Цивилизационная катастрофа

На юго-западе России сошлись во вселенской брани несколько эшелонов: навязанная нам гражданская война, защита русских от укронацизма, борьба русской цивилизации с русофобской экспансией Запада. Глубинный же фронт – битва за образ будущего мироустройства. От русской победы зависит судьба человечества. Война всё более приобретает измерения борьбы с инфернальной бездной.
Как христианская Европа скатилась к богоборчеству? Западноевропейцы насаждали на всех материках своё миропонимание, истребляя либо порабощая народы. Основное достижение Запада – научно-технический прогресс одарил невиданным комфортом своих и стал эффективным орудием порабощения чужих. Возрастающая технологическая мощь перемалывала планетарные ресурсы и создавала орудия самоуничтожения человечества. Наука из технологии познания и освоения природы превратилась в «единственно верное мировоззрение», отрицающее всё не поддающееся экспериментальному наблюдению и рациональному объяснению (вопросы о вечной душе и о Боге – ложные). Материальный прогресс основывался на «прогрессе» мировоззренческом, который определял вектор цивилизационной экспансии, формировал её орудия, мобилизовывал западноевропейского человека, формулировал цели потребительской экспансии.
Атеизм разрывал связь с источником и смыслом бытия, материализм закукливал в материальных идеалах, позитивизм подвергал скепсису все нематериальные ценности. Европейские интеллектуальные штудии воспитывали нигилистов всеотрицателей, которые породили поколения практиков всеразрушителей: террористов, социалистов, марксистов, коммунистов, фашистов, нацистов, либерал-большевиков… Только в европейских рационалистических колбах могли быть выведены идейные яды. Паразитируя на положительных ценностях идеологические мании пленяли умы, формировали партии, которые захватывали власть, аппаратом насилия и лжи выковывали «нового человека». Во всех регионах мира насаждались идеократические режимы, корни которых в западноевропейских идеологиях. Мировая экспансия западноевропейского образа мысли стимулировала войны и между идеократическими режимами – во имя конкуренции в перемалывании народов и традиционных форм жизни. Сопротивление народов принуждало к мимикрии духов зла, постмодернизм внушил: иерархия ценностей – иллюзия, равноприродны верх и низ, добро и зло, истина и ложь, красота и безобразное, мужское и женское, Бог и дьявол… И вот наконец «дьявол уже без маски вступил в мир» (Н.В. Гоголь), самоценен только полюс зла, - западные веяния становятся открыто сатанинскими. А "Если Бога нет, то всё позволено" (Ф.М. Достоевский).
Необходимо определить вывих в истоках западной цивилизации, которая подвела мир к грани самоуничтожения. Сохранится ли человечество перед лицом современных вызовов, и каково его будущее? Теоретизирования на эту тему не учитывают, что основные цивилизационные парадигмы созданы в лоне религиозного мировоззрения. Религиозному сознанию известно, что представления о небесном выстраивают жизнь на земле, а картина мироздания и осмысление роли человека связаны с тем, как человек понимает началополагающие события в бытии. Земное сознание не может охватить источники богочеловеческих импульсов творения. Но богословские категории и концепции оказываются ключами, приоткрывающими тайну бытия, и, вместе с тем, они являются формулами метафизических решений человека, которые впоследствии реализуются в истории. В отличие от науки (которая существует несколько столетий) религиозное мировоззрение тысячелетиями осмысляет основные вопросы бытия: как и для чего был создан мир и человек, каково назначение человека в мироздании?
В первых трёх главах книги Бытие Ветхого Завета (Быт. 1. 1-3) иудаизм обобщил и углубил древние предания на тему творения мира и человека. Христианство приняло большинство книг древнего еврейского Священного Писания в качестве канона Ветхого Завета Библии. При этом толкования одних и тех же текстов радикально отличаются: для иудаизма это последнее и полное откровение Бога, для христианства книги Ветхого Завета толкуются в свете Новозаветного Благовестия как путь богоизбранного народа к Истинному Богу – явлению Богочеловека. Кроме первых трёх глав книги Бытия: христианские богословы переняли иудаистское толкование творения и грехопадения человека. Основополагающие тексты о сотворении мира и человека не были осмыслены в свете Благовестия Богочеловека. Натуралистическая теория, не соответствующая Откровению Спасителя, была усугублена учением Бл. Августина о первородном грехе, передающимся при рождении младенца. Представления о небесном выстраивали жизнь на земле, картина мироздания и осмысление роли человека связаны с пониманием началополагающих событий в бытии. При этом в Благовестии Нового Завета нет никаких оснований исключать из христианского переосмысления тексты начальных глав книги Бытия.
Всё это свидетельствует о том, что христианская мысль некритически заимствовала иудейскую концепцию творения и грехопадения. Дохристианские представления о творении мира и назначении человека не были переосмыслены в свете Новозаветного Откровения. Благая весть о Богочеловеке требует вскрыть более глубокие смыслы в библейском сказании о творении мира и грехопадении человека. И как возможно, что радикальное переосмысление христианством конца истории не меняет ветхозаветный смысл о начале истории? Глобальная духовная подмена не могла не отразиться в истории человеческой цивилизации.
Таким образом, глобальный кризис современной цивилизации заставляет предположить, что она во многом выстроена ложными ориентирами. Если западноевропейская христианская цивилизация привела человечество к грани самоуничтожения, то необходимо определить основной онтологический вывих в истоках христианского мировоззрения. Концепция творения и грехопадения влияла на формирование духовной установки христианских народов, веками определяла представления о вселенной, о человеке и его роли, была исходной точкой различных мировоззренческих позиций.
В свете этого необходимо сравнить состояние современного человечества с образом мироздания, который возникает из традиционного толкования творения и грехопадения. Из общепринятой в христианстве концепции грехопадения следует:
1. Мир сей не создан Творцом непосредственно и не является тем, про который сказано: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1. 31). Мироздание появляется как результат грехопадения человека и есть как бы тень творения Божиего.
2. Человек попал в этот мир не в результате свободного, сознательного и ответственного решения, а вследствие самовольного дурного проступка. Бог человека в мир не посылал, сам человек не собирался. Присутствие его в мире сем случайно, чем обессмысливается его жизнь и спасение.
3. Начало космоса и земной истории положено не творческим актом Бога и не свободным соучастием вечной человеческой души - сотворца Божиего, а случайно-греховным падением Перволюдей на землю. Вся космическая драма, вся мировая история изначально не нужны ни Творцу, ни богоподобному созданию Его, и этим обессмыслены. Нет начального целеполагающего творческого акта, и не предполагается конечное творческое приращение, что только и наделяет смыслом всякое бытие. И как из бессмысленного случайного начала может произойти осмысленный благой итог, из недолжного падения – взыскуемое преображение – Новое Небо и Новая Земля?
4. Концепция грехопадения не настраивает человека на творческое преображение бытия, а формирует манихейское отношение к мирозданию. С одной стороны, мир сей – падший, низший, безблагодатный, и потому заслуженно вызывает отношение к себе как к хаотической свалке сырья для «высших» потребностей человечества. Человек, по существу, не отвечает за ту землю, куда изгнан в наказание и которую он призван покинуть, «вернувшись» в рай. Падший мир, такой, какой он есть – и может быть только таким, каков он есть. Человек может забыть, что призван покинуть эту землю и вернуться в первозданные сферы, но ему навсегда внушено чувство, что мир сей обречён быть самодостаточно-безблагодатным.
5. Человек ущербен по своему происхождению в мире и предельно ограничен в своём призвании. По сути, человек лишён богоподобного достоинства и творческой миссии в мироздании, ибо образ и подобие Божие он утерял в грехопадении. Его судьба в руках «божественного фатума», что порождает чувство фаталистической обречённости и пассивность, агрессию на «не справедливого» создателя. Либо судьба человека определяется его своеволием, безответственным распоряжением жизнью, историей, мирозданием.
Такой образ бытия возникает из традиционной концепции творения и грехопадения. Но разве не таковым видят человека и мир все западные идеологии?! Различные идеологические системы по существу исходят из одного корня, разыгрывая вариации безблагодатности и самодостаточности мира, богооставленности, фаталистической предопределённости или безответственного своеволия человека. Все радикальные идеологии сформировались в Западной Европе и в США в результате последовательных выводов из ложной метаконцепции бытия, согласно которой человек выброшен в низший мир, где ему неведомо небесное достоинство, вселенские творческое назначение, права и ответственность. Идеологии сталкиваются с христианским Благовестием о Богочеловечестве в споре о мире и человеке. Но восстание на призвание христианства порождено внутри западно-христианской цивилизации. Мир, в котором мы мучаемся и погибаем сейчас, во многом запрограммирован ложной установкой, которая глубоко поразила христианскую цивилизацию и которая впервые оформилась в концепции грехопадения и первородного греха.
Рецидивы ветхозаветного законничества в христианской культуре сдерживали проявление основополагающих качеств человека: творческую свободу и вселенскую ответственность. Этот Божественный дар нередко подавлялся обскурантистским – враждебным к духовному просвещению религиозным воспитанием. Неуничтожимый инстинкт свободы прорывался в жизнь искажённым: человек не хочет понимать и отвечать за что-либо по существу, он упоён чувством безответственного обладания.
Веками христианские иерархи пытались сковать в человеке то, что считалось причиной его грехопадения – стихии плоти, пола, жажду познания. И неудержимая сила пробивалась в искажённых формах. Вырывающийся из-под косной религиозной опеки человек нередко превращается в демоническое существо. Современная ненасытная погоня за благами цивилизации и уродства сексуальной революции – это болезненная реакция на многовековой тотальный запрет. Христианское Благовестие учит, что не д;лжно необузданно раскрепощать в человеке природные стихии, но забывалось, что христианство призвано не к отвержению, а к благодатному преображению плоти.
Духовная ориентация христианских народов нередко искажалась из-за отсутствия целостного учения о божественной миссии человека. Это вело к тому, что церковное всё более спиритуализировалось (отрывало от плоти), а мирское – секуляризировалось, обмирщалось, отрывалось от духовных основ. Крайний спиритуализм мышления вырождался в абстрактный идеализм, который явился предтечей диалектического материализма. Аскетическое смирение без осознания творческой ответственности вырождалось в лжесмирение, прикрывающее лукавую гордыню и религиозное своеволие, гордыня монашеского аскетизма доводила до презрения к миру и людям.
Вопреки всем стихиям мира сего христианская культура веками воспитывала личностное начало в человеке. Но в него изначально были вплетены чуждые тенденции, искажающие духовный рост личности. Вечная человеческая душа не вмещалась в ограниченный и ущербный мир, в котором человек пытался себя определить в христианские века. Слепой бунт против Церкви во многом порождён отталкиванием от этой ложной опеки. Но на свободу душа вырывалась, поражённой двоемыслием и цинизмом, и потому новоевропейский человек, стремясь к необузданному овладению миром, несёт стихии разрушения.
Таким образом, в основе однобокого развития европейского мышления, секуляризации познания и жизни – изначальная искажённая установка, пронизавшая христианское мировоззрение. Культура, называющая себя христианской, ещё не обрела подлинно христианской направленности. Многие её сферы не были пронизаны смыслами Благовестия. Новозаветное Откровение, возвращающее к исходным началам, обнажает многие ветхие слои в том, что принято считать христианством. Христианская цивилизация слагалась в результате столкновения христианского Благовестия о новой твари с богоборчеством. Внутри христианского мировоззрения содержались нехристианские представления, развитие которых и породило атеистические и античеловеческие идеологии.
Ныне через смерть старой нарождается новая цивилизация. Россия в войне с мировым злом, в противостоянии однополюсному гегемону, в отношении к странам и народам демонстрирует новую форму мироустройства - единство многообразия, соборное человечество. Что являет древний русский архетип православной соборности.


Рецензии