Моя соседка тётя Нюра

Воронина Зоя.
                Моя соседка тётя Нюра.
Когда мы поселились на улице, что рядом с заводом ПЗША, то с первой, с кем мы познакомились, была соседка тётя Нюра. Так её все жители улицы звали. Сколько ей было в то время лет, не определишь, а на вид лет семьдесят, а может и больше. Я у ней как-то поинтересовалась:
-А признайтесь, тётя Нюра, сколько вы годков уже прожили?
Она посмотрела на меня с интересом, покачала головой и сказала:
-Если честно, я и сама уж не помню. Был у меня сынок единственный, так он пожил до симидесяти годков и скончался. Может и дольше бы пожил, но болел он сильно последнее время. А родила его я в девятнадцать лет. Вот и считай.
-Вы, тётя Нюра, выглядите моложе своих лет. Я так и думала, что вам не больше шестидесяти лет.
-Это потому, что я не сижу сиднем на завалинке, а кручусь, как уж на сковородке.
 И самом деле, я её не видела без дела ни когда.  Жила она одна в собственном доме. Был у неё сын единственный, но умер несколько месяцев тому назад. Женщина она по своему характеру была неуёмная: постоянно что-то делала, суетилась, куда-то спешила. Ей говорили все соседи:
-Да отдохните вы. За прожитые годы навкалывались, пора и на покой. Что измываться так над собой?
Но женщина отмахнётся только от назойливых соседей и скажет:
-Сама знаю, когда мне работать, когда отдыхать!
В нашем городе тётя Нюра появилась вместе с эвакуированном заводом. В годы войны она трудилась вместе со всеми. А когда освободили от немцев её родной город, она осталась тут жить навсегда. Говорила всем, что уж очень ей наши места, наша природа по душе пришлась. Муж её погиб на фронте. Сынишку она вырастила, выучила. Работать он пошёл на завод ПЗША. Так и трудился до конца своих дней на заводе. Им давали жильё в казённом доме, но тётя Нюра скопила деньги и купила себе дом не далеко от завода. Сыну на работу ходить близко и самой так же. Да и в собственном доме жить ей больше нравилось, есть чем заняться в свободное время. Огород большую помощь семье оказывал. В нём можно вырастить все овощи, что в Сибири растут.
 Пока сын был жив, он помогал матери по хозяйству. Тогда ей легче было со всеми делами управляться. Но когда она осталась одна, то сильно не унывала. Погоревала она по погибшему, поплакала, и принялась за дела домашние. А теперь их у неё вдвое больше стало. Ей говорили соседи:
-Тяжело вам одной в доме жить. Пошли бы в дом ветеранов. Там пожилые люди живут очень хорошо. Там люди все преклонного возраста, будет с кем общаться.
Но тётя Нюра ни куда не шла, только говорила всегда одно и тоже:
-В этом доме я прожила очень долго, здесь сына вырастила, здесь его похоронила, здесь и сама умру. Зачем мне ваш дом ветеранов дался? Заняться там не чем. А я привыкла всю жизнь трудиться. Одно я знаю: движение – это жизнь! Вот и буду двигаться до самой смерти.
И она двигалась. Никогда не просила она соседей оказать ей помощь при копке огорода, или перекидать уголь в углярку, когда ей привезут. Сама потихонечку делала всё. А один раз по дороге шёл грузовик, груженный до отказа брёвнами. Одно бревно скатилось против тёти Нюриного дома и откатилось на противоположную обочину, да такое длинное и толстое, метров пять в длину, не меньше. Она увидела это бревно, обошла его вокруг и решила, что его на долго хватит, если распилить на дрова. Только как его затащить во двор? Ведь оно очень тяжёлое! И тогда она решила вкатить его потихоньку. Не долго думая, она принялась за дело. В то время похожа она была на муравья трудягу. Старушка перекатила бревно довольно быстро через дорогу. А там веселей дело пошло, дорога чуть выше её дома была. Подложила она чурочку под один конец бревна, укрепила его и стала пилить. Да так ладно у ней получалось, прямо как у мужика какого! Так она трудилась целый день без отдыха и перерывов на обед. Торопилась, видно, боялась, что хватятся этого бревна и приедут за ним, заберут. Закончила она трудиться, села на бревно, сидит и такое блаженство по лицу расплывается. Знать, довольна она результатом своего труда. А то, что устала она сильно, ерунда. Главное, дровами разжилась. Все чурочки она перекатила к себе во двор. Поди, докажи, что бревно это было.
 Зимой к ней в ограду наносит снега столько много, за одну ночь сугроб вровень с крышей. Тётя Нюра трудится целый день, но всю ограду очистит от снега. Позавидуешь её стремлению вечно трудиться!
 Прожила она долго. Так и умерла она на своих ногах, до последнего дня ходила. Не ходила, а бегала потихонечку! Схоронили тётю Нюру этим летом, а дом сразу как-то осиротел, постарел без хозяйки, того гляди, развалиться, он ведь тоже старый, как сама хозяйка была.


Рецензии