Русская цивилизация подвига и труда

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПОДВИГА И ТРУДА.
ВСПОМНИВ, КТО МЫ, ОБРЕТАЕМ БУДУЩЕЕ: «Вперёд к отцам» (Г.В. Флоровский). 1.11.2022 г.
Русский характер сформировался в результате окультуривания Православием бога-той природы восточнославянских племен (жизнестойкость, страстность, свободолюбие, миролюбие). «К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково, оказывая им знаки своего расположения» (Маврикий Стратег). «Они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним грекам» (Н.М. Карамзин). «О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники, и византийские, и арабские» (А.И. Ильин).
Русская душа опознала себя в Крещении, потому Православие было принято органично, через сто лет Русь была христианской страной с просвещённой элитой и зарождающейся грамотностью низовых сословий. «Греческое вероисповедание, даёт нам особенный национальный характер» (А.С. Пушкин). Православная вера укрощает буйный славянский нрав, блокирует пороки, благоприятствует достоинствам. В русском характере отразились христианские истины: духовность, соборность, универсальность, антиномичность.
Самосохранение возможно при снятии сверхнапряжения, но русская судьба превратила подвиг и труд в обыденность существования. Благодаря цивилизационным доминантам русский народ выжил в условиях, при которых исчезал из истории всякий другой народ.
Монгольское нашествие истребляло либо ассимилировало народы. Русские сумели остановить его, принеся величайшие жертвы, пережив сожжение большинства городов, уничтожение массива письменности, адаптируясь к жесточайшим условиям выживания. При сохранении души народа – Православия шло монастырское освоение суровых земель Северо-Востока.
Суровейшие условия выживания русского национально-государственного организма: географические - отсутствие доступа к мировым торговым путям (морям); разбросанность на тысячи километров ископаемых; отсутствие плодородных земель; климатические – рисковое земледелие, холодные безбрежные просторы требовали больших за-трат на выживание; геополитические - бесконечные гибельные нашествия с запада, во-стока и юга. При этом русские освоили огромные пространства (до Калифорнии и Аляски) за исторически короткий срок, сформировали огромную государственность, защищая все её народы, создали великую культуру.
Великая историческая миссия выработала особые механизмы выживания.
Маятник свермобилизации (войны и сверхнапряжённый труд) - демобилизации (в относительно благоприятные периоды) в индивидуальной жизни, в микросоциуме, на уровне общенациональном.
В ситуации периодических катастроф формировалась национальная иерархия ценностей: архетип Русской идеи – Бог и Отечество, спасалось главное – Родина и Вера, стушёвывались материальные ценности. Пример - Нижегородское ополчение. Отсюда и равнодушие к бытовому комфорту.
В ситуации демобилизации народа — короткий отдых после сверхнапряжения — в различных слоях проявлялись «избегательные» формы: нищенство, бродяжничество, до-статочный труд для обретения необходимого достатка, унылое стяжание. Прорыв из этого состояния у небольшого числа пассионариев только при высшей мотивации: казачество как неизбывное стремление к воле, феномен старообрядческого купечества и промышленников, первопроходцы - освоение безбрежных суровых пространств. «Русская лень» – русофобский миф.
Сильная единодержавная власть при территориальном и общественном само-управлении: символично в Смуту ополчение мобилизует земский староста Минин и князь Пожарский.
Вектор сверхнапряжения: смертельная угроза; её осознание культурным и правящим слоем, формирование ответа на исторический вызов (национальная идея); трансляция идеала спасения верховной власти; обращение верховной власти с призывом к национальному сопротивлению; ответный порыв нации – сверхнапряжение - победа.
НАСТАЛА ЭПОХА ГЕРОИЧЕСКОГО ПОРЫВА И НАПРЯЖЁННОГО ТРУ-ДА.
Либо историческое небытие.


Рецензии