Выбор судьбы

   На обычной скамейке в обычном дворе сидела девочка и что-то писала неровным, детским почерком в тетради. «Милана, не надоело тебе? Лучше Пушкина всё равно не сможешь!» –  сказал один из мальчишек и выхватил ручку. «Отдай, идиот!» – огрызнулась второклассница и попыталась забрать свою вещь, но Олег быстро бросил ручку своему другу. Милана бегала, как зайчик, в центре круга, но не успевала - дети слишком быстро бросали друг другу ручку. Тут кто-то, воспользовавшись случаем, взял со скамейки тетрадь и начал бегать между ребятами. Милана злобно посмотрела на них и тут же придумала план. Она продолжила попытки отобрать ручку, только уже с улыбкой. Все удивились и стали спрашивать, что такого весёлого произошло. «Мне скучно, а вы со мной играете. Мячика нет, так хоть ручка, – радостно сказала Милана, – а она ещё и не моя! Дина вам покажет, как чужое отбирать!». Ребята ненадолго задумались, и девчонка быстро забрала ручку. «А я тетрадь не отдам!» – сказал Олег, стараясь изобразить голос злодея из фильма. «Вот придёт Дина, я ей скажу, что вы меня обижаете! И будешь покупать новую тетрадку!». Мальчик вновь задумался и сказал: «А куплю. А эту порву к чёрту! Поэтесса, блин». «Ну и порви», – усмехнулась Милана. Ребята открыли тетрадь... На пустых белых листах было всего 2 слова: часть 7.
– Так ты это так долго писала?!
– Я думала над текстом! А вот придёт Дина...
– Да забери ты, блин, и ей почитать дай, пусть знает, кого защищать собралась. Мы-то думали ты там реально что-то сочиняешь. Цифры 1 и 7, кстати, не путаешь? – спросил главарь стаи и все засмеялись.
Милана забрала свои вещи и ушла. «А кто-нибудь знает, кто такая Дина?» – спросила одна из девочек. Всё задумались, а потом посмотрели на Олега. "Не знаем" - тихо ответил тот. А Милана тем временем уже пробежала несколько улиц. Наконец она остановилась, открыла свою пустую тетрадь и снова села на скамейку. Теперь у неё появилось вдохновение. Начался дождь, но маленькой писательнице это нисколько не мешало. Она и сама не знала никакую Дину, просто надо было как-то забрать ручку побыстрей. Девочка написала несколько страниц и направилась к своему дому. «Ты где была?» – с порога начала возмущаться бабушка – «Уроки не сделаны, посуда не вымыта, ты обещала погулять полчаса, а ушла на три! Ну как тебе верить после этого?». Милана попыталась что-то ответить, но бабушка не дала ей договорить и продолжила возмущения. Девочка равнодушно всё слушала, а может, даже и не слушала, её мысли были совсем о другом, и ни учёба, ни посуда, ни всякие прочие обязанности её не интересовали. Когда претензии дошли до темы успеваемости и женщина стала припоминать все неудовлетворительные оценки внучки за последней месяц, Милана злобно ответила: «У меня сегодня четвёрка по окружающему миру, могу показать дневник». «Да что мне твой дневник липовый! Четвёрка - это теперь достижение что-ли? Вот я в твои годы... А что тебе рассказывать, всё равно не поймёшь...» – уже не раздражённо, а как-то грустно ответила бабушка и хлопнула дверью в комнату. Несколько лет назад Милана побежала бы за ней и стала бы доказывать, что те нормы поведения больше не актуальны, но теперь она уже понимала, что это бесполезно и ничем хорошим не закончится. До вечера ученица дописывала книгу, которую никто никогда не будет читать, и складывала из бумаги никому не нужные фигурки. Родители вернулись с работы поздно и уделить хоть немного времени воспитанию в очередной раз не получилось. «Иди спать!» – скомандовала мама в девять часов вечера и, не слушая никаких контраргументов, выключила свет. Милана уже привыкла к этому и помнила, что упрямством такая ситуация не решается. Девочка спокойно стала доставать пижаму – впереди была целая ночь развлечений. Пусть, в темноте; пусть, без тетради и игрушек; пусть, без возможности выходить за пределы комнаты, а, может, и кровати... Фантазия способна заменить всё это, особенно, в таком возрасте. Милана хотела хоть раз не спать до утра, но снова не получилось. Впрочем, она не могла понять это точно, ведь часов в комнате не было, а ноутбук родители забирали каждый вечер. Ученица знала лишь то, что сериал, в соответствии с программой, заканчивается в час, и этого ориентира ей было достаточно.
   Девочка проснулась под недовольные вздохи бабушки. «Урок начинается через 20 минут», – бубнила та. «Ничего, я за 5 минут добегу, – промямлила Милана, – дай поспать». Бабушка со злостью сдёрнула с неё одеяло и пошла наливать чай. Девочка быстро оделась, сказала, что завтракать не будет, и вышла на лестничную площадку. «Тебя проводить?» – послышалось из квартиры. «Не надо!» – крикнула девочка и побежала по лестнице. Первый урок был скучным, и упрямая ученица постоянно то отвлекала соседку по парте, то смотрела в окно, то рисовала. «Дневник на стол!» – услышала Милана и оглянулась. Ученица увидела крайне недовольное лицо учителя и смеющихся одноклассников. «Я всё слушала!» – сказала она и открыла учебник математики, лежавший на парте. «Вообще-то у нас литература. Вроде умная девочка, а учиться не хочешь. Расскажи, биографию какого поэта мы сейчас изучаем... Быть может, ты что-то читала дома?». Милана начала рассказывать биографию какого-то писателя. Все эти пересказы казались ей такими скучными и такими одинаковыми, что она не задумываясь говорила, как этот человек учился, работал, писал книги, печатался в журналах, сотрудничал с издательствами, а сейчас, спустя несколько веков о нём помнят и его произведения читают. Имени этого автора ученица так и не назвала, тем не менее, в журнале среди красных цифр, похожих на лебедей, появилась пятёрка.
– Молодец! Ты очень хорошо рассказала о жизни и творчестве Тютчева! Наверное, ты и его стихотворения знаешь?
– Да, конечно. Однажды в студёную зимнюю пору...
– Неправильно! Ты что, это же Пушкин!
– Извините, я случайно. Я могу рассказать другое его стихотворение, например, про сосну и пальму.
– Не надо, за такое двойка. Когда ты уже за ум возьмёшься? Миланочка, у тебя и так выходит тройка в четверти, хоть бы сейчас постаралась... Разве тебе приятно будет все каникулы вспоминать об этом.
«О чём тут вспоминать, я же ещё школу не оканчиваю!» – чуть не сказала ученица вслух, но сдержалась. Все последующие уроки она тихонько продолжала отвлекаться за первой партой и уже даже не получала никаких замечаний. На последнем уроке девочка совсем забыла, где находится, и вновь наткнулась на недовольный взгляд учителя.
– А вот теперь у нас математика, которой ты так жаждела заниматься несколько часов назад. Покажи, что ты написала во время урока.
– Я мысленно всё считала, и вообще, у меня закончилась тетрадь!
– Надеюсь, она хотя бы благодаря домашнему заданию закончилась? Тогда выйди к доске и реши задачу!
Девочка спокойно встала со своего места и взяла мел. Она совсем отстала от программы - всё изучаемое ей было крайне не интересно, а учить то, что неинтересно, она просто не могла. Тем не менее, девочка легко решила задачу каким-то странным способом и, написав вполне обоснованное решение, осталась стоять возле доски. Решение содержало составление одной из формул и прочие рассуждения по невыученному материалу.
– Хорошо, но площади прямоугольника и квадрата всё-таки выучи.
– А зачем?
– Всё, можешь отвлекаться дальше. Останься после уроков.
Девочка открыла свой учебник на последней странице и увидела, что правильный ответ на задачу совпал с тем, который получился у неё. В очередной раз сильно удивившись этому часто происходившему событию, она стала складывать башни из карандашей. Вскоре прозвенел звонок, и ребята, толкаясь, побежали в раздевалку. Милана медленно собирала учебники и ждала новых претензий.
– А можете позвонить моей маме или бабушке?
– Зачем?
– Скажите, пожалуйста, что вы меня задержали, иначе они волноваться будут! – уверенно произнесла ученица, лелея мысль о долгой прогулке по парку, о которой в данном случае никто не узнает.
– Позвоню. А теперь расскажи, почему ты не уделяешь учёбе должного внимания... Тебе что, совсем на всё наплевать?
– Я просто не понимаю, зачем учиться сейчас, осталось же ещё 10 лет...
– Ты действительно рассчитываешь за последний год освоить всю программу?
– А почему бы и нет...
– Попробуй. Я даже не вижу смысла это обсуждать! Дверь там.
- Я в курсе, где дверь! - ответила девочка и, схватив портфель, выбежала в коридор. На пустой лестнице она уже хотела было прокатиться по перилам, но увидела директора и спокойно пошла по ступенькам. Ученица прокручивала в голове только что состоявшийся разговор и до сих пор до конца не понимала, что от неё хотят. «Зачем мне знать этого Пушкина вместе с Тютчевым, если я и сама могу так писать?» –  задала она вопрос в пустоту и поспешила в парк.
   Когда Милана подошла к своему дому, бабушка уже стояла у подъезда. «Ты почему опять где-то гуляешь? А в магазин кто пойдёт? А стихи учить кто будет? Кстати, звонили из школы... Ты ушла оттуда ещё в двенадцать! Ох, что мне о тебе рассказали...» – начала возмущаться бабушка, но Милане, кажется, снова было безразлично. Она молча прошла в комнату, но родственница очень хотела продолжить серьёзный разговор и пошла за ней следом.
– Милана, я вообще не понимаю, в кого ты такая... Вот почему ты вчера не выполнила задание по математике?
– А зачем его выполнять?
– Ты понимаешь, что ты обязана учиться?
– Понимаю. А зачем?
– Ну, потому что...
Бабушка замолчала. Она не могла подобрать подходящих слов: настолько неожиданным и странным казался ей вопрос.
– Видишь, ты сама не знаешь, зачем мне учиться. А ты сама-то выполняла все задания? - прервала её размышления внучка.
– Естественно!
– А аттестат с отличием?
– Нет...
– Вот к чему приводит выполнение домашних заданий! - радостно сказала ученица и полезла в шкаф за игрушкой, а бабушка побежала звонить родителям упрямой девочки, но те сами не знали, что делать.
   Шли годы, девочка стала понемногу интересоваться учёбой, отлично выполняла лабораторные работы и занимала достойные места на олимпиадах. Она по-прежнему не выполняла домашние задания, отвлекалась и отказывалась делать то, что ей неинтересно, но теперь к ней придирались гораздо реже. Одноклассники начали сильно отставать в знаниях, ведь теперь недостаточно было просто учить пустую теорию - нужно было ещё и что-то в ней понимать. Милана с отличием окончила школу и на экзаменах без подготовки подтвердила справедливость поставленных оценок. Все восхищались её талантом и знаниями и больше не ругали за безответственность, которая всё равно никуда не делась. Девушка больше не писала рассказы в углу комнаты на ободранных листочках, теперь она после бесконечного числа неудачных попыток всё-таки смогла добиться публикации своих книг в издательствах.
   Время шло дальше, и студентка уже оканчивала магистратуру. Там никто не смел высказать ни единой претензии по поводу безответственного отношения к учёбе, ведь Милана, хоть она ничего и не записывала на лекциях, легко справлялась с труднейшими задачами, которые порой не могли решить и сами преподаватели. Её решения так и оставались странными и нестандартными, но ругать её за это больше никому не приходило в голову. Она веселилась в своё удовольствие, и казалось, что даже учёба вместе с сессиями являлась для неё лишь интересным мероприятием. После получения нескольких дипломов Милана неожиданно для всех окончила курсы переквалификации на педагогическую специальность и, имея довольно высокую должность, решила по совместительству поработать и в школе. Почему-то с раннего детства она хотела заниматься именно такой деятельностью.
   Шёл урок. Большинство учеников старательно записывали что-то в тетрадях, и только несколько человек отвлекались, рисовали и даже просто бездельничали. Милана хотела было сделать им замечание, но неожиданно вспомнила, как она сама когда-то была такой же вредной девчонкой и как сильно это помогло ей в жизни. Она продолжила вести урок, не обращая внимания на "нарушителей порядка", ведь точно знала, что такие замечания они и так будут слышать ежедневно до самого окончания школы. И тот, кто мог бы стать выдающимся человеком, не выдержав этой критики и этого противостояния, станет всё делать по шаблону, будет бояться проявить свои способности, свой талант, и в итоге забудет, что это вообще можно делать... Женщина посмотрела на свой класс и увидела, что одна девочка в розовых колготках и с неуместными для повседневной учёбы бантами складывает какую-то композицию из ручек. Милана знала, что эта ученица способна многого добиться в будущем, но перед этим ей придётся пройти много испытаний, которые могут заставить её стать такой же, как все. Милана открыла учебник литературы и увидела биографию какого-то писателя, рядом с которой карандашом было подписано: «Зачем мне это учить?». Она и сама за школьные годы написала сотни подобных вопросов во всех своих учебниках. «Мы изучаем информацию об их жизни, чтобы понять, как они добились этого успеха, как не свернуть с этой индивидуальной тропинки к дороге, по которой идут толпы, – подумала Милана, – но разве в средней и тем более в начальной школе это можно понять? Ведь изучением этой информации по шаблонам мы как раз и учимся быть стадом...». Она закрыла учебник, на обложке которого в длинном списке авторов присутствовала и её фамилия.

Произведение написано 12.05.23 (14.05.23)


Рецензии