Возрождение монгольской империи

Отрывок из новой книги "Геномная история". Часть 1, гл.III

    Альметову не терпелось поделиться впечатлениями от заседания Совета с друзьями. Он решил собрать их у себя. Но Тимур изменил локацию, предложив вместо унылой холостяцкой обстановки Сергея собраться у него, о чем по телефону предупредил жену Наталью. Спиртное должны были прихватить гости, так как у Алсуфьевых оного не водились; хозяин, время от времени, один – два раза в год, позволял себе уходить в так называемый «творческий отпуск», когда уже с утра мог быть хмельным...

    Непросто складывалась жизнь у Тимура. После десятилетки ему в военкомате предложили учиться в специальной фельдшерской группе медицинского училища, которую готовили для армии. Отслужил срочную службу в армии, поступил в мединститут. Работал в областной больнице. Был женат, развелся, вновь женился. С Натальей у них двое взрослых детей, маленькие внуки. В НИИ нейрохирургии, закрывали глаза на его слабость и отпускали на эти несколько дней в отпуск без содержания. Алсуфьев считался лучшим специалистом в городе.

     С Александром Боевым и его женой Татьяной, Сергей встретился у подъезда многоэтажного дома, где жили Алсуфьевы. Стройная блондинка Татьяна, в прошлом балерина, а ныне хореограф, улыбалась и, как всегда при встрече с Сергеем, предложила познакомить с кем-нибудь из своих хорошеньких «коллег-пенсионерок», напомив, что на пенсию они выходят еще молодыми.
    - Непременно познакомлюсь, но сегодня нам достаточно вашего с Натальей присутствия, - неопределенно высказался Сергей.
    - О, это можно по-разному истолковать! В твоих словах слышится недовольство…
    - Нет, что ты. Вы настоящее украшение нашего общества! - поспешил он ответить, зная колючее остроумие жены друга и её способность поставить собеседника, в положение виноватого, беря ситуацию под контроль.
    
    С приветствиями в прихожей передали хозяевам большой букет любимых Натальей белых хризантем, пакеты с конфетами, напитками. Как принято в Сибири, дружно разулись и прошли в комнату, где накрыт большой стол с закусками. Но Альметов заявил:
    - Дамы и господа! Прежде чем приступить к тому, чем собралась потчевать нас Наталья, мне хочется рассказать о причине сегодняшней встречи, инициатором которой был я. Это займет какое-то время и, боюсь, будет не очень интересно дамам.
    - Нет! Только посмотрите на него, он все же нарывается! Еще у подъезда намекал на нежелание общения с женщинами, заявив, что даже нас двоих с Натальей слишком много, - уже с угрозой сказала она, многозначительно улыбаясь.
    - Вовсе нет! - поспешил ответить Сергей, понимая, что получилось грубовато. – Я с удовольствием поделюсь идеей, надеясь на поддержку! И мне, конечно же, будет важно мнение всех. Прошу простить за неосторожное высказывание.

    На что, пытаясь остудить пыл Татьяны, добродушная Наталья сказала:
    - Ты что, первый раз видишь Сергея? Не знаешь сколь любезен он с женщинами, да и не только с ними… Он же всегда слегка квадратный. Что уж поделаешь! - смеясь, пригласила компанию пройти в кабинет Алсуфьева и прихватить с собой стулья. 
    Разместившись, смотрели на Альметова в ожидании того, чем грозился удивить. Сам же Альметов почувствовал, что в данный момент волнуется даже больше, чем во время доклада на Ученом совете. Там было важно изложить идею работы и ожидаемые результаты. А здесь присутствовали те, без которых вообще вряд ли возможно воплощение идеи на практике.

    Друзья, конечно же, предполагали, о чем пойдет речь, не раз обсуждая возможности редактирования ДНК человека и вопросы археогенетики. Но прежде это были общие рассуждения о возможностях. Сегодня другое… «Стоит, например, нейрохирургу Алсуфьеву отказаться от опасного и непредсказуемого по итогам, эксперимента на мозге своего друга, совершенно здорового человека, все может остановится не начавшись. А если Боев сочтет невозможным достучаться до глубин подсознательного, которые должны задействовать изменения в ДНК и оживить воспоминания о событиях тысячелетней давности?!» - подумал Сергей. 

    - «Да, он рассказывал, как с помощью погружения в гипноз заставляет человека вспоминать события, происходившие в раннем детстве. Считал - человек может помнить даже то, что с ним происходило внутриутробно, вот только описать это не может. Говорили они и о генетической памяти. Но те разговоры носили некий отвлеченный характер. Реакция же эмоциональных женщин и вовсе непредсказуема…».
   
    Никто не заметил его замешательства.
    - На заседании Ученого совета НИИ я вынужден был докладывать о безуспешности двухлетней работы моей лаборатории в поисках направлений миграции людей, живших четыре – пять тысяч лет назад в Сибири. К сожалению, пока археогенетика не может дать исчерпывающие ответы на вопросы откуда в Сибири появились древние племена с европеоидной внешностью, - начал Сергей и сразу получил вполне резонный вопрос Александра.
    - А почему бы им изначально не обладать европеоидной внешностью? Ведь есть же скандинавские саги о том, что их древние предки пришли из Азии.
    - И я так думаю, но в научном мире сложилось мнение, что миграции европеоидов шли в Сибирь из Европы… Только я о другом. Прежде мы не раз говорили, что использование современных достижений генной инженерии может позволить оживить воспоминания, закрепленные в генетической памяти человека, вывести из бессознательного в его сознание. Александр говорил, что генетической памятью можно назвать совокупность наследственных реакций, которые передаются человеку через поколения посредством генов. Ее называют расовой, родовой и биологической.
    - Да, мы говорили о том, что, когда отец с матерью передают свои способности детям, это есть генетическая память. А швейцарский психиатр Карл Густав Юнг генетической памятью называл коллективное бессознательное, опыт предков человека, закрепленный в структурах головного мозга. Генетическая память находится как-бы в заархивированном состоянии нашей памяти и может проявляться в сфере ощущений иногда выплывая из подсознания, вызывая неясные образы, ощущения, - поддержал Александр, вопросительно глядя на Сергея.

    - Так вот, редактирование генома с помощью высокоспецифичных нуклеаз сегодня активно развивающаяся технология. С ее помощью можно осуществлять манипуляции со сложными геномами не только в клетках, но и в живых организмах. Можно добавлять или удалять гены, вносить желаемые замены. Участки ДНК, где находится определенный ген называют локусом или генетическим маркером. Сегодня на заседании Ученого совета нашего института я предложил осуществить изменение определенных локусов в ДНК клеток моего мозга с встраиванием участка ДНК, выделенного из останков древнего человека! – выдохнул Альметов…
   
    По наступившей тишине стало понятно, что несмотря на прошлые разговоры об открывающихся возможностях, связанных с редактированием генома, слова Сергея стали неожиданностью. Первым заговорил Алсуфьев.
    - Ты предлагаешь в твоей голове кое-что изменить?
    - Да, именно так!
    - Нет, я давно предлагала ему познакомиться с кем-нибудь из моих балерин! Знала, что одиночество до добра не доводит, но не до такой же степени, чтобы добровольно превратить себя в первобытного человека! – искренне возмутилась Татьяна.

    Даже всегда спокойная и уравновешенная Наталья не могла скрыть выражение недоумения, смешанного с ужасом. Она молчала…
    - Ну, замена одного микроскопического локуса в ДНК не сможет внести существенные изменения во мне! - возразил Сергей. – Тимур рассказывал, что даже после удаления значительной части головного мозга человек может продолжать вполне сносно жить.
    - Да, говорил! Только никто не может сказать, что произойдет после внедрения локуса ДНК от древнего человека, - засомневался Тимур, которого поддержал Александр.
    - А я не уверен, что это позволит вспомнить события далекого прошлого, в котором сам ты не жил. И все публикации о генетической, родовой и прочей памяти не более чем гипотезы.
    - Вот и надо попробовать! Я надеюсь только на вас. Больше не на кого… - признался Сергей. – Да и вообще, на Совете не принято определенного решения. Возникает масса проблем, связанных с организацией такой работы, привлечением специалистов в области генной инженерии, специального оборудования. И, наконец, получение разрешения на редактирование генома здорового человека.
    - А почему это необходимо проделать это именно на тебе? – спросил Александр.
    - Редактирование генома здорового человека запрещено и есть только одна надежда – получить разрешение опыта на себе, – тихо ответил Сергей.
    - Да, но в твоих мозгах ковыряться будут другие… Кто на это решится?
    - Потребуется особое разрешение Министерства здравоохранения. Кроме того, это ведь эндоскопическая операция с помощью специальных микроскопических манипуляторов и никакого особого вскрытия моей черепной коробки не потребуется. Тебе, Тимур, не составит особого труда выбрать наиболее подходящий участок для извлечения кусочка мозга, а позже вживить обратно с уже отредактированной ДНК.
 
   Тимур почесал нос и примиряюще заявил:
    - Ладно, мы услышали Сергея. Слава Богу пока все писано вилами на воде. А чтобы наши мозги не вскипели сейчас, предлагаю выпить немедля!
    - Ты собрался в очередной «творческий отпуск»?! – обрела дар речи Наталья.
    - После того, что мы здесь услышали вряд ли это получиться, - весело ответил Тимур и вышел из кабинета к накрытому столу, показав, что дискуссия закрыта. 

    На большом овальном столе золотистого цвета в стиле русского ампира с внушительной толщины резными ножками, стояла красивая фарфоровая посуда с готовыми закусками. Этот стол из карельской березы два года назад хозяйка приобрела в комиссионном магазине не за очень большие деньги; в комиссионке он выглядел уныло и старомодно. Но после реставрационной мастерской засиял всем своим великолепием. У каждого из гостей и хозяев были негласно закрепленные места. С учетом того, что кроме вина принесли две бутылки водки, женщины ушли на кухню подогревать горячее. Вопреки расхожему мнению, что в России водку принято закусывать солеными огурцами или холодными блюдами, без горячих блюд водку не пьют. Наверное, потому её часто не хватает…

    Когда принесли борщ в расписной фарфоровой супнице в форме ладьи с крышкой, с лиц окончательно исчезло напряжение от недавней дискуссии. После третьей рюмки у мужчин и бокала вина у женщин, голоса зазвучали громче. Альметов завел любимую тему. Он заговорил об истории России, которую, как считал, большинство людей неправильно понимают. Вот и сейчас, как уже не первый раз, затронул тему происхождения Руси.

    - Наши историки до сих пор толком не могут определить место славян и варягов. Большинство сошлись во мнении, что русский народ принадлежит к славянскому суперэтносу. А куда дели норманнов, то бишь варягов?! 
    - Да ладно, ты! Известно, что в формировании русского этноса принимали участие не только славяне, но варяги, финно-угорские племена, тюрки и предки многих других народов! – пытался было возразить Боев и тут же получил ответ.
    - Смешать всё и получить вкусный борщ, каким потчует нас Наталья, хорошо на кухне. А смешать разные народы и племена, чтобы получился великий этнос – это иное! Вот ты скажи, почему называют Киев «матерью городов русских», а Новгород, бывший в числе более древних русских городов - нет?! Почему Москва, а не Новгород, не Киев, не Суздаль, не Тверь или Рязань, стала объединяющим русских людей городом?   
    - Повезло, вероятно, Москве… Может быть географически занимала выгодное положение, – вмешался Тимур, – как раз где-то посредине расстояния от Новгородских земель до Киева.
    - Нет, это как-то не серьёзно, – заметил Боев.

    - Вот именно, не серьёзно… Причина в Золотой Орде! – не скрывая удовольствия от своего вывода, воскликнул Сергей. - В 1147 году летописи впервые упоминают Москву, выстроенную на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной у того шестым сыном Владимира Мономаха -  суздальским князем Юрием. За постоянное стремление расширить свои территории его прозвали Юрием Долгоруким, - показал он, сколь глубоки его познания в истории.

    В период аспирантуры на кафедре общей биологии Иркутского госуниверситета, его научный руководитель порекомендовал поступить в вечерний Университет марксизма-ленинизма. В конце восьмидесятых в Советском Союзе еще сохранялось негативное отношение к так называемой «несоюзной молодежи». А Сергея даже в школьный комсомол не приняли из-за несклонности к дисциплине; профессор счёл, что это могло помешать защите кандидатской диссертации. Так, перед самым распадом СССР Альметов получил диплом по «истории искусства и этики», окунулся в историю и полюбил её…
    - Основателем династии московских князей считают Данилу Александровича - младшего сына Александра Невского, побратима старшего сына хана Батыя, Сартака. Видите, как непросто все закручивалось! В 1327 г. его сын, Иван Данилович, впоследствии прозванный Калитой, разгромив восстание тверичан против ордынских баскаков, получает от хана Узбека ярлык на княжение во Владимиро-Суздальском великом княжестве. Одновременно отменяет институт баскаков и поручает Ивану Даниловичу сбор дани с русских княжеств для сарайских правителей, - продолжал Сергей, воодушевленный всеобщим вниманием.
     Его не перебивали.
    - Так вот, Иван Калита успешно справляется с порученным ему делом, и Москва становится самым богатым городом Владимиро-Суздальского княжества, а по сути, его столицей. Более того, умный и дальновидный политик, Иван Калита приглашает в Москву киевского митрополита Петра, сделав тем самым, Москву и церковной, духовной столицей северо-восточных русских княжеств. Позже туда будет переведена Сарайская православная епархия. Из Орды в русские княжества побегут ее аристократы с людьми и чиновники, не согласные с принятием ислама там в качестве государственной религии. Принимая православное крещение, они становились русскими с православными именами и фамилиями.
    - То есть, никакого чудесного вознесения Москвы не было, - вмешалась Наталья.
    Они с Татьяной прислушивались к разговору мужчин и невольно присоединились к нему.
    - Выходит, сам ордынский хан Узбек стал основателем Московского царства, превратившегося в Великую Россию! – с удивлением продолжила она.
    - Получается, его решение о передачи права сбора дани, а по сути, налогов с русских княжеств во многом способствовало возвышению Москвы над другими городами и княжествами. Ведь кроме десятипроцентной дани в Сарай, были другие сборы и пошлины, в том числе на торговлю, большая часть которых могла оставаться в Москве, как награда за сбор дани, которую можно называть «ордынским федеральным налогом».
    - Ты опять, как и в своей науке, идешь против течения, против официальной истории, - иронично заметила Татьяна, - я уже боюсь, что не смогу найти среди моих красавиц-лапочек, способную сгладить углы в твоей башке! – обреченно вздохнула она. – Может и хорошо, если в ней кое-что изменят… 

    Сергей хотел ответить, но его опередил Боев.
    - Такой взгляд на возвышение Москвы согласуется с мнением великих русских евразийцев начала прошлого столетия, писавших об единых корнях Московского царства и Золотой Орды. Тот же князь Трубецкой считал в корне неправильной идею, согласно которой основа русского государства заложена в Киевской Руси: «Одного взгляда на историческую карту достаточно, чтобы убедиться в том, что почти вся территория бывшего СССР составляла часть монгольской монархии, основанной великим Чингисханом. Ему удалось выполнить историческую задачу, поставленную самой природой Евразии, - задачу государственного объединения всей этой части света», - писал он. - Потому получается, даже не золотоордынские ханы, а сам Чингисхан стоял у истоков Российской империи! – сделал свой вывод Александр.
    - Хрень какая-то! – воскликнула Татьяна.
    - Ну вот, твоя жена уже материться начала, - заметил Алсуфьев, обращаясь к Александру.
    - Да ладно, мы у себя за кулисами еще не так выражаемся! – услышав это, парировала Татьяна. – Твои лопухи от этого свернулись бы в трубочки!
    - Ага, ты говоришь это хирургу, который за время операции может большую часть слов высказать матом за исключением названий инструментов, медицинских терминов или имен операционных сестер! - расхохотался изрядно захмелевший Тимур. - Не зря же у нас самый длинный отпуск среди медработников. Это для того делается, чтобы на отдыхе мы вновь учились говорить нормальным русским языком… Хотя, что такое «нормальный русский язык», который не поймут, например, в армии или твои балерины! - продолжил издеваться он над Татьяной. 
    - Таня, отстань уже от Тимура! Не видишь, он готов… - вмешалась Наталья. - Он уверен, что и распространенное русское слово на букву «х» пришло от монголов…

    Решил продолжить Альметов.
    - Да, история России начиналась от древних скифов, гуннов, тюрок, русов и монголов! Это немцы укоротили нашу историю до тысячи лет, чтобы она не очень отличались от куцых историй их карликовых государств…
    - Ты уже тоже дошел до кондиции…
    Не сдавался и Боев:
    - Сегодня возрождается величайшая империя, созданная Чингисханом и его внуками, состоявшая в начале четырнадцатого века из четырех улусов: империи Юань в Китае и Монголии; царства Ильханов в Иране; Джагатайского ханства в Средней Азии и Улуса Джучи, то есть Золотой Орды!
    - И этот готов… – вздохнула Наталья.
    - Ничего я не готов! Скажите, где сегодня живут те, кого можно называть союзниками России?.. Правильно, в Китае, Средней Азии, Иране и… Турции.  Там, по крайней мере, не относятся к русским враждебно. А кто живет в перечисленных мною странах?.. Правильно, потомки тех самых четырех улусов Монгольской империи! – торжествующе смотрел на женщин Александр.

    В тот момент слегка отрезвел Алсуфьев.
    - Это кто готов?! – возмутился он, приняв слова жены на свой счет.
    Быстро набрал по телефону номер доставки продуктов, заказал еще водки и вино для дам. Наталья молчала, понимая, что остановить мужа в данный момент невозможно.
    - Не переживай, - успокаивал ее Тимур. – Завтра суббота, а в воскресенье я буду как стеклышко и готов с семейством Боевых пойти вечером на балет… Даю слово!
    «Совещание» продолжилось до глубокой ночи…

В качестве иллюстрации фото из открытых источников.
 


Рецензии