СПС абсолютно не отличим от Единой России

С секретарем Федерального совета, членом президиума «Союза правых сил» Иваном Стариковым мы говорили сразу после съезда СПС, 31.05.2005
Опубликовано на сайте Кремль.орг

– Иван Валентинович, съезд состоялся, подведены итоги, оправдал ли съезд Ваши ожидания?

– Честно говоря, я рассчитывал на чуть больший результат, хотя понимал, что выиграть мне будет чрезвычайно сложно, особенно с учетом того, какая работа велась перед съездом, и уже в ходе съезда. В бой вступила тяжелая артиллерия в лице Анатолия Борисовича Чубайса и Бориса Ефимовича Немцова. Они активно выступили в поддержку своих кандидатов, что и повлияло на исход. Но тем не менее, я убежден, что результат у меня все равно неплохой – из числа тех, кто голосовал, меня поддержала почти треть делегатов. Для меня главный итог состоит в том, что Никита Белых с трибуны съезда заявил, что мы не кремлевская партия. Теперь за эти слова нам придется отвечать, – обозначать себя как «не кремлевскую партию». Но если мы не подтвердим слова председателя делами, уже в декабре состоится следующий съезд, и тогда шансов остаться на этом посту у него не будет.

– Насколько плодотворно может быть Ваше сотрудничество с новым руководством СПС, готовы ли Вы к такому сотрудничеству?

– Никита сегодня в Москве, и, вполне возможно, что сегодня мы с ним встретимся. Он очень заинтересован в том интеллектуальном потенциале, который есть у моей команды. На съезд я пришел не с пустыми руками, а с двумя серьезными документами книжками «Мой либеральный манифест», и «Базовый принцип российского либерализма». В этих книгах я изложил свое видение проблем либерального движения. Никита их уже посмотрел, позвонил мне и сказал, что почти со всем, что есть в книгах, согласен. И я считаю, если объявлено Анатолием Борисовичем Чубайсом на съезде, что мы от стратегии обороны переходим к стратегии прорыва, то те книги, которые я представил съезду, как раз и есть документы, представляющие стратегию прорыва.

– На пресс-конференции, незадолго до съезда Вы упрекнули г-на Гозмана в том, что он не пользуется популярностью в партии и является автором «прошлого провала партии на выборах». Изменилось ли Ваше мнение сегодня?

– Абсолютно не изменилось, я уверен, если бы Леонид Гозман избирался сам по себе путем тайного голосования, он бы набрал гораздо меньше голосов, чем набрал в паре с Никитой Белых.

– Вы заявляли, что съезд «станет судьбоносным» для правого движения, поскольку «он определит вектор развития либеральных сил в России». Как Вы думаете, изменится ли теперь этот вектор, с приходом нового руководства?

- Мне бы очень хотелось, чтобы это произошло. Во всяком случае, новый председатель партии это декларировал много раз. Вот только сейчас закончился эфир радиостанции «Эхо Москвы», где он еще раз подтвердил свои взгляды на правое движение, заявив, что время все расставит по своим местам, что сегодня поставлена на кон его политическая карьера, и что он уйдет в отставку, если общественное мнение в отношении СПС не поменяется, и ему очень бы не хотелось в свои 32 года завершить политическую карьеру и сесть писать мемуары. Если новый председатель нашей партии настроен столь решительно, то я со своей командой готов ему помочь. Сегодня же опрос в прямом эфире «Эха Москвы» показал, что 68 % слушателей обозначили СПС как прокремлевскую партию.

- Можете ли Вы сформулировать, чего Вы ждете от нового руководства партии? Что необходимо сделать в первую очередь?

- В первую очередь партии необходимо стать отличимой от «Единой России». Сегодня «Союз правых сил» абсолютно не отличим от «Единой России». У него нет своей позиции, и отсутствие оппозиции правящей партии приводит к тому, что люди разочаровались в «Союзе правых сил». Ведь не секрет, что очень многие наши избиратели люди самостоятельные, активно думающие, ценящие идеалы свободы и демократии. Если «Союз прав сил» начнет озвучивать свои ценности, начнет более решительно обозначать свое несогласие с нынешним курсом администрации президента, направленным на сворачивание гражданских прав и свобод, то я думаю, что у него появятся реальные шансы вернуться в политическое пространство и стать реальной политической силой. Это первое, и второе – «Союз правых сил» должен понять, что без объединения всех демократических сил ни у него, ни у какой другой демократической партии нет никаких перспектив. В своем интервью лидер «Яблока» Григорий Явлинский назвал меня наиболее желательным «переговорщиком». Так же, как Явлинский, думали многие. Если мы декларируем, что должны объединиться с «Яблоком», и при этом Явлинский сам обозначает человека, с которым бы он хотел вести переговоры, вряд ли этого человека можно обвинять в предательстве. Либо мы хотим объединиться, и объединяемся, либо мы опять будем вести не совсем приличные политические игры, суть которых состоит как раз в том, что мы выполняем чей-то заказ, на то, чтобы такого объединения не произошло.

- Каковы перспективы объединения всех либерально-демократических сил при новом руководстве?

– Я исхожу из тех деклараций, которые уже прозвучали, я считаю, что такое объединение возможно, но только при условии, что Никита Белых станет самостоятельным председателем партии и освободится от жарких объятий партийной бюрократии.

- Как Вы оцениваете возможности Леонида Яковлевича влиять на этот процесс?

– Я уверен, что Леонид Яковлевич будет активно стараться, чтобы Никита Белых не вышел из-под его контроля. Поэтому, все будет зависеть от решимости, смелости и самостоятельности, и, если хотите, политической воли нового председателя партии.

- То есть, Вы считаете, что объединение все еще возможно?

- Да, но я еще раз подчеркиваю, что, несмотря на то, что с большим уважением отношусь к Никите, желаю, чтобы он стал самостоятельной политической фигурой. В свою очередь, готов ему в этом помочь, если у него будет желание, если хватит смелости. Отчасти то, что он согласился идти в этом тандеме, меня разочаровало, но теперь он избран, а политика - это искусство возможного. Как секретарь Федерального Политсовета СПС, как человек не последний в нашей партии, я готов оказать ему помощь, чтобы он стал самостоятельным председателем партии. Я ему этого искренне желаю.

Фото найдено на сайте:
http://iobninsk.ru/fl2/ivan-valentinovich-starikov.jpg
 


Рецензии