Шахтер. Работа. История третья

  В трудовой коллектив приняли доброжелательно, и уже через месяц самостоятельно работал в дежурных сменах. Немного пришлось поработать в должности электрослесаря, всего несколько месяцев до призыва в Советскую Армию, но эти месяцы стали для меня очень важными в моей сегодняшней и будущей жизни.

  Помню свою первую самостоятельную смену, когда лава не работала в связи с несчастным случаем произошедшим в лаве нашего участка, нужно было запитать врубовую машину к электрическому кабелю. Почему отправили меня одного не знаю, опыт по переподключении врубовой машины у меня был, а вот там, где эта машина находилась на половине лавы, погиб машинист, перегоняя её с верхнего штрека на нижний. Врубовая машина- это агрегат, имеет специальную штангу, на цепи которой имеются коронки с твердого металла и ими прорезает узкую, до 10 сантиметров щель в пласте угля, и перемещается при работе на канате с нижнего штрека до верхнего.

  Затем специальный работник-шахтер, бурильщик, ручным буром, в нашем обиходе –баран, из-за двух ручек на корпусе, сверлит в пласте угля по определённой схеме отверстия, в которые взрывник закладывает взрывчатку и путём подпала бикфордова шнура производится взрыв -пал. Это краткое описание процесса подготовки угля для дальнейшей работы навалюг.

  Дали в помощь простого работника, он нес дежурство у выключенного рубильника электромагнитного пускателя, к которому была подключена врубовая машина и по- пластунски, в нашей шахте пласты угля имели небольшой уклон, и пласт угля толщиной несколько меньше одного метра, отправился к машине в лаву. Какие чувства были при прибытии на это место сложно описать. Представьте себе, рядом с машиной лежала чуня погибшего (это вид обуви похожий на галоши, сапоги работники лавы не носили, а с чуни было удобно высыпать штыб, вытряхнул и легко одел), сверху провисает порода, удерживаемая деревянными стойками, слева протянулись риштаки скребкового конвейера и темнота. Только луч света моего фонаря высвечивает ряды стоек, а дальше в глубину лавы или выработки, темнота и тишина.

  Это не та тишина и темнота, которую приходилось встречать, когда ходишь по земле. Часто приходилось в кромешной темноте идти и лесом в школу или, когда возвращаться уже киномехаником домой по лесу после киносеанса, а это было и в час ночи или позже, это было особенно в те ночи, когда небо было затянуто тучами. А вот когда небо было зорным, это уже другая тишина и темнота, а если и подсвечивала луна, то уже о темноте и речи не было. Здесь темнота и тишина просто угнетали, и казалось давили на плечи.

   Отсоединил от машины кусок перебитого кабеля, переподключил по -новому и поднялся в штрек, где включил рубильник и снова в лаву, проверить работу машины.  Справился с этим заданием, по внутреннему телефону шахтной связи сообщил начальнику участка, что врубовая машина подключена и опробована, и готова к работе. Позже оказалось, что бригадир был в другой лаве нашего участка, мог в любое время прийти на помощь. Таким образом испытали шахтеры мою выдержку и проверяли на прочность. То, что переподключение машины будет выполнено сомнений у них не было, а вот побывать в одиночестве на трагическом месте, да еще в одиночку, не каждый мог это сделать, а это, по их мнению, было, что они могли на меня рассчитывать при сложных ситуациях. Чувство локтя и взаимовыручка в шахтерской среди был на высоком уровне.

   Помню ещё один случай, такой взаимовыручки. Заступаю на дежурство после того как навалюги закончили погрузку угля и выясняется, что вышла из строя гидромуфта скребкового транспортера. На смене один. Доложил на верх о неисправности. Поступил ко мне вопрос, смогу ли сам снять муфту и поднять на - гора, на складе получить новую. Приступил к работе. Снял. Оттранспортировал муфту до того места, где по рельсам двигалась электровоз к стволу шахты, и я уже наверху. Небольшой подъемник отвез меня на склад, и снова у ствола, и спуск в шахту, и обратный путь до моего транспортера. Нужно установить муфту, а затем подсоединить электродвигатель.

  А время идет, и я один. Эти детали не один килограмм, но где- то подложил куски породы, обрезки досок, осталось затянуть несколько гаек крепления и вижу моргающий свет шахтерского фонаря, прибыл мне помощник, другой слесарь из бригады, которого сорвали с выходного. Опытный парень был и сразу стал мне помогать, спросил кто мне помогал. Измучен был, но рукой показал на куски породы, обрезки досок рядом с этим оборудованием. Пошел он, доложил наверх, что муфта установлена и транспортер опробован, и выдал информацию, что это сделал я один.

  Потом достаёт со своей сумки набор продуктов из обеденного тормозка и со словами, что это передал начальник участка. Оказывается, что прошло полторы смены, а смена в шахте длится шесть часов и попросил, чтобы я додежурил до того времени, когда придет сменщик, а он был послан ко мне на помощь, начальник участка не рассчитывал, что справлюсь самостоятельно с заменой муфты. Сменщик появился вовремя и сразу протягивает мне бутерброд с компотом. После этого бригадир стал постоянно меня брать с собой на смену.
 
  Много пришлось разного делать и откачивать воду, и перемещать электромагнитные пускатели в связи с выработкой лавы, и кабеля, толщиной с руку, вывешивать на лепухи (крепления на стойках в штреке), а если быть честным, то и полежать на распилах (обрезки досок), да ещё и шутку шахтерскую при таком отдыхе почувствовать. Ляжешь на распил, закроешь на минуту глаза, молодым всегда в таком случае подремать хочется, а сосед тихонько на каску бросит несколько мелких кусков штыба (мелкие куски породы), ты подымаешься, берёшь распил и в другое место переходишь. Проинструктированы, знаем, что, если осыпаются на голову в штреке мелкие куски породы, в этом месте может произойти обрушение породы. Посмеются рядом лежащие, но дремота проходит.

   А вот насчет курева вопрос был не простым. Несмотря на то, что шахта была не газовая, требовательность к шахтерам чтобы они в шахте не курили, была довольно высокая. И могли пощупать одежду и проверить самоспасатель при спуске в шахту у клети. Инспекция делала засады в транспортных штреках при перевозке смены электровозом в специальных вагонетках, они прятались за стойками и делали фото, курящих, фотоаппаратами со вспышками. В этих вагонетках дверей не было, шахтеры сидели напротив друг друга и плотно прижавшись друг к другу по три в ряду. И тут вспышка, а завтра будет фото курящего на столе у начальника участка и пошло- премии месячной и квартальной нет. Могли и уволить, а если шахтер не проработал необходимый подземный стаж для выхода на пенсию, а тут за курево, прощай работа и нет стажа.


Рецензии
Курить вредно, во всех отношениях...
Меня, как некурящего на первом курсе училища записали в караулы на третий пост (склад ГСМ), на четвертом курсе я ходил уже на первый, самый почетный пост в штабе училища между знаменем и сейфом с наличностью...

А не курить полезно...

Андрей Бухаров   22.12.2024 21:38     Заявить о нарушении