каганата. Они приняли участие в войнах тюрок с Византией и Сасанидским Ираном и в 629 г. подвергли страшному разгрому Тбилиси. Но в середине VII в. Западно-Тюркский каганат, охваченный междоусобицей, в свою очередь, развалился под ударами китайской империи Тан.
Хазары обрели самостоятельность. Однако они приютили у себя тюркского кагана из династии Ашина («Волков»), оставив за ним функции верховного правителя. Политический и религиозный авторитет тюркских каганов был настолько велик, что иметь представителя их династии у себя на престоле считалось среди хазар за необыкновенную удачу, поскольку ни один хазарский князёк не мог претендовать на то, чтобы олицетворять своей персоной благословение Неба. Так возник независимый Хазарский каганат с правящей тюркской династией во главе, опиравшейся на многочисленную тюркскую дружину.
 
Хазарский воин с пленником

Вместе с династией Ашина хазары унаследовали политические традиции Тюркского каганата с его претензиями господства над всем кочевым миром.
 
Походы хазар

Главным противником хазар в Северном Причерноморье была Великая Булгария хана Кубрата. Она рухнула от первого же удара. Преследуя булгар, хазары устремились на запад. В письме хазарского царя Иосифа (X в.) говорится, что хазары преследовали булгар до самого Дуная. К концу VII в. власть хазарского кагана распространилась на всё Северное Причерноморье, включая большую часть Крыма. «Хазары, великий народ... овладели всей землёй вплоть до Понтийского моря», — пишет византиец Феофан. Империи удалось отстоять один Херсонес, который, впрочем, на время потерял всякое экономическое значение. Папа Мартин I (ум. в 656 г.), сосланный в Херсонес, в письмах жаловался на недостаток и дороговизну продуктов в этом городе, некогда снабжавшем хлебом Византию. Теперь, по его словам, «в этих краях... голод и нужда такие, что хлеб здесь известен разве по названию, а его и видом не видать». К VIII в. хазары подчинили также волжских булгар и многие народы Северного Кавказа. За каких-нибудь полсотни лет Хазарский каганат превратился в крупнейшую державу Восточной Европы.
 
Хазарский каганат

В основу государственного устройства Хазарии было положено федеративное начало — в том смысле, что входившие в неё племена и народы сохраняли в неприкосновенности свою внутреннюю организацию и даже часть внешнеполитической самостоятельности. Государственное единство обеспечивалось посредством династических союзов. В гареме кагана было 25 жён — по числу подвластных хазарам народов.
Верховную власть олицетворяли две фигуры — тюркский каган и хазарский бек (царь). Первый был окружён священным ореолом и пользовался величайшим почётом, однако не обладал политической властью — он был сакральной фигурой. Причисление к небожителям обрекало его на постоянное затворничество во дворце, ибо считалось, что сакральная сила кагана может причинить несчастье простым смертным. Жизнь его протекала в обществе 25 жён и 60 наложниц, состоящих под присмотром некоторого числа евнухов. Посетителей каган принимал, восседая на золотом троне под балдахином. Сам бек падал перед ним ниц и приближался к трону не иначе как босой, предварительно очистив себя ароматическими курениями. Кроме него во дворец допускали ещё привратника и двух сановников, равных, по словам одного арабского писателя, достоинством беку. Для народа каган оставался невидимым, как и полагалось божеству. Раз в четыре месяца он выезжал из дворца в сопровождении всего войска, которое двигалось сзади на значительном расстоянии, — и народ на его пути падал ниц, дабы не быть ослеплённым величием кагана.
Однако с этим сверхчеловеческим существом и поступали бесчеловечно. Арабский писатель Масуди рассказывает, что, если хазар постигала засуха, военное поражение или другое бедствие, чернь и знать спешили к беку, крича: «Мы приписываем своё несчастье этому кагану, его существование приносит нам вред. Убей его или отдай его нам — мы его убьём». Бек поступал по своему усмотрению — иногда выполнял народное требование, иногда принимал кагана под своё покровительство. Даже обычное человеческое долголетие не было уделом хазарского земного бога. Согласно арабскому путешественнику Ибн Фадлану, побывавшему в Хазарии в начале Х в., хазары опасались истощения его божественной силы, поэтому каган не мог царствовать больше 40 лет — по истечении этого срока его убивали. Описание погребения кагана во многом напоминает похороны Аттилы и Алариха – его хоронили под водой вместе с убитыми слугами и рабами. По словам аль-Истахри, многие соседние народы не решались воевать с хазарами из-за великого почтения к кагану. Случалось, что одно его появление на поле боя вызывало паническое бегство врагов.
Реальная верховная власть находилась в руках бека (именно его в источниках именуют царём). Он объявлял войну и заключал мир, предводительствовал войсками, повелевал зависимыми князьями, собирал дани и пошлины, судил и наказывал, словом, был полновластным владыкой в государстве. Полное повиновение ему было делом обычая и чести. Вельможа, навлёкший на себя его недовольство, обязан был добровольно покончить с собой, если, конечно, в намерения бека не входила публичная казнь.
Средоточием Хазарского каганата были прикаспийские земли. При устье Волги находилась хазарская столица и резиденция кагана – Итиль.
 
Раскопки Итиля
 
Реконструкция Итиля

На юге славился своими виноградниками и садами Семендер (чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарки, на севере приморского Дагестана. Согласно другой точки зрения, он находился в низовьях Терека у современного Кизляра). Здесь же, по свидетельству Ибн Хаукаля, в плетёных из хвороста хижинах, обмазанных глиной, жила основная масса хазарского населения.
Религиозная история хазар выглядит весьма необычной. Сначала хазары пребывали в язычестве (исповедуя религию верховного бога тюрков — Тенгри, то сеть Неба), потом ненадолго приняли ислам, отказались от него и вернулись к язычеству и, наконец, хазарская верхушка и какая-то часть простого народа перешли в иудаизм (об этом ещё скажем подробнее). Кроме того, на хазарской земле звучала христианская проповедь. Правда, апостолу славян Константину (Кириллу) Философу, побывавшему в Хазарии около 862 г. с христианской миссией, удалось крестить всего две сотни человек. Но в хазарских городах существовали целые колонии купцов-христиан, и крещёное население Хазарии, судя по всему, не уступало в численности иудеям и мусульманам.
По сообщению Масуди, в Итиле власти назначили семь судей для разбора дел: двое судили хазар-иудеев, двое — магометан, двое — христиан и один — язычников (русов и др.).
Вообще арабские писатели очень хвалят благоустройство и порядок в стране, справедливость и веротерпимость хазарских правителей.
 
Славянские племена под властью каганата

Все восточнославянские племена лесостепного юга в течение VII—VIII вв. оказались под властью хазарского кагана. По летописным сведениям, дань хазарам платили поляне, радимичи, вятичи и северяне.
Cудя по всему, подчинение было добровольным, а дань необременительной. Вятичи, например, настолько свыклись с властью каганата, что князю Святославу во второй половине Х века удалось заставить их сменить хазарское подданство на киевское только при помощи военной силы. Хазары отнюдь не были жестокими степными хищниками, они не тревожили военными набегами окрестных оседлых земледельцев, а наоборот, позволяли им колонизовать пустующие земли. Характерно, что в большинстве поселений волынцевской культуры этого времени (на левобережье Днепра) отсутствуют укрепления – в них не было необходимости. Хазарский каганат на добрых двести лет перекрыл заволжским кочевым ордам дорогу на запад.
 
Славяно-хазарское пограничье

Обретя защиту и покровительство кагана, славяне приступили к массовому заселению Подонья и собственно хазарских областей. Притоки Дона и Донца пестрят славянскими названиями – Сальница, Красная, Ольховата, Лугань, Красивая Меча, Тихая Сосна, Медведица и т. д.: все они упоминаются источниками до XV в., то есть гораздо раньше вторичной славянской колонизации этих земель [Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI в. 4-изд., доп. СПб., 2000. С. 84]. В Итиле славян знали очень хорошо, поскольку, по словам Масуди, из них состояло войско хазарского бека (вероятно, личная гвардия) и его дворцовая прислуга. Согласно Константину Багрянородному, хазары употребляли в своём языке славянское слово «закон».
Славяне, колонизовавшие Подонье, были видными участниками, а также одними из главных жертв арабо-хазарских войн.
 
Арабские походы

В первые десятилетия VIII в. арабы, преодолев внутреннюю смуту, возобновили великий джихад — священную войну против неверных. Их лёгкая конница устремилась по всем направлениям — в Индию, Испанию, Африку, Переднюю Азию и на Кавказ. Почти всюду арабам сопутствовал громкий и быстрый успех. Ничего подобного мир не знал со времён Александра Македонского, который не случайно сделался любимым персонажем арабской литературы. И только на северном фронте война приобрела затяжной характер. В 717-718 гг. арабы осадили Константинополь, но оказались бессильны против пламени и льда: «греческий огонь» и чрезвычайно суровая зима спасли город. Хазары приняли сторону империи, которая расплатилась с ними тем, что император Лев Исавр в 732 г. женил своего сына Константина на дочери (или сестре) кагана. Новобрачных нельзя было назвать идеальной парой: прозвище Константина было Копроним (Смердящий), а прекрасная степная царевна носила имя Чичак (Цветок). Этим благодеянием Византия и ограничила свою помощь хазарам.
Хазарии пришлось вести борьбу собственными силами. В распоряжении халифата были неисчерпаемые людские и материальные ресурсы Ирана, Закавказья и Согдианы, и тем не менее хазары некоторое время с успехом отражали натиск арабов.
Славяне сражались в войсках обоих противников. В составе гвардии хазарского бека они врывались в Армению и северную часть Азербайджана; на стороне арабов бились славянские перебежчики из византийской армии, поселившиеся в Сирии (об этом прямо свидетельствуют арабские и византийские авторы). Последние упомянуты как участники кровопролитной битвы в долине Ардебиля в Азербайджане. Полководец Джаррах, щедрый, превосходный человек, по отзывам арабских писателей, неосмотрительно вступил в бой с превосходящими силами хазар. Арабы продержались два дня; лучшие их воины погибли, трусы дезертировали. Третий рассвет вместе с Джаррахом в арабском лагере встретили только раненые и павшие духом. Хазары без труда обратили их в бегство. Но тут один из спутников Джарраха воскликнул: «В рай, мусульмане, а не в ад! Идите по пути Бога, а не дьявола!» Этот возглас напомнил арабам, что павшим в бою уготовано райское блаженство; они воспрянули духом и обратились лицом к врагу. В страшной резне погибли почти все, в том числе и Джаррах. Из 25-тысячного арабского войска спаслось немногим больше сотни человек — и среди них один, который в источниках назван «сакалиба», то есть «славянин»; именно он принёс халифу Хишаму известие о гибели его полководца. Это был последний боец из славянского отряда в войске Джарраха.
В 737 г. арабские войска на Кавказе возглавил брат халифа Марван ибн Мухаммед. Он двинул против хазар огромную армию из арабов и дружин союзных кавказских князей – арабские писатели, вероятно сильно преувеличивая, оценивают его силы в 120— 150 тысяч человек.
 
Поход Олега в Крым

Однажды к киевской пристани в устье реки Почайны причаливает богато украшенная ладья. На её борту находятся послы василевса ромеев Романа I Лакапина. С собой они привезли много золотых монет и ещё больше обещаний. Взамен империя хочет, чтобы острые русские мечи обратились против хазар.
Эти события можно условно датировать второй половиной 30-х годов Х века (более точной даты история не сохранила). В это время между Византийской империей и Хазарией разгорелся жестокий конфликт. Интересы Византии и Хазарии в Северном Причерноморье были прямо противоположны. Власти империи всегда рассматривали безопасность крымских владений в качестве первоочередной задачи внешней политики. Ведь на Таманском полуострове и в Адыгее находились многочисленные источники нефти — важнейшего компонента секретного оружия Византии, так называемого «греческого огня». А принятие Хазарией иудаизма вносило в политические распри заметный оттенок религиозного противоборства.
Дошло до того, что василевс Роман I повелел всем живущим в империи евреям принять христианство. Византийские евреи толпами хлынули в сопредельные страны, в том числе в Хазарию, где царь Иосиф, разъярённый преследованием единоверцев, обрушил гонения на христиан.
Военные силы империи были заняты сразу на многих фронтах. На востоке Византия вела войну с арабами, на западе — с итальянскими герцогами и сарацинскими пиратами, на Балканах пыталась сдержать амбиции болгарских царей. Поэтому бороться с каганатом приходилось чужими руками. Так послы императора очутились на берегах Днепра.
Олег II свято соблюдал договор дружбы с империей ромеев, заключённый его отцом. Ещё в 924 году, когда болгарский царь Симеон с огромным войском осадил Константинополь, «светлый князь» готов был прийти на помощь ромейской столице. Вероятно, в это же время, стремясь к более тесным союзным отношениям с Ромейской державой, он принял крещение с именем Александр. Сделано это было в расчёте на повышение политического престижа. Константин Багрянородный свидетельствует, что вожди «северных народов», в том числе и русов, неоднократно просили василевсов послать им «что-нибудь из царских одеяний или венцов, или из мантий ради какой-либо их службы и услуги…». Судя по тому, что в арабских и еврейских источниках Олег II носит титул «царя русов», некий «царский венец» действительно был им получен.
В русско-византийском договоре 944 года упоминается киевская церковь пророка Ильи. Вероятно, это первый христианский храм в Киеве. И возведён он был, по всей видимости, новокрещёным князем Олегом/Александром.

Выполняя просьбу Романа I, Олег наносит удар по владениям Хазарии в Восточном Крыму.
В 936 году русские ладьи врываются в Керченский пролив и захватывают портовый город, названный в Кембриджской рукописи С-м-к-рай. По всей видимости, под этим названием скрывается Фанагория или Таматарха-Тмуторокань. Нападение было хорошо подготовлено. Олег совершил нападение в то время, когда в С-м-к-рае не было градоначальника. Организовать оборону было некому. В темноте русы подплыли к С-м-к-раю, и той же ночью город оказался в руках Олега.
Городская казна ограблена, жители обложены данью. Богатую добычу Олег отослал в Киев, сам же с дружиной засел в С-м-к-рае. Используя город как военную базу, он принимается грабить хазарские поселения в Крыму и хазарских купцов.

Каганат наносит ответный удар

Хазарская торговля терпит огромный ущерб. Но собственных сил для войны с Русью у Хазарии тоже нет. Восстановить порядок в регионе хазарские власти поручают чёрным булгарам. Эта приазовская орда подчинялась хазарам с VII века, но сохраняла автономию. Арабы называли земли чёрных булгар Внутренней Булгарией, в отличие от Булгарии Внешней — на Волге. По словам анонимного автора географического трактата «Худуд аль-Алам» («Границы мира»), чёрные булгары — «народ храбрый, воинственный, внушающий ужас». Их отношения с русами носили неприкрыто враждебный характер: «Внутренняя Булгария находится в состоянии войны со всей Русью».
Хан чёрных булгар, по всей видимости, принял иудаизм. Чёрные Булгары — кочевой народ, часть Булгарских племён, выделившаяся после распада во второй половине VII века Великой Болгарии. Потомки протоболгар старшего сына Кубрата Батбаяна. Обитали в районе Кубани, по другим оценкам, в междуречье Днепра и Дона.
Во второй половине IX века в союзе с огузами, печенегами и буртасами чёрные булгары неудачно воевали с Хазарией. Позднее упоминаются в договоре киевского князя Игоря Рюриковича с Византией (944), как народ, нападающий на греческий Херсон.
Если придут «Черные Булгары» и станут воевать в Корсунской стране, то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране.
Персидский географический трактат Худуд аль-алам (980-е) называет их «срединными болгарами» и помещает к северу от Азовского моря и на восток от Славян. Также о них в качестве серьёзной военной силы в восточноевропейском регионе упоминает византийский император Константин VII Багрянородный:
За Боспором находится устье Меотийского озера, которое за величину свою всеми называется морем. В это Меотийское море впадают многие большие реки. К северу от него [течёт] река Днепр, из которой Руссы проходят в Черную Болгарию, Хазарию и Сирак.
С конца X века чёрные Булгары перестают упоминаться в источниках, что, вероятно, свидетельствует об их ассимиляции славянскими и тюркскими племенами.
Археологические памятники чёрных Булгар и родственных им племён определяются как часть салтово-маяцкой культуры.

Кембриджский документ называет Хана  чёрных булгар как - «досточтимый Песах». Этот человек оказался талантливым военачальником. Глубокий Керченский пролив, в котором господствовал русский флот, был непреодолимой преградой для булгарской конницы. Войско Песаха вторглось в Крым с севера, через Перекопский перешеек. Прежде всего Песах ударил по византийским владениям на южном побережье Крыма, протянувшимся от Херсонеса до Керчи. Эта линия приморских укреплений империи состояла более чем из 30 городов, крепостей, замков и монастырей. Песаху удалось овладеть тремя городами, в которых были истреблены все жители, от мала до велика. Херсонесу повезло больше — его крепкие стены спасли город от разгрома. Уже командуя большой армией, Олег подошел к хазарскому укрепленному городу Самкерц (Смкраю) на Таманском полуострове, выбрав момент, когда начальник гарнизона Хашмонай с частью воинов уехал на сбор дани, и взял город смелым ночным штурмом
Покончив с местью Византии, войско Песаха устремляется к захваченному Олегом городу. Олег с дружиной запирается в городе, но не выдерживает осады и, потеряв многих людей, уплывает восвояси.
Напомню, что обо всех этих событиях мы знаем благодаря Кембриджской рукописи. Далее в ней говорится, что Песах не удовлетворился восстановлением власти Хазарии над Восточным Крымом и совершил поход в глубь Русской земли. Он взял и сжег Стольный город Киев. Война Песаха с Олегом будто бы продолжалась четыре месяца — почти весь «военный сезон» того времени. В конце концов русы были снова побеждены: Олег подчинился Песаху и вернул всю захваченную в Самкерце  добычу.
Нечего и говорить о том, что покорение Русской земли силами одной булгарской орды в первой половине Х века было уже совершенно немыслимым делом. Недаром современник событий — византийский император Константин Багрянородный — ничего не знает о подчинении « России» хазарам.
Для лаврового венка «досточтимого Песаха» все эти факты столь же пагубны, как осенняя буря — для увядшей листвы на деревьях.
И тем не менее неудача Олега в Крыму действительно имела следствием его поражение в Русской земле. Но здесь победителем наследника вещего Олега стал не опытный военачальник дряхлевшего каганата, а юный предводитель киевских дружин, князь Игорь.

Изгнание Олега из Киева. Моравское княжение

Киева как города до 10 века не существовало, называлось ли Киевом селище на Замковой горе, городище на Старокиевской горе или поселение на Подоле до 10 века неизвестно. Вполне может быть, что изначальный Киев, Киев Олега и Игоря был на Дунае...
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой -- Щек и третий -- Хорив, а сестра их -- Лыбедь.
Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.
“Повесть временных лет”


Причина, по которой Олег должен был уступить киевский стол своему сопернику проста — к 936 году Игорь достиг совершеннолетия и, по всей видимости, заявил о своих правах. Правда, до открытого столкновения не дошло. Согласно известиям моравских летописей, Олег вовремя заметил, что теряет поддержку в Русской земле. Тогда, забрав все свои сокровища, он бежал в Великую Моравию.
 Великая Моравия — это славянское государство IX — начала X веков, располагавшееся на территории современных Чехии и Словакии.
Сформировалось в первой трети IX века после распада контролировавшего большую часть Центральной Европы Аварского каганата.

Недолгая история этого славянского государства вела отсчёт от падения в начале IX века Аварского каганата, когда многие славянские племена, прежде подчинённые Аварам, признали вассальную зависимость от Франкской империи. Раздел Франкской империи произошёл по Верденскому договору 843 года. Самое крупное государство Западной Европы, созданное Карлом Великим за период с 768 по 814 год, оказалось непрочным и просуществовало около 30 лет после смерти своего создателя. Его наследники не смогли справиться с управлением такой большой территорией. Кризис и смута в империи привели к её разделу.
 В числе принявших вассальную зависимость - был и моравский князь Моймир I (умер около 846).
 Он исправно посылал ко двору восточнофранкских государей ежегодную дань — 120 быков и 500 марок, а когда пассаусский епископ Регинхар потребовал от него принять христианство, то покорно сменил веру отцов.
Его племянник Ростислав был совсем другим человеком. Он стремился к политической и церковной независимости. В 855 году Ростислав отбил вторжение короля Людовика II и с этого времени прекратил выплату дани. А в 862 году он пригласил в страну священников из Ромейской империи, чтобы вывести Моравию из церковного подчинения Пассаусской кафедре. (Пассау — владетельное княжество-епископство, основанное в 738 году в Пассау на Дунае и на первых порах подчинявшееся епископам зальцбургским.)

Православными миссионерами были братья Константин (Кирилл) и Мефодий, создатели славянской азбуки и первые профессиональные переводчики на славянский язык богослужебных текстов. Людовик II (825 – 12 августа 875), иногда называемый младшим, был королем Италии и императором Священной Римской империи с 844 года, правя вместе со своим отцом Лотарем I до 855 года, после чего правил единолично. Обычным титулом Людовика был император Август ("августейший император"), но он использовал imperator Romanorum ("император римлян") после завоевания Бари в 871 году, что привело к плохим отношениям с Восточной Римской империей.

В 871 году племянник князя Ростислава по имени Святополк обманом захватил дядю в плен и отправил в Регенсбург, к Людовику II. (Регенсбург — город в Германии, в земле Бавария. Расположен на слиянии Дуная и Регена, в самом северном изгибе Дуная. Восточнее города начинается Баварский Лес.) Там моравскому князю вынесли смертный приговор, но затем «из милости» ослепили и заточили в монастырскую темницу.
При Святополке Великая Моравия пережила кратковременный расцвет. Вассальное подчинение немцам было окончательно сброшено, славянская держава в центре Европы приросла новыми землями — в Словакии, Чехии, Малой Польше, Паннонии и Словении.
Сыновья Святополка поделили державу отца и немедленно затеяли междоусобицу. Это облегчило покорение страны новым захватчикам — Мадьярам.
В IX веке Мадьярская орда под давлением печенегов откочевала из донских степей в междуречье Днепра и Днестра. Но печенеги и там не оставляют своих врагов в покое. В 894 году, в то время когда мадьяры грабят моравских славян, их собственные кочевья подвергаются опустошительному набегу печенежской конницы. Следующей весной мадьярская орда снимается с насиженных мест и, пройдя по восточным склонам Карпат, оседает в Паннонии, в долине реки Тисы. На языке окрестных славянских племён пришельцы получают имя венгров (или Угров — от Булгарского «он огур» — «десять частей (родов)»).
В Европе появление Венгров вызывает панику. Одетые в звериные шкуры и словно сросшиеся со своими малорослыми, но выносливыми лошадями, они наводят ужас одним своим видом. Лучшие европейские армии не в силах им противостоять. Венгры осыпают неприятеля тучей стрел, а затем стремительным ударом прорывают вражеский строй. При неудаче они обращаются в притворное бегство, и когда враг ломает свои боевые порядки, устремляясь в погоню, — разом оборачиваются и всей ордой обрушиваются на преследователей. Пощады к побеждённым они не знают.
Ближайшей жертвой венгерских набегов становится государство Моймировичей — Великая Моравия.
В 907 году битва при Прешпорке (так называлась тогда современная Братислава) кладёт конец династии Моймировичей и могуществу Великой Моравии. Однако её угасание растягивается ещё на полстолетия.
Противостоять набегам Венгров можно в союзе с Чехией, Польшей или Германией. Но это повлечёт за собой вассальную зависимость от этих государств. Между тем моравская знать желает, во что бы то ни стало сохранить независимость. Для этого ей нужен такой князь, который не присоединит Моравию к своим собственным владениям.
Появление в Моравии знатного беглеца из Русской земли позволяет удачно решить эту задачу.
Как повествует моравское летописание, в 939 году знатнейшие Моравы, приняв во внимание высокие доблести Олега, предложили ему моравскую корону и сделали великим князем.
Правление Олега пришлось на последнее десятилетие существования Великоморавского государства.
Судя по всему, ему удалось ненадолго задержать окончательный распад моравской державы. Исследования Венгерских и Чехословацких археологов установили, что в первой половине Х века на территории Моравии по-прежнему существовали процветающие городские и сельские поселения, действовали епископии, исправно платившие Риму «дань святого Петра», не было заброшено ни одного кладбища. Резкая убыль населения произошла лишь во второй половине столетия.
К концу 40-х годов Х столетия чаша весов начинает всё явственнее склоняться в сторону венгров. Они разоряют ряд крупных городов и захватывают саму моравскую столицу — Велеград, где покоились останки одного из братьев-просветителей, святого Мефодия.
Растущая угроза полного краха государства заставляет Олега обратиться за помощью к бывшему сопернику за киевский стол. Состоялось примирение. С этого момента в войске Олега постоянно присутствуют русские дружины. Впрочем, военное счастье всё равно отворачивается от Олега в Моравии, как и ранее в Русской земле. Решительное сражение разыгралось в 949 году при Брюнне.
Вначале Олег сильно потеснил Венгров и уже торжествовал победу, когда его войско вдруг попало в засаду, было окружено и разбито наголову.
Эти события знаменуют гибель Великой Моравии. Уже в следующем 950 году император Константин Багрянородный записывает в своем трактате «Об управлении империей», что Великая Моравия «совершенно уничтожена Венграми и захвачена ими». По его словам, Моравские беженцы толпами хлынули в сопредельные страны: «Венгры, явившись, совершенно разгромили их и завладели их страною, в которой живут и ныне. Остатки населения рассеялись, перебежав к Булгарам, Туркам, Хорватам и к прочим народам».
Русская земля тоже принимает беженцев из Моравии. Неподалеку от Чернигова, на правом берегу Десны, даже возникает целый Моравский город — Моравийск, или Моравск.
Другое моравское поселение в Русской земле — Моравица — находилось западнее Киева, неподалеку от Луцка.
Массовое присутствие на Руси выходцев из Великой Моравии подтверждается многими археологическими находками. Окрестности Киева и Чернигова усеяны древними могилами, относящимися к первой половине Х века. Для них характерно смешение языческой и христианской обрядности. Некоторое время их относили к скандинавским погребениям.
Но это большая натяжка. В 1978 году в сборнике статей «Древняя Русь и славяне» историк и археолог Сергей Сергеевич Ширинский опубликовал небольшую статью «Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии». По результатам его исследования оказалось, что множество дружинных могил Киева и Чернигова по характеру и деталям захоронений полностью идентичны погребениям знати на территории Великой Моравии.

А что же Олег?

Сведения о конце его жизни скудны. Знаменательно то, что последние годы он провёл в Киеве, своём бывшем стольном граде. Западнославянские писатели сообщают, что, потерпев поражение от Венгров, Олег вначале бежал в Польшу, откуда в дальнейшем перебрался на Русь. Вдова умершего к тому времени князя Игоря, княгиня Ольга, с почётом приняла знатного беглеца.
Вместе с Олегом на Русь прибыло множество моравских христиан. Они привезли с собой церковные книги, переведённые на славянский язык Кириллом и Мефодием, а также сочинения их учеников. Благодаря этому Русская земля станет основной хранительницей богатого духовного наследства солунских братьев-просветителей. Моравские переселенцы приносят на Русь и свои фольклорные сказания, которые дадут удивительные ростки на русской почве.
История обрекла на неудачу, как военные предприятия Олега, так и его государственную деятельность.
И на первый взгляд может показаться, что его фигура не стоит того, чтобы спасать её от забвения. Но за ним числится одно деяние, одна духовная победа, которая перевешивает все его поражения и делает его имя значимым для русской истории. Через несколько лет после приезда в Киев Олег убедил княгиню Ольгу креститься. Отсюда начинается отсчёт к тому культурно-цивилизационному выбору, который тремя десятилетиями спустя сделает креститель Руси князь Владимир.
Бывший «царь русов» и государь Великой Моравии умер в 967 году, незадолго до кончины приютившей его княгини Ольги.

Илья, богатырь из Моравии

Наша история началась на Волге, а заканчивается на Оке, в Муромской земле, в селе Карачарово. Сегодня это — один из микрорайонов города Мурома.
Все мы с детства знаем, что именно здесь родился и 33 года пролежал на печи с парализованными ногами могучий русский богатырь Илья Муромец. Здесь к нему пришло чудесное исцеление, отсюда он отправился совершать свои богатырские подвиги, ставшие сюжетами десятков русских былин.
Казалось бы, где, как не здесь, живут знатоки и слагатели этих былин!? Разве не жителям Карачарова и Мурома подобает больше всех славить своего самого знаменитого земляка?
Действительно, в Муроме ещё в XIX веке любили показывать достопримечательности, связанные с именем славного русского богатыря: старое русло реки Оки, которое Илья якобы завалил деревьями, колодец, из которого он напился перед отъездом в Киев и т. д. Но вот что странно: все эти памятные места были связаны с содержанием одной-единственной былины об «исцелении» Ильи каликами перехожими. А никаких других былин об Илье местные жители и не знали.
Выходит, в Муромской земле былины об Илье появились позже, чем где-либо ещё?
Этнографы, собиратели устных народных сказаний подметили и другую странность: во всех самых древних былинах Илья выступает уже пожилым человеком, старшим товарищем Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Вместе с тем о его молодости ничего не говорится. Народная фантазия редко оставляет такие вещи без внимания. И вот для объяснения, почему Илья так поздно начал свою богатырскую службу у князя Владимира, и появляется былина о добром молодце, который 30 лет и 3 года просидел на одном месте, а затем чудом исцелился. Как выяснили филологи, этот сюжет — один из позднейших в цикле былин об Илье.
Время его появления учёные относят к середине — второй половине XVII века, уже после того, как во времена Смуты прославился уроженец Муромской земли — атаман Илейка Муромец. Встав по главе целого полчища терских казаков, он объявил себя царевичем Петром — сыном последнего Рюриковича, царя Фёдора Иоанновича, который на самом деле произвёл на свет одну только дочь, которая умерла в младенчестве. Илейка выказал недюжинные военные таланты. Он одержал несколько побед над царскими воеводами, захватил Тулу и, вместе с Иваном Болотниковым готовился идти на Москву. Но затем фортуна покинула его. Царь Шуйский собрал стотысячную рать, взял Тулу в кольцо и заставил осаждённых сдаться. Илейку в числе других отправили в Москву и там повесили.
Но именно с этого времени былинный богатырь Илья становится «Муромцем» и «старым казаком», плавающем на Соколе-корабле с Ермаком (а позднее — и со Стенькой Разиным) по «Хвалынскому» (Каспийскому) морю.
Между тем в древнейших былинах богатырь Илья носит совсем другое прозвище — не Муромец, а Муравленин или Моровлин. В 1915 году собирательница былин Озаровская записала со слов пинежской сказительницы Кривополеновой, 82-х лет, былину об «Илье Муровиче и Калине-царе». Зафиксирована и форма «Моравец».
Всё встанет на свои места, если вспомнить, что слова «мравленин», «моровлянин» в древнерусских источниках имеют значение: «выходец из Моравии». Вместе с тем в русском языке буква В может переходить в М. Тот самый город Моровийск в Черниговской земле, населённый выходцами из Моравии, в летописных сводах XVII века называется уже Муромск. Так, богатырь Илья Муровлянин из великоморавского эпоса превращается в русского силача Илью Муромца и переселяется на берега Оки — родину казака Илейки Муромца. Ну и не забудем, что былинный Илья накрепко связан с богатырём Святогором, от которого получает свой волшебный меч-кладенец. А Святыми горами в древней Руси называли Карпатские горы — восточную границу Великой Моравии.
В былинах, отразивших древнейший слой славянского фольклора, Илья Муромец три года служит «у короля Итальянского» (итальянского), и ездит в Царьград «дорогою латынскою» (то есть вдоль Дуная по мощёной дороге, построенной ещё во времена Римской империи). Киев он обороняет, находясь на заставе в «степях Цицарских» (цесарских, то есть австрийских, придунайских), да и сам этот Киев стоит не где-нибудь, а на Дунае.


Рецензии