Религия преображения бытия

ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ БЫТИЯ.
Благовестие Богочеловека открыло соизмеримость с Богом человека как малого творца, наделённого Духом Божиим для богочеловеческого преображения бытия…По учению св. Григория Паламы человек, очищая свою душу и углубляясь в себя, переживая своего рода онтологический катарсис, упрощение души и трезвение, внутренне восходит вслед за апостолами на Фавор для переживания Преображения Господня. «Фаворский свет для исихаста есть несозданная энергия Божия, отличная от Его сущности, энергия, благо-даря которой богопознание и богопричастие становятся возможным опытно, экзистенциально» (арх. Киприан).
Каждая душа в творческом диалоге с Богом избирает свою миссию в преображении бытия и проживает космическую судьбу. Единая судьба человечества вечных душ запечатлена в строе космоса, галактик и планет, в фауне и флоре, в множестве цивилизаций, в коллизиях современной эпохи, в страстях и умонаправлениях людей. Путь спасения человека в сотворчестве Богу, единение Божественных действий и усилий человека в миротворении, в преображении бытия… Творческие потенции души и открытая благодать Божия настолько безгpаничны, что подъём-преображение не обязательно пpедполагает последовательное пpохождение пути падения. Преображение может быть мгновенным и полным, и самый последний гpешник способен войти в Цаpство Небесное. Но это чудо возможно только пpи покаянии, активном напpяжении духа, всепоглощающем стpемлении к спасению. Чаша благодати пpотянута Богом каждому и всегда, ибо Распятие Бога за все гpехи всех людей – это непосpедственное нисхождение благодати ко всем, и в этом мире только от воли людей зависит, испить ли её…
По христианскому Благовестию человек – венец Творения Божиего, сотворец Богу, «малый творец», посланник Божий в миру, житель небес, вошедший в мир для его преображения, спасения всей твари. Мир призван к преображению человеком и спасению через человека: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8. 16-23) …
Христианство призвано не к отвержению, а к благодатному преображению плоти… Мир сей есть арена Богочеловеческого творения, преображения бытия, «линия фронта» борьбы добра как исполнения Божественного замысла и зла как сопротивления воле Творца. В этой жизни всё происходит, решается, исполняется, но итоги её накапливаются в вечности: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Сфера преображения бытия – это мир сей в целом, со всеми его измерениями, но арена преображения – материальный космос. В материальной вселенной человек присутствует и действует вполне – в воплощённой форме, в других сферах отражается то, что совершается на космической арене мироздания. В этой жизни всё происходит, решается, исполняется, но итоги её накапливаются в вечности. Арена мирового преображения здесь, но и там происходит нечто, отражающееся на соотношении сил и на итогах борения за преображение бытия… Творческий замысел Бога: преображение космической материи, которая станет плотью вечных духов в царстве свободы и света у престола Божия… Бытие есть воплощение и преображение: «Человек больше по образу Божию, нежели ангелы, потому, что его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет своё тело и управляет им. Это – та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных, хотя они и ближе к Богу в силу простоты своей духовной природы» (св. Григорий Палама) … Бытие – становящаяся, преобразующаяся реальность. Бытие – есть вектор преображения, сама преображающая сила… Бытие есть динамика Богочеловеческо-го творчества, процесс преображения ветхой земли в Новую Землю и Новое Небо. Бытие бытийствует в мире, поскольку в нём поддерживается огонь преображения. Бытие – это творческая динамика, бытие постольку является таковым, поскольку непрерывно возрастает в степени. В этом смысле бытие есть средоточие жизни, жить – значит бытийствовать. Не быть – означает умирать, выходить из бытия в небытийные или призрачные сферы.
Во Христе – залог спасения всей твари. Если Распятый Бог воскpес в пpеобpажённой плоти человека, то этим нам указано итоговое свеpшение бытия – преображение плоти и спасение твари. Человек вслед за Богом и с Богом призван пройти путь рождения-воплощения, жизни-распятия и преображения-воскресения. Персонификация бытия, взращивание личностного начала в себе и во всём, на что направлен взор человека, – сердцевина человеческого назначения в мире и высший пик его Голгофы. Корень, источник и венец мирового преображения в диалектике Божественного и человеческого крестонесения. В Распятии – несоразмерность и соизмеримость Божественного и человеческого. Бог в любви принимает бремя человеческих грехов и искупляет их, потому что они совершены на пути крестонесения человека. Человек, сораспинаясь, приобщается Божественному замыслу и исполнению. Но на Кресте обнажается и несоизмеримость твари и Творца: Бог поднимает всё – и Своё, и человеческое, человек же только своё и только отчасти… Путь личного крестонесения ведёт через распятие и смерть к свободе и преображению, отказ же от крестонесения бытия приводит к безысходному рабству. Крестный путь есть единственный путь преображения бытия. Поэтому Крест – Животворящий, а страдание Христа искупительно… Человек поставлен Богом в начале творения и он же с преображением мира обретает свою законченность. Христос – Богочеловек – Альфа и Омега бытия. И в начале, и в конце Божественное – вместе с человеческим, а человеческое – совместно с Божественным. Теоантропогоническая диалектика (диалектика происхождения богочеловеческого начала) является источником, стержнем и целеподвигающим началом, доминантой бытия…
Цель жизни не сама жизнь, а преображение, святость и бессмертие. Всеохватывающее стремление к добру преобразует естественные склонности и природные желания таким образом, что каждый их порыв сам по себе и сам собою направлен к добру. Это и есть об-раз преображённого, истинно нравственного существа. На пути к преображению мы только отчасти нравственны… идеал человеческого преображения в том, чтобы все были как пророки. Человек призван достигнуть такой степени духовной силы и свободы, когда отпадёт нужда во внешнем указании истинных путей и объективированном авторитете, когда каждый будет жить в Истине, и Истина будет в каждом. При этом общеобязательное предстаёт не как внешний диктат, а как внутреннее свободное самополагание…
Персоналистическое преображение требует целостной жизни и цельности характера, непрестанного творческого усилия и дерзания, непрерывного труда и ответственности за содеянное. Всё это возможно при духовном самовоспитании и нравственном самоограничении, чёткости и твёрдости в выборе… Личность призвана к преображению мира, к творению в нём Новой Реальности, не творить – значит не жить. Подлинное творчество – это не род занятий, а образ жизни. Человек призван взять на себя ответственность за всё, что входит в сферу свободы и власти личности, открыться космосу, одухотворить мир предметный. Смысл творческого акта в том, чтобы начала, существующие сами по себе в раздрании и раздробленности, собрать в космическую гармонию, соединить творческим звеном и запечатлеть в них новый творческий образ… Спасение от космической гибели в том, что человек должен возвыситься до богочеловеческого достоинства, принять бремя свободного соратника Творца в мировом преображении. И выразить это в своём понимании вселенной и в отношении к природе.


Рецензии